Разработка урока по физике на тему Механическая работа (7 класс)

Данная работа представляет собой конспект урока на тему "Механическая работа" в 7 классе. Разработка составлена по всем требования ФГОС. Основная цель данного урока сформировать понятие о механической работе, о единицах измерения работы, исследовать условия при которых выполняется работа, добиться осмысления практической значимости приобретаемых знаний. Урок направлен на развитие мыслительных операций: сравнение, установление причинно-следственных связей,развития речи, внимания, представлений об...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по физике . 7 класс.

Тема урока: Механическая работа. Единицы измерения.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.


Цель урока:


Образовательная:

- сформировать у учащихся понятие механической работы, о единицах измерения работы, вывести формулу работы (при условии, что сила и перемещение направлены вдоль одной прямой);

- исследовать условия, при которых работа положительна, отрицательна, равна нулю;

- осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний, умений; интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления.

Развивающая:

продолжить формирование мыслительных операций: сравнение, установление причинно-следственных связей;

развитие речи, внимания, представлений об окружающем мире; способствовать развитию познавательных, интеллектуальных, эмоциональных мотивов обучения.

Воспитательная: воспитание дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи, трудолюбия и стремления к получению новых знаний.

Ход урока:

Ι. Организационный момент. Создание психологически комфортной и позитивной атмосферы. Здравствуйте, ребята. Сегодня нам вместе предстоит изучить новую тему.

Девиз нашего урока (слайд2):

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Никогда не давались легко

Достижения людям.

ΙΙ. Актуализация знаний.

Поиграем в игру «Ложь и истина» и вспомним те знания, которые пригодятся при изучении нашей темы. Условия игры: на экране вы увидите утверждение, если оно верное, выбираете вариант «истина» и соответствующую букву. Если утверждение неверное, вы выбираете вариант «ложь» и соответствующую букву.


  1. Пройденный путь при равномерном движении вычисляется по формуле (слайд 3):

s = v *t

истина ложь

Р Т


  1. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия каких- либо других тел называется - покой (слайд 4).

Истина ложь

З А


  1. Действие одного тела на другое называется физической величиной - силой (слайд 5).

Истина ложь

Б Г


  1. Сила тяжести - эта сила, с которой, тело давит на опору (слайд 6).

Истина ложь

Л О


  1. Направление силы трения совпадает с направлением скорости движения (слайд 7).

Истина ложь

К Т


  1. В игре по перетягиванию каната, первая команда тянет вправо, прикладывая силу 600 Н, вторая команда тянет влево с силой

580 Н. Победит первая команда (слайд 8).

Истина ложь

А И

Из вариантов выбранных букв сложите слово. Какое слово у вас получилось? (слайд 9)

Р А Б О Т А

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Итак, темой нашего урока будет «Механическая работа» . Слово «работа» вам наверно знакомо. Как вы понимаете это слово? В словаре Ожегова работа означает труд, занятие, дело, упражнение …. (слайд 10)

А какие пословицы о труде вы знаете?

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Терпение и труд все перетрут.

А какой может быть работа? (умственной, физической, творческой и т.д.).

Срочная работа - работа, которую нужно окончить в срок (слайд 11).

В физике также существует понятие «работа», но его смысл несколько отличается от привычного нам понятия.

Значит, какова цель нашего урока? Узнать что такое работа с научной точки зрения (слайд 12).

IV. Первичное усвоение новых знаний. Физика, прежде всего, изучает физическую величину, которая называется «механической работой». Запишите тему нашего урока

«Механическая работа»

Термин «механическая работа» был введен в физику в 1826 г. французским ученым Ж. Понселе (слайд 13).

Как физическая величина, работа обозначается буквой А. Запишите это в тетради.

Так как это физическая величина, ее можно измерить и вычислить. А для этого нужно знать, когда совершается механическая работа и от чего она зависит? Посмотрим следующий слайд (слайд 14). Что общего на этих фотографиях?

На всех фотографиях действуют силы, и тела перемещаются.

Значит, на всех картинах что совершается? Работа .

Мы пришли к главному условию совершения работы в физике (слайд 15): Механическая работа совершается только, когда на тело действует сила, и оно движется.

Посмотрим следующий слайд (слайд 16). Взгляните на эти картины. Возможно, вы знаете названия и авторов этих картин («Тройка» Василий Перов, «Бурлаки на Волге» Илья Репин). Молодцы! А теперь вернемся к нашей теме.

А на этих картинах совершается ли работа? Да, потому что действуют силы и тела перемещаются.

А одинаковая ли совершается работа? Нет, так как действуют разные силы.

На какой картине совершается большая работа? На картине «Бурлаки на Волге», так как действует большая сила.

Следующий слайд (слайд 17). Совершается ли работа на этой картине? Да. Одинаковую ли работу совершают человечки? Нет, так как проходят разное расстояние.

Кто совершил большую работу? Тот, который прошел больший путь.

Итак, мы выяснили, что работа прямо пропорционально зависит от силы, действующей на тело и от пройденного пути. Этот вывод равнозначен формуле для расчета механической работы (слайд 18). Полученную формулу запишите и запомните.

Как из этой формулы выразить силу? Как выразить путь? Какие формулы вы получили (слайд 19)? Чтобы определить силу нужно работу разделить на пройденный путь. Чтобы вычислить пройденный путь, нужно работу разделить на действующую силу.

Единица измерения работы названа в честь английского ученого Джеймса Джоуля, сокращенно обозначается Дж (слайд 20). Посмотрите на следующий слайд и попробуйте объяснить эту запись.

1 Дж - это работа, совершенная силой в 1 Н, при перемещение тела на 1 м под действием этой силы.

Как вы думаете большая это работа? Я вам продемонстрирую работу в 1 Дж на опыте. Беру груз, массой 100 г. На этот груз действует сила тяжести 1Н. Значит, чтобы поднять равномерно на высоту 1 м, я должна приложить силу 1 Н, то есть совершить работу в 1 Дж. Большую ли работу я совершила? Нет. Кроме единицы измерения 1 Дж на практике также применяются следующие: 1 кДж = 1000 Дж, 1 гДж = 100 Дж, 1 МДж = 1000000 Дж.

Как были направлены векторы силы и перемещения в примерах, которые мы рассматривали? Во всех примерах, которые мы рассматривали, направление силы совпадала с направлением движения. Эти силы совершали положительную работу. А есть такие примеры, когда работа бывает отрицательной и может быть равна нулю. Об этом подробнее узнаете на последующих уроках (слайд 21).

V. Первичная проверка понимания.

1) посмотрите на следующий слайд (слайд 22). В каких их этих примерах совершается работа? Ответы поясните.

2) приведите свои примеры совершения механической работы.

VI. Первичное закрепление.

Для закрепления нашей темы проведем эксперимент (слайд 23).

Работать будем в группах по 4 человека (объединяются две соседние парты). «Один в поле не воин», современный стиль работы - это работа в команде! Задания и оборудования у вас на столах. На работу даю 3 мин времени. Проведем небольшое состязание. Победителем будет та команда, которая выполнит задание правильно, быстро, дружно. Желаю удачи!
1 опыт. Обнаружить зависимость совершенной работы от действующей силы.

  1. Прикрепите динамометр к бруску и равномерно переместите его на расстояние s = 30см

  2. Запишите показание динамометра: F1= ______

  3. Вычислите совершенную работу А1 = F1 s = ________________

  4. Положите на брусок два груза и снова равномерно переместите их на расстояние s = 30см

  5. Запишите показание динамометра F2 = _________

  6. Вычислите совершенную работу А2 = F2 s = ________________

  7. Сравните А1 и А2.

  8. Сделайте вывод.

2 опыт. Обнаружить зависимость механической работы от пройденного пути.

  1. Прикрепите к динамометру брусок с двумя грузами.

  2. Переместите равномерно на расстояние s1 = 10 см, запишите показание динамометра F = ___________

  3. Вычислите совершенную работу А1 = F s1 = ________________

  4. Переместите брусок с грузами на s2 = 50 см, запишите показания динамометра F = _____________

  5. Вычислите совершенную работу А2 = F s2 = ________________

  6. Сравните А1 и А2.

  7. Сделайте вывод.

Итак, обсудим и сравним ваши результаты и выводы (слайд 24).

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1) Прочитать параграф 53, ответить на вопросы.

2) Перечитать дома басню И. Крылова «Лебедь, щука, рак» и проанализировать с учетом нашей новой темы.

3) Домашний эксперимент «Определение работы». Рассчитайте работу, совершенную тобой при ходьбе из школы до ближайшей остановки. Используя сведения из Интернета, узнай, когда и кто (что) совершает такую же работу. Примечание: при каждом шаге ты совершаешь в среднем 20 Дж работы.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

  1. Какую цель мы преследовали на уроке?

  2. Достигнута ли цель урока?

  3. Какие трудности вы испытывали при достижении цели?

  4. Что понравилось больше всего на уроке?

  5. Как вы думаете, что мы будем делать на следующем уроке?

  6. С каким настроением вы уходите с урока? На партах у вас три смайлика: веселый, грустный, равнодушный. На доске прикрепите смайлик соответствующий вашему настроению.



© 2010-2022