Рабочая программа по физике, 7 - 9 класс. УМК: Н. М. Шахмаев, Ю. И. Дик, А. В. Бунчук

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИКЕ

для 7 - 9 классов

уровень изучения - базовый

Содержание.


  1. Пояснительная записка………………………………………..


  1. Основное содержание тем учебного курса…………………..


  1. Требования к уровню подготовки учащихся………………...


  1. Перечень учебно-методического обеспечения…………..


  1. Список литературы…………………………………………..

Приложения:


  1. КИМы

  2. Календарно-тематические планирования по классам






Пояснительная записка


Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-9 классов и разработана на основании Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, ст.12 п.5,7.

Программа основного общего образования по физике разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089) и с учётом примерной программы основного общего образования по физике (приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004г. № 1312).

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по классам и разделам курса и последовательность изучения разделов и тем предмета, определяет набор лабораторных работ, необходимых для формирования ключевых компетенций обучающихся.


УМК


Выбор УМК осуществлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012 - 2013 учебный год»:

Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук, Ю.И.Дик «Физика», 7 класс, 2012, Мнемозина;

Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук «Физика», 8 класс, 2012, Мнемозина;

Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук «Физика», 9 класс, 2012, Мнемозина.

В этих учебниках учтены все требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.


Общая характеристика учебного предмета

Физика в современном обществе имеет исключительно важное значение для общего образования и формирование мировоззрения.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.

Курс физики, изложенный в УМК Н.М.Шахмаева, составлен в соответствии с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребёнок устремлён к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Курс ориентирован в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.

Курс составлен в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 года и направлен на реализацию следующих основных целей:

- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнения экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.

В качестве концептуальной основы построения программы по физике рассматривается современный метод научного познания, суть которого заключается в модельном отражении действительности.

Дидактический аспект концепции программы состоит в том, что познавательный процесс организован по общей схеме научного познания от исходных эмпирических законов и фактов к гипотезе, от гипотезы к теоретическим выводам и далее - к экспериментальной проверке и практическому творческому применению научных выводов.

Психологический аспект концепции состоит в признании опыта деятельности в сфере изучаемого предмета решающим фактором обучения и интеллектуального развития.

Место предмета в учебном плане школы

Школьный учебный план составлен согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации. На изучение физике на ступени основного общего образования отводится не менее 210 часов (68 часов в год), т.е. 2 часа в неделю с VII по IX класс.

Основное содержание тем учебного курса

7 класс

1. Введение (2 часа).

Физические явления. Методы изучения физических явлений. Физика основа техники.

2. Первоначальные сведения о свете (17 часов).

Источники и приёмники света. Прямолинейное распространение света. Скорость света. Тень и полутень. Затмения Солнца и Луны. Законы отражения. Плоское зеркало. Изображение в плоском зеркале. Сферические зеркала. Применение выпуклых сферических зеркал в технике. Законы преломления. Линзы. Оптические приборы. Фотоаппарат. Лупа. Театральный бинокль. Глаз и зрение. Очки. Разложение белого цвета в спектр. Опыты Ньютона. Сложение цветных пучков света.

3. Первоначальные сведения о звуке (5 часов).

Источники и приёмники звука. Распространение звука. Скорость распространения звука. Звуковые волны. Громкость звука. Высота тона. Тембр звука. Действие звуков на организм человека. Отражение звука. Законы отражения. Эхо. Музыкальные звуки. Приборы и приспособления, служащие для усиления звука. Ультразвук.

4. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов).

Дискретное строение вещества. Молекулы. Непрерывное и хаотическое движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Движение и взаимодействие частиц вещества. Расположение частиц в твёрдых телах, жидкостях и газах. Молекулярное строение льда. Воды и водяного пара.

5. Физические величины (14 часов).

Масса Единицы массы. Плотность. Сила. Единицы силы. Динамометр. Сила тяжести. Давление. Единицы давления. Работа. Единицы работы. Мощность. Единица мощности. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Энергия рек и ветра.

6. Тепловые явления (17 часов).

Источники и приёмники тепла. Тепловое расширение. Температура. Термометр. Медицинский термометр. Связь температуры со скоростью движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция. Излучение. Термос. Теплоизоляция и отопление домов. Сравнение теплопроводности различных материалов. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения о давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания.

7. Тепловые двигатели (7 часов).

Устройство и принцип работы реактивного двигателя. Двигатели внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД тепловой машины. Тепловые двигатели и охрана природы.

8 класс

1. Электрические заряды. Электрическое поле (9 часов).

Электризация тел. Электрический заряд. Проводники и диэлектрики. Свойства электрических зарядов. Элементарный заряд. Строение атома. Закон сохранения электрического заряда. Конденсатор. Ёмкость конденсатора. Электрическое поле. Свойства электрического поля. Энергия поля.

2. Электрический ток. Электрическая цепь (22 часа).

Постоянный электрически ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

3. Электрический ток в средах (6 часов).

Электрический ток в полупроводниках, жидкостях и газах. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

4. Магнитное поле (8 часов).

Магнитное поле постоянных магнитов. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

5. Электромагнитная индукция (6 часов).

Опыт Фарадея. Индукционный ток. Индукционный генератор. Микрофон. Переменный ток. Свойства переменного тока. Производство и передача электроэнергии.

6. Электромагнитные волны (5 часов).

Электрическое и магнитное поле. Энергия поля. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитное поле. Свет - один из видов электромагнитных волн. Источники электромагнитных волн. Опыты Герца. Принцип радиосвязи. Длина волны и частота колебаний. Модуляция и демодуляция. Применение радиоволн. Радиолокация. Шкала электромагнитных излучений. Спектр. Сплошные и линейчатые спектры. Спектры излучения и поглощения.

7. Атом (9 часов).

Открытие радиоактивности Беккерелем. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое число. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звёзд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

9 класс

1. Основы кинематики (16 часов).

Общие сведения о движении. Физическое тело. Механическое движение. Система отсчёта. Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Материальная точка. Траектория. Поступательное движение. Путь и перемещение. Прямолинейное и криволинейное движение. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Единицы скорости. Графическое представление движения. Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Ускорение. Единицы ускорения. Равноускоренное движение. Скорость и перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение. Гипотеза и эксперименты Галилея. Ускорение свободного падения. Равномерное движение тела по окружности. Мгновенная скорость. Линейная скорость. Ускорение. Период и частота обращения.

2. Законы движения (7 часов).

Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Ускорение тел при взаимодействии. Инертность тел. Масса тела как мера инертности. Методы измерения массы. Единица массы. Сила. Единица силы. Сила - причина деформации и ускорения. Зависимость силы упругости от удлинения тел. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Равнодействующая сила. Проекции вектора на координатные оси. Третий закон Ньютона.

3. Силы в механике (9 часов).

Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Условия его применимости. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Центр тяжести. Нахождение положения центра тяжести тел. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость. Вторая и третья космические скорости. Вес тела. Вес тела, движущегося с ускорением. Невесомость, перегрузка. Сила трения. Трение покоя. Трение скольжения. Коэффициент трения скольжения. Трение качения. Роль силы трения.

4. Законы сохранения в механике (15 часов).

Импульс силы. Единица импульса силы. Импульс тела. Единица импульса. Соотношение между импульсом силы и импульсом тела. Замкнутая система. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Идея и практика использования ракет для космических полётов. Работа силы. Энергия. Единицы работы и энергия. Взаимосвязь работы и энергии. Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии. Консервативные силы. Работа консервативных сил. Потенциальная энергия взаимодействия тела и Земли. Работа силы упругости. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Взаимное превращение кинетической и потенциальной энергии. Полная механическая энергия. Закон сохранения механической энергии в замкнутой системе. Работа силы трения и механическая энергия. Закон сохранения полной энергии. Изменение механической энергии в незамкнутой системе тел. Состояние равновесия. Условие равновесия тела. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие. Условие устойчивости тела. Момент силы. Единица момента силы. Рычаг. Условие рвновесия рычага. «Золотое правило» механики. Простые механизмы. КПД.

5. Гидро- и аэростатика (7 часов).

Специфические свойства жидкостей и газов. Силы давления жидкости на стенки сосуда. Гидростатическое давление. Единица давления. Формула гидростатического давления. Сообщающиеся сосуды. Жидкостный манометр. Атмосфера Земли. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Ртутный барометр. Барометр-анероид. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Гидравлические механизмы. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Подъёмная сила.

6. Механические колебания и волны (11 часов).

Колебательное движение. Механические колебания. Колебательная система. Маятник. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Графическое представление колебаний. Наблюдение Галилея. Формула Гюйгейнса для периода колебаний математического маятника. Период колебаний пружинного маятника. Потенциальная и кинетическая энергия тела при колебательном движении. Превращение энергии при колебаниях. Влияние трения. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Явление резонанса. Акустический резонанс. Использование резонанса. Распространение колебаний. Волны. Продольные и поперечные волны. Упругие волны. Звук. Энергия волны. Перенос энергии волной. Скорость распространения волны. Длина волны. Длина волны.

Перечень лабораторных работ.


7 класс

№ 1. Наблюдение изображения предмета. Полученного с помощью плоского зеркала.

№ 2. Измерение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы.

№ 3. Получение изображений с помощью линзы.

№ 4. Наблюдение дисперсии света.

№ 5. Измерение размеров малых тел.

№ 6. Измерение массы тела на рычажных весах.

№ 7. Измерение плотности твёрдого тела.

№ 8. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

№ 9. Градуировка комнатного термометра.

№ 10. Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.

8 класс

№ 1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках.

№ 2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

№ 3. Регулирование силы тока реостатом и измерение его сопротивления.

№ 4. Проверка свойств параллельного соединения проводников.

№ 5. Измерение мощности и работы тока.

№ 6. Исследование свойств полупроводникового диода.

№ 7. Намагничивание и размагничивание компасных стрелок.

№ 8. Исследование явления электромагнитной индукции.

9 класс

№ 1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.

№ 2. Изучение упругих свойств пружины.

№ 3. Установление зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы.

№ 4. Измерение коэффициента трения скольжения.

№ 5. Определение работы силы тяжести, упругости и трения.

№ 6. Проверка условия равновесия рычага.

№ 7. Измерение выталкивающей силы.

№ 8. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

№ 9. Определение массы с помощью пружинного маятника.

Распределение контрольных и лабораторных работ по классам.


Класс

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

7

4

10

8

4

8

9

5

9

Требования к уровню подготовки обучащюихся


В результате изучения физики в 7 - 9 классах ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля- Ленца , прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.




Учебно-методическое обеспечение.


  1. Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук, Ю.И.Дик «Физика», 7 класс, Мнемозина;

Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук «Физика», 8 класс, Мнемозина;

Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук «Физика», 9 класс, Мнемозина;

  1. А.В.Бунчук, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгарт, И.Ю.Ненашев «Физика» 7. Задачник. Мнемозина

  2. А.В.Бунчук, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгарт, И.Ю.Ненашев «Физика» 8. Задачник. Мнемозина

  3. А.В.Бунчук, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгарт, И.Ю.Ненашев «Физика» 9. Задачник. Мнемозина

  4. А.Е.Марон «Физика», 7 - 9 класс. Дидактические материалы, учебно-методическое пособие, М., «Дрофа»;

  5. Диск «1С. Физика. 7 - 9 класс» под. редакцией Н.К.Ханнанова;

  6. Демонстрационное и лабораторное оборудование.

  7. Таблицы: «Международная система единиц», «Десятичные приставки», «Соотношения между различными единицами» и др.

  8. И.В.Годова. Физика. Контрольные работы в новом формате. 7 - 9 класс. М. Интеллект-Центр.


Список литературы


  1. Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  2. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Дрофа. М. 2005

  3. Примерная программа основного общего образования по физике. Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004г. № 1312.











1


© 2010-2022