• Преподавателю
  • Физика
  • План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»

План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План практического занятия по физике.

Тема: «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»

Цель занятия:

образовательные: закрепление понятий периода полураспада, среднего времени

жизни атомного ядра, дефекта массы, энергии связи и удельной

энергии связи атомных ядер;

усвоение студентами алгоритмов решения задач по указанным темам.

развивающие: понимание теории радиоактивного и методов его анализа,

воспитательные: формирование навыков самостоятельной и коллективной работы,

точного аналитического подхода к рассмотрению явлений

природы, способностей к логическому мышлению и анализу.

Тип учебного занятия: урок формирования умений и навыков.

Методы обучения: репродуктивный и продуктивный (частично-поисковый) методы

обучения.

Используемое оборудование:

таблица удельной энергии связи атомных ядер; проектор, ПК,

карточки с индивидуальными и тестовыми заданиями.

Актуализация знаний.

С целью актуализации знаний проводится плотный опрос в виде

-- Терминологического диктантаПлан практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»

-- Проверка узнавания формул

Формирование новых способов действий.

-- Объяснения преподавателя. Решение в качестве примера задачи №1

-- Задача 2 решается у доски студентами. При решении студентом задачи остальные

следят за правильностью решения и под руководством преподавателя вносят замечания и исправления, если в решение допущена ошибка.

-- Задача 3,4 также решаются у доски под контролем преподавателя и студентов,

используются иллюстрации.

Задача 1

Найти удельную энергию связиПлан практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» ядра План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» . Масса ядра Мядра=15,99052 а.е.м., масса одного протона mp=1,00783 а.е.м., масса нейтрона mn=1,00866.а.е.м.

ДПлан практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»ано: здесь A -массовое число изотопа кислорода ядра План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» ,

A=16 Z-зарядовое число.

Z=8 Решение. Напомним, что удельной энергией связи называют mp=1,0783 а.е.м энергию связи, приходящуюся на один нуклон, поэтому удельная

mn=1,0866 а.е.м энергия План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» связи ядра может быть определена отношением всей

MПлан практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»ядра=15,99052 а.е.м энергией связи План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» , т. е. энергии связи, приходящейся на все

План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»-? нуклоны ядра , к их общему количеству, т.е. к массовому числу А:

План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи».

Энергию связи ядра План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» (по модулю) можно определить по формуле

План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи».

Здесь N=A-Z - число нейтронов в ядре.

Напомним, что здесь массы протона, нейтрона и ядра следует оставить выраженными в атомных единицах массы (е.а.м), и тогда мы получим энергию связи План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» , выраженную в мегаэлектрон-вольтах (МэВ).

С учетом этого План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» .

Подставим это выражение в первую формулу, получим

План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи».

Задача в общем виде решена. Очевидно, что единицей измерения здесь будет План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» .

Отметим, что в некоторых справочных таблицах приводятся не массы ядер, а массы изотопов элементов. В этом случае для нахождения массы ядер следует вычесть из массы изотопа массу всех электронов, умножив их количество на массу покоя одного электрона me=9,1*10-31 кг.

Количество электронов в нейтральном атоме равно количеству протонов в его ядре, т. е. тоже равно зарядовому числу Z или порядковому номеру элемента в таблице Менделеева.

Поставим числа в полученное выражение для План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» и произведем вычисления:

План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»

Ответ: План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» .

Задача 2.


Масса атома хлора М=35,5 а. е. м. Хлор имеет два изотопа: План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» с массой атома М1=35

а. е. м. и План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» с массой атома М2=37 а. е. м. Найти их процентное содержание.

Решение.

ДПлан практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»ано:

М =35,5 Обозначим N некоторое количество атомов хлора, N1-количество изотопов хлора М1=35 План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» в общем количестве N, N2 - количество изотопов План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» в этом же количестве

МПлан практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»2=37 N, План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» , План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» - относительно содержание изотопов План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» и План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» . План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» -?

Здесь следует сообразить, что сумма произведений массы атома М1

План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»-? на относительное содержание План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» изотопов хлора План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» и массы атома М2 на

относительное содержание План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» изотопов хлора План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» есть масса М:

М1План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»+ М2План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»=M

Так как N­2=N-N1, то М1План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»+ М2План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»=M.

Отсюда найдем относительное содержание План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» изотопов хлора План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» в их смеси с изотопом План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» , выраженное в частях, а затем, умножив полученное отношение План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» на 100%, получим искомое процентное содержание этих изотопов:

М1План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»+ М2План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»=M.


План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»12) = М-М2,


План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»=План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»


Мы нашли одну искомую величину. Очевидно, что, отняв ее от 100%, мы определим процентное содержание План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» изотопов План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» , выраженное тоже в процентах:

План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»

Все полученные величины будут выражены в процентах. Подставим числа и произведем вычисления:

План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»,

План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи».

Ответ: План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» , План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» =25%.

Задача№3.

Какая доля радиоактивных ядер некоторого элемента распадается за время t , равное половине периода полураспада?

ДПлан практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»ано: Решение.

Обозначим План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» N количество ядер, распавшихся за время t, NПлан практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»-

t=План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» первоначальное количество ядер (т.е. в момент t=0), T- период

полураспада элемента.

План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»

Количество План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» N распавшихся за время t=План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» ядер равно разности первоначального количества ядер NПлан практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» и количества ядер N, оставшихся нераспавшимися через время t от начала расчета времени распада: План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» N= NПлан практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»-N.

Количество нераспавшихся ядер N связано со временем распада t и периодом полураспада T законом радиоактивного распада

План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи», где t=План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи», поэтому

N= План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»

Тогда План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» N= NПлан практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»-План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»= NПлан практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» , откуда План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» .

Ответ: План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» .

Задача 4

Активность радиоактивного препарата уменьшилась в 4 раза за t = 8 дней. Найти период полураспада Т этого препарата.

План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»

Дано: обозначим План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» активность препарата в начальный момент времени, План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» -

План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» активность препарата через t дней.

tПлан практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» = 8 дней Решение.

Т=?. Напомним, что активностью План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» радиоактивного препарата

называется величина, равная числу распадающихся ядер в единицу времени. В отличие от периода полураспада, который для данного препарата постоянная величина, активность с течением времени убывает.

Пусть в начальный момент за единицу времени распадалось План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» ядер препарата, а через время t стало распадаться в единицу времени План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» ядер. Тогда согласно закону убывания активности План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» =План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»*План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи», откуда План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи» .

Отсюда определим период полураспада Т, выполнив логарифмирование:

План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»,

План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»

Задача в общем виде решена. Подставим числа и выполним вычисления:

План практического занятия по теме «Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи»дней = 4 дня.

Ответ: Т = 4 дня.



Выполнение работы.

Решить задачи № 21.15, 21.16-21.22

№ 22.7, 22.8, 22.13, 22.17-22.20 (Волькенштейн, Сборник задач по курсу

общей физики, 1993)

Для слабых студентов - 7.27, 7.29, 7.31, 7.37, 7.39 (Трофимова., Сборник задач по физике с решениями 1999) № 7.85, 7.86

Межпредметные связи: математика, химия, экология.

Домашнее задание: 21.23-21.30; 22.14-22.16; 22.10-22.12(Волькенштейн, Сборник задач по курсу общей физики, 1993)

Или 7.7-7.20; 7.84, 7.87, 7.88 (Трофимова., Сборник задач по физике с решениями 1999) № 7.85, 7.86

2.Составить несколько задач по изученному материалу с содержанием исторических или экологических фактов.

© 2010-2022