Урок «Физика на пляже»

Данный урок задуман с той целью, чтобы учащиеся не только могли воспроизвести те знания, которые предусмотрены программой, но и учились видеть физику в окружающих нас явлениях. Он направлен на развитие ученика, на его умения разглядывать физические явления и действия законов физики. Этот урок можно провести в интересной игровой форме. Основа урока - подобранные вопросы из различных сборников задач, связанные с названием урока. Такое название темы урока может вызвать интерес к уроку, заинтересова...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Физика на пляже»

Данный урок задуман с той целью, чтобы учащиеся не только могли воспроизвести те знания, которые предусмотрены программой, но и учились видеть физику в окружающих нас явлениях. Он направлен на развитие ученика, на его умения разглядывать физические явления и действия законов физики. Этот урок можно провести в интересной игровой форме. Основа урока - подобранные вопросы из различных сборников задач, связанные с названием урока. Такое название темы урока может вызвать интерес к уроку, заинтересовать учащихся с разным уровнем подготовки, вовлечь весь класс в совместный процесс познания.

Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Тепловые явления", совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся.

Развивающие: способствовать развитию у школьников мышления, внимания, грамотной физической речи, самостоятельности, формировать умения обобщать, делать выводы.

Воспитательные: формирование активности учащихся в учебном процессе, умение использовать знания в жизненных ситуациях, стимулировать научное познание, продолжить формирование познавательного интереса учащихся к физике.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний учащихся.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Как Вы думаете, почему я решила провести урок физики под таким названием?

( учащиеся высказывают своё мнение)

Да, скоро лето, каникулы. Вы часто проводите своё время на воде, тем более, что мы с вами живём в таком замечательном месте, где протекают три речки. Отдых на воде связан со многими физическими явлениями и процессами.

Попробуйте предложить, и мы с вами очертим круг тех вопросов, на которые мы сегодня будем отвечать. (учащиеся предлагают)

Формулируются вопросы. Быстро записываются на интерактивной доске.

Эпиграф: "Физика - это наука понимать природу". Роджерс. (на доске)

Условия игры. Каждый ученик должен стремиться набрать как можно больше баллов, которые даются за правильные ответы. Каждый жетон -1балл.

  • За каждый верный ответ - 1 балл;

  • За правильное дополнение - 1 балл;

  • За оригинальный ответ - 2 балла.

Вопросы (качественные задачи и экспериментальные).

  1. Благодаря какому виду теплопередачи получаем энергию?

  2. Благодаря какому виду теплопередачи в летний день нагревается вода в водоёмах.

  3. Сравните, как нагрелись под солнцем белое полотенце и черный мяч. Если светлые предметы нагрелись относительно слабо, то темные почти обжигают при прикосновении к ним. Почему?

  4. Какими свойствами обладает вода как жидкость?

  5. Что происходит с жидкостью при испарении?

  6. Какие силы действуют на человека, находящегося в воде?

  7. Почему становится холодно, когда входишь в воду?

  8. Почему вода остается у него на коже после купания, а не скатывается?

  9. Почему после захода солнца вода кажется тёплой и купаться приятно?

  10. Выйдя из воды, собака встряхивается. Какое явление помогает ей освободить шерсть от воды? ( № Л. 180).

  11. Под действием какой силы доска выпрямляется после прыжка в воду? (Л.№332)

  12. В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной? (Л.605).

  13. 12.Почему нагретые детали в воде охлаждаются быстрее, чем в воздухе? (Л.№948)

  14. Как образуются бризы? (Л. №973)

  15. Можно ли термос временно использовать для хранения мороженого? (Л, №989).

  16. Почему вода в открытых водоёмах нагревается солнечными лучами медленнее, чем суша? ( Л.№987).

  17. Почему барометр «падает» перед дождем? (Т. №649).

  18. Человек чувствует себя комфортно при относительной влажности, равной 40-60%. Почему может возникнуть ощущение изнурительной жары при температуре воздуха 250 и относительной влажности 80-90%, в то время, как при температуре 300 С и влажности 30% самочувствие может быть хорошим? (Л.№1162)

  19. Почему когда, купаясь в жаркий день, вы входите в воду, вода кажется холоднее воздуха, а когда выходите, то наоборот?(Л.№ 574)

  20. Какое же купание без прыжков вводу? Объясните с точки зрения физики как правильно нужно нырять в воду?

  21. Почему купающемуся не становится холодно, когда он выходит из реки во время летнего теплого дождя? ( Л. №575).

  22. Если же вы не вытерли кожу, да еще подул ветер, то сразу ощутите неприятный холод. Почему?

  23. Какое значение имеет для организма выделение пота? ( Т.№576).

  24. Почему сильная жара труднее переносится в болотистых местах, чем в сухих? (Т. №623).

  25. Почему летом мы носим светлую одежду?

  26. Почему пловцы высокого класса поднимают голову над водой только для вдоха, а выдох делают в воду. И это не прихоть, а необходимость. Почему?

Решить задачу.

1 .Сколько времени потребуется свету, чтобы достичь Земли?.

2.Какое количество теплоты получила вода при нагревании от 15 до 250 С в бассейне, длина которого 100 м, ширина 6 м, глубина 2 м? (Л.1019).

Подведение итогов. Подсчёт баллов.

Замки на песке.

Дети на пляже очень любят строить из песка различные скульптуры, чаще это домики, башни, дворцы. Но они не долговечны, быстро распадаются, как только высыхает песок. Что бы вы предложили для того, чтобы сделанное вами сооружение сохранилось как можно дольше?

Для изготовления песок смешивают с водой и уплотняют в специальных формах. Затем его пропитывают раствором, содержащим клей ПВА. Всё это следует выдержать в течение нескольких дней. А затем мастер вырезает специальными инструментами фигуры. Чтобы они были долговечными, сверху поливают раствором клея.

Презентация. Скульптуры из песка.

Рефлексия.

  1. 1. Можно ли считать выполненной задачу, поставленную в начале урока?

2. Что нового узнал при изучении темы?

3. Как вы можете использовать на практике полученные знания?

Домашнее задание: Л. №1117,1118.

Литература:

  • В.И. Лукашик. Сборник задач по физике.7-9 классы. М., Просвещение, 2011 г.

  • М.Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике. М., Просвещение, 1972 г.

  • nkj.ru/archive/articles/3055/

  • Наука и жизнь, №5, 2003 г.





© 2010-2022