Рабочая программа по физике 10 класс

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Парфеново





Рассмотрена Согласована Введена в действие

Руководитель МО Заместитель директора по УВР приказом директора

____________ /_Е.М. Ленская_/ ___________/_М.В. Моисеева_/ МКОУ СОШ с.Парфеново

№_____от____________2015г «____»________ 2015г. «_____»__________2015г.

Директор _________ О. А. Тарабрина

Рабочая программа

по _физике___

Класс_10________



Всего часов на учебный год_68__

Количество часов в неделю_2_______



Составлена в соответствии с: Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программой основного общего образования по физике 10-11 классы, под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программой «Физика. 10-11 классы» Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, 2010 г.

Учебник__ Учебник: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.

Учитель: _Ленская Елена Михайловна (учитель физики)

Категория__I_____________



2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике на 2015-2016 учебный год для 10 класса составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) образования, «Примерной программы основного общего образования по физике. 10-11 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 10-11 классы» Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г . Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

При реализации рабочей программы используется УМК Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 5 лабораторных работ, 8 контрольных работ и 2 контрольные работы для промежуточной аттестации. Тексты лабораторных работ приводятся в учебнике физики для 10 класса.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Изучение физики в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.





















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Количество часов

Всего - 68 часов; в неделю - 2 часа

Тема, раздел

Всего часов

Из них:

Лабораторные работы

Контрольные работы

Промежуточная аттестация

ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования

1




Механика

22

2

3


Молекулярная физика. Термодинамика

21

1

3

1

Электродинамика

24

2

2

1

Итого:

68

5

8

2



Календарно-тематическое планирование по физике

для 10 класса

№ урока

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

Дата проведения урока

По плану

По Факту

ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования - 1 ч.

Физика и познание мира.

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный опрос



МЕХАНИКА - 22 ч.

Кинематика - 7 ч.

Основные понятия кинематики.

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный опрос



Скорость. Равномерное прямолинейное движение.

Комбинированный урок

Физический диктант



Относительность механического движения. Принцип относительности в механике.

Комбинированный урок

Самостоятельная работа



Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения.

Комбинированный урок

Индивидуальное задание



Свободное падение тел - частный случай равноускоренного прямолинейного движения.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос



Равномерное движение точки по окружности.

Комбинированный урок

Индивидуальное задание



Зачет №1 по теме «Кинематика».

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа



Динамика и силы в природе - 8 ч.

Масса и сила. Законы Ньютона.

Урок ознакомления с новым материалом

Индивидуальное задание

Фронтальный опрос



Решение задач по теме: «Законы Ньютона».

Урок применения знаний и умений

Тест



Силы в механике. Гравитационные силы.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос



Сила тяжести и вес.

Комбинированный урок

Индивидуальное задание

Фронтальный опрос



Силы упругости - силы электромагнитной природы.

Комбинированный урок

Тест



Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения свободного падения».

Урок применения знаний и умений

Отчет по лабораторной работе



Силы трения.

Комбинированный урок

Тест



Зачет №2 по теме: «Динамика. Силы в природе».

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа



Законы сохранения в механике. Статика - 7 ч

Закон сохранения импульса.

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный опрос



Реактивное движение.

Комбинированный урок

Самостоятельная работа



Работа силы. Механическая работа.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос



Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии.

Урок обобщения и систематизации знаний

Индивидуальное задание



Законы сохранения в механике.

Урок обобщения и систематизации знаний

Фронтальный опрос Индивидуальное задание



Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии».

Урок применения знаний и умений

Отчет по лабораторной работе



Зачет №3 по теме: «Законы сохранения в механике».

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа



МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА - 21 ч.

Основы молекулярно-кинетической теории - 9 ч

Основные положения молекулярно-кинетической теории.

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный опрос



Решение задач на характеристики молекул и их систем.

Комбинированный урок

Самостоятельная работа



Идеальный газ. Основное уравнение МКТ.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос



Температура. Уравнение состояния идеального газа.

Комбинированный урок

Индивидуальное задание



Газовые законы.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос



Решение задач на уравнение Менделеева-Клайперона и газовые законы.

Комбинированный урок

Индивидуальное задание



Контрольная работа за I полугодие.

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа



Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака».

Урок применения знаний и умений

Отчет по лабораторной работе



Зачет №4 по теме «основы МКТ идеального газа»

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа



Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела - 4 ч.

Реальный газ. Воздух. Пар.

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный опрос



Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости.

Комбинированный урок

Самостоятельная работа



Твердое состояние вещества.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос



Зачет №5 по теме: «Жидкие и твердые тела».

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа



Термодинамика - 8 ч.

Термодинамика как фундаментальная физическая теория.

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный опрос



Работа в термодинамике.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос Индивидуальное задание



Решение задач на расчет работы термодинамической системы.

Урок применения знаний и умений

Индивидуальное задание



Теплопередача. Количество теплоты.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос Индивидуальное задание



Первый закон термодинамики.

Комбинированный урок

Индивидуальное задание



Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос



Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос



Зачет №6 по теме «Термодинамика».

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа



ЭЛЕКТРОДИНАМИКА - 24 ч.

Электростатика - 9 ч.

Введение в электродинамику. Электростатика

Урок ознакомления с новым материалом

Физический диктант



Закон Кулона.

Комбинированный урок

Тест



Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос Индивидуальное задание



Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции.

Комбинированный урок

Физический диктант



Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос



Энергетические характеристики электрического поля.

Комбинированный урок

Индивидуальное задание



Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос



Зачет №7 по теме: «Электростатика».

Урок обобщения и систематизации знаний

Тест



Постоянный электрический ток - 7 ч.

Стационарное электрическое поле.

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный опрос Индивидуальное задание



Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи.

Комбинированный урок

Самостоятельная работа



Решение задач на расчет электрических цепей.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос



Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

Урок применения знаний и умений

Отчет по лабораторной работе



Работа и мощность постоянного тока.

Комбинированный урок

Тест



Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос



Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

Урок применения знаний и умений

Отчет по лабораторной работе



Электрический ток в различных средах - 9 ч.

Кр - 2

Электрическая проводимость различных веществ.

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный опрос



Электрический ток в металлах.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос



Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос



Закономерности протекания электрического тока в вакууме.

Комбинированный урок

Тест



Закономерности протекания электрического тока в жидкостях.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос



Зачет № 8 по теме: «Электрический ток в различных средах».

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа



Подготовка к итоговой контрольной работе.

Комбинированный урок

Тест



Итоговая контрольная работа.

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа



Итоговый урок.

Урок обобщения и систематизации знаний

Тест








ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,

  • Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,

  • Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

Уметь

  • Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел,

  • Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

  • Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

  • Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • Рационального природопользования и защиты окружающей среды.



УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА


Планирование составлено на основе авторской программы «Физика. 10-11 классы» Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. М.:Просвещение, 2010 год.


  1. Учебник: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.

  2. В.А. Волков. Поурочные планы по физике. 10 класс. М.: ВАКО, 2009. - 456 с.

  3. В.А. Попова. Рабочие программы по физике 7-11 классы. М.: Глобус, 2009. - 247 с.

  4. В.А. Шевцов. Повторение и контроль знаний. 9-11 классы. М.: Планета, 2011. - 32 с.

  5. С.М. Андрюшечкин, А.С. Слухаевский. Физика. Конструктор самостоятельных и контрольных работ. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2010 г.

  6. О.И. Громцева. Сборник задач по физике к учебникам Г.Я. Мякишева и др. «Физика 10-11 класс». М.: Экзамен, 2015 г.



© 2010-2022