Рабочая программа 10 класс (базовый уровень)

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное общеобразовательное учреждение

«Кадетская школа-интернат «Областная кадетская школа-интернат МЧС»


Обсуждена

на заседании

методического совета

протокол №________

от «___»_______2013г.

Принята

на заседании

педагогического совета

протокол №________

от «___»_______2013г.

Утверждаю

Директор ГОУ

«Кадетская школа-

интернат «Кадетский

корпус МЧС»

________В.К.Савельев

приказ №_______

от «___»_______2013г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике ( базовый уровень) для 10 класса


Составители: Т. Я. Клавецка , учитель физики












2013-2014 учебный год

Содержание


  1. Пояснительная записка………………………………………………………..3-8

  2. Учебно-тематическое планирование…………………………………………...9

  3. Содержание программы……………………………………………………10-11

  4. Список литературы для обучающихся……………….…………………….12

  5. Список литературы педагога…………………………………………………..12

  6. Календарно-тематическое планирование……………………..…………..….13







  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе программы Г. Я Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл. / Н. Н. Тулькибаева, А. Э. Пушкарев. - М.: Просвещение, 2006).

Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 68 часов в год, по 2 урока в неделю.

Данная программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования, одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 (учебный предмет ФИЗИКА).

Изучение физики в средней школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в ос­нове современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического ис­пользования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной инфор­мации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных ис­точников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости со­трудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готов­ности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства от­ветственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В задачи обучения физике входят:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Концепция, заложенная в содержании учебного материала

В основе предлагаемой концепции построения содержания учебного предмета «Физика» лежат системно-деятельностный (личностно ориентированный) и компетентностный подходы ориентированные на:

  • формирование и развитие в ходе образовательного процесса социально-личностных ориентаций, включающих общекультурное и личностное развитие учащихся, понимание ценностно-нравственного значения образования, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им, чувство ответственности и личной перспективы, социальную мобильность и оптимизм;

  • формирование и развитие специальных предметных (знаниевых) компетенций: знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для физики как науки и как учебного предмета; умение самостоятельно приобретать знания и синтезировать новое знание на основе усвоенных элементов системы физических знаний;

  • формирование и развитие в ходе образовательного процесса системных компетенций (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях), создающих базис для непрерывного самообразования и предстоящей профессиональной деятельности.

Реализация концепции содержания образования по учебному предмету «Физика» в современных условиях предполагает:

  • подготовку учащихся к жизни в современных социально-экономических условиях;
    формирование гражданской позиции, умения противостоять негативным явлениям в общественной жизни;

  • приоритет здорового образа жизни;

  • готовность к осознанному профессиональному выбору с учётом потребностей экономики республики (рабочие кадры, специалисты со средним специальным образованием);

  • готовность к продолжению образования.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Объектами изучения в кур­се физики на доступном для учащихся средней школы уровне являются - эксперимент как метод познания, ме­тод построения моделей (гипотез) и метод их теоретического анализа.

Решающим фактором обучения и интеллектуального развития ученика является его опыт познавательной деятельности в сфере изучаемого материала. Учебный физический эксперимент дол­жен не только и не столько выполнять фун­кцию средства наглядности, сколько, преж­де всего, служить одним из методов позна­ния.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: лабораторных работ, контрольных работы.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты.

Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий;

  • делать выводы на основе экспериментальных данных;

  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

  • применять полученные знания для решения физических задач;

  • представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях;

  • использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

    • анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

    • рационального природопользования и защиты окружающей среды;

    • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.


  1. Учебно-тематический план

10 класс (2 часа в неделю)


Название раздела

Всего часов

Теория

Практика

Контрольная работа

1

Введение

1

1

-

-

2

Кинематика

9

6

2

1

3

Динамика

7

6

-

1

4

Законы сохранения

7

4

2

1

5

Молекулярная физика. Тепловые явления

20

16

3

1

6

Основы электродинамики

24

18

4

2

7

Итого

68

51

11

6

















  1. Содержание программы

Раздел№1 «Введение». Что изучает физика. Физические явления, наблюдения и опыты.

Раздел№2 «Кинематика». Механическое движение, виды движений, его характеристики. Равномерное прямолинейное движение. Равнопеременное движение. Свободное падение тел. Равномерное движение точки по окружности. Движение тел. Поступательное движение.

Раздел№3 «Динамика». Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике. Гравитационные силы. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес тела. Невесомость и перегрузки. Силы упругости. Закон Гука. Силы трения.

Раздел№4 «Законы сохранения». Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии.

Раздел№5 «Молекулярная физика. Тепловые явления». Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Броуновское движение. Масса молекул. Количество вещества. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Температура и тепловое равновесие. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Внутренняя энергия и работа в термодинамике. Количество теплоты, удельная теплоемкость. Первый закон термодинамики. Необратимость процессов в природе. Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей.

Раздел№6 «Основы электродинамики». Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Потенциал электрического поля и разность потенциалов. Конденсаторы. Назначение, устройство и их виды. Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность электрического тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.





4. Список литературы для обучающихся

1. Мякишев Г. Я. Физика: Учебник 10кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 336с.

2. Рымкевич, А. П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / А. П. Рымкевич. - 16-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 188с.


  1. Список литературы для педагога

1. Кирик, Л. А. Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика. Молекулярная физика. Электричество и магнетизм.: пособие для общеоразоват. учреждений / Л. А. Кирик. - Москва-Харьков: Илекса, 1999.

2. Кирик, Л. А. Физика. 10,11 кл. Сборник заданий и самостоятельных работ: пособие для ощеобразоват. учреждений / Л. А. Кирик, Ю. И. Дик. - М: Илекса, 2004.

3. Мякишев Г. Я. Физика: Учебник 10кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 336с.

4. Рымкевич, А. П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / А. П. Рымкевич. - 16-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 188с.




  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п\п

Наименование темы

Календарные сроки

Примечание

Раздел 1. «Введение»

1

Что изучает физика. Физические явления, наблюдения и опыты.

02.09-07.09

Раздел 2. «Кинематика»

2

Механическое движение, виды движений, его характеристики.

02.09-07.09

3

Равномерное прямолинейное движение.

09.09-14.09

4

Равнопеременное движение.

09.09-14.09

5

Свободное падение тел.

16.09-21.09

6

Равномерное движение точки по окружности.

16.09-21.09

7

Движение тел. Поступательное движение.

23.09-28.09

8

Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения свободного падения».

23.09-28.09

9

Лабораторная работа №2 «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости».

30.09-05.10

10

Контрольная работа №1 «Кинематика».

30.09-05.10

Раздел 3. «Динамика»

11

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

07.10-12.10

12

Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике.

07.10-12.10

13

Гравитационные силы. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.

14.10-19.10

14

Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость и перегрузки.

14.10-19.10

15

Силы упругости. Закон Гука.

21.10-26.10

16

Силы трения.

21.10-26.10

17

Контрольная работа №2 «Динамика»

04.11-09.11

Раздел 4. «Законы сохранения»

18

Импульс. Закон сохранения импульса.

04.11-09.11

19

Реактивное движение.

11.11-16.11

20

Работа силы. Мощность.

11.11-16.11

21

Энергия. Закон сохранения энергии.

18.11-23.11

22

Лабораторная работа №3 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии».

18.11-23.11

23

Решение задач, на закон сохранения в механике.

25.11-30.11

24

Контрольная работа №3 «Законы сохранения в механике».

25.11-30.11

Раздел 5. «Молекулярная физика. Тепловые явления»

25

Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.

02.12-07.12

26

Броуновское движение.

02.12-07.12

27

Масса молекул. Количество вещества.

09.12-14.12

28

Строение газообразных, жидких и твердых тел.

09.12-14.12

29

Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории.

16.12-21.12

30

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

16.12-21.12

31

Решение задач на основы МКТ.

23.12-28.12

32

Температура и тепловое равновесие.

23.12-28.12

33

Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии молекул.

13.01-18.01

34

Измерение скоростей молекул газа

Уравнение состояния идеального газа.

Газовые законы.

Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение.

13.01-18.01

35

Измерение скоростей молекул газа.

20.01-25.01

36

Уравнение состояния идеального газа.

20.01-25.01

37

Газовые законы.

27.01-01.02

38

Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение.

27.01-01.02

39

Лабораторная работа №4 «Измерение влажности воздуха и поверхностного натяжения».

03.02-08.02

40

Контрольная работа №4 «Свойства твердых тел, жидкостей и газов».

03.02-08.02

41

Внутренняя энергия и работа в термодинамике.

10.02-15.02

42

Количество теплоты, удельная теплоемкость.

10.02-15.02

43

Лабораторная работа №5 «Определение удельной теплоемкости льда, удельной теплоты плавления льда».

17.02-22.02

44

Первый закон термодинамики.

17.02-22.02

45

Необратимость процессов в природе.

Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей.

24.02-01.03

46

Контрольная работа №5 «Основы термодинамики».

24.02-01.03

Раздел 7. «Основы электродинамики»

47

Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон.

03.03-08.03

48

Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.

03.03-08.03

49

Закон Кулона.

10.03-15.03

50

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

10.03-15.03

51

Силовые линии электрического поля. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

17.03-22.03

52

Потенциал электростатического поля и разность потенциалов.

17.03-22.03

53

Конденсаторы. Назначение, устройство и виды.

30.03-05.04

54

Электрический ток. Сила тока.

30.03-05.04

55

Условия, необходимые для существования электрического тока.

07.04-12.04

56

Закон Ома для участка цепи.

07.04-12.04

57

Лабораторная работа №6 «Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников».

14.04-19.04

58

Работа и мощность электрического тока.

14.04-19.04

59

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

21.04-26.04

60

Лабораторная работа №7 «Измерение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока».

21.04-26.04

61

Решение задач на законы постоянного тока.

28.04-03.05

62

Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

28.04-03.05

63

Электрический ток в полупроводниках.

05.05-10.05

64

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

05.05-10.05

65

Электрический ток в жидкостях.

12.05-17.05

66

Электрический ток в газах.

12.05-17.05

67

Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

19.05-24.05

68

Контрольная работа №6 «Основы электродинамики»

19.05-24.05



© 2010-2022