Урок по физике в 7 классе Постые механизмы

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской областиУрок по физике в 7 классе Постые механизмы

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра естественно-научных дисциплин







Проектная работа

«Формирование универсальных учебных действий

на уроке физики по теме «Простые механизмы. Рычаги»





слушателя курсов повышения квалификации

учителей физики

«Опыты по физике

с использованием нового оборудования»

Харитоновой Маргариты Евгеньевны

учителя МБОУ Коробовского лицея

Шатурского района Московской обл.

Рук. к. п. н., доцент

С. М. Новиков


2012


Формирование УУД

на уроке физики по теме «Простые механизмы. Рычаги»


Содержание.

Введение ............................................................ стр3

Разработка урока ……………………………….стр. 4

Заключение ………………………………………стр.19

Литература ………………………………………стр.19








Введение.

Одно из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий учащихся

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

Группой сотрудников Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования с опорой на научную школу культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Мудрик, П. Я. Гальперина и Д. Э. Эльконина была создана Программа развития универсальных учебных действий. В Программе развития УУД выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные.

Коренные изменения в учебной деятельности ученика требуют и коренных изменений в деятельности учителя. Учитель должен быть не просто носителем информации, но и мастером, создающим любом ученику условия для саморазвития и самосовершенствования посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта, умения учиться и развиваться.

Цель : проектирование урока с учетом формирования УУД

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме формирования УУД в образовании

  2. Спроектировать урок с учетом формирования УУД

  3. Оценить преимущества новых направлений деятельности учителя и учащихся на уроке.

Гипотеза: проведение уроков направленных на формирование УУД позволит повысить образовательный и воспитательный потенциал и обеспечит формирование важнейшей компетенции личности - умение учиться, создаст благоприятные условия для дальнейшего личностного и познавательного развития учащихся.

Разработка урока.

Тема: Простые механизмы. Рычаги Условие равновесия рычага.

Цели урока:

Ввести понятие «простой механизм», выяснить условие равновесия рычага; развитие информационной компетентности учащихся, коммуникабельности, умения работать в группе, коллективе и индивидуально, коммуникабельности, расширение кругозора и мыслительной активности.

Оборудование:

  1. Документ-камера,

  2. Диск «Электронные уроки и тесты. Работа. Мощность. Энергия»

  3. Компьютеры

  4. Сеть Интернет.

  5. Штатив.

  6. Набор грузов

  7. Рычаги.

  8. Блоки.

  9. Ножницы .

  10. Щипцы для колки орехов

  11. карточки с наименованием простых механизмов

  12. сайт учителя zmisuda.jimdo.com (страничка 7 класса)



УУД

формируемые на уроке

Этапы урока

Действия учителя и учащихся на уроке

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Учитель: Тема нашего урока; «Простые механизмы. Рычаги» Сформулируйте цели нашего урока.

Познавательные

(логические ) УД

Умение устанавливать причинно-следственные связи

РегулятивныеУД

Целеполагание.

Выслушиваются высказывания учащихся

Учитель: Кто может сформулировать все цели и задачи нашего урока?

Регулятивные УД:

Обобщение, систематизация

Коммуникативные УД: умение строить понятные для партнеров высказывания, умение использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать других

Один ученик повторяет все высказывания учащихся.

Проверка домашнего задания



Познавательные УД: использование необходимой информации для выполнения учебного задания

Личностные УД:

Осознание учащимися своих знаний Регулятивные УД: учитывать правила контроля и способа решений

.

6 человек на компьютерах с сайта учителя выполняют тест по теме «мощность», ,

1 человек с помощью

Документ- камеры показывает решение домашней задачи № 715 из сборника задач по физике (авт. Лукашик)

Познавательные УД: использование необходимой информации для выполнения учебного задания

Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Личностные УД:

Осознание учащимися своих знаний

Формирование «Я-позиции»

Регулятивные УД: учитывать правила контроля и способа решений;

Умение оценивать правильность выполнения действий

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Учитель: всему классу будет предложен ряд утверждений. Если вы согласны с данным утверждением, то поднимаете руку. Если не согласны - руку не поднимаете.

  1. мощность характеризует быстроту выполнения работы.+

  2. мощность показывает, какая работа производится в единицу времени +

  3. мощность определяется работой и силой, которая была приложена ля совершения работы. -

  4. чем больше работа, выполненная за определенный промежуток времени, тем больше развиваемая мощность .+

  5. чем больше времени затрачивается на совершение определенной работы, тем больше развиваемая мощность.-

  6. чем больше мощность двигателя, тем меньше работа совершаемая за определенный промежуток времени.-

  7. 1 Вт=1Дж *с -

Учитель:

Почему вы не согласны с данным утверждением.?

Новый материал

Физические возможности человека ограничены, поэтому человек с давних времен старался использовать устройства, которые способны преобразовать силу человека в значительно большую силу. Такие устройства называются механизмами. Самым первым и как говорят простым механизмом, который человек использовал в своей деятельности была палка . В наше время среди простых механизмов различаются рычаг и его разновидности: блок и ворот, и наклонную плоскость и ее виды - клин и винт.

Рычаг - твердое тело , способное вращаться вокруг неподвижной опоры. На практике роль рычага могут играть стержень, доска, лом и другие предметы. Вам предлагаются карточки с различными названиями механизмов.

Познавательные УД: структурирование знаний; умение использовать знаково-символические средства для решения задач; выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные УД: умение оценивать правильность выполнения действий

Коммуникативные УД: умение формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Ваша задача классифицировать эти механизмы по видам. Для этого нужно соединить название механизма с названием вида с помощью стрелочки. Проверка на документ - камере по вариантам

Познавательные УД: выдвижение гипотез и их обоснование; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных-несущественных признаков; умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях

Регулятивные УД: умение оценивать правильность выполнения действий

Коммуникативные УД: умение формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Как вы понимаете выражение: «Простые механизмы служат для преобразования силы» Выслушиваются ответы учащихся

Новый материал

Сегодня мы подробно познакомимся с рычагом. Напомню, что рычагом называется твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры. Существуют два вида рычагов:

У рычагов 1-ого рода точка опоры располагается между линиями действия приложенных сил, а у рычага 2-ого рода она располагается по одну сторону от них.

Рассмотрим рисунок.

В первом случае, человек, чтобы поднять груз действует с силой F на левое плечо рычага, меньшей чем вес груза . Во втором случае он прикладывает силу также меньшую , чем вес груза действуя в противоположном направлении. В любом случае человек получает выигрыш в силе.

Познавательные УД: выдвижение гипотез и их обоснование; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных-несущественных признаков; умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях

Регулятивные УД: умение оценивать правильность выполнения действий

Коммуникативные УД: умение формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Вопрос Что значит выражение «получить выигрыш в силе» (сила с которой мы действуем, меньше веса груза)

Личностные УД:

Развитие мотивов учения

Познавательные УД: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков ;умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям умение устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные УД

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Вопрос. Какие рычаги есть у вас дома?

Выслушиваются ответы учащихся.

Личностные УД:

Формирование границ собственных знаний и незнаний

Познавательные УД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте Коммуникативные УД: умение формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания

Регулятивные УД: учитывание правила планирования и контроля способа решения; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Учитель: Покажите точку опоры и действующие силы на примере щипцов для колки орехов. (Док-камера)

Силы, действующие на рычаг, могут повернуть его вокруг оси в двух направлениях: по ходу или против хода часовой стрелки.

Выясним, при каком условии рычаг не будет вращаться, т.е. будет находиться в равновесии

Диск урок3 стр. 3

Урок5 стр. 3

Личностные УД:

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

Коммуникативные УД: умение формулировать собственное мнение Познавательные УД: структурирование знаний; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков РегулятивныеУД: умение вносить коррективы в действия после его завершения

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Какой новый физический термин вы услышали при просмотре ролика

Ответ: плечо силы..

Личностные УД:

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

Регулятивные УД: умение вносить коррективы в действия после его завершения на основе его оценке и учета характера сделанных ошибок

Познавательные УД: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков ;умение осуществлять сравнение; умение устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УД: умение формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Вопрос: объясните, как вы поняли, что такое плечо силы.

Выслушиваются ответы учащихся, и формулируется в ходе ответов правильное определение плеча силы.

Запишите в тетрадь:

Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила . называется плечом рычага.

Личностные УД:

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов, границ собственных знаний и незнаний

Коммуникативные УД: умение строить понятное для партнеров высказывание; уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение формулировать собственное мнение и позицию; Познавательные УД: выдвижение гипотез и их обоснование; структурирование знаний, использование алгоритмов; поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Вопрос: составьте правило (алгоритм) для определения плеча силы. Обратите внимание на слова «кратчайшее расстояние от точки до прямой», на каких уроках вам встречалось такое выражение? ( на уроках геометрии)

В ходе обсуждения формулируется правило:

Чтобы найти плечо силы необходимо:

  1. найти точку опоры.

  2. изобразить действующую силу

  3. провести прямую линию вдоль действующей силы

  4. из точки опоры опустить перпендикуляр на прямую.

Личностные УД:

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов, границ собственных знаний и незнаний Регулятивные УД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий Познавательные УД структурирование знаний, использование алгоритмов; поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные УД: умение формулировать собственное мнение

Проверка восприятия материала: практикум

Использование Интерактивной доски Диск. Урок 5 стр. 2

Учитель: покажите силы и плечи сил (1 человек )

Выигрыш в силе получаемый с помощью рычага определяется отношением приложенных плеч действующих сил

Личностные УД:

Формирование границ собственных знаний и незнаний

Познавательные УД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте Коммуникативные УД: умение формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания

Регулятивные УД: учитывание правила планирования и контроля способа решения; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Проверка восприятия материала: практикум

Использование Документ-камеры

Опытное определение выигрыша в силе на примере ножниц.

Ножницы проецируются через документ- камеру на экран. Задание:

укажите ось вращения, направления действия сил при резке, плечи сил.

Найдите максимальный выигрыш в силе , даваемый этими ножницами.

Вопрос: Почему в начале резать легче, чем в конце.

Чем отличаются ножницы для резки бумаги от ножниц для резки метала?

Личностные УД:

Формирование границ собственных знаний и незнаний; развитие адекватной позитивной самооценки; Познавательные УД: структурирование знаний; РегулятивныеУД:

внесение необходимых коррективов на основе самооценки и учета характера сделанных ошибок

Коммуникативные УД: умение формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать и слышать друг друга

Рефлексия

Подведем итоги . Что мы узнали на уроке?

Выслушиваются ответы.

Какие задачи, поставленные в начале урока, не были нами решены?

Чтобы вы еще хотели узнать по этой теме ?

Домашнее задание

Запишите домашнее задание:

п. 55. 56.Придумать вопрос по материалу урока и найти на него ответ в Интернете. (например могут возникнуть такие вопросы:

Кто и как установил правило рычага?

Какой вклад в теорию рычага внес Герон Александрийский. )

Личностные УД: самооценка личностных достижений и результатов деятельности

Регулятивные УД

Умение самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности

Учитель: поднимите руку и покажите столько пальцев, какую отметку вы поставите себе за работу на уроке.

Спасибо всем за урок.








Заключение.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком значении этот термин определяется как совокупность способов действия учащегося обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.


Литература:

Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010













Конференция на тему:

"Первые шаги в освоении космического пространства".

Цели и задачи:

ознакомить учащихся с достижениями современной науки в области космонавтики и космологии ;

воспитание патриотизма и интернационализма, положительного отношения к знаниям ;

развитие самостоятельности

Материалы и оборудование:

1.Диапроектор

2.ДиаФильм "Реактивное движение"

3.Вырезки из газет: "Мы пионеры космоса" за 1961 - 1967 гг.

4.Портреты космонавтов.

5.Выставка книг и рисунков, посвященных космосу.

6. Доклады учащихся по темам:

  • "Закон сохранения импульса и реактивное движение"',

  • "Полет Ю. А . Гагарина",' "Значение космических исследований "Космические скорости и межзвездные полеты"I

  • "Проблемы внеземных цивилизаций",

  • сообщения-справки по биографиям и творческой деятельности

    • К.Э.Циолковского,

    • Р.Годдарда.

    • Н.Кибальчича,

    • Ф.А.Цандера

    • С.П Королева.

7.Кроссворд "Первые".

8. Плакаты " Ко всем, кто интересуется проблемой межпланетных сообщений !", " Вперед на Марс !"

Оформление доски:

1. План урока:

  1. Закон сохранения импульса и реактивное дв

  2. движение.

  3. Развитие ракетной техники.

  4. …. лет со дня первого полета человека в космос.

  5. Научное и практическое значение космических исследований.

  6. Космические скорости и межзвездные полеты

  7. Мы не одни?

2.Сетка кроссворда.

3. "Первые шаги в освоении космоса":

  • 1864 г. К.И.Константинов "О боевых ракетах".

  • 1881 г. Н.И. Кибальчич "Проект воздухоплавательного прибора".

  • 1903 г. К.Э.Циолковский " Исследование мировых пространств реактивными приборами".

  • 1929г. Ю.В.Кондратюк "Завоевание межпланетных пространств"

  • 1930 г. ГИРЛ Ф.А. Цандер и С.П.Королев.

  • 4.10.1957 г. ИСЗ

  • 12.04.1961 г. "Восток" Ю.А.Гагарин.

Листы с сеткой и вопросами кроссворда раздаются на столы учащимся до мероприятия

Ход конференции :

Звучат позывные "Родина слышит, Родина знает...".

Учитель: Эту песню пел при спуске космического корабля человек, первым побывавший в космосе. А звучала она потому, что тема нашей сегодняшней конференции "Первые шаги в освоении космического пространства . "

Перед вами на доске план, по которому мы будем работать.

И начнём мы с того ,что вспомним, что мы знаем о законе

сохранения импульса и реактивном движении.

Сообщение ученика( примерно такого плана):

Физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость ,называется импульсом тела. Для импульса справедлив фундаментальный закон природы, называемый законом сохранения импульса /или количества движения/.Открывший этот закон Декарт в одном из своих писем написал: "Я принимаю, что во Вселенной, во всей созданной материи есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает."

В наиболее простом случае ЗСИ может быть сформулирован так: "При взаимодействии двух тел их общий импульс остается неизменным. Этот закон позволяет объяснить очень важное механическое явление - реактивное движение. Так называют движение тела, возникающее при отделении от него с какой-либо скоростью некоторой его части.

По принципу реактивного движения передвигаются некоторые представители животного мира, например кальмары и осьминоги Периодически выбрасывая вбираемую в себя воду, они способны развивать скорость до 60-70км/ч. Аналогичным образом перемещаются медузы, каракатицы и некоторые другие животные.

Примеры реактивного движения можно обнаружить и в мире растений. Например, созревшие плоды "бешеного" огурца при самом легком прикосновении отскакивают от плодоножки и из отверстия, образовавшегося на месте отделившийся ножки, с силой выбрасывается горькая жидкость с семенами; сами огурцы при этом отлетают в противоположном направлении .

В технике реактивное движение используется на речном транспорте /катер с водометным двигателем/,в автомобилестроении /гоночные автомобили/,в авиации, военном деле.

На принципе реактивного движения основаны полеты ракет. Современная космическая ракета представляет собой очень сложный летательный аппарат, состоящий из сотен тысяч и миллионов деталей. Масса ракеты огромна. Она складывается из массы рабочего тела/топлива/и как говорят, "сухой "массы ракеты, остающейся после выброса из ракеты рабочего тела.

Когда реактивная газовая струя с большой скоростью выбрасывается из ракеты сама ракета устремляется в противоположную сторону.

Формула

является приближенной .В ней не учитывается, что по мере сгорания топлива масса летящей ракеты становится все меньше и меньше. Точная формула для скорости ракеты впервые была получена Циолковским и носит его имя :

Учитель: «Открылась бездна, звезд полна,

звездам числа нет, бездне - дна»

так писал М.В.Ломоносов о звездном небе. Но кто только не увлекал нас в воображаемое путешествие по небесным светилам: Вольтер в «Микромегасе», Жюль Верн в «Путешествии на Луну», Г.Уэллс в «Первых людях на Луне» и многие другие осуществили интересные путешествия на небесные светила, но …. Конечно же, только в мечтах.

Существует много легенд о появлении ракет. Хотя достоверно неизвестно имя первого создателя ракеты, но …

(Демонстрируется кадр из д/ф «Реактивное движение»)

«Творцом русской боевой ракеты был ученый - артеллерист К.И. Константинов. При весе 80 кг дальность полета ракеты Константинова достигала 4 км. " ПЕРВЫЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ труд " О БОЕВЫХ РАКЕТАХ" ОН ОПУБЛИКОВАЛ В 1864 году.

/Кадр №… /. "Идея применения реактивного двигателя в летательном аппарате принадлежит народовольцу Н.И.Кибальчичу. Узник Петропавловской крепости накануне казни составил завещание, в котором изложил принцип действия реактивного летательного аппарата".

/сообщение ученика о Кибальчиче/.

Учитель: История развития космонавтики и ракетной техники знает немало славных имен, но основоположником научной космонавтики считается великий русский ученый К.Э.Циолковский.

/Кадры №№… /

и сообщение ученика о жизнедеятельности Циолковского.

(Можно сообщение заменить текстом кадров диафильма: "В 1900 году наш знаменитый соотечественник У.Э.Циолковский научно доказал возможность полета в межпланетном пространстве и разработал проект первого ракетоплана с жидкостно-реактивным двигателем.

Мечтая о космических полетах, Циолковский выдвинул идею космического ракетного поезда, составленного из ряда ракет, работающих поочередно и отпадающих по мере израсходования горючего.")

Учитель: Важный вклад в развитие теории реактивного движения внес современник Циолковского русский ученый И.В.Мещерский./Кадр № /

"При полете ракеты масса ее непрерывно изменяется. Новый раздел науки -механику тела с переменной массой - основал выдающийся ученый -теоретик И.В.Мещерский."

Учитель: В 1929 году издает свою книгу "Завоевание межпланетных пространств" еще один самоучка Ю.В.Кондратюк. С работами Циолковского Кондратюк познакомился уже после того ,как сделал свои изобретения .

Но теория без практики мертва. И это понимали многие. Несколько десятков патентов на изобретение в области ракетной техники получает в 20-30 гг XX века американский ученый Роберт Годдард.

/сообщение ученика о Р. Годдарде/

Учитель: Напряженно работают над воплощением теории в жизнь и на Родине Циолковского.12 декабря 1930 гола в газете "Вечерняя Москва" появилось объявление: "Ко всем, кто интересуется проблемой межпланетных сообщений!!!".Это объявление ознаменовало создание ГРУППЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ. Ее руководителями стали Цандер и Королев. "Вперед на Марс!"-вот слова, символизирующие цель жизни Ф.А.Цандера.

/сообщение ученика/

Учитель: Ф.А.Цандер не увидел старта первой ракеты на этиловом
спирте, которая пролетев 150 м упала на землю. Но руководитель запуска С.П. Королев не огорчился - ведь это был еще один шаг в освоении ракетной техникой. /Кадр № /


/сообщение ученика о Королеве /

Учитель: 4 октября 1957 года ракета-носитель "Спутник" вывела на орбиту первое искусственное тело неба - ИСЗ -шар диаметром 58 см и массой 83,6 кг.

/Кадр № /. 97 дня летал он вокруг планеты. А еще через месяц 3 ноября в космический полет на ИСЗ отправилась собака Лайка.

12 апреля 1961 года в 9ч.07 мин по московскому времени космический корабль "Восток-1" с человеком на борту поднялся в космос и совершив полет вокруг земного шара вернулся на Землю. Пионером освоения космоса был Ю.А.Гагарин. /Кадр №.. /

Доклад "Полет Гагарина."

Учитель(или специально подготовленный ученик):

Любопытный факт-

•••С 1957 года на околоземную орбиту выведено более 3000 космических аппаратов и вместе с ними появились около 20 000 "сопровождающих " их предметов. Если считать только предметы более десяти сантиметров длиной, то это:

последние ступени ракет-носителей,

части от распадающихся спутников и

предметы, потерянные космонавтами в открытом космосе.

Учитель: Придет время, и человек прочно обоснуется в пространстве, окружающем нашу планету, в плане работ намеченном К.Циолковским еще в 1926 году, это пункт десятый: «Вокруг Земли устраиваются обширные поселения." Но для чего человеку нужно поселяться в космосе? О научном и практическом значении космических исследований расскажет следующий ученик.

Доклад" Значение космических исследований»

Любопытный факт- Первыми промышленным изделиями, произведенными в условиях невесомости, оказались миллиарды крохотных пластмассовых шариков, синтезированных на борту "Спейс Шаттла» Поскольку они имеют идеально круглую форму, их стоимость в 2000 раз выше, чем стоимость золота того веса.

Учитель; "Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубину космоса, но отнюдь не самоцель… Будет иной способ передвижения в Космос, приму и его», - сказал как-то Циолковский в одной из бесед

Доклад "Космические скорости и межзвездные полеты".

Учитель: Один американец решил построить в своем городе космодром для НЛО. Он объяснил свое решение тем, что гуманоиды непрочь установить с нами контакт ,но скромность и воспитанность их вынуждает ожидать приглашения с нашей стороны. Таким приглашением и станет будущий космодром. Но есть ли кого ждать в гости этому американцу? Что говорит наука? 0дни ли мы или не одни в бесконечном космическом пространстве?

Доклад "Проблемы внеземных цивилизаций".

Любопытный факт-

Если другие цивилизации существуют, они узнают о
нас из посланий отправленных в межзвездное пространство на космической станции' "Пионер-10" . .0на унесла с собой в глубины космоса пластинку с изображением мужчины, женщины и самой станции в одном масштабе. На нем же закодирована информация о планете Земля, на случай, если аппарат обнаружат разумные существа, принадлежащие внеземной цивилизации. Станция должна достичь окрестностей звезды Альдебаран в созвездии Тельца через 1 700 000 лет.

В завершение конференции нам остается решить кроссворд

( его можно дать и в качестве домашнего задания).

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. Что дают универсальные учебные действия?

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Рассмотрим познавательные УУД. В познавательные универсальные действия выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. Они включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. В стандартах второго поколения рассматриваются следующие метапредметные результаты обучения физике в основной школе: овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей или явлений.[3]

В современной школе предлагается использование новых прогрессивных технологий обучения учащихся, например, развивающее обучение. В практике развивающего обучения изучение физики происходит в процессе осуществления учащимися учебной деятельности по решению системы учебных задач и направлено на усвоение теоретических знаний. Основные цели развивающего обучения: 1. Развитие у учащихся на материале физики мыслительных действий теоретического типа: моделирования физических процессов; способности выдвигать в ходе преобразования моделей гипотезы и находить способы их проверки через эксперимент; умение вычленять в ходе эксперимента данные и по ним соотносить модель с реальностью, обнаруживать проблемы, видеть ограниченность своего знания, ставить вопросы, развивать познавательные интересы. 2. Превращение учащегося в индивидуального субъекта учебной деятельности через разные формы сотрудничества со взрослыми, осуществление различных видов деятельности, разновозрастное сотрудничество с другими школьниками: самостоятельное выполнение функций контроля и оценки результатов учебной деятельности, развитие способности определять содержание очередной учебной задачи и находить способы ее решения, а затем и самостоятельно находить, ставить и решать учебные задачи; развитие умения самостоятельно работать с различными источниками информации. Где же идёт развитие познавательных УУД при изучении физики? Потребность в изучении физики формируется у учащихся в процессе реального усвоения ими физических теоретических знаний. Данный процесс является цепным: успешное усвоение знаний ведет к возникновению новой познавательной потребности, которая в свою очередь способствует усвоению новых знаний. Автор статьи в течение нескольких лет использует технологию развивающего обучения. Содержание учебных действий в курсе физики следующее:

  • действие постановки или принятия учебной задачи. К постановке учебной задачи учащиеся приходят при решении практической задачи, требующей поиска нового способа действий. Задача должна казаться на первый взгляд решаемой и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. У них должен быть шанс самостоятельно обнаружить новый способ решения. Задача должна давать возможность "схватить " главное отношение, которое ляжет в основание нового способа и нового понятия;

  • действие преобразования условий задачи и моделирования;

  • решение учебной задачи учащиеся начинают с выделения основных свойств рассматриваемого объекта, замещения его знаковой моделью;

  • выполнение эксперимента;

  • выход на новую учебную задачу.

Дидактический аспект концепции изучения физики: учебный материал подается в форме экспериментальных и теоретических исследований Результатом этих исследований являются:

- исходные факты;
- эмпирические законы;
- модельные гипотезы;
- теоретические выводы;
- экспериментальная проверка теоретического предвидения.

В эксперименте учащиеся помещают предмет познания реально или мысленно в такие условия, в которых его сущность может раскрыться наиболее ярко, после чего этот предмет становится объектом реальных или мысленных трансформаций. Эксперимент включает этапы планирования, подготовки, проведения, вычленения данных, их анализа. Средством проведения физического эксперимента является прямое и косвенное измерение величин.
Вычленяя данные эксперимента, анализируя их, учащиеся формулируют результаты, рассматривают, подтвердилась ли гипотеза, адекватна ли реальности модель, полученная в ходе преобразования исходной модели. Выявленное несоответствие результатов эксперимента и предсказаний исходной модели ведет к определению границ данной модели, поиску ее преобразования или поиску новой модели, выдвижению новой гипотезы. Выдвижение гипотез, экспериментирование являются важнейшими средствами развития у учащихся мышления и воображения. В свою очередь воображение и творческие способности учащихся способствуют выдвижению гипотез и экспериментированию. Из опыта работы автора статьи:

Пример урока решения учебной задачи в 7 классе по теме: «Исследование силы тяжести»

1 этап: «Cитуация успеха»

Демонстрация первых трех слайдов презентации к уроку. Обращение к классу:

Объясните, что изображено на рисунке

Урок по физике в 7 классе Постые механизмы

Рис 1.

Урок по физике в 7 классе Постые механизмы

Рис 2.

Урок по физике в 7 классе Постые механизмы

Рис 3.

Далее предлагается выполнить устно задания. В подростковом возрасте учащиеся с интересом выполняют упражнения на развитие внимания, памяти. Такие задания автором разработаны по всем темам курса физики 7-8 класса.

Обучающие задания:

1. Решите анаграмму и исключите лишнее слово:

Ласи (сила)
Нотьюн (Ньютон)
Сасам (масса)
Лоте (тело)
Пашля (шляпа) - лишнее слово

2. Вставьте пропущенные слова:

Сила является _____ взаимодействия тел. Результат действия силы зависит от ее _____, направления и ________ приложения. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется __________. Сила тяжести обозначается ______.

3. Исключить лишнее словосочетание:

Изменение скорости тела,
массу выражают в килограммах,
тело деформируется,
вес тела,
всемирное тяготение,
сила пропорциональна массе.

4. По данному графику определить, с какой по величине силой тело массой 200 г притягивается к земле.

Урок по физике в 7 классе Постые механизмы

Рис. 4.

5. Составить текст.

Сила тяжести - это_____________
Измерят силу тяжести _________________
Равнодействующая сил, направленных по одной прямой в одну сторону равна _______
Как рассчитать силу тяжести?______________

В ходе анализа составленных текстов класс приходит к выводу о разном подходе решения данной практической задачи. Здесь наблюдается «Ситуация разрыва». Учащиеся предлагают свои способы расчета силы тяжести. Идет выдвижение вариантов формулировки учебной задачи.

2 этап: Постановка учебной задачи

Учебная задача: Исследование силы тяжести.

3 этап: Исследование

Цель: установить зависимость силы тяжести, действующей на тело, от его массы.

Учащимся предлагается вариант исследования.

Вариант выполнения исследования.[2]

1. Закрепите динамометр в лапке штатива вертикально.
2. К динамометру последовательно подвешивайте один, два, три, четыре груза.
3. Результаты измерений занесите в таблицу.

Число грузов

1

2

3

4

Масса, кг

Сила ?, Н

4. Результаты представьте графически
5. Сделайте вывод.
6. Найдите отношение силы тяжести к массе тела для всех результатов опыта.
7. Сделайте вывод.

4 этап: Сообщение учителя

Данный коэффициент пропорциональности g различен для различных широт. Относится к важнейшим физическим величинам [1].Основные выводы по теме урока: 1.Сила тяжести, действующая на тело, прямо пропорциональна массе. 2. Коэффициент пропорциональности g.

Это исследование позволяет учащимся пройти следующие этапы: постановка учебной задачи; решение экспериментальной задачи: сборка экспериментальной установки, измерение, запись результатов в табличной и графической форме , их анализ, вывод; выход на частные случаи с последующим их решением.
Памятки для выполнения исследований в 7 классе разработаны по основным разделам курса 7 класса. К концу изучения 7 класса учащиеся уже самостоятельно могут разработать план выполнения эксперимента.

В течение года учащиеся выполняют домашнее исследование. Например:

Исследование 1

  • Рассмотрите устройство медицинского термометра (градусника) для измерения температуры тела человека. Полученную информацию, после ее анализа, запишите в таблицу:

Цена деления шкалы термометра. Верхний предел шкалы термометра. Нижний предел шкалы термометра. Погрешность термометра.

  • Выскажите свое предположение о том, какое физическое явление лежит в основе действия (работы) термометра.

  • Измерьте свою температуру. Результат измерения запишите в таблицу.

Исследование 2

  • Рассмотрите устройство медицинского шприца и охарактеризуйте его как прибор для измерения объема (при отсутствии шприца это можно проделать с мензуркой или мерной кружкой).

  • После рассмотрения и анализа прибора результаты запишите в таблицу.

Цена деления шкалы шприца. Верхний предел шкалы.

  • С помощью шприца определите объем той посуды, которой вы пользуетесь - столовой ложки, чайной ложки, чашки.

  • Результаты опытов, с учетом абсолютной погрешности измерения, запишите в таблицу.

Для практического применения УУД предлагаются систематические упражнения.

Упражнения:

  • С помощью измерительной ленты измерьте длину и ширину своей комнаты и вычислите ее площадь.

  • В сутках 24 часа. Выразите это время в минутах и секундах. Запишите эти
    числа в стандартном виде.

  • Длина демонстрационного стола в кабинете физики равна 2,4 м. Выразите эту длину в километрах, дециметрах, сантиметрах и миллиметрах.

  • Размеры поверхности крышки лабораторного стола 120 см х 50 см. Вычислите площадь поверхности крышки в квадратных сантиметрах и квадратных
    метрах.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являтьсяумения:

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

  • уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;

  • уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • владеть общим приемом решения учебных задач;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Поэтому обучение, в рамках которого возникает и развертывается учебная деятельность, обеспечивает развитие не отдельных психических процессов, а тех свойств школьника (в том числе и психических), которые необходимы для того, чтобы он мог стать субъектом данной деятельности, а в будущем - человеком, умеющим самостоятельно мыслить, принимать решения и реализовывать их.

Главная задача учителя - максимально инициировать самостоятельный поиск учащихся. Учитель должен стремиться к минимальному вмешательству в их учебную деятельность, лишь в случае необходимости организационно влиять на ситуацию, помогая учащимся продвинуться в поиске нового.

Список литературы:

1. В.Г. Разумовский, В.А. Орлов, Ю. И. Дик «Методика обучения физике.7 класс».
2. В.Г. Разумовский, В.А. Орлов, Ю. И. Дик «Физика. 7 класс».
3. Стандарты второго поколения. Примерная программа по физике (основная школа).
4. А.В. Федотова «Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования».


Урок по теме « Способы уменьшения и

увеличения давления » - 7 класс

Цели: Проверка знаний и умений учащихся по теме «Давление твердых тел»; жизненная значимость знаний по теме «Способы уменьшения и увеличения давления»; закрепление навыков решения задач; активизация учебной деятельности; воспитание интереса к познанию, культуры общения.

Оборудование: Две пары карточек с номерами от 1 до 5,

Бочонки лото с цифрами от 1 до 5 и 17 - «счастливый случай»,

Телевизор,

Видеомагнитофон,

Видеокассета с Фрагментом мультфильма "Чип и Лейл",

Скамейка с квадратными ножками,

стакану гиря 2кг,

Фанерная доска,

молоток,

игла в пробке,

бронзовая пластинка,

коробка со стружками,

Бруски деревянные 5 штук,

Секундомер,

дополнительная литература.

Основная часть. Игра.

1 ГЕЙМ : РАЗМИНКА .

Учитель: За каждый правильный ответ на вопрос команда получает очко. Вопросы: Что такое давление ?

По какой формуле можно рассчитать давление ?

От чего зависит давление ?

В каких единицах измеряют давление ?

Как связаны единицы давления: 1 Па и 1 Н/м2 ; 1 Па и

1 Н/см2 ?

Давление гусеничного трактора на почву равно 5 Н/см 2. Чto это значит ?

Как зависит давление от силы, действующей перпендикулярно поверхности ?

Как зависит давление от площади, на которую действует сила ?

Какими способами можно уменьшить давление ?

Какими способами можно увеличить давление ?

Учитель: Подведем итог разминки. Счет:...

2 гейм : ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ .

Капитаны команд по очереди достают из мешочка бочонки. Номер бочонка соответствует номеру вопроса и номеру игрока панной команды, отвечающему на данный вопрос. Если игрок затрудняется ответить на данный вопрос, ему на помощь может прийти любой член команды. В случае неправильного ответа, вопрос переходит к другой команде.

Учитель: Для расчетов и записей откройте свои тетради и приготовьте линейки и калькуляторы.

1 вопрос: Решить задачу из дидактического материала, стр.27,

урок 30/2. В классе, №1.

2 вопрос: Каким образом с научной точки зрения удалось выя-

вить девицу благородного происхождения в сказке "Принцесса на горошине" ?

3 вопрос: Экспериментальная задача: Вам даны скамейка и линейка.

Определите, во сколько раз давление скамейки на пол больше, когда она стоит на ножках, чем давление, когда скамейка лежит вверх ножками.

4 вопрос: Домашнее задание: Зная свою массу и площадь ботинка, вычислить, какое давление вы производите, стоя на месте. Как увеличить это давление вдвое ?

5 вопрос: Видеовопрос( после демонстрации фрагмента мультфильма): Должна ли была пластинка раздавить Вжика ?

6 вопрос: Бочонок под 7 -- три подряд легких вопроса, за

каждый правильный ответ 1 очко. Как нужно поставить брусок, чтобы он производил наибольшее давление ?

Из двух брусков составлены комбинации (см.рис.): Одинаковы ли силы, действующие на опору ? Одинаковы ли давления в обоих случаях ?Урок по физике в 7 классе Постые механизмы


Учитель: Итог игры после 2 гейма:

3 ГЕЙМ : СПЕШИТЕ ВИДЕТЬ .

Учитель: Отвечает игрок, первым поднявший свою карточку.

1 задание: Вносится ящик с упакованным в стружку стаканом.

Вопрос: Для чего упаковывают хрупкие вещи в бумагу или стружку ?

2 задание: Эксперимент: Стакан ставится на стол, на него кладется досочка или фанерка, сверху ставится гиря массой 2 кг. По гире ударяют молотком, стакан не разбивается. Почему ?

3 задание: Эксперимент: Иглой, продетой в пробку, пробивается пластина из бронзы. Почему это возможно ?

Учитель: После 3 гейма счет:

4 ГЕЙМ : ТЫ - мне, Я - ТЕПЕ .

Капитаны команд по очереди берут со стола одну из двух кар точек с вопросами и задают вопрос другой команде. (Этот гейм можно считать запасным и проводить в том случае, если позволяет время урока ).

1 вопрос: Почему на простом табурете сидеть жестко, в то же

время, как на стуле, тоже деревянном, нисколько не жестко ?

2 вопрос: Почему мягко лежать в веревочном гамаке, который

сплетен из довольно твердых шнурков ?

Итог

5 ГЕЙМ : ТЕМНАЯ ЛОШАДКА .

Учитель: Все вы прекрасно знаете, что в переводе с греческого

«ФИЗИКА - наука о природе». А название этой науки в переводе означает «учение о жизни». Первые попытки создания теории этой науки предприняты Философами древности: Гиппократом, Аристотелем, Теофастом, связь этой науки с Физикой осуществляли такие ученые, как Гальвани, Гельмгольц, а в наше время - Лазарев и Бернштейн. Кто воплощает идеи этой науки в нашей школе ? Вопросы УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ :

  1. Многие животные и растения покрыты колючками. Не трогайте их, иначе ... Продолжите, ссылаясь на Формулу давления.

  2. Резцы, клыки - каково их предназначение ? Ответ обоснуйте.

3. Как по маленькому щенку определить размеры будущей собаки?
4 Может ли оса произвести давление в 1010 Па, если она вонзает

жало в тело жертвы с силою 0(00001 Н, а радиус его закругления примерно равен 0,00001 мм ?
Резюме: Если бы жало обладало достаточной прочностью, то при
столь чудовищном давлении, создаваемом жалом, оса могла бы
проколоть крепчайшую броню.
Учитель: Итог игры после 5 гейма :

6 ГЕЙМ : ДАЛЬШЕ , ДАЛЬШЕ , ДАЛЬШЕ...

Задается ряд вопросов в течение 1-2 минут. Начинает отстающая команда.

  1. Почему заостренные колышки легче забить в землю, чем тупые ?

  2. Почему еж «колется» ?

  3. Зачем для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста, бревен или досок ?

А) Почему v машин и тракторов с высокой проходимостью колеса больших размеров и с широкими шинами ?

  1. Одинаковое ли давление мы оказываем на бумагу, если пишем тупым или острым карандашом ?

  2. Для чего при соединении мягких материалов поя головку болта подкладывают шайбу ?

  3. Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при гаи -тье иглой.

  4. Почему у тракторов широкие гусеницы ?

  5. Какая борона глубже рыхлит землю: с 20-ю или 60-ю зубьями ?


  1. Как следует продвигаться по хрупкому льду, чтобы не провалиться ?

  2. Можно ли по следу на вспаханной пограничной полосе установить: прошел один человек, он нес на себе другого, человек нес на себе какой-то груз ?

  3. Если тяжелую покупку нести за веревку, то ощущается боль. Почему она уменьшается, если под веревку подложить сложенный лист бумаги ?

  4. Почему Останкинская телебашня не проваливается в землю ?

  5. Почему боксеры ведут бой в перчатках ?

  6. Что произойдет, если шарики в шариковых ручках будут делать меньшего размера ?

  7. Почему не разрешается ездить по асфальту на тракторах с острыми выступами на гусеницах ?

  8. Каково назначение насечек на губках тисков и плоскогубцев ?

  9. Почему острым ножом легче резать хлеб ?

19) Отчего картон легко проткнуть тонкой иглой и трудно пробить тупым гвоздем ? В обоих случаях действует одинаковая сила.

20) Для чего у рюкзака делают широкие лямки?

3. Подведение итогов.

Учитель: Подведем итоги нашей игры и урока. По количеству очков

победила команда. Лучшие знания при ответах на вопросы проявили следующие ученики: Они получают

оценки: А в обшей сложности мы все с вами выиграли, по -

тому что получили удовольствие от игры и закрепили полученные

знания.

4. Домашнее задание


© 2010-2022