Обобщение опыта по теме: Проблемное обучение физике в процессе решения задач

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Проблемное обучение физике в процессе решения задач»


Обоснование выбора темы - необходимость повышения качества работы учителя по формированию знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с образовательным стандартом при минимизации разного рода затрат на организацию процесса обучения.

Цель:

  • Повысить качество обучения за счет применения эффективных методик и технологий.

Задачи:

  • Стимуляция активной деятельности учащихся и обеспечение их запросов в процессе обучения;

  • Обеспечение адаптивности и интереса обучения;

  • Обеспечение положительных результатов образования;

Несмотря на то, что идеи проблемного обучения давно применялись в практике преподавания физики и других предметов, сегодня эта нетрадиционная технология особенно актуальна и необходима каждому педагогу, т.к. проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Решение физических задач-один из основных методов обучения физике и важное средство профессиональной ориентации учащихся. Обучить решению задач-одна из серьезных и трудных методических тем.

Значительное место в проблемном обучении занимает решение проблемных задач. Проблемные задачи позволяют ученику даже со слабыми вычислительными навыками не только почувствовать сложность физических явлений, но и понять их суть, побудить его к самостоятельному решению проблемы, ее осмыслению, попытаться поставить себя на место изобретателя, сделать выводы, задуматься.

Существуют определенные требования к проблемным ситуациям или задачам:

  1. Проблемная задача должна быть такой, чтобы уже первоначальный анализ ее вызвал у учащихся одновременно и чувство затруднения, и чувство предстоящего успеха.

  2. Проблемная задача должна содержать в себе элемент нового, интересного для учащихся; это способствует включению школьника в активный познавательный процесс.

В своей работе я начала использовать проблемные задачи при изучении нового материала, проведении демонстрационного и фронтального эксперимента, решении физических задач, выполнении учащимися домашних работ.

Я применяю следующие виды проблемных задач:

  1. Вычислительные задачи «с числами и без чисел»

  2. Качественные задачи

  3. Графические задачи

  4. Экспериментальные задачи

  5. Задачи-рисунки

  6. Задачи-оценки

Творческие задачи, в которых отсутствуют данные, превращают их в проблемные задачи. Учащиеся могут успешно решать их лишь после того, как они достаточно хорошо усвоят материал темы. В качестве примера приведу задачи для учащихся 7 класса по теме «Плотность вещества»

  • Даны стальная спица и мензурка с водой. Как с их помощью определить плотность кусочка пробки?

  • Определите массу деревянного бруска с помощью одной линейки.

Приведу пример использования графической задачи в 9 классе по теме «Законы Ньютона»:

По графику, представленному на рисунке, найти все, что можно, если масса тела 2 кг. Здесь ребята легко могут найти скорость, ускорение, перемещение, определить характер движения. Но, т.к. проблемная задача должна содержать элемент нового, то новое для них - нахождение силы и построение графика силы.

В процессе решения проблемных ситуаций, учащиеся сами добывают недостающие для решения знания, при этом они проходят все этапы научного познания мира: от выдвижения гипотезы, до ее проверки, постигая логику открытия.

Но проблемные ситуации, созданные на основе своего жизненного опыта, более интересны ученикам. Так например

Смолина Анастасия 7в класс

Будет ли давление в чем-либо, если выкачен воздух?

Есть ли сила трения на космическом корабле?

Лобов Артем 7в класс

Как доказать, что молекулы движутся?

Изменяется ли гравитация на других планетах?

С повышением скорости автомобиля сила трения уменьшается или увеличивается?

Булдакова Даша 7в класс

Почему в воде я маму могу поднимать на руках, а на суше нет?

Интересно, останавливаются молекулы или нет?

Драпчук Дима 7б класс

Сколько весит одна молекула?

На какой глубине опасно для человека давление воды?

Королева Надя 7б класс

«Лунная походка» откуда это словосочетание? Связано ли оно с физикой?

Меняется ли голос у космонавтов в космосе?

Мирошников Кирилл 7б класс

На сколько метров вверх я смогу подпрыгнуть на Луне?

Педя Артем 7б класс

Что станет с человеком, если он выйдет в открытый космос без скафандра?

Лунева Наташа 7б класс

Почему растянутая пружина при падении сжимается?

Юреня Артем 7а класс

Почему на астероиде Веста человек с легкостью перепрыгивает девятиэтажный дом?

Легур Вероника 7а класс

Как возникает вакуум?

Тятюшкина Влада 7а класс

Как помыться в космосе?

На сегодняшний день я практически реализую технологию проблемного обучения на своих уроках. Сделала подбор материалов (физических задач) для учащихся 7-11 классов по темам. Убедилась, что эта технология максимально соответствует моим запросам, учитывает возрастные особенности школьника, специфику предмета, где ученик является активным субъектом своего обучения. Наблюдаю повышение интереса к предмету, кроме того, ученики стали более полно понимать суть явлений. Данная технология легко вписывается в мою систему работы и улучшает качество ее выполнения.

Учитель физики Татарникова Н.М.

© 2010-2022