• Преподавателю
  • Физика
  • Данная разработка урока по физике Сила Архимеда - Выталкивающая сила, представлена в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС. Этот урок для 7 класса при изучении темы Давление твердых тел, жидкостей и газов

Данная разработка урока по физике Сила Архимеда - Выталкивающая сила, представлена в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС. Этот урок для 7 класса при изучении темы Давление твердых тел, жидкостей и газов

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Методическая разработка урока (занятия) в соответствии с требованиями ФГОС"


Тема урока: Сила Архимеда - выталкивающая сила

"Следствие ведут знатоки"

Автор: Шинкоренко Ольга Владимировна

Должность: учитель физики

Образовательное учреждение:

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №37 имени Новикова Гаврила Гавриловича" г. Кемерово

Описание разработки.

Конспект урока предложен в виде технологической карты, как это требуется по ФГОС. Урок содержит тему урока, форму урока. Определены цели учителя и цели ученика. Показаны методы и приемы, использованные для проведения урока. Здесь представлены все этапы урока, определены цели для каждого этапа. Постаралась четко обозначить действия учителя и действия учеников на уроке. Прописаны возможные УУД, формируемые во время урока и результаты взаимодействия.

Краткие рекомендации к использованию.

Предложен дополнительный материал:

Приложение 1 "Таблица самооценивания" - используется на протяжении всего урока. По этой таблице можно дважды за урок

оценить ученика (нормативная - за знания текущего материала; вертикальная - за личностный рост ученика).

Приложение 2 "Самооценивание совместной работы в группе" - здесь можно увидеть и оценить работу каждого ученика в кол

лективной работе.

Приложение 3 "Вопросы на рефлексию" - благодаря этим вопросам ребята смогут посмотреть на себя и свою работу со стороны.

Дать честный ответ на предложенные вопросы на эмоциональной волне.

Приложение 4 "Оценивание мыслительных способностей" - это оценивание ведет учитель на протяжении всего урока, наблюдая

за работой ребят.

Презентация В презентации предложены задания для 6 групп.

Данный урок рассчитан на то, что ребята самостоятельно должны добывать новые знания.



Технологическая карта урока по физике 7 класс

Тема урока Сила Архимеда - выталкивающая сила "Следствие ведут знатоки"

Эпиграф урока "Покупать продукт или делать его самому - это два образа жизни"


Тип урока Усвоение нового материала

(совсем необычный урок)

Форма урока Проблемно - поисковая

Цели для ученика

Аффективные

- Развивать мышление и способствовать

самостоятельному познанию реального мира;

- Уметь иметь собственное видение и понимание;

- Уметь делать выводы.

- Развивать навыки самоорганизации.

Когнетивные

- Понимать роль эксперимента в физике;

- Понимать методы, применяемые для установки

физических фактов.

Психомоторные

- Уметь безопасно работать с приборами;

- Создать коммуникативное пространство для результативной

работы в группах.

Цели для учителя

Образовательные

- Создать ситуацию, при которой ребята примут учебное действие;

- Через эксперименты выйти на открытие "закона Архимеда";

- Помочь учащимся увидеть результаты своего труда.

Развивающие

- Развивать элементы творческой деятельности как качества мышления

интуиции, пространственного воображения, смекалки.

- Суметь реализоваться в этом уроке.

Воспитательные

- Воспитывать средствами урока уверенность в своих силах;

- Воспитывать активную позицию.

Методы организации учебно - познавательной деятельности: Гностический - усвоение учебного материала путем самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями.

Методы стимулирования мотивов интереса - опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации успеха.

Оборудование урока:

УМК- Грачев А.В., Погожев В. А.; приборы для проведения экспериментов; таблицы самооценивания своих знаний; таблицы самооценивания своей работы на уроке; таблица оценивания мыслительных способностей.

Опорные понятия, термины: давление, сила давления, давление жидкостей и газов, закон Паскаля, гидростатическое давление, плотность жидкостей и газов, динамометр.

Новые понятия: выталкивающая сила, направление выталкивающей силы, закон Архимеда, подъемная сила, условия плавания тел.

Формы контроля

Нормативный - оценка при сравнении результатов работы учащихся с научными результатами (сверка с образцом);

Вертикальный - оценка за "рост" ученика (сравнение его с самим собой вчерашним)

Горизонтальный - оценка при сравнении результатов работы учащихся одного относительно другого.

Домашнее задание: Необычайная обычность - Переложите этот стишок на язык физики, и получите формулу, выражающую силу Архимеда.

"Если тело в воду бросить или просто опустить будет сила Архимеда снизу на него давить. Если вес воды в объеме погруженной части знать, можно силу Архимеда очень просто рассчитать"

Этап урока и его цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Вводный

- создать коммуникативное пространство для творческой деятельности учащихся

По традиции начало урока

"Вдох" - задержка дыхания,

"Выдох" - задержка дыхания.

Ребята выполняют просьбу учителя

Перцептивные: словесные и практические методы.

Коммуникативные -согласованно выполнять совместную деятельность;

Регулятивные - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

"Вдох" - активизирует,

"Выдох" - успокаивает.

Создано коммуникативное пространство для результативной работы учащихся.

Актуализация

- создать соответствующий эмоциональный настрой;

- психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала;

- ставятся проблемные вопросы, возникает проблемная ситуация, а из нее вырастают учебные проблемы.

Предлагает поработать с таблицей самооценивания

(приложение 1)

.

Ребята самостоятельно отвечают на вопросы;

Методы контроля - проверяющие:

- по операционно;

- по конечному результату.

Личностные - выработать свою жизненную позицию в отношении мира

Познавательные - применить действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования

Метапредметные - умение определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать;

Знаю "Что……" это вопросы первого порядка на знание учебного материала (оценка нормативная)

Знаю "Как…" и

Знаю "Зачем…" вопросы более высокого порядка, требующие расширенных знаний по данной теме. Навыки высокого мышления помогают использовать знания для решения проблем, анализа и оценки, понять, насколько глубоко изучен данный материал.

Знаю "Я….." дает возможность увидеть, насколько произошло внутреннее изменение ученика.

Работу ученика с таблицей можно оценить дважды: нормативно и вертикально.

Ребята повторили пройденный материал и готовы к восприятию новой темы.

Основной

- включение всех ребят в работу своих микрогрупп (наблюдатели из числа присутствующих);

- самостоятельное изучение нового материала через эксперименты.







Учитель обращает внимание ребят на

Эпиграф:

- Ваше отношение к нему?

- На что он вас нацеливает?

- Какой смысл заложен в нем?

Учитель читает

Моря и пустыни.

Земля и Луна.

Свет Солнца

и снега лавины….

природа сложна,

но природа одна, законы природы - едины.

Вот плот и корабль, поплавок рыбака, плывут, как по небу плывут облака. Но камень в воде не плывет, как бревно, и камнем бревно не уходит на дно? В чем сущность явлений? На это ответ искал сиракузский мудрец - Архимед.

Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Тема урока:

- Попробуйте соединить в единое целое эпиграф и тему урока,

- Соответствует ли эпиграф теме урока?

Учитель дает установку:

- Вы, Архимеды, - должны пройти путь великого ученого и сделать первые шаги к ответу на сущность этих явлений

Помните!! Ученый идет путем неизвестным никому. Вы же идете путем неизвестным только вам!!

Перед началом работы попробую Вас удивить: В одной африканской школе ребята читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств. Начнем знакомство с водой с экспериментов.

Учитель

- раздает карту движения каждой микрогруппе.

- у каждой команды задание индивидуальное.

Прежде всего, нам необходимо простроить модель исследовательской работы и определиться в процедурах, которые будем включать в эту модель.


Ребята высказывают свое мнение об эпиграфе:

- Знания, полученные в результате своей деятельности прочнее тех, что получены в результате объяснения учителем.






Ребята высказывают свои предположения, наверное, опираясь на то, что видят у себя на столе.

- Эпиграф полностью соответствует теме урока,

- Эксперимент - самостоятельная поисковая работа - результат (прочные знания).

Вспоминают путь ученого:

- Наблюдение,

- Гипотеза,

- Эксперимент,

- Теория (качество, количество, прогноз)

"Даешь открытие" - новые знания.







Простраивают модель исследовательского обучения:

- Обсуждение проблемы и способов ее формулирования;

- Планирование исследовательской деятельности (определение цели, последовательности действий, подготовка к эксперименту);

- Осуществление исследовательской деятельности (построение гипотез, сбор данных, проведение эксперимента, подведение итогов);

- Подготовка к выступлению по защите своих открытий;

- Оценка и интерпретация результатов (оценка содержания, оценка процесса)

Гностический

- исследовательские

методы;

- эвристические ме

тоды (частично-поисковые)

Регулятивные -

- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные

- поиск и выделение информации;

- умение структурировать знания;

- построение логической цепочки рассуждений, доказательств.

- умение строить речевое высказывание;

- умение слушать и слышать товарищей;

- умение тактично спорить;

Проблема учителя становится проблемой учащихся - поле деятельности для учащихся задано.

Учащиеся ставятся в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решения проблем в процессе познания, а роль учителя - координатор.

На протяжении всего урока учитель отслеживает мыслительную работу ребят и отмечает в таблице (приложение 4)













Фактор успеха - класс!

- развитие товарищей по классу;

- их успеваемость;

- их жизненные планы.




Подготовка к выступлению по защите своих открытий:

- приобщает ученика к самостоятельной работе;

- учит его грамотно передавать содержание своих открытий;

- правильно держать себя перед аудиторией, корректно вступать в диалог

Это жизненно полезный навык для современного человека.

Оценочный акт

- оценить работу каждого ученика

Предлагает контрольно - оценочные акты.

(приложение 2 - Самооценивание совместной работы в группе)

Можно предложить ученикам разработать собственные

критерии оценивания своих работ

Ученики анализируют все стороны своего учебного процесса. Это ведет к более глубокому пониманию обучения.

Заполняют бланк (Самооценивание совместной работы в группе)

Они предлагают собственные, разработанные критерии оценивания своих работ.

Контролирующие:

- пооперационно;

- по конечному результату

- по условным пара

метрам.

Диагностические:

- личностные качества;

- учебные умения.

Регулятивные -

- оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Выставление оценок является стимулирующим фактором для дальнейшей работы учащихся и предоставляет ему сведения об успешности его учебной деятельности.

Рефлексия

- взгляд внутрь себя:

- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

- какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

- какой вклад в общее дело он может внести;

- может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников.

Предлагает ребятам осмыслить свое обучение. Оценить своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности: по содержанию, по форме деятельности, по цели (эмоциональная). Учитель предлагает вопросы на рефлексию.

(приложение 3- Вопросы на рефлексию)

Просмотреть свои открытия и подготовить отчет для выступления.


Ребята отвечают на предложенные вопросы

Просматривают свои открытия и готовят отчеты в виде: выступления, презентации.


Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона;

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Научить высказывать свои мысли и соображения, и понять

- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

- какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

- какой вклад в общее дело он может внести;

- может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников.

Закрепление полученных знаний, привитие интереса, желание и стремление к дальнейшим "открытиям".


Окончание урок

Предлагает закончить урок традиционным пожатием рук и благодарностью друг друга за приятно проведенное вместе время.

Ребята выполняют просьбу учителя.

Снимается напряжение по окончании урока.

Это положительный, эмоциональный настрой для следующего урока.


© 2010-2022