Конспект урока по теме Атмосферное давление

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Атмосферное давление".

Урок по организации проектной деятельности.

Конспект урока по теме Атмосферное давлениеКонспект урока по теме Атмосферное давлениеКонспект урока по теме Атмосферное давлениеКонспект урока по теме Атмосферное давлениеКонспект урока по теме Атмосферное давлениеЦели: Образовательная: введение понятия атмосферного давления.

Воспитательная: воспитание ответственного отношения к учебному труду: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников;

воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы.

Развивающая: развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно;

расширение кругозора, развивая интерес к экспериментальной физике;

развитие навыков проектной деятельности.

Оборудование: стакан (4 шт.), лист бумаги, сосуд с водой (6 шт.), газета (2 шт.), салфетка, ножницы, огарок свечи, пластиковые бутылки, спиртовка, шило или спица, кусок оконного стекла, воронка, вантуз или присоска, стеклянная трубка с поршнем или шприц, фанерная дощечка 10х10 см, монетка или зажимы, тарелка, спички, сосуд с кипятком, бутылка с широким горлышком, вареное яйцо.

Презентация "Атмосферное давление"

ХОД УРОКА.

1-й этап. Погружение в проект

(слайд №1) Нашу Землю окружает газовая оболочка, называемая атмосферой.

(слайд №2) А так как воздух имеет вес, то он должен оказывать давление. Давление, оказываемое атмосферой Земли на все тела находящиеся на ней, называют атмосферным давлением.

(слайд №3) Впервые это давление было измерено итальянским ученым, математиком и физиком Эванджелиста Торричелли. Он взял стеклянную трубку длиной 1 метр, запаянную с одного конца, наполнил ее полностью ртутью и перевернул, опустив открытый конец в чашку с ртутью (слайд №4). К удивлению окружающих, из трубки вылилась лишь не большая часть ртути. В трубке остался столбик ртути высотой 76 см (760 мм). Торричелли утверждал, что столбик удерживается атмосферным давлением. Именно ему впервые пришла эта мысль.

(слайд №5) Чтобы наглядно продемонстрировать это давление, в 1654 году был проведен знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. В нем, из плотно прижатых друг к другу металлических полусфер был откачан воздух. Атмосферное давление настолько сильно сжимало их снаружи, что снова разделить полушария не смогли даже 16 лошадей (восемь пар) лошадей, тянущих полушария в разные стороны. Проведен этот эксперимент немецким физиком, бургомистром Магдебурга Отто фон Герике.

Эксперименты, которые мы с вами рассмотрели, очень трудно проделать: ртуть для нас ядовита, лошади мы даже одной не найдем, поэтому я предлагаю каждой группе выполнить проект.

Задача проекта: выполнить эксперимент, наглядно демонстрирующий наличие атмосферного давления.

В процессе работы над проектом вы должны:

  • Выбрать эксперимент

  • Подобрать необходимое оборудование

  • Изготовить пояснительный рисунок

  • Показать эксперимент

  • Объяснить его

Эксперименты должны быть наглядными, простыми и доступными.

Давайте вернемся к началу урока и сформулируем тему урока.

Сегодня ваша цель не только познакомиться с понятием атмосферное давление, но и экспериментально проверить его существование .

2-й этап. Организация деятельности

Учащиеся разбиваются на группы, распределяют роли в группе, выбирают из литературы, какой эксперимент они будут показывать. (перечень экспериментов - приложение 2)

3-й этап. Осуществление деятельности

Учащиеся работают активно, самостоятельно, сообща и каждый в соответствии со своим амплуа. Выбирают нужные приборы, изготавливают самодельные конструкции. Пробуют провести эксперимент. По необходимости консультируются с учителем.

4-й этап. Презентация

Ученики демонстрируют свои эксперименты, объясняют их. Рефлексируют свою деятельность и оценивают результат своей работы, а так же работу других групп. Дают взаимооценку деятельности и ее результативности. Результаты само- и взаимооценки заносят в оценочный лист и обсуждаются. (см. приложение - 3)

5-й этап. Подведение итогов урока

Домашнее задание:

  1. §40

  2. Доклады по темам: «Атмосфера нашей планеты»

«Роль атмосферного давления в жизни человека и животных»

Литература

  1. "Физика-7" под. ред. А.В. Перышкина Москва "Дрофа" 2008.

  2. "Физика-7" под. ред. А.А. Пинского, В.А. Разумовского Москва "Просвещение" 2002.

  3. "Физика-7" А.В. Пинский, Н.А. Родина Москва "Просвещение" 1991.

  4. Б.Ф. Билимович "Физические викторины в средней школе" Издательство "Просвещение" Москва 1968.

  5. С.Ф. Покровский "Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике" Академия педагогических наук РСФСР Москва 1951.

  6. Библиотека электронных наглядных пособий "Физика 7-11" Министерство образования РФ "Кирилл и Мефодий" 2003.

  7. Учебное электронное издание "Физика 7-11" практикум "Физикон" 2004.

  8. Л.А. Горев "Занимательные опыты по физике" Москва "Просвещение" 1977.

  9. А.Е. Гуревич "Физика 7 класс" Дрофа Москва 2001.

  10. "Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей". Москва "Омега" 1994.









Приложение - 1

Конспект урока по теме Атмосферное давление

Опыт 1





Конспект урока по теме Атмосферное давление Конспект урока по теме Атмосферное давление



Опыт 2 Опыт 6

Конспект урока по теме Атмосферное давление

Опыт 9



Конспект урока по теме Атмосферное давление

Опыт 10

Приложение 2

ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ.

ОПЫТ 1. (рис. )

  1. Стакан налить до половины водой, положить в него какой-нибудь груз (например, монетку, скрепку и т.п.), закрыть листом бумаги и, придерживая рукой, перевернуть. Несмотря на то, что изнутри на бумагу давят воздух, вода и груз, она не обрывается.

  2. Под тяжестью воды и груза бумажка слегка прогибается, объем воздуха увеличивается, и его давление становится меньше атмосферного. Поэтому внешнее атмосферное давление может уравновесить давление содержимого стакана. [3]

ОПЫТ 2. (рис. )

  1. Возьмите стеклянный стакан, тарелку, огарок свечи, спички. Поставьте зажженный огарок на тарелку. Осторожно поставьте перевернутый стакан на тарелку и прижмите его так, чтобы внутреннее пространство оказалось изолированным от внешнего воздуха. Свеча вскоре потухнет. Теперь возьмитесь рукой за стакан, и поднимите его. Тарелка как бы прилипла к стакану и поднялась вместе с ним.

  2. Огонь нагрел воздух, содержащийся в нижнем стакане, воздух расширился, и часть его вышла их стакана. Когда к первому стакану приближают второй, в нем воздух тоже нагревается и часть его выходит наружу. Значит, когда стаканы придавлены друг к другу, в них меньше воздуха, чем до начала опыта. Как только газы внутри остыли, их давление уменьшилось, и атмосферное давление придавило стаканы.

ОПЫТ 3.

  1. Возьмите пластиковую бутылку и сделайте при помощи раскаленной иглы в дне несколько отверстий. В результате дно выглядит как решето. Налейте в бутылку воды и закройте бутылку пробкой. В результате вода перестает выливаться из бутылки. А еще говорят, что воду нельзя носить в решете!!!

  2. Когда пробка не закручена, атмосфера выдавливает воду из бутылки. Если пробку закрутить на воду действует только давление воздуха в бутылке, а его давление мало и вода не выливается.

ОПЫТ 4.

  1. Чайный стакан наполнить до половины водой и закрыть куском ПОРИСТОЙ бумаги (это может быть: салфетка, туалетная бумага, газета), а сверху еще куском оконного стекла. Придерживая стекло рукой, перевернуть стакан вверх дном, а затем возвратить в прежнее положение. Удерживая стекло рукой, убедитесь, что стакан прочно прилип к нему и не падает.

  2. Промокательная бумага впитывает часть воды, вследствие этого давление внутри стакана будет меньше атмосферного. Поэтому внешнее атмосферное давление прижимает кусок стекла к краям стакана. [3]

ОПЫТ 5. (рис. )

  1. Возьмите воронку и приложите ее к щеке. Откачивайте воздух из воронки или при помощи рта, или при помощи насоса. Под воронкой наблюдается вздутие щеки.

  2. Это объясняется тем, что под воронкой создается разряженное пространство и из-за атмосферного давления щека вдавливается в воронку. [7]

ОПЫТ 6.

  1. Возьмите стеклянную трубку, опущенную в сосуд с водой, поршень или шприц. Опустите поршень до соприкосновения с водой и поднимите его вверх. Вода начинает подниматься за поршнем.

  2. Дело в том, что атмосфера действует на воду вниз. Вода передает это давление в трубку снизу вверх. Вот атмосферное давление и поднимает воду вслед за поршнем. [8]

ОПЫТ 7.

  1. В бутылку с широким горлышком (из-под кетчупа или молока) опустить зажженную бумагу и быстро закрыть горлышко круто сваренным и очищенным яйцом. Яйцо постепенно втягивается и проваливается внутрь бутылки.

  2. Пламя нагревает воздух в бутылке. И часть его выходит наружу. Когда бутылку накрывают яйцом, воздух в ней охлаждается, давление его падает и внешнее атмосферное давление загоняет яйцо в бутылку. [9]

ОПЫТ 8. (рис.)

  1. Возьмите вантуз, который применяется в сантехнике, смочите его края водой и прижмите к книге, которая положена на стол. Выдавите часть воздуха из вантуза, а затем поднимайте его. Вместе с ним поднимается и книга. Вместо вантуза можно использовать присоску от мыльницы. Вантуз - приспособление, которое обычно применяется для продувки засорившихся труб. [7]

ОПЫТ 9. (рис.)

  1. Положите на тарелку монетку и налейте немного воды. Монета очутится под водой. Возьмите стеклянный стакан, ополосните его кипятком и опрокиньте на тарелку рядом с монеткой.

  2. Воздух в стакане начнет остывать, и под действием атмосферного давления вода начнет подниматься.



Приложение - 3

Оценочный лист.

Номер группы:

Оборудование:



  1. Отметьте, что у вашей группы получилось, что не получилось.

Ф.И.

Какую работу выполнял

оценка

































  1. Оцените деятельность своих одноклассников.



Что знали до начала урока

Что узнали на уроке

Что хотелось бы узнать дальше

ГРУППА 1


ГРУППА 2


ГРУППА 3


ГРУППА 4


ГРУППА 5


ГРУППА 6




© 2010-2022