- Преподавателю
- Физика
- Урок по физике 11 класс Преломление света. Закон преломления
Урок по физике 11 класс Преломление света. Закон преломления
Раздел | Физика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Старченко Е.В. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Макаричская средняя общеобразовательная школа"
Урок физики в 11 классе.
"Преломление света.
Закон преломления света"
Разработала
учитель физики
Старченко Елена
Вячеславовна
Цели и задачи:
Обучающие:
- Вывод закона преломления света экспериментальным путем и с помощью принципа Гюйгенса;
-выяснение физического смысла относительного и абсолютного показателей преломления;
- применение закона преломления при решении физических задач.
Развивающие:
- комплексное развитие внимания, логического мышления, умения обобщать , делать выводы, добывать самостоятельно информацию;
- развитие коммуникативных способностей учащихся.
Воспитательные:
-повышение интереса к процессу познания;
-воспитание аккуратности при выполнении чертежей;
План урока
1.Формирование темы урока , его целей и задач.
2. Экспериментальный вывод закона преломления света (демонстрация).
3. Вывод закона преломления света с помощью принципа Гюйгенса (модель)
4. Физически смысл относительного показателя преломления .
5. Самостоятельная работа в группах.
6. Итоги работы в группах.
7. Итог урока. Рефлексия.
Оборудование:
- компьютер,
-презентация,
-видио фрагмент,
-модель.
1. Организационный момент.
Здравствуйте ,ребята!Я прошу вас сосредоточиться и работать в обычном режиме.
2. Формирование темы урока , его целей и задач.
Слайд №1. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Мы сегодня на уроке будем изучать явление ,которое вы видите на экране и закономерности этого явления.
Какое физическое явление вы там наблюдаете? (преломление света)
Слайд № 2.
Итак, тема урока "Преломление света. Закон преломления света." (Ученики записывают в тетрадях, учитель на доске)
Слайд № 3.
Давайте вспомним, что мы знаем уже о преломлении
1. Что такое преломление?
2. Что такое угол падения?
3. Угол преломления?
4. Чем объясняется преломление света?
Чего не знаем о преломлении?
1. Формулировка закона
2. Вывод закона преломления
3. Кто открыл закон преломления?
4. Применение закона преломления при решении задач
Значит вот это мы должны будем узнать на сегодняшнем уроке и на последующих.
Слайд №4.
Пусть девизом нашего сегодняшнего урока будут слова Рене Декарта
"Я мыслю , следовательно я существую"
Эти слова не случайно выбраны, дело в том, что Рене Декарт имеет непосредственное отношение к нашемууроку. Закон преломления установлен
голландским математиком и астрономом Снеллиусом в 1626 ,
а французский ученый Декарт в 1637
привел этот закон к более удобной математической форме .
3.Опыт по преломлению света(демонстрация)
Закон преломления света был открыт экспериментально.
И мы сейчас с вами попробуем экспериментально установить закон преломления света,как это сделали когда -то Снеллиус и Декарт.
Слайд №5 .У вас есть таблички "Закон преломления света". Сейчас вы пронаблюдаете эксперимент и должны будите заполнить 2-й и 3-й столбцы этой таблицы. (α и β)
Закон преломления света
№ опыта
α
β
sin α
sin β
sin α/ sin β
1
0
0
2
15
10
3
30
20
4
45
30
5
60
35
Видиофрагмент "Закон преломления света".(Ученики наблюдают и заполняют таблицы)
(Делается вывод о том , что луч падающий , преломленный и перпендикуляр к границе раздела 2-х сред восстановленный в точке падения лежат в одной плоскости)
Слайд №6
А теперь возьмите в руки калькуляторы и заполните всю таблицу. Sin считайте до 4-х значащих цифр после запятой, а отношение sin α/ sin β округлите до одной значащей цифры (Самостоятельная работа в парах)
Слайд №7 Проверьте, так ли у вас получилось.
Закон преломления света
№ опыта
α
β
sin α
sin β
sin α/ sin β
1
0
0
0
0
2
15
10
0,2588
0,1736
1,5
3
30
20
0,5
0,3420
1,5
4
45
30
0,7071
0,4850
1,5
5
60
35
0,8660
0,5736
1,5
К какому выводу мы с вами пришли? (Отношение sin угла падения к sin угла преломления есть постоянная величина)
А теперь сформулируем закон преломления света полностью.
Слайд №8 Луч падающий, преломленный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости.
Отношение синуса угла падения луча к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред.
4. Вывод закона преломления света с помощью принципа Гюйгенса (модель)
Выведем закон преломления света с помощью принципа Гюйгенса.
Вспомним принцип Гюйгенса.
(Каждая точка волнового фронта является источником вторичных волн.)
Что такое волновой фронт? (Это геометрическое место точек до которых дошли возмущения в данный момент времени)
Что такое волновая поверхность? (Это поверхность равной фазы)
Что такое плоская волна?(Поверхность равной фазы представляют собой плоскость)
Что такое луч? (Линия нормальная к волновой поверхности называется лучом)
Модель. "Вывод закона преломления" (ученики наблюдают, слушают и делают чертежи и записи в тетрадях)
Итак сформулируем закон преломления света но немного уточнив его.
(Луч падающий, преломленный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости.
Отношение синуса угла падения луча к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред, равная относительному показателю преломления второй среды относительно первой)
4. Физически смысл относительного показателя преломления .
Слайд №9
Из принципа Гюйгенса не только следует закон преломления света, но с помощью этого принципа раскрывается физический смысл относительного показателя преломления.
Что показывает относительный показатель преломления второй среды относительно первой? (Во сколько раз скорость света в одной среде больше ,чем во второй. Во сколько раз отличаются скорости света в средах)
Пусть свет переходит из 1-й среды во вторую. В каждой среде своя скорость света .
Каждая среда характеризуется абсолютным показателем преломления.
Что показывают абсолютные показатели преломления сред? ( Во сколько раз скорость света в вакууме больше чем в среде)
n можно выразить через n1и n2Как?
υ1= с ∙n1 ; υ2= с ∙n2
Подставляем
Как вы думаете какая среда называется оптически более плотной и какая оптически менее плотной?(Больше показатель преломления, более плотная среда, меньше -менее плотная среда.)
Слайд №10
Рассмотрим случаи, когда n1 >n2, n1 < n2, n1 =n2
Абсолютный показатель преломления определяется скоростью света в данной среде . которая зависит от физических свойств и состояния среды, а также от длины волны света.
Слайд №11
В большинстве случаев рассматривают переход света воздух- среда.
=n2
Абсолютные показатели среды отличаются от относительного показателя относительно воздуха незначительно.
Рассмотрим таблицу значений относительных показателей относительно воздуха (для желтого света) стр 179.
Сравним воду и лед, а также воду и кварц. Какая среда более оптически плотная среда , а какая менее?
5. Самостоятельная работа в группах.
А теперь ребята рассмотрим применение закона преломления света в различных ситуациях. Работа будет проводиться в группах. Всего 4 группы. У каждой группы свое задание. На рабочих столах у вас обобщающая таблица с чертежами. Вы должны выполнить свое задание , записав все, что необходимо в таблицу. Затем представители от групп должны будут у доски представить свою работу. Все остальные слушают и записывают все в таблицы(Ученикам раздаются карточки с заданиями и опорные таблицы для самостоятельной работы. Каждая группа выполняет свое задание и заполняет опорную таблицу по своему заданию. )
6. Итоги работы в группах.
Затем представители групп выходят к доске и выполняют задание, используя слайды презентации.(Остальные группы записывают все в свои карточки)
7. Рефлексия. Итоги урока.
Вспомним нашу таблицу в начале урока. Нашли ли мы ответы сегодня на все вопросы?
Итак ребята .что мы сегодня узнали нового ? (Закон преломления, кто его открыл, относительный показатель преломления преломления, абсолютный показатель преломления.)
Как вы думаете нужны ли вам те знания которые вы получили на уроке и где они вам могут понадобиться?
8. Задание на дом. Записано на листочках.
1) Для всех :§ 61, задачи №№1032,1036,1037(Рымкевич)
2)Для тех кто желает иметь по физике "4" и "5":
вывод закона преломления света с помощью принципа Гюйгенса
№№ 1050 ,1048*(Рымкевич)
3)Тем, кто сдает ЕГЭ по физике: тесты.