- Преподавателю
- Физика
- Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-Анероид
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-Анероид
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бухарбаева К.К. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тип урока - комбинированный.
Метод проведения - демонстрационно-практический.
Тема. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-Анероид.
Цели урока:
Образовательные: отработка введенных понятий и практических умений по теме «Атмосферное давление», рассмотреть влияние атмосферного давления на живые организмы.
Развивающие: продолжить формирование мыслительных операций: сравнение, классификация, конкретизация, установление причинно-следственных связей, вариативность; развитие речи, внимания, памяти; побудить учеников к применению полученных знаний в нестандартных, новых для них ситуациях.
Воспитательная: продолжить работу по формированию представлений о связи человека и природы, на примере изучения данной темы; формирование познавательных, эмоциональных и социальных мотивов обучения; воспитание дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи, трудолюбия, аккуратности.
Оборудование:
-
Оборудование для экспериментов: шприц, пипетка, стаканы, бумажное кольцо.
-
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
-
Презентация PowerPoint «Сообщающиеся сосуды», «Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-Анероид».
-
Видео сюжеты: «Сообщающиеся сосуды», «Действующая модель фонтана», «Атмосферное явление», «Машенька и медведь».
План урока.
-
Организационный момент. Сообщение целей и задач урока.
-
Повторение по теме. Сообщающие сосуды.
Цель: закрепить знания учащихся о сообщающихся сосудах, умений правильно объяснять явления основанных на законах сообщающихся сосудов, области их применения.
-
Актуализация темы.
Цель: продолжить формирование мыслительных операций.
-
Изложение нового материала. Работа со слайдами.
Цель: ознакомить учащихся с явлением атмосферного давления, рассмотреть влияние атмосферного давления на живые организмы, с устройством прибора для измерения атмосферного давления, умений производить расчеты при решении задач.
Экспериментальная часть.
Решение расчетных задач.
Влияние атмосферного давления на живые организмы.
-
Закрепление.
Решение расчетных задач.
Цель: закрепить представления учащихся связанные с явлением атмосферного давления, влияние атмосферного давления на живые организмы, умения производить расчеты при решении задач.
-
Домашнее задание. Творческие задания.
-
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока.
Этап урока
Цель
этапа
Метод
проведения
Содержание
1.Орг. момент.
Сообщение целей и задач урока
Словесный.
2. Повторение по теме.
закрепить знания учащихся о сообщающихся сосудах, умений правильно объяснять явления основанных на законах сообщающихся сосудов, области их применения.
Демонстрационный.
Фронтальный опрос учащихся.
Опрос пройденного материала проверка домашнего задания.
Презентация PowerPoint «Сообщающиеся сосуды».
Видео сюжеты: «Сообщающиеся сосуды», «Действующая модель фонтана».
3.Актуализация темы.
продолжить формирование мыслительных операций:
Проблемно-
поисковый.
Демонстрационный.
Видеосюжеты: «Машенька и медведь».
Презентация PowerPoint «Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-Анероид».
Работа со слайдами.
Посмотрите внимательно на слайды: что изображено на них?
Слайд 1,2.
4.Изложение нового материала
ознакомить учащихся с явлением атмосферного давления, рассмотреть влияние атмосферного давления на живые организмы, с устройством прибора для измерения атмосферного давления, умений производить расчеты при решении задач.
Проблемно- поисковый
Демонстрационный.
Тема урока. «Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-Анероид».
Вводный слайд.
Слайд 5.
Слайд 6. Земля имеет воздушную оболочку, называется она атмосферой и простирается на несколько тысяч километров. Такой увидел советский космонавт Г. Титов атмосферу Земли из кабины космического корабля. Лишившись атмосферы, Земля стала бы такой же мертвой, как ее спутница Луна, где попеременно царят то испепеляющий зной, то ледянящий холод - + 1300 С днем и - 1500 С ночью.
Слайд 7. Воздух обладает весом, в этом можно убедиться на опыте. Выкачав часть воздуха из шара, мы увидим, что он стал легче.
Слайд 8. Впервые весомость воздуха привела людей в замешательство в 1638 году, когда не удалась затея герцога Тосканского украсить сады Флоренции фонтанами - вода не поднималась выше 10,3м.
Слайд 9. Поиски причин упрямства воды и опыты с более тяжелой жидкостью - ртутью, предпринятые в 1643г. Торричелли, привели к открытию атмосферного давления.
Слайд 10,11,12. Торричелли обнаружил, что высота столба ртути в его опыте не зависит ни от формы трубки, ни от ее наклона. На уровне моря высота ртутного столба всегда была около 760мм.
Слайд 13,14,15. Устройство и принцип работы Барометра-Анероида.
Слайд 16. Подведение итога сказанного.
Слайд 17. Как доказать существование атмосферного давления?
Слайд 18. В 1654 Отто Герике в Магдебурге провел опыт, чтобы доказать существование атмосферного давления. Он выкачал воздух из полости между двумя металлическими полушариями, сложенными вместе. Они так сильно прижались друг к другу, что их не смогли разорвать восемь пар лошадей. Как вы считаете, что удерживало полушария?
Просмотр видео об атмосферном явлении.
Экспериментальная часть.
Опыт 1. Налить в стакан немного воды, накрыть листом бумаги, перевернуть. Почему вода не выливается?
Опыт 2. Действие шприца, пипетки, медицинских банок. Почему?
5. Закрепление изученного материала.
закрепить представления учащихся связанные с явлением атмосферного давления, влияние атмосферного давления на живые организмы, умения производить расчеты при решении задач.
Демонстрационный
Решение количественных задач.
Творческие задания.
Раскрытие проблемы.
Слайд 20. Почему жидкость поднимается вверх?
Слайд 21,22,23.
Как мы дышим? Механизм дыхания заключается в следующем: мышечным усилием мы увеличиваем объем грудной клетки, при этом давление воздуха внутри легких уменьшается, и атмосферное давление вталкивает туда порцию воздуха. При выдыхании происходит обратное явление.
Как пьет слон? Шея у слона короткая, он опускает хобот в воду и втягивает в себя воздух. Под действием атмосферного давления хобот набирается водой, тогда слон сгибает хобот и выталкивает воду в рот.
Атмосферное давление сказывается на передвижении по болотистой местности. Под ногой, когда мы ее поднимаем, образуется разреженное пространство и атмосферное давление препятствует вытаскиванию ноги (но это только одна из причин). Если по трясине передвигается лошадь, то твердые копыта ее действуют как поршни. Сложные же копыта свиней и жвачных животных, состоящие из нескольких частей, при вытаскивании ноги сжимаются (вследствие неравенства давлений снизу и сверху) и пропускают воздух в образовавшееся углубление. В этом случае ноги животных свободно вытягиваются из почвы.
Слайд 28,29.
Задача Шерлока Холмса. Перед Ш.Холмсом стояла обыкновенная банка, в ней плавала пиявка. Доктор Ватсон спросил: «О, мистер Холмс, вы занялись изучением пиявок?» «Нет, я наблюдаю за погодой и думаю, что сегодня будет дождь, надо взять зонтик». Почему Ш.Холмс так решил?
Слайд 30. Придумаем свой барометр.
6. Заключительная часть. Д/З
Словесный.
§ 40 стр 144 к/в к §
Упр 21. (устно)
Творческое задание: придумать конструкцию природного барометра, сделать рисунки по теме, придумать свои задачи или вопросы в рисунках (на выбор).
Слайд 26.
7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Словесный.
Слайд 27.
Итак, мы сегодня повторили уже известный нам материал, познакомились с влиянием атмосферного давления на живые организмы, узнали много нового и главное поняли, как велико значение атмосферного давления в нашей жизни.
Выставление оценок за урок.
- 5 -