Исследовательская работа Что в ЕГЭ всего трудней?

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Долина

Федоровского района Саратовской области









Исследовательская работа

«Что в ЕГЭ всего труднее?»

Выполнила учитель физики

Иржанова Ж.Т.

2015 год

Содержание

1.Структура демонстрационного варианта 2012 года. Стр.1

2. Типичные ошибки. Стр. 2-3

3. Профилактики ошибок некоторых типов качественных задач. Стр.4-6

4.Заключение. Стр. 7



1.Введение.

1. Структура демонстрационного варианта 2012 года

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов 2012 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2012 г., приведён в кодификаторе элементов содержания по физике для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2012 г.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки и сдачи ЕГЭ. Часть 1 содержит 21 задание (А1-А21). К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых правильный только 1.Часть 2 содержит 4 задания (В1-В4), в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр. Часть 3 содержит 10 задач: А22-А25 с выбором одного верного ответа и С1-С6, для которых требуется дать развёрнутые решения.

Каждый вариант демонстрационного варианта содержал расчетные задачи повышенного уровня сложности в 3 части работы: с выбором ответа, качественную задачу с развернутым ответом и пять расчетных задач высокого уровня сложности. Цель введения качественного задания С1: проверка умений анализировать физические явления (процессы), строить логически обоснованные рассуждения, применять имеющиеся теоретические знания для объяснения явлений из окружающей жизни. В 2012 г. были предложены качественные задачи, требующие объяснения опыта, иллюстрирующего протекание тех или иных физических явлений (процессов), понимая физических законов и закономерностей по темам «Газовые законы» и «Законы фотоэффекта». Решение качественного задания должно было включать следующие элементы:

-верное указание на наблюдаемое физическое явление (процесс) и правильное использование его в объяснении (если это необходимо) физических величин и законов, характеризующих протекание явления (процесса);

-логическую цепочку рассуждений, приводящую к правильному ответу.

2. Типичные ошибки.

Работу выполняли двое учащихся, процент максимального первичного балла у Егорова И. - 33% ( рекомендуемая оценка - удовлетворительно), у Нурмаковой А - 25% ( рекомендуемая оценка - хорошо). Затруднения вызвали задания №9 - определение концентрации молекул насыщенного пара, № 11- направление вектора напряжённости суммарного электрического поля, №13 - направление вектора магнитной индукции, № 23 - максимальная скорость груза при гармонических колебаниях. Учащиеся не приступают к выполнению 3 части. Они не понимают суть описываемых явлений или процессов, испытывают серьезные трудности в построении логически связного объяснения с опорой на изученные закономерности, не смогли вычленить в этой ситуации изученное физическое явление, не удалось выявить необходимые элементы для построения последовательного объяснения.

Тренировочная работа № 3

по физике в формате ЕГЭ (демонстрационный вариант 2012 года) 21.04.12 года.



части

1 часть

2 часть

3 часть

заданий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

В1

В2

В3

В4

А22

А23

А24

А25

С1

С2

С3

С4

С5

С6

Всего

Рекомен.оценка

Критерии

оцениваиия






2 б

2 б

2 б

2 б

1 б

1 б

1 б

1 б

51

1

Егоров Иван

1

1

1

0

0

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

0

0

1

1

0

1

0

0

1

0

1

1

-

-

-

-

-

-

17

3 (удв.)

2

Кузнецова Елизавета

о

т

с

у

т

с

т

в

о

в

а

л

а







3

Кузьмин Дмитрий

о

т

с

у

т

с

т

в

о

в

а

л







4

Нурмакова Айжан

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

2

2

1

0

0

1

-

-

-

-

-

-

25

4 (хор.)




1 балл

2

2

2

1

1

1

2

2

0

2

0

2

0

2

2

2

2

1

1

2

2

1

1

2

2

2

0

1

2



2 балла










3балла










4балла










Нет ответа








2

2

2

2

2

2





3. Профилактики ошибок некоторых типов качественных задач.

Анализу явлений и их объяснений качественных задач, следует использовать все возможные пути демонстрации учащимся опытов на реальном оборудовании, позволяющих усвоить все особенности протекания того или иного явления. Современное оборудование школьного кабинета физики позволяет напрямую продемонстрировать многие явление в нескольких различных вариантах: в демонстрационном опыте с использованием компьютерной модели, в традиционном опыте при проведении ученического опыта с использованием соответствующего оборудования для лабораторных работ.

Для профилактики ошибок некоторых типов качественных задач можно использовать электронные демонстрационные модели, которые являются иллюстративным материалом и призваны дополнить основной курс физики, а также разнообразить образовательную, познавательную и исследовательскую деятельность учащихся.

Пример1. При изучении фотоэффекта на установке, изображенной на рис. А измеряется сила тока в цепи Iв зависимости от напряжения U между электродами. В опыте фотокатод освещается монохроматической волной света заданной частоты ν, а интенсивность света выбирается так, что количество фотонов, поглощаемых фотокатодом в секунду, остается постоянным. Наблюдаемая зависимость силы тока в цепи от напряжения изображена на рис б. Как изменится положение точек Uз и Iн на графике при небольшом увеличении частоты световой волны? Объясните эти изменения с точки зрения законов квантовой физики.

Исследовательская работа Что в ЕГЭ всего трудней?аИсследовательская работа Что в ЕГЭ всего трудней? б

Для профилактики ошибок подобных заданий можно использовать на уроках компьютерную модель«Фотоэффект». Объясняя данное явление, можно проводить демонстрационный эксперимент, сочетая его с компьютерным моделированием.

Исследовательская работа Что в ЕГЭ всего трудней?

Предположим,что у Вас есть необходимое оборудование и каждый раз, при изучении фотоэффекта Вы показываете соответствующие эксперименты. Давайте попробуем ответить на следующие вопросы: « А так уж наглядны эти эксперименты? Всем ли детям понятны законы фотоэффекта? Всем ли ясен физический смысл потенциала запирания?». Так что же делать? А не лучше ли предоставить школьникам возможность самостоятельно исследовать фотоэффект и сформулировать его закономерности? Конечно, такого количества экспериментальных установок нет в физической лаборатории, но и давать их в руки ребят страшновато по технике безопасности. Вот здесь и пригодится компьютерный эксперимент. На данной компьютерной модели можно проверить все законы фотоэффекта. Данный ресурс представляет собой модель-практикум по теме "Фотоэффект". Ученик может самостоятельно выполнить опыты по изучению фотоэффекта, изменяя интенсивность и длину волны падающего излучения, и запирающее напряжение установки. Интерактивная модель сопровождается инструкцией пользователю, краткой теоретической справкой, а также методическими материалами для преподавателей. Исследовательская работа учащихся с моделями позволяет получить необходимые умения экспериментальной работы, анализа результатов, чтения и понимания графической информации, формулировать выводы из наблюдаемых опытов. При этом очень удобно проводить данный урок в компьютерном классе, где ребята работают в микрогруппах с рабочими листами (в рабочих листах пошагово описана работа с моделью и предлагаются задания, которые учащиеся должны выполнить при помощи модели), решая свою проблему. Таким образом, интерактивное моделирование не только способствует усвоению сложного учебного материала, но и создает условия для развития познавательного интереса к дальнейшему изучению естественных наук. Модель представлена на диске «Физика 7-11» ООО «Физикон».

Пример 2.В стеклянном цилиндре под поршнем при комнатной температуре t0 находится только водяной пар. Первоначальное состояние системы показано точкой на pV-диаграмме. Медленно перемещая поршень, объём V под поршнем изотермически уменьшают от 4V0 до V0. Когда объём V достигает значения 2V0, на внутренней стороне стенок цилиндра выпадает роса. Постройте график зависимости давления p в цилиндре от объёма V на отрезке от V0 до 4V0. Укажите, какими закономерностями Вы при этом воспользовались.

Наибольшие затруднения у выпускников, вызвали качественные вопросы на объяснение физических явлений и процессов. Тестируемые не смогли указать для объяснения все явления( в данном случае испарение воды) и законы (зависимость давления насыщенного пара только от температуры, закон Бойля - Мариотта для насыщенного пара). Для профилактики ошибок рационально дополнять демонстрационный эксперимент компьютерной моделью на различные газовые законы. Данные модели в большом количестве представлены на разных обучающих дисках («Открытая физика», «Физика 7-11» ООО «Физикон»).

Исследовательская работа Что в ЕГЭ всего трудней?Исследовательская работа Что в ЕГЭ всего трудней?


Данные модели наглядны и просты. При наличии рабочих листов с индивидуальными заданиями можно добиться хороших знаний и проблем при сдаче ЕГЭ при решении задач С1 можно будет избежать.


4. Заключение.

В заключении хочется отметить, компьютерный эксперимент не заменяет демонстрационный, а только лишь его дополняет и значительно повышает эффективность подготовки к НГЭ. Еще один позитивный момент в том, что компьютер предоставляет уникальную возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощенной модели, что позволяет быстро и эффективно находить главные физические закономерности наблюдаемого явления. Исследовательская работа учащихся с моделями, позволяет получить необходимые умения экспериментальной работы, анализа результатов, чтения и понимания графической информации, формулировать выводы из наблюдаемых опытов, что приведет к положительной динамике решения качественных задач повышенного уровня при решении ЕГЭ по физике.



© 2010-2022