- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 10 класс (базовый уровень)
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Клавецка Т.Я. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное общеобразовательное учреждение
«Кадетская школа-интернат «Областная кадетская школа-интернат МЧС»
Обсуждена
на заседании
методического совета
протокол №________
от «___»_______2013г.
Принята
на заседании
педагогического совета
протокол №________
от «___»_______2013г.
Утверждаю
Директор ГОУ
«Кадетская школа-
интернат «Кадетский
корпус МЧС»
________В.К.Савельев
приказ №_______
от «___»_______2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике ( базовый уровень) для 10 класса
Составители: Т. Я. Клавецка , учитель физики
2013-2014 учебный год
Содержание
-
Пояснительная записка………………………………………………………..3-8
-
Учебно-тематическое планирование…………………………………………...9
-
Содержание программы……………………………………………………10-11
-
Список литературы для обучающихся……………….…………………….12
-
Список литературы педагога…………………………………………………..12
-
Календарно-тематическое планирование……………………..…………..….13
-
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе программы Г. Я Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл. / Н. Н. Тулькибаева, А. Э. Пушкарев. - М.: Просвещение, 2006).
Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 68 часов в год, по 2 урока в неделю.
Данная программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования, одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 (учебный предмет ФИЗИКА).
Изучение физики в средней школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
-
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
-
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физике входят:
-
развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
-
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
-
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
-
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Концепция, заложенная в содержании учебного материала
В основе предлагаемой концепции построения содержания учебного предмета «Физика» лежат системно-деятельностный (личностно ориентированный) и компетентностный подходы ориентированные на:
-
формирование и развитие в ходе образовательного процесса социально-личностных ориентаций, включающих общекультурное и личностное развитие учащихся, понимание ценностно-нравственного значения образования, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им, чувство ответственности и личной перспективы, социальную мобильность и оптимизм;
-
формирование и развитие специальных предметных (знаниевых) компетенций: знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для физики как науки и как учебного предмета; умение самостоятельно приобретать знания и синтезировать новое знание на основе усвоенных элементов системы физических знаний;
-
формирование и развитие в ходе образовательного процесса системных компетенций (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях), создающих базис для непрерывного самообразования и предстоящей профессиональной деятельности.
Реализация концепции содержания образования по учебному предмету «Физика» в современных условиях предполагает:
-
подготовку учащихся к жизни в современных социально-экономических условиях;
формирование гражданской позиции, умения противостоять негативным явлениям в общественной жизни; -
приоритет здорового образа жизни;
-
готовность к осознанному профессиональному выбору с учётом потребностей экономики республики (рабочие кадры, специалисты со средним специальным образованием);
-
готовность к продолжению образования.
Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Объектами изучения в курсе физики на доступном для учащихся средней школы уровне являются - эксперимент как метод познания, метод построения моделей (гипотез) и метод их теоретического анализа.
Решающим фактором обучения и интеллектуального развития ученика является его опыт познавательной деятельности в сфере изучаемого материала. Учебный физический эксперимент должен не только и не столько выполнять функцию средства наглядности, сколько, прежде всего, служить одним из методов познания.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: лабораторных работ, контрольных работы.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты.
Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
-
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
-
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
-
основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;
-
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
-
отличать гипотезы от научных теорий;
-
делать выводы на основе экспериментальных данных;
-
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
-
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
-
применять полученные знания для решения физических задач;
-
представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
-
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
-
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях;
-
использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
-
анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
-
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
-
-
Учебно-тематический план
10 класс (2 часа в неделю)
№
Название раздела
Всего часов
Теория
Практика
Контрольная работа
1
Введение
1
1
-
-
2
Кинематика
9
6
2
1
3
Динамика
7
6
-
1
4
Законы сохранения
7
4
2
1
5
Молекулярная физика. Тепловые явления
20
16
3
1
6
Основы электродинамики
24
18
4
2
7
Итого
68
51
11
6
-
Содержание программы
Раздел№1 «Введение». Что изучает физика. Физические явления, наблюдения и опыты.
Раздел№2 «Кинематика». Механическое движение, виды движений, его характеристики. Равномерное прямолинейное движение. Равнопеременное движение. Свободное падение тел. Равномерное движение точки по окружности. Движение тел. Поступательное движение.
Раздел№3 «Динамика». Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике. Гравитационные силы. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес тела. Невесомость и перегрузки. Силы упругости. Закон Гука. Силы трения.
Раздел№4 «Законы сохранения». Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии.
Раздел№5 «Молекулярная физика. Тепловые явления». Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Броуновское движение. Масса молекул. Количество вещества. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Температура и тепловое равновесие. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Внутренняя энергия и работа в термодинамике. Количество теплоты, удельная теплоемкость. Первый закон термодинамики. Необратимость процессов в природе. Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей.
Раздел№6 «Основы электродинамики». Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Потенциал электрического поля и разность потенциалов. Конденсаторы. Назначение, устройство и их виды. Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность электрического тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.
4. Список литературы для обучающихся
1. Мякишев Г. Я. Физика: Учебник 10кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 336с.
2. Рымкевич, А. П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / А. П. Рымкевич. - 16-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 188с.
-
Список литературы для педагога
1. Кирик, Л. А. Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика. Молекулярная физика. Электричество и магнетизм.: пособие для общеоразоват. учреждений / Л. А. Кирик. - Москва-Харьков: Илекса, 1999.
2. Кирик, Л. А. Физика. 10,11 кл. Сборник заданий и самостоятельных работ: пособие для ощеобразоват. учреждений / Л. А. Кирик, Ю. И. Дик. - М: Илекса, 2004.
3. Мякишев Г. Я. Физика: Учебник 10кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 336с.
4. Рымкевич, А. П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / А. П. Рымкевич. - 16-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 188с.
-
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п
Наименование темы
Календарные сроки
Примечание
Раздел 1. «Введение»
1
Что изучает физика. Физические явления, наблюдения и опыты.
02.09-07.09
Раздел 2. «Кинематика»
2
Механическое движение, виды движений, его характеристики.
02.09-07.09
3
Равномерное прямолинейное движение.
09.09-14.09
4
Равнопеременное движение.
09.09-14.09
5
Свободное падение тел.
16.09-21.09
6
Равномерное движение точки по окружности.
16.09-21.09
7
Движение тел. Поступательное движение.
23.09-28.09
8
Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения свободного падения».
23.09-28.09
9
Лабораторная работа №2 «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости».
30.09-05.10
10
Контрольная работа №1 «Кинематика».
30.09-05.10
Раздел 3. «Динамика»
11
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
07.10-12.10
12
Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике.
07.10-12.10
13
Гравитационные силы. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.
14.10-19.10
14
Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость и перегрузки.
14.10-19.10
15
Силы упругости. Закон Гука.
21.10-26.10
16
Силы трения.
21.10-26.10
17
Контрольная работа №2 «Динамика»
04.11-09.11
Раздел 4. «Законы сохранения»
18
Импульс. Закон сохранения импульса.
04.11-09.11
19
Реактивное движение.
11.11-16.11
20
Работа силы. Мощность.
11.11-16.11
21
Энергия. Закон сохранения энергии.
18.11-23.11
22
Лабораторная работа №3 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии».
18.11-23.11
23
Решение задач, на закон сохранения в механике.
25.11-30.11
24
Контрольная работа №3 «Законы сохранения в механике».
25.11-30.11
Раздел 5. «Молекулярная физика. Тепловые явления»
25
Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.
02.12-07.12
26
Броуновское движение.
02.12-07.12
27
Масса молекул. Количество вещества.
09.12-14.12
28
Строение газообразных, жидких и твердых тел.
09.12-14.12
29
Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории.
16.12-21.12
30
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
16.12-21.12
31
Решение задач на основы МКТ.
23.12-28.12
32
Температура и тепловое равновесие.
23.12-28.12
33
Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии молекул.
13.01-18.01
34
Измерение скоростей молекул газа
Уравнение состояния идеального газа.
Газовые законы.
Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение.
13.01-18.01
35
Измерение скоростей молекул газа.
20.01-25.01
36
Уравнение состояния идеального газа.
20.01-25.01
37
Газовые законы.
27.01-01.02
38
Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение.
27.01-01.02
39
Лабораторная работа №4 «Измерение влажности воздуха и поверхностного натяжения».
03.02-08.02
40
Контрольная работа №4 «Свойства твердых тел, жидкостей и газов».
03.02-08.02
41
Внутренняя энергия и работа в термодинамике.
10.02-15.02
42
Количество теплоты, удельная теплоемкость.
10.02-15.02
43
Лабораторная работа №5 «Определение удельной теплоемкости льда, удельной теплоты плавления льда».
17.02-22.02
44
Первый закон термодинамики.
17.02-22.02
45
Необратимость процессов в природе.
Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей.
24.02-01.03
46
Контрольная работа №5 «Основы термодинамики».
24.02-01.03
Раздел 7. «Основы электродинамики»
47
Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон.
03.03-08.03
48
Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.
03.03-08.03
49
Закон Кулона.
10.03-15.03
50
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.
10.03-15.03
51
Силовые линии электрического поля. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.
17.03-22.03
52
Потенциал электростатического поля и разность потенциалов.
17.03-22.03
53
Конденсаторы. Назначение, устройство и виды.
30.03-05.04
54
Электрический ток. Сила тока.
30.03-05.04
55
Условия, необходимые для существования электрического тока.
07.04-12.04
56
Закон Ома для участка цепи.
07.04-12.04
57
Лабораторная работа №6 «Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников».
14.04-19.04
58
Работа и мощность электрического тока.
14.04-19.04
59
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
21.04-26.04
60
Лабораторная работа №7 «Измерение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока».
21.04-26.04
61
Решение задач на законы постоянного тока.
28.04-03.05
62
Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.
28.04-03.05
63
Электрический ток в полупроводниках.
05.05-10.05
64
Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.
05.05-10.05
65
Электрический ток в жидкостях.
12.05-17.05
66
Электрический ток в газах.
12.05-17.05
67
Несамостоятельный и самостоятельный разряды.
19.05-24.05
68
Контрольная работа №6 «Основы электродинамики»
19.05-24.05