Анализ трудностей и реомендации по подготовке к ЕГЭ-2016

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

п.г.т. Уренгой Пуровского района















Анализ результатов ЕГЭ-2015 по физике.

Трудности и пути их решения.



Выступление на КМО учителей физики п.г.т. Уренгой









Шмидт Наталья Александровна, учитель физики МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

















п.г.т. Уренгой, 2015

Проанализировав методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по физике (Демидова М.Ю., ФИПИ), а также реестр затруднений егэ-2015 (ДО ЯНАО) можно сделать следующие выводы:

Результаты ЕГЭ по физике 2015 оказались выше показателей 2014 года. В стобалльной шкале средний тестовый балл составляет 51,2, что существенно превышает средний балл 2014 года- 45,7.

Таблица выполнения заданий по разделам курса физики (по России):


Раздел курса физики

Средний % выполнения по группам заданий

Механика

52,4

МКТ и термодинамика

54,8

Электродинамика

45,4

Квантовая физика

56,2

Как видно из таблицы, наиболее высокие результаты получены по квантовой физике, но связано это с особенностями экзаменационной модели текущего года: включение во все варианты линии заданий, проверяющей строение атома и атомного ядра и использование в качестве задания с развернутым ответом задач на понимание явления фотоэффекта, т.е. тех элементов содержания, которые в данном разделе традиционно осваиваются наиболее успешно.

Самые низкие результаты продемонстрированы по разделу «Электродинамика», что определяется, прежде всего, достаточно низкими результатами выполнения линии заданий 13 на объяснение различных явлений, а также тем, что расчетные задачи по электродинамике высокого уровня сложности предлагались на основе новых контекстов и требовали серьезного анализа физических процессов.

Исходя из общепринятых норм, при которых содержательный элемент или умение считается усвоенным, если средний процент вполнения соответствующей им группы заданий с выбором ответа превышает 65%, а заданий с кратким и развернутым ответами - 50%, можно говорить об усвоении следующих элементов содержания и умений:

− построение графиков скорости и ускорения для равномерного и равноускоренного прямолинейного движения;

− силы в природе, закон сохранения импульса, закон сохранения механической энергии, условие равновесия рычага, пружинный и математический маятники, механические волны (формулы);

− изменение физических величин в механических, тепловых и электромагнитных процессах и установление соответствия между физическими величинами и формулами или графиками для этих процессов;

− планетарная модель атома, нуклонная модель ядра, ядерные реакции, фотоны, закон радиоактивного распада;

− изменение физических величин при протекании фотоэффекта и ядерных реакциях;

− определение показаний приборов с учетом абсолютной погрешности измерений, построение графиков по результатам измерений с учетом абсолютной погрешности, выбор оборудования для проведения опыта по заданной гипотезе;

− интерпретация результатов исследований, представленных в виде таблицы или графика;

− расчетные задачи повышенного уровня сложности на применение изопроцессов.

К проблемным можно отнести группы заданий, которые контролировали следующие умения:

− применение принципа суперпозиции тел, законы Ньютона;

− объяснение электромагнитных явлений (электризация тел, проводники и диэлектрики

в электрическом поле, электромагнитная индукция, дифракция света);

− определение направления векторных величин (магнитное поле проводника с током,

сила Ампера, сила Лоренца);

− применение закона Ома для участка цепи, содержащего смешанное соединение проводников;

− расчет параметров с использованием закона электромагнитной индукции Фарадея;

− применение законов преломления света, ход лучей в линзе;

− решение расчетных задач повышенного уровня сложности по механике и электродинамике,

− решение качественных задач повышенного уровня сложности;

− решение расчетных задач высокого уровня сложности.

Особое внимание следует обратить на все задания повышенного уровня сложности, а также на задание 4 (закон сохранения импульса, кинетическая и потенциальные энергии, работа и мощность силы, закон сохранения механической энергии) и задание 5 (условие равновесия твердого тела, сила Архимеда, давление, математический и пружинный маятники, механические волны, звук) базового уровня.

Анализ результатов выполнения групп заданий по различным разделам курса физики показывает, что в большинстве случаев при планировании учебной нагрузки на изучение тех или иных разделов существует некоторый «перекос» в сторону вопросов механики. Если сравнивать результаты выполнения заданий, проверяющих одинаковые виды деятельности и одинаковых по экспертной сложности, но сконструированных на содержании разных разделов, то оказывается, что в целом задания по механике выполняются существенно лучше, чем по электродинамике и квантовой физике. Это говорит о том, что на изучение механики в целом учащиеся тратят большее количество учебного времени.

Возможно, у мотивированных школьников вопросам механики уделяется много времени еще в 9 классе, затем практически весь материал повторяется и изучается на более высоком уровне в начале 10 класса, а затем при повторении материала и подготовке к сдаче экзамена этому разделу также уделяется самое пристальное внимание. В результате такого распределения нагрузки значительно меньше, чем следует, уделяется времени и внимания вопросам изучения электромагнитных волн, волновой оптики и элементов квантовой физики. Поэтому целесообразно при разработке тематического планирования еще раз проанализировать результаты своих выпускников по выполнению заданий, относящихся к разным разделам курса физики, и внести соответствующие коррективы как в планы изучения нового материала, так и в планы подготовки к экзамену.

Еще одним злободневным вопросом остается вопрос математической подготовки школьников, выбирающих экзамен по физике. Здесь хочется отметить, что результаты выполнения экзамена не фиксируют существенных проблем в математической подготовке обучающихся с хорошей и отличной подготовкой. Они, как правило, успешно правляются с математическим этапом решения задач.

А вот для обучающихся с низким уровнем подготовки (группы 1 и 2) владение необходимым для физики математическим аппаратом становится значительным дифференцирующим фактором. Так подчас они не могут выполнить задание не потому, что не знают необходимых закона или формулы, а потому что не могут справиться с математическими операциями. Для этих обучающихся целесообразно изыскать возможность для коррекционной работы совместно с учителями математики. Кроме решения уравнений, здесь особое внимание следует обратить на сложение векторов и вычисления, связанные с прямоугольным треугольником, поскольку это тот необходимый минимум, без которого невозможно успешное выполнение заданий базового уровня.

По результатам выполнения групп заданий, проверяющих освоение понятийного аппарата, можно сделать ряд рекомендаций.

В процессе текущего оценивания и при повторении материала учителя, как правило, формируют дидактические материалы на основе заданий, аналогичных заданиям банка ЕГЭ. Здесь целесообразно не акцентировать внимание на форму заданий, т.е. не предлагать учащимся выполнять задания, например, только на анализ изменения физических величин в различных процессах. Эффективнее использовать тематический способ конструирования дидактических материалов, но при этом для каждого явления или закона включать задания разных форм, проверяющие все особенности данного явления или закона.

Например, группа заданий на колебания пружинного маятника должна включать задания: на анализ изменения всех физических величин, характеризующих колебания; на узнавание формул, по которым можно рассчитать все эти величины; на узнавание графиков, описывающих изменение во времени всех используемых физических величин, и расчетные задачи. В этом случае формируются и система знаний о данном явлении или процессе, и основные умения, необходимые для освоения понятийного аппарата.

Нуждаются в корректировке методические приемы, используемые при освоении отдельных содержательных элементов. Так, из года в год по результатам ЕГЭ фиксируются низкие результаты по заданиям, касающимся понятий «насыщенные пары» и «влажность воздуха». В первом случае наибольшие затруднения вызывает понимание процесса перехода ненасыщенных паров в насыщенные и, соответственно, процессе изменения концентрации молекул воды и давления пара. А во втором - тот факт, что относительная влажность не бывает выше 100%. Здесь обязательно нужно демонстрировать опыт по переходу ненасыщенного пара в насыщенный и выпадение росы, формируя у школьников наглядный образ этого процесса. А относительную влажность вводить через плотности паров, а затем уже переходить на соотношение давлений.

Традиционно сложными оказываются задания, в которых обсуждается плавание тел на поверхности жидкости. В этом случае учащиеся забывают про равенство модулей силы тяжести и силы Архимеда. Связано это, на наш взгляд, с отработкой данного материала на заданиях, рассматривающих процесс плавания через соотношение плотностей. При этом учащиеся забывают о необходимости применения законов Ньютона и допускают ошибки в рассуждениях. Здесь можно порекомендовать расширить спектр задач по статике, добавив в этот раздел задачи на плавание тел, при решении которых отрабатывается алгоритм анализа ситуации через рассмотрение действующих на тело сил.

Анализ результатов выполнения заданий, проверяющих методологические умения, показывает, что участники экзамена успешно овладели такими умениями, как выбор установки для проведения опыта по заданной гипотезе, запись показаний прибора с учетом заданной абсолютной погрешности измерений, построение графиков зависимостей величин по результатам опыта с учетом абсолютных погрешностей измерений. Однако резкое ухудшение результатов при использовании заданий, построенных на фотографиях реальных опытов, говорит о том, что эти умения формируются по большей части при работе над заданиями теоретического плана, а не в процессе выполнения лабораторных работ на реальном оборудовании.

К сожалению, при проведении ЕГЭ по физике в силу технологических сложностей сформированность методологических умений можно проверить только посредством модельных теоретических заданий. Но это не означает, что формирование этих умений в учебном процессе может базироваться лишь на выполнении аналогичных заданий. Полноценное овладение приемами проведения измерений и опытов возможно только при выполнении лабораторных опытов на реальном оборудовании.

Хочется отметить, что нецелесообразно уменьшать учебное время, отводимое в программе профильных классов на лабораторные работы и работы практикума. Это негативно сказывается не только на формировании умений, связанных с проведением опытов и измерений, но и на освоении содержания и формировании умений объяснять физические явления и процессы.

При подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ следует учесть, что в КИМ 2016 г. в ряду заданий на проверку методологических умений приоритет будет отдан заданиям на базе фотографий реальных опытов. Например, приборы, показания которых нужно определить, будут предлагаться не отдельным рисунком шкалы, а как часть лабораторной установки.

Поэтому даже для выполнения самых простых заданий нужно будет, используя фотографию, разобраться в особенностях опыта.

Негативные тенденции использования методики «меловой физики» сказываются на результатах выполнения практически всех заданий, которые базируются на содержании различных лабораторных или демонстрационных опытов. Ярким примером здесь являются достаточно низкие результаты выполнения заданий на интерпретацию результатов опыта, в котором линзу переносят из одной среды в другую. В серии таких заданий необходимо было выявить изменения свойств линзы при перенесении ее из одной среды в другую (например, из воздуха в воду). Правильно выбрать оба верных утверждения (и о типе линзы - собирающая или рассеивающая, и об изменении фокусного расстояния или оптической силы) смогли лишь треть учащихся, и еще около половины выпускников верно указали только одно утверждение о типе линзы. Хочется отметить, что для выполнения этого задания не нужно было знать формулу для фокусного расстояния линзы через радиусы поверхностей и показатели преломления сред. Можно было проанализировать ситуацию, исходя из общих представлений о преломлении света в среде и, главное, базируясь на соответствующих демонстрационных опытах (их описания есть в традиционных изданиях по демонстрационному эксперименту).

В КИМ 2016 г. по физике планируется включить качественные задачи, построенные на базе стандартных демонстрационных экспериментов. Успешность выполнения таких заданий будет зависеть не только от понимания особенностей соответствующих явлений, но и от того, были ли эти эксперименты частью учебного процесса.

Анализ выполнения заданий, проверяющих сформированность умения решать качественные и расчетные задачи, позволяет сделать ряд рекомендаций как по разделам курса, так и по группам подготовки обучающихся.

При изучении механики необходимо обратить внимание на класс задач на движение связанных тел. Затруднения при выполнении экзаменационной работы возникают при решении всех задач такого типа, начиная с тел, движущихся по одной прямой. Поэтому целесообразно при обучении сначала в целом разобрать ситуацию связанных тел в самом общем случае, обсудив все действующие между телами силы и обратив внимание на то, как влияет на решение задачи использование модели нерастяжимой и невесомой нити.

А лишь затем с использованием большой доли самостоятельной работы разбирать частные случаи движения по горизонтальной плоскости, по наклонной плоскости, движение тел, связанных нитью, перекинутой через блок, и т.д.

При решении задач по молекулярной физике акцент необходимо сделать на применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Причем здесь нужно помнить о том, что адиабатному процессу целесообразно уделить больше времени, по сравнению с другими изопроцессами, так как их основные свойства к моменту начала изучения первого закона термодинамики уже неплохо усвоены.

В электродинамике следует уделить больше внимания решению задач по оптике. Здесь в геометрической оптике важно предлагать учащимся задачи на использование различных оптических систем (требующих применения законов прямолинейного распространения, отражения и преломления света), а не только линз и систем линз. В волновой оптике - обратить внимание на различные ситуации наблюдения интерференции света, а в задачах на дифракцию света - на определение максимально возможного количества наблюдаемых максимумов.

Для обучающихся со средним уровнем подготовки успех в решении задач повышенного уровня сильно зависит от степени математической подготовки. Здесь может помочь взаимодействие с учителями математики и более широкое использование на уроках математики заданий на решение уравнений в символах, что характерно для физики.

При подготовке к экзамену наиболее мотивированных учащихся необходимо использовать задачи, выходящие за рамки традиционных классов расчетных задач, выбирать задачи, которые не укладываются в известные алгоритмы решения. Оформление решения таких задач лучше начинать не с записи системы уравнений, а с анализа условия, письменного обоснования выбора законов и формул, а заканчивать обязательно анализом полученного числового ответа. При таком подходе школьники обучаются самостоятельно выстраивать план решения, а не подбирать алгоритм из числа изученных.

Качественные задачи в КИМ ЕГЭ по физике относятся к заданиям повышенного уровня, но демонстрируют результаты ниже, чем сложные расчетные задачи. Очевидно, в процессе обучения физике недостаточно времени отводится деятельности по объяснению явлений вообще и по построению связных письменных объяснений с аргументами в виде законов, формул или правил. Здесь можно рекомендовать использовать различные методические приемы для освоения решения качественных задач: через устные опросы обучающего характера; через организацию работы в малых группах по коллективному обсуждению и выработке полного объяснения; через использование графических схем, отражающих ход решения (все логические шаги и все ссылки на законы и явления для каждого логического шага). Все эти приемы помогут постепенно ввести качественные задачи в индивидуальный письменный контроль.

Региональным методическим службам целесообразно обратить самое пристальное внимание на обучение решению качественных задач, разработать серию специальных мероприятий по освоению учителями соответствующих методических приемов или включить соответствующие модули в систему повышения квалификации учителей.

В 2016 г. структура контрольных измерительных материалов ЕГЭ по физике остается без изменений. Поэтому для подготовки к экзамену можно использовать все материалы как для ЕГЭ 2016 г., так и для ЕГЭ 2015 г. Однако при сохранении моделей заданий и общей структуры расширено содержательное наполнение отдельных линий заданий. В связи с этим необходимо обратить внимание на следующие вопросы, которые внесены в обобщенный план работы 2016 г.:

− относительная скорость, построение графиков по заданной аналитической формуле (задание 1);

− момент силы (задание 2);

− движение по окружности (задание 4);

− насыщенные и ненасыщенные пары, влажность воздуха (задание 8, объяснение явлений);

− носители электрических зарядов (задание 13);

− поток вектора магнитной индукции, энергия магнитного поля катушки с током (задание 17);

− инвариантность скорости света в вакууме (задание 19);

− линейчатые спектры (задание 21);

−построение графиков по результатам измерений с учетом абсолютных погрешностей (задание 23).

Как было отмечено выше, линия заданий 23 будет базироваться преимущественно на фотографиях реальных опытов, а качественные задачи (линия заданий 28) - на содержании традиционных для методики преподавания физики демонстрационных опытах.

Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (fipi.ru):

• документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2016 г.;

• Открытый банк заданий ЕГЭ;

• учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

• методические рекомендации прошлых лет.




































.




© 2010-2022