Рабочая программа по физике 10 класс (для учащихся обучающихся на дому)

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по физике 10 класс (для учащихся обучающихся на дому)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Котельниковская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Л.Д.Чурилова»



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ КСОШ №1

___________ / Н.Л. Астафьева

Приказ от________ 2015г. №___




Рабочая программа

по физике

(надомное обучение)

10-е классы


Составитель: Назарова Ольга Александровна

учитель первой категории








Котельники городской округ

2015
















1. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на основе примерной образовательной программы образовательного учреждения и авторской программы Г. Я. Мякишев, Е. М. Гутник, - Физика 10-11 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа -2004 г.» с учебником Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Соцкий Физика 10 класс ,«Просвещение» 2013 г., 0,5 часа в неделю - 17 часов в год.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Изучение физики в средних (полных) общеобразовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;

• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации, необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач; воспитание уважительного отношения к мнению оппонента, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

2. Основное содержание программы


Тема

Часов по программе

Механика

6

Молекулярная физика

5

Электродинамика

6

Итого

17

Механика (6 часов)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации:

Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы:

№1 " Движение тел по окружности под действием силы тяжести и упругости"

№2 "Изучение закона сохранения энергии".

Молекулярная физика (5 часов)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации:

Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объемные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.

Лабораторная работа №3 "Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака"

Электродинамика (6 час)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Ток в различных средах.

Демонстрации:

Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы. Магнитное взаимодействие токов.

Лабораторные работы:

№4 " Последовательное и параллельное соединение проводников"

№5 "Измерение ЭДС"

Итоговое повторение (1 час)

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 10 класса входят: законы кинематики, законы Ньютона, силы в природе, основные положения МКТ, основное уравнение МКТ газов, I и II законы термодинамики, закон Кулона, законы Ома.

В обучении отражена роль в развитии физики техники следующих ученых: Г.Галилея, И. Ньютона, Д.И. Менделеева, М. Фарадея, Ш. Кулона, Г. Ома.

На повышении эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала - такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

  1. классноурочная система;

  2. лабораторные и практические занятия;

  3. применение мультимедийного материала;

  4. решение экспериментальных задач;

  5. проектная деятельность.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики 10 класса ученик должен:

знать и понимать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, ионизирующие излучения;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, электромагнитной индукции, термодинамики;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников, электромагнитную индукцию, свойства газов, жидкостей и твердых тел;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального использования и защиты окружающей среды.

4. Календарно-тематическое планирование 10 класс

п/п

ур.

Тема раздела, урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения



1

Механическое движение, его виды и характеристики Равномерное движение тел. Графики равномерного прямолинейного движения Мгновенная скорость. Сложение скоростей




2

Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения Свободное падение тел Равномерное движение по окружности




3

Основные утверждения механики Законы Ньютона




4

Закон Всемирного тяготения. Сила тяжести Сила упругости Силы трения и сопротивления




5

Закон сохранения импульса Реактивное движение




6

Механическая работа, мощность, энергия Теорема об изменении кинетической и потенциальной энергии




7

Закон сохранения энергии в механике




8

Основные положения МКТ. Решение задач на основные положения МКТ. Температура - мера средней кинетической энергии молекул




9

Уравнения состояния идеального газа. Агрегатные состояния вещества. Твердые тела




10

Внутренняя энергия, работа, количество теплоты в термодинамике. Первый закон термодинамики. Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики.




11

КПД тепловых двигателей. Что такое электродинамика. Электростатика




12

Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность. Проводники и диэлектрики в электрическом поле




13

Энергетические характеристики электростатического поля. Электроемкость. Конденсаторы. Электрический ток




14

Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников




15

.Работа и мощность тока .ЭДС. Закон Ома для полной цепи




16

Электрическая проводимость различных веществ. Ток в металлах




17

Ток в полупроводниках. Ток в вакууме .Ток в жидкостях. Ток в газах





5. Перечень учебно-методического обеспечения


Программа

"Физика 10-11 классы" авторов Г.Я.Мякишев, Е.М. Гутник. Программа для общеобразовательных учреждений: физика, 10-11 кл. Дрофа, 2004г

Учебник

Учебник. Физика. 10 кл.: /авт. Мякишев Г.Я. и др. - Учебн. Для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2012.

Дидактические средства для учащихся

  1. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.

  2. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10-11 кл. М.: Просвещение, 1998.

  3. Волков В.А. Физика. 10 (11) кл. Тематическое поурочное планирование к учебнику Г.Я Мякишева "Физика. 10 (11) кл." - М.: «Вако», 2006.

  4. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.

  5. Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. - М.: Мнемозина, 2004.

  6. Маркина Г.В, С.В. Боброва (составители) Физика. 10 (11) кл. Тематическое поурочное планирование к учебнику Г.Я Мякишева "Физика. 10 (11) кл." - Волгоград: «Учитель», 2006

  7. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.

  8. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.

  9. Оськина В.Т. Физика. 10 (11) кл. Тематическое поурочное планирование к учебнику В.А. Касьянова "Физика. 10 (11) кл." - Волгоград: «Учитель», 2006.

  10. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике. - М.: Дрофа, 2002. Всероссийские олимпиады по физике. 1992-2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вер-бум-М, 2002

  11. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985

Материалы для проведения проверочных работ

  1. Берков А.В., Грибов В.А. ЕГЭ 2009. М.: «АСТ. Астрель»

  2. Физика. Тесты. 10 - 11 классы: Учебно-методическое пособие /Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский и др. - М.: Дрофа, 2003.

  3. Ханнанов М.Н., Ханнанова Т.А. ЕГЭ-2006. М.: «Экзамен», 2006.

  4. Закурдаева С.Ю., Кумаева Е.е. "Практикум по подготовке е ЕГЭ"М.:Вента-Граф,2006

6.Материально-техническое обеспечение

1. Компьютер

2.Проектор

3.Оборудование и приборы (номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования. Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.)

"СОГЛАСОВАНО"

Протокол заседания ШМО от "______" ______________ 2015г. №______.

"СОГЛАСОВАНО"

Зам.директора по УВР

_______________

"_____"_________ 2015г.

© 2010-2022