- Преподавателю
- Физика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Еськова Т.М. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций по специальностям 23.02.01 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Организация-разработчик: ОГАПОУ "БСК"
Разработчик:
Еськова Татьяна Михайловна, преподаватель физики и математики ОГАПОУ "БСК"
Рекомендована методическим советом ОГАПОУ "БСК"
Протокол № 1 от 31 августа 2015 г.
Заместитель директора по учебно-методической работе
________________
Рассмотрено на заседании предметно - цикловой комиссии математических и естественно - научных дисциплин
Протокол № 1 от 31 августа 2015 г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
________________
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
-
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
16
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
19
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для изучения физики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальностям 23.02.01 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом из обязательной предметной области «Профильные дисциплины» среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «Физика» - в составе общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
−− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
−− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
−− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
• метапредметных:
−− использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
−− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
−− умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
−− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
−− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
• предметных:
−− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
−− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
−− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
−− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
−− сформированность умения решать физические задачи;
−− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
−− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 181 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 121 часов;
самостоятельной работы обучающегося 60 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
181
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
121
в том числе:
лабораторные занятия
38
практические занятия
16
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
60
в том числе:
самостоятельная работа студентов по составлению конспектов по темам, написанию и оформлению рефератов, сообщений, составлению тестов и кроссвордов;
45
самостоятельная работа студентов по оформлению отчетов о лабораторных работах;
11
консультации
4
Итоговая аттестация в форме
экзамена во втором семестре
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ФИЗИКА
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
1
Содержание учебного материала
1
1
Физика - фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
Раздел 1.
Механика
28
Тема 1.1.
Кинематика
Содержание учебного материала
4
1
Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение.
2
Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
3
Равномерное движение по окружности.
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Составление опорного конспекта "Классический закон сложения скоростей. Релятивистский закон сложения скоростей ".
-
Составление опорного конспекта "Движение тела, брошенного под углом к горизонту".
-
Решение задач по теме «Кинематика»
3
Практическое занятие: решение задач.
1
Тема 1.2
Законы механики Ньютона
Содержание учебного материала
3
1
Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле.
2
Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Сообщение «Гравитационные поля планет»
-
Решение задач по теме «Законы механики Ньютона».
-
Отчет о проведении лабораторной работы.
3
Практические занятия: решение задач
1
Лабораторная работа № 1 «Исследование движения тела под действием постоянной силы»
Лабораторная работа №2 «Изучение особенностей силы трения (скольжения)»
4
Тема1.3
Законы сохранения в механике
Содержание учебного материала
2
1
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Составление тестов "Законы сохранения в механике"
-
Решение задач по теме "Законы сохранения в механике".
-
Отчет о проведении лабораторной работы.
3
Практические занятия: решение задач
2
Лабораторная работа №3 "Изучение закона сохранения импульса "
2
Лабораторная работа №4 "Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости "
2
Раздел 2.
Основы молекулярной физики и термодинамики.
31
Тема 2.1
Основы молекулярно- кинетической теории. Идеальный газ.
Содержание учебного материала
2
1
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление тестов "Масса и размеры молекул. Броуновское движение. Диффузия. Понятие вакуума" или практическая работа № 1 из серии «Познай себя»
1
Тема 2.2
Основы термодинамики
Содержание учебного материала
3
1
Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс.
2
Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.
-
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Составление кроссворда по теме "Основы термодинамики".
-
Сообщение с презентацией "Холодильные машины. Тепловой двигатель и охрана окружающей среды."или практическая работа №2 из серии "Познай себя".
-
Решение задач по теме «Основы термодинамики».
3
Практические занятия: решение задач.
1
Тема 2.3
Свойства паров, жидкостей и твердых тел
Содержание учебного материала
6
1
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.
2
Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.
3
Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Составление кроссворда "Свойства газов"
-
Сообщение с презентацией или составление кроссворда "Явление капиллярности в быту, природе, технике"
-
Обобщающая таблица "Упругость, прочность, пластичность, хрупкость. тел. Внутреннее строение Земли и планет.".
-
Решение задач по теме «Свойства паров, жидкостей и твердых тел».
-
Отчет о проведении лабораторной работы.
7
Лабораторная работа № 5"Измерение влажности воздуха".
1
Лабораторная работа №6 "Измерение поверхностного натяжения жидкости"
1
Лабораторная работа № 7 "Наблюдение процесса кристаллизации. Изучение деформации растяжения".
2
Лабораторная работа №8 "Изучение теплового расширения твердых тел"
2
Лабораторная работа № 9 "Изучение особенностей теплового расширения воды"
2
Раздел 3.
Электродинамика
44
Тема 3.1
Электрическое поле
Содержание учебного материала
4
1
Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля.
2
Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков.Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.
Самостоятельная работа обучающихся
-
Составить обобщающую таблицу по теме "Диэлектрики и проводники в электрическом поле"
-
Решение задач по теме «Электрическое поле»
2
Практические занятия: решение задач.
1
Контрольная работа №1.
1
Тема 3.2
Законы постоянного тока.
Содержание учебного материала
5
1
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры.
2
Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею.
3
Закон Джоуля-Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.
Лабораторная работа № 10 "Изучение закона Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников"
2
Лабораторная работа № 11 "Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения"
2
Лабораторная работа № 12 "Изучение закона Ома для полной цепи"
2
Лабораторная работа № 13 "Определение коэффициента полезного действия электрического чайника"
1
Лабораторная работа № 14 "Определение температуры нити лампы накаливания"
1
Самостоятельная работа обучающихся:
-
составить конспект «Правила Кирхгофа»,
-
соединение источников электрической энергии в батарею,
-
решение задач по теме «Законы постоянного тока»,
-
Отчет о проведении лабораторной работы.
5
Практические занятия: решение задач.
1
Тема 3.3
Электрический ток в различных средах
Содержание учебного материала
2
1
Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.
Самостоятельная работа обучающихся: составить конспект об электрическом токе в жидкостях, газах, вакууме.
1
Тема 3.4
Магнитное поле
Содержание учебного материала
6
1
Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток.
2
Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц.
3
Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.
Лабораторная работа № 15 "Изучение явления электромагнитной индукции"
2
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Сообщение с презентацией "Магнитосфера Земли и ее взаимодействие с солнечным ветром", "Роль магнитных полей в явлениях, происходящих на Солнце. Солнечная активность".
-
решение задач по теме «Магнитное поле».
4
Практические занятия: решение задач.
2
Раздел 4
Колебания и волны
29
Тема 4.1
Механические колебания
Содержание учебного материала
2
1
Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.
Лабораторная работа № 16 "Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити"
2
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Составление кроссворда "Механические колебания и волны" или практическая работа № 3 из серии «Познай себя».
-
Отчет о проведении лабораторной работы.
2
Практические занятия: решение задач.
2
Тема 4.2
Упругие волны
Содержание учебного материала
3
1
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн.
2
Звуковые волны. Ультразвук и его применение.
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Составление теста или кроссворда по теме "Механические волны"
-
Сообщение с презентацией "Ультразвук и инфразвук в жизнедеятельности человека и природе"
4
Практические занятия: решение задач.
1
Тема 4.3. Электромагнитные колебания
Содержание учебного материала
3
1
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока.
2
Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.
Лабораторная работа № 17 "Индуктивное и емкостное сопротивление в цепи переменного тока"
2
Самостоятельная работа обучающихся:
-
решение задач по теме «Электромагнитные колебания».
-
Отчет о проведении лабораторной работы.
2
Практические занятия: решение задач.
2
Тема 4.4. Электромагнитные волны
Содержание учебного материала
2
1
Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление кроссворда "Применение электромагнитных волн"
2
Раздел 5
Оптика
23
Тема 5.1.
Природа света
Содержание учебного материала
3
1
Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение.
2
Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Лабораторная работа № 18 "Изучение изображений в тонкой линзе"
2
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Сообщение с презентацией "Измерение скорости света"
-
решение задач по теме «Геометрическая оптика».
-
Отчет о проведении лабораторной работы.
3
Практические занятия: решение задач.
1
Тема 5.2
Волновые свойства света
Содержание учебного материала
5
1
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике.
2
Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды.
3
Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.
Лабораторная работа № 19 "Изучение интерференции и дифракции света"
2
Лабораторная работа № 20 "Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий"
2
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Сообщение с презентацией "Понятие о голографии"
-
решение задач по теме «Волновые свойства света»
-
Отчет о проведении лабораторной работы.
4
Практические занятия: решение задач.
1
Раздел 6.
Элементы квантовой физики
14
Тема 6.1
Квантовая оптика.
Содержание учебного материала
2
1
Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Сообщение с презентацией "Применение фотоэффекта"
-
Решение задач по теме «Квантовая оптика»
2
Практические занятия: решение задач.
2
Тема 6.2
Физика атома
Содержание учебного материала
2
1
Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы.
Тема 6.3
Физика атомного ядра.
Содержание учебного материала
3
1
Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова -Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор.
2
Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Составить обобщающую таблицу "Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц",
-
Решение задач по теме «Физика атомного ядра»
2
Практические занятия: решение задач
1
Раздел 7.
Эволюция Вселенной.
11
Тема 7.1.
Строение и развитие Вселенной
Содержание учебного материала
2
1
Наша звездная система - Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик.
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовить рефераты по теме «Строение и развитие Вселенной»
1,5
Тема 7.2. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы.
Содержание учебного материала
2
1
Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить рефераты по темам: « Большой адронный коллайдер. Цель его создания и современное его состояние», « Программа « Марс- 500».
1,5
Контрольная работа №2.
1
Всего:
181
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физики;
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, графопроектор, приборы и оборудование для проведения лабораторных работ и демонстрационных опытов.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Для студентов
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. - М., 2014.
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, А. В. Коржуев, О. В. Муртазина. - М., 2015.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. - М.,2014.
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
Касьянов В. А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.- М., 2010.
Касьянов В. А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. - М., 2010.
Трофимова Т. И., Фирсов А. В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Сборник задач. - М., 2013.
Трофимова Т. И., Фирсов А. В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Решения задач. - М., 2015.
Трофимова Т. И., Фирсов А. В. Физика. Справочник. - М., 2010.
Фирсов А. В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / под ред. Т. И. Трофимовой. - М., 2014.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014
№ 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»..Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред.от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: метод. пособие. - М., 2010.
Интернет- ресурсы
fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
w dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
st-books. ru (Лучшая учебная литература).
school. edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
ru/book (Электронная библиотечная система).
alleng. ru/edu/phys. htm (Образовательные ресурсы Интернета - Физика).
school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
https//fiz.1september. ru (учебно-методическая газета «Физика»).
n-t. ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
nuclphys. sinp. msu. ru (Ядерная физика в Интернете).
college. ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
kvant. mccme. ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения
1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу физики; выявление мотивации к изучению нового материала.
3. Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;
- защита лабораторных работ;
- контрольных и самостоятельных работ по темам разделов дисциплины;
- тестирования;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение).
4. Итоговая аттестация в форме экзамена.
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
применять полученные знания для решения физических задач;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
-
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Усвоенные знания
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
6