Рабочая программа по физике для детей, обучающихся на дому (8класс)

По базисному учебному плану на прохождение программы в 8 классе отводится 70 часов. По школьному учебному плану для учеников, находящихся на индивидуальном обучении, предусмотрено сокращение до 34 часов в год (1 час в неделю). С учётом возможностей ребёнка для усвоения минимального общеобразовательного стандарта из типовой программы выбраны базовые темы, которые служат основой знаний, умений навыков и формирования компетенций.   Сокращение учебного плана происходит за счёт объединения близких те...
Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №24»

Наименование образовательного учреждения



Рассмотрено Согласовано Утверждено

На заседании ШМО зам. директора по УР и введено в действие

Протокол №______ «____»______2014г. Приказ №__________

От «_____»_______2014г. _________ О. Ю. Лабурина От «_____»________2014г.

__________О.В.Тетерева Директор школы:

_________ С.С.Сурайкин







Рабочая программа

по физике

обучение на дому

8 класс (базовый уровень)












Составитель: учитель высшей квалификационной категории

Аверина С.К..







2014 - 2015 учебный год


Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики, для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина «Физика» 7-9 классы ( сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11кл./сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов.- М.: Дрофа ,2011 г.») Программа составлена в соответствии с новым, утверждённым в 2004году федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира. Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста. Программа предусматривает использование Международной

системы единиц СИ. Программа составлена с учётом особенностей классов и индивидуальных способностей учащихся.

Изменения в учебном плане, связанные с индивидуальным обучением.

Обоснования этих изменений.

По базисному учебному плану на прохождение программы в 8 классе отводится 70 часов. По школьному учебному плану для учеников, находящихся на индивидуальном обучении, предусмотрено сокращение до 34 часов в год (1 час в неделю). С учётом возможностей ребёнка для усвоения минимального общеобразовательного стандарта из типовой программы выбраны базовые темы, которые служат основой знаний, умений навыков и формирования компетенций.

Сокращение учебного плана происходит за счёт объединения близких тем в блоки. Индивидуализация обучения осуществляется формами и методами, которые соответствуют индивидуальным психофизическим возможностям и способностям учеников, характеру заболевания. В процессе организации и проведения учебного занятия (урока) учитель должен, учитывая индивидуальные особенности ученика, его состояние здоровья, обеспечить уровневый подход к подаче содержания учебного материала и при контроле знаний, умений и навыков по предмету.

Учебно-методический комплект:

1.. Учебник «Физика. 8 класс», А. В Пёрышкин.,2014г

2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений»? В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, 24 издание, М., Просвещение 2010 г(и позднее)

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. индивидуальное обучение

  2. игровые технологии

  3. элементы проблемного обучения

  4. технологии уровневой дифференциации

  5. здоровьесберегающие технологии

  6. ИКТ

Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Кроме того, для учащихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Поэтому при отборе материала по физике учитываются индивидуальные показатели, скорость и качества усвоения физических представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся.



Место предмета в учебном плане

Программа составлена в соответствии с новым, утверждённым в 2004году федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике и учебным планом МОУ «СОШ №24». В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 210 учебных часов, в том числе в 7, 8, 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Для учащихся, обучающихся на дому выделен 1учебный час в неделю,34часа -в год. В восьмом классе продолжается изучение курса физики, изученного в 7 классе. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


В результате изучения физики в 8 классе ученик должен

Знать/понимать:

смысл понятий: вещество, электрическое поле, магнитное поле. атом. атомное ядро. ионизирующее излучение.

смысл физических величин: кпд, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.

смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах. сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света.

Уметь:

описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов. взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током. тепловое действие тока, электромагнитную индукцию. отражение, преломление света.

использовать физические приборы и инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока. напряжения. электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи. угла отражения от угла падения.

Выражать результаты измерений и расчетов Международной системы:

Приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных и квантовых явлениях.

Решать задачи на применение изученных физических законов;

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественно - научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных. ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах ( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.

Тематическое планирование уроков физики в 8 классе.

п/п

Наименование разделов

кол-во часов

Практическая часть

1

Тепловые явления

8

к/р-1,т-1

2

Агрегатные состояния

6

к/р-1,т-1

3

Электрические явления

14

К/р - 1,т-1

4

Электромагнитные явления

3

т-1

5

Световые явления

4

К/р - 1,т-1

Итого


35

К.р.-4,т-5

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 ФЗ (с

изменениями и дополнениями).

2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении

федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

4. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства

образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

5. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей

и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об

утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части

минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

7. Закон «Об образовании в Республике Мордовия» от 08.08.2013 г. № 53-З.

8. Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24. 11. 1995 г. № 181- ФЗ;

9. Письма МО РСФСР от 09. 04. 1999 г. № 27/511-6 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования»;



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

8 класс (35ч, 1 ч в неделю)

Тепловые явления (8ч)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

- понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил.

- умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества;

Изменение агрегатных состояний вещества (6ч) Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

- понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;

- умение измерять:, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;

- владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной

температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;

- понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;

- понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;

- овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Электрические явления (14 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при

работе с электроприборами.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

- понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические

явления с позиции строения атома, действия электрического тока;

- умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление;

- владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;

- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;

- понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;

- владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Электромагнитные явления (3ч)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

- понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;

- владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Световые явления (4ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

- понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;

- умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

- владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;

- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;

- различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения,

даваемые собирающей и рассеивающей линзой;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).


МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа курса физики для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы А. В. Перышкин,, Е. М. Гутник).

УМК «Физика. 8 класс»

1. Физика. 8 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).

2. Физика. Методическое пособие. 8 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова, Е. В. Шаронина).

3. Физика. Дидактические материалы. 8 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

4. Электронное приложение к учебнику.

5. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений»? В.И. Лука шик, Е.В. Иванова, 24 издание, М., Просвещение 2010 г(и позднее)

6. Контрольные и самостоятельные работы по физике ,8кл.(автор О.И.Громцева)

7. Тесты по физике 8 класс (автор А.В.Чеботарёва)

Электронные учебные издания

1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы

2. Лабораторные работы по физике. 7 класс (виртуальная физическая лаборатория).

3.Уроки Кирилла и Мефодия

4. Электронное приложение к учебнику.drofa.ru


Список литературы и интернет ресурсов, использованных при составлении программы:

1. Учебник «Физика. 8 класс», А. В Пёрышкин., 2010-2014 г.

2. Тесты по физике: 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс», А.В. Чеботарева, 2010 г.

3. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

5. interneturok.ru- интернет уроки по всем предметам

6. drofa.ru-методические материалы для учителя

6. сборник Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11кл./сост. В.а.Коровин, В.А.Орлов.- М.: Дрофа ,2011


Комплекты проверочных работ :

  1. Карточки для самостоятельной работы учащихся на уроке.

  2. Тестовые задания.

  3. Разноуровневое контрольные работы.


Перечень литературы по физике для учителя


  1. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В., Шаронина Е.В.,Физика.8кл.:Поурочное и тематическое планирование к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 8 класс»/Под ред. Е. М. Гутник.- М.: Дрофа, 2001

  2. Волков В.А. Поурочное разработки по физике: 8 класс.-М.:ВАКО,2009

  3. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. «Контрольные и проверочные работы по физике 7-11 классы».- М.: Дрофа, 2001.-192с.

  4. Шевцов В.А. Тесты по физике по физике для 7-11 классов - Волгоград: Учитель, 2002.

  5. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике : Физика в художественной литературе.:7-11 кл.-М.:Просвещение,1996.

  6. Физика. Дидактические материалы. 8 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

  7. Контрольные и самостоятельные работы по физике ,8 кл.(автор О.И.Громцева)

  8. Тесты по физике 8класс (автор А.В.Чеботарёва)

  9. Демкович В.П., Демкович Л.П. «Сборник задач по физике для 8-10 класов средней школы».- М.: Просвещение, 1973.- 271с.

  10. Боброва С.В. «Нестандартные уроки по физике в 7-10 классах».-Волгоград: Учитель, 2002.- 55с.

  11. Родина Н.А. «Самостоятельная работа учащихся по физике в 7-8 классах средней школы».- М.:-Просвещение, 1991.- 128с.

  12. Предметные газеты и журналы: Физика, Первое сентября, Квант


Перечень литературы по физике для учащихся.

  1. Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей.-М.,Омега,1994

  2. Кочнев С.А. 300 вопросов и ответов о Земле и Вселенной.-Ярославль: Академия развития,1997

  3. Гутник Е.М. Качественные задачи по физике: 8кл.Учебное пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений.-М.:Просвещение,1995

  4. Перельман Я. И. Занимательная физика- М.: Триада -Литера,1994

  5. Балашов М.М. О природе: Кн. Для учащихся 8кл.-М.:Просвещение,1991


© 2010-2022