- Преподавателю
- Физика
- План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»
План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ымыдыкова Г.Н. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План практического занятия по физике.
Тема: «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»
Цель занятия:
образовательные: закрепление понятий периода полураспада, среднего времени
жизни атомного ядра, дефекта массы, энергии связи и удельной
энергии связи атомных ядер;
усвоение студентами алгоритмов решения задач по указанным темам.
развивающие: понимание теории радиоактивного и методов его анализа,
воспитательные: формирование навыков самостоятельной и коллективной работы,
точного аналитического подхода к рассмотрению явлений
природы, способностей к логическому мышлению и анализу.
Тип учебного занятия: урок формирования умений и навыков.
Методы обучения: репродуктивный и продуктивный (частично-поисковый) методы
обучения.
Используемое оборудование:
таблица удельной энергии связи атомных ядер; проектор, ПК,
карточки с индивидуальными и тестовыми заданиями.
Актуализация знаний.
С целью актуализации знаний проводится плотный опрос в виде
-- Терминологического диктанта
-- Проверка узнавания формул
Формирование новых способов действий.
-- Объяснения преподавателя. Решение в качестве примера задачи №1
-- Задача 2 решается у доски студентами. При решении студентом задачи остальные
следят за правильностью решения и под руководством преподавателя вносят замечания и исправления, если в решение допущена ошибка.
-- Задача 3,4 также решаются у доски под контролем преподавателя и студентов,
используются иллюстрации.
Задача 1
Найти удельную энергию связи ядра . Масса ядра Мядра=15,99052 а.е.м., масса одного протона mp=1,00783 а.е.м., масса нейтрона mn=1,00866.а.е.м.
Дано: здесь A -массовое число изотопа кислорода ядра ,
A=16 Z-зарядовое число.
Z=8 Решение. Напомним, что удельной энергией связи называют mp=1,0783 а.е.м энергию связи, приходящуюся на один нуклон, поэтому удельная
mn=1,0866 а.е.м энергия связи ядра может быть определена отношением всей
Mядра=15,99052 а.е.м энергией связи , т. е. энергии связи, приходящейся на все
-? нуклоны ядра , к их общему количеству, т.е. к массовому числу А:
.
Энергию связи ядра (по модулю) можно определить по формуле
.
Здесь N=A-Z - число нейтронов в ядре.
Напомним, что здесь массы протона, нейтрона и ядра следует оставить выраженными в атомных единицах массы (е.а.м), и тогда мы получим энергию связи , выраженную в мегаэлектрон-вольтах (МэВ).
С учетом этого .
Подставим это выражение в первую формулу, получим
.
Задача в общем виде решена. Очевидно, что единицей измерения здесь будет .
Отметим, что в некоторых справочных таблицах приводятся не массы ядер, а массы изотопов элементов. В этом случае для нахождения массы ядер следует вычесть из массы изотопа массу всех электронов, умножив их количество на массу покоя одного электрона me=9,1*10-31 кг.
Количество электронов в нейтральном атоме равно количеству протонов в его ядре, т. е. тоже равно зарядовому числу Z или порядковому номеру элемента в таблице Менделеева.
Поставим числа в полученное выражение для и произведем вычисления:
Ответ: .
Задача 2.
Масса атома хлора М=35,5 а. е. м. Хлор имеет два изотопа: с массой атома М1=35
а. е. м. и с массой атома М2=37 а. е. м. Найти их процентное содержание.
Решение.
Дано:
М =35,5 Обозначим N некоторое количество атомов хлора, N1-количество изотопов хлора М1=35 в общем количестве N, N2 - количество изотопов в этом же количестве
М2=37 N, , - относительно содержание изотопов и . -?
Здесь следует сообразить, что сумма произведений массы атома М1
-? на относительное содержание изотопов хлора и массы атома М2 на
относительное содержание изотопов хлора есть масса М:
М1+ М2=M
Так как N2=N-N1, то М1+ М2=M.
Отсюда найдем относительное содержание изотопов хлора в их смеси с изотопом , выраженное в частях, а затем, умножив полученное отношение на 100%, получим искомое процентное содержание этих изотопов:
М1+ М2=M.
(М1-М2) = М-М2,
=
Мы нашли одну искомую величину. Очевидно, что, отняв ее от 100%, мы определим процентное содержание изотопов , выраженное тоже в процентах:
Все полученные величины будут выражены в процентах. Подставим числа и произведем вычисления:
,
.
Ответ: , =25%.
Задача№3.
Какая доля радиоактивных ядер некоторого элемента распадается за время t , равное половине периода полураспада?
Дано: Решение.
Обозначим N количество ядер, распавшихся за время t, N-
t= первоначальное количество ядер (т.е. в момент t=0), T- период
полураспада элемента.
Количество N распавшихся за время t= ядер равно разности первоначального количества ядер N и количества ядер N, оставшихся нераспавшимися через время t от начала расчета времени распада: N= N-N.
Количество нераспавшихся ядер N связано со временем распада t и периодом полураспада T законом радиоактивного распада
, где t=, поэтому
N=
Тогда N= N-= N , откуда .
Ответ: .
Задача 4
Активность радиоактивного препарата уменьшилась в 4 раза за t = 8 дней. Найти период полураспада Т этого препарата.
Дано: обозначим активность препарата в начальный момент времени, -
активность препарата через t дней.
t = 8 дней Решение.
Т=?. Напомним, что активностью радиоактивного препарата
называется величина, равная числу распадающихся ядер в единицу времени. В отличие от периода полураспада, который для данного препарата постоянная величина, активность с течением времени убывает.
Пусть в начальный момент за единицу времени распадалось ядер препарата, а через время t стало распадаться в единицу времени ядер. Тогда согласно закону убывания активности =*, откуда .
Отсюда определим период полураспада Т, выполнив логарифмирование:
,
Задача в общем виде решена. Подставим числа и выполним вычисления:
дней = 4 дня.
Ответ: Т = 4 дня.
Выполнение работы.
Решить задачи № 21.15, 21.16-21.22
№ 22.7, 22.8, 22.13, 22.17-22.20 (Волькенштейн, Сборник задач по курсу
общей физики, 1993)
Для слабых студентов - 7.27, 7.29, 7.31, 7.37, 7.39 (Трофимова., Сборник задач по физике с решениями 1999) № 7.85, 7.86
Межпредметные связи: математика, химия, экология.
Домашнее задание: 21.23-21.30; 22.14-22.16; 22.10-22.12(Волькенштейн, Сборник задач по курсу общей физики, 1993)
Или 7.7-7.20; 7.84, 7.87, 7.88 (Трофимова., Сборник задач по физике с решениями 1999) № 7.85, 7.86
2.Составить несколько задач по изученному материалу с содержанием исторических или экологических фактов.