Рабочая программа Обучение решению задач по физике для учащихся 7-8 классов

           Программа «  Обучение решению задач по физике» по содержательной среде является предметноориентированной; по функциональному предназначению – обучающей; по форме организации – групповой;  по времени реализации –2-х  годичной.             Программа предназначена для учащихся 7-8 классов основной общеобразовательной школы и направлена на обе6спечение дополнительной  практической подготовки по физике.              Программа разработана в соответствии с Примерной программой по физике, с...
Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Программа « Обучение решению задач по физике» по содержательной среде является предметноориентированной; по функциональному предназначению - обучающей; по форме организации - групповой; по времени реализации -2-х годичной.

Программа предназначена для учащихся 7-8 классов основной общеобразовательной школы и направлена на обе6спечение дополнительной практической подготовки по физике.

Программа разработана в соответствии с Примерной программой по физике, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, 2004год( базовый уровень).

Содержание программы нацелено на формирование умения решать задачи базового и повышенного уровня, устанавливать логические связи между поставленными вопросами и ответами на них и направлена на: - создание условий для развития учащихся;

- развитие самостоятельности при решении физических задач.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Учащиеся могут применить полученные знания и практический опыт решения задач при подготовке к ГИА, ЕГЭ и олимпиаде по физике.

Программа рассчитана на 30 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю.

Целью данного курса является научить решать задачи разного уровня сложности.

Логика освоения учебных тем определяется задачами:

  • Изучить определение физических величин и понятий, формул для успешного решения задач ;

  • Освоить разные способы решения задач;

  • Овладеть методами решения задач;

  • Повысить интерес к изучению предмета физика.

Структура программы состоит из трех образовательных блоков: теория, практика, проект.

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

Практические задания способствуют развитию у ребят творческих способностей, умения создавать свои способы решения задач.

Учащиеся основной школы способны выполнить предлагаемые задания.

Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены итоговые уроки, которые проводятся в конце изучения каждого тематического блока.

Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяются в соответствии с программой курса.

В результате работы по программе « Обучение решению задач по физике» учащиеся должны знать:

7 класс: Понятия - механика, механическое движение, относительность движения, прямолинейное движение, равномерное и неравномерное движения, взаимодействие тел, простые механизмы, условие равновесия рычага, правило моментов;

Физические величины - траектория, путь, скорость, средняя скорость; масса тела, плотность, сила, сила тяжести, вес, силы трения, сила упругости, правило сложения сил, работа, мощность, энергия, виды механической энергии, кпд, давление, атмосферное давление;

Законы - закон сохранения механической энергии, закон Паскаля, закон Архимеда, условие равновесия рычага;

должны уметь:

8 класс: Процессы - плавление и отвердевание, испарение, конденсация, кипение; электризация, прямолинейное распространение света, отражение света, преломление света, изображение в плоском зеркале, построение изображений в линзах

Физические величины - внутренняя энергия, теплопередача, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, сила тока, напряжение, сопротивление, работа и мощность электрического тока; оптическая сила линзы, фокусное расстояние,

Устройства - тепловые двигатели, глаз, оптические приборы, Законы - закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах; уравнение теплового баланса; формула тонкой линзы.

Должны уметь : - решать физические задачи разных уровней - базового и достаточного, высокого и олимпиадного;

- применять полученные знания для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.










Содержание курса -7 класс

  1. Механическое движение: 6часов

Механика. Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Скорость. Единицы скорости. Средняя скорость. Графики пути и скорости от времени. Разные задачи на движение.


  1. Взаимодействие тел: 7часов

Масса тела. Плотность. Сила тяжести. Вес. Сила упругости. Силы трения. Разные задачи о силах.


  1. Работа и мощность. Энергия: 8часов

Механическая работа. Мощность. Рычаги. Блоки. « Золотое правило механики». Коэффициент полезного действия механизмов. Энергия.


  1. Давление твердых тел, жидкостей и газов: 9 часов

давление твердых тел. Давление газа. Давление жидкости. Зависимость давления жидкости от глубины. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Гидравлический пресс. Насосы. Архимедова сила. Плавание тел.

Содержание курса - 8 класс 1. Тепловые явления: 10часов.

Первоначальные сведения о строении вещества. Внутренняя энергия. Теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание. Испарение, конденсация, кипение. Тепловые двигатели. Влажность воздуха.

2.Электрические явления: 10 часов

Электризация. Строения атома. Электрическое поле. Электрический ток. Сила тока, напряжение, сопротивление. Расчет электрических цепей. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Магнитные и электромагнитные явления.

3.Световые явления: 10 часов Прямолинейное распространение света. Отражение света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Построение изображений в линзах. Формула тонкой линзы. Глаз и оптические приборы.


Формы организации образовательного процесса.

Урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного материала, урок применения знаний и умений, комбинированный урок, контроль знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок-презентация.

Технология обучения.

Проблемно-поисковая, исследовательская, здоровьесберегающая, ИК-технологии. Применение этих технологий обеспечивается строгим соблюдением такого дидактического принципа, как принцип систематичности и последовательности изложения материала.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Ключевая компетенция обучающихся

Целевой ориентир учителя в уровне сформированности ключевых компетенций обучающихся

Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская, информационная)

Извлекать пользу из опыта.

Организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний.

Организовывать собственный способ прием обучения.

Социально-трудовая компетенция

Включаться в социально-значимую деятельность.

Оперативно включаться в проекты.

Коммуникативная компетенция

Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Овладение навыками неконфликтного общения.

Способность строить и вести общение.

Компетенция с сфере личностной ориентации

Критически относится к тому или иному аспекту.

Уметь противостоять сложностям.

Занимать личную позицию.

Виды и формы контроля.

Физический диктант, самостоятельная работа, фронтальный опрос,тестирование, итоговые контрольные работы .

Промежуточная (годовая) аттестация проводится в 10 классе в форме итоговой контрольной работы.

Учебно-методический комплект включает в себя:

Учебный комплект:





Календарно-тематическое планирование 7 класс

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

измерители

Механическое движение

1.

Относительность движения . Траектория и путь.

1

Сб. Стр.16-19.

2.

Единицы скорости

1

Cб.стр.20-22

3.

Скорость, путь и время

1

Сб. стр.23-25

4.

Графики пути и скорости

1

Сб. стр.26-34

5.

Средняя скорость

1

Сб. стр.35-39

6

Разные задачи на движение

2

Сб. стр.40-47

Взаимодействие тел

7.

Взаимодействие тел.

1

Сб. стр.48-49

8.

Масса

1

Сб. стр. 5-53

9.

Плотность

1

Сб. стр.54-61.

10.

Сила тяжести. Вес.

1

Сб. стр. 62-65

11.

Сила упругости.

1

Сб. стр.66-68

12.

Сила трения .

1

Сб. стр.69=73

13.

Разные задачи о силах.

2

Сб. стр.74-79

Давление твердых тел, жидкостей и газов

14.

Давление твердых тел

1

Сб. стр.113-118

15.

Давление газа

1

Сб. стр.119-

16.

Давление жидкости. Зависимость давления от глубины

1

Сб. стр120-125

17.

Сообщающиеся сосуды

1

Сб. стр.126-131

18.

Атмосферное давление

1

Сб. стр.132-138

19.

Гидравлический пресс. Насосы

1

Сб. стр.138-140

20.

Разные задачи на давление жидкостей и газов

1

Сб. стр.141-142

21.

Архимедова сила

1

Сб. стр.143-150

22

Плавание тел

1

Сб. стр.151-158

Работа и мощность. Энергия.

23.

Механическая работа.

1

Сб. стр.79-83

24.

Мощность

1

Сб. стр.84-87

25.

Рычаги

1

Сб. стр.88-92

26.

Блоки

1

Сб. стр.93-100

27.

« Золотое правило механики»

1

Сб. стр.101-104

28.

Коэффициент полезного действия

1

Сб. стр.104-107

29.

Энергия

1

Сб. стр. 107-110

30.

Разные задачи на работу и мощность.

1

Сб. стр. 111-113




Календарно-тематическое планирование 8 класс

Рабочая программа Обучение решению задач по физике для учащихся 7-8 классов№п/п

Название темы занятия

Количество часов

измерители

Дата

проведения

Тепловые явления

1

Первоначальные сведения о строении вещества

1

К. Стр. 159

2

Внутренняя энергия.

Теплопередача и работа. Виды

теплопередачи.

1

К.Стр.163

3-4

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

2

К. Стр.167.

5

Уравнение теплового баланса.

1

К. Стр.170

6

Удельная теплота сгорания топлива

1

К. Стр.174

7

Закон сохранения энергии в

тепловых и механических

процессах.

1

К. Стр.178

8

Плавление и отвердевание.

2

К. Стр.182.

9

Тепловые двигатели

1

К. Стр. 196

10

Влажность воздуха.

1

К, Стр.199

Электрические

явления

11

Электризация тел. Строение атома.

1

К. Стр.202

12

Электрическое поле.

1

К. Стр. 205

13-15

Электрический ток. Сила тока,напряжение,сопротивление.

2

К. Стр. 209

16

Расчет электрических цепей.

2

К. стр.217

17-19

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца

2

К. стр. 234

20

Магнитные и электромагнитные явления.

1

К.Стр.244

Световые явления

ые явления

21

Прямолинейное распространение света.

1

К. стр.250

22

Отражение света.

1

К. стр.256.

23-24

Изображение в плоском зеркале

2

К.стр.260

25

Преломление света

1

К. стр.267

26-27

Построение изображений в линзах

3

К. стр. 272

28-29

Формула тонкой линзы

2

К. стр.283

30

Глаз и оптические приборы

2

К. стр.288







Литература для учителя


  1. Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат. Задачи по физике для основной школы. - М. «Илекса», 2009г.

  2. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник школьных олимпиадных задач по физике. - М. « Просвещение», 2010г.

  3. А.Е.Марон, СВ. Позойский, Е.А.Марон. Сборник вопрсов и задач по физике. - М. « Просвещение», 2012г.

  4. Л.А.Кирик. Физика 8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. - М. « Илекса», 2012г.

  5. В.И.Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по Физике 7 - 9. - М. « Просвещение», 2006г.

Литература для учащихся

1. А.Е.Марон, СВ. Позойский, Е.А.Марон. Сборник вопрсов и задач по
физике. - М. « Просвещение», 2010г.

  1. Л.А.Кирик. Физика 8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. - М. « Илекса», 2012г.

  2. В.ИЛукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по Физике 7 - 9. - М. « Просвещение», 2012г.


© 2010-2022