Рабочая программа по физике в 7 классе

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет администрации Угловского района

по образованию и делам молодёжи Алтайского края

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Павловская средняя общеобразовательная школа»


«Утверждаю» «согласовано» «Рассмотрено»

Директор школы Зам. директора по УВР на заседании МО

________А.В. Попов _______Н.И.Нагорная Протокол № _____

Приказ № ______ «__» _________2015г «__» _________2015г.

от «__» _______2015г. __________________




Рабочая программа

по физике в 7 классе составлена на основе

авторской программы по физике для

общеобразовательных учреждений - автор Е.М.Гутник, А.В. Перышкин

М. Дрофа 2011г


на 2015-2016 учебный год



Программу разработала

Агапова Екатерина Алексеевна

учитель физики

первая квалификационная категория


с. Павловка 2015г



Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Автор составитель

Е. М. Гутник, А.В. Перышкин Физика М: Дрофа, 2011г.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классе 68 ч, из расчета 2 ч в неделю. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

учебниками (включенными в Федеральный перечень):

  • Перышкин А.В. Физика-7 - М.: Дрофа, 2007;

сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

  • Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. - М.: Просвещение, 2002. - 192с.

  • Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7кл. - М.: Просвещение, 2002. - 79с.

  • И.В. Годова Контрольные работы в новом формате М. «Интеллект - Центр2 2012 - 88стр.

Цели изучения курса - выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит суще­ственный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви­тии общества, способствует формированию современного на­учного мировоззрения. Для решения задач формирования ос­нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда­че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами науч­ного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части обще­го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив­ные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механи­ческие явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых явлениях; величинах, характеризу­ющих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде­ний, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графи­ков и выявлять на этой основе эмпирические зависимо­сти; применять полученные знания для объяснения раз­нообразных природных явлений и процессов, для реше­ния физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приоб­ретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с ис­пользованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания при­роды, в необходимости разумного использования дости­жений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общече­ловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природополь­зования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования в VII классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педаго­гических технологий, учета местных условий.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие,

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа. Мощность, кинетическая и потенциальная энергия, коэффициент полезного действия

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохране­ния механической энергии

  • уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины,

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • рационального применения простых механизмов;

рабочая программа (содержание образования)


(70 часов, 2 часа в неделю)


I. Введение (4 ч)


Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Измерение физических величин с учетом аб­солютной погрешности.

II. Первоначальные сведения о строении вещества. (5часов.)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

2.Измерение размеров малых тел.

III. Взаимодействие тел. (21 час.)


Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

4.Измерение массы тела на рычажных весах.

5.Измерение объема твердого тела.

6.Измерение плотности твердого тела.

7.Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружи­ны.

8.Исследование зависимости силы трения сколь­жения от силы нормального давления.

9.Определение центра тяжести плоской пластины.

IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (23 час)

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Измерение давления твердого тела на опору.

11.Измерение выталкивающей силы, действую­щей на погруженное в жидкость тело.

12.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

V. Работа. Мощность. Энергия. (13 часов)


Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

13.Выяснение условия равновесия рычага.

14.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Тематическое планирование учебного материала по физике в 7 классе


№п/п

Наименование раздела

и темы

Всего часов

Из них

Примерные сроки

Лабораторные и практические

Контрольные, диагностические


1

Введение

4




1

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты

1




2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

1




3

1

Измерение физических величин с учетом аб­солютной погрешности



4

Физика и тех­ника

1




2.

Первоначальные сведения о строении вещества

5




1

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение

1




2

1

Измерение размеров малых тел



3

Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. движение молекул. Броуновское движение

1




4

Взаимодействие молекул. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1




5

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

1




3.

Взаимодействие тел

21




1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1




2

Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения

1




3

1

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.



4

Инерция. Взаимодействие тел.

1




5

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

1




6

1

Измерение массы тела на рычажных весах



7

Плотность вещества.

1




8

1

Измерение объема твердого тела. Определение плотности твердого тела



9

Расчет массы и объема тела по его плотности

1




10

Решение задач

1




11

1


Механическое движение. Плотность.

12

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести на других планетах

1




13

Сила упругости. Закон Гука.

1




14

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1




15

Динамометр.

1

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружи­ны



16

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодей­ствующая сил

1




17

1

Определение центра тяжести плоской пластины



18

Сила трения. Трение покоя.

1




19

Трение в природе и технике.

1

Исследование зависимости силы трения сколь­жения от силы нормального давления



20

Решение задач

1



21

Сила. Равнодействующая сила

1

4.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

23




1

Давление. Единицы давления.

1




2

Способы уменьшения и уве­личения давления

1




3

1

Измерение давления твердого тела на опору



4

Давление газа.

1




5

Передача давления жидкос­тями и газами. За­кон Паскаля

1




6

Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда

1



7

Решение задач

1




8

Сообщающие сосуды

1




9

Вес воздуха. Атмосферное давление

1




10

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1




11

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1




12

Манометры.

1



13

Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс

1




14

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1




15

Закон Архимеда

1




16

Решение задач

1




17

1

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.



18

Плавание тел.

1




19

Решение задач

1




20

1

Выяснение условий плавания тел в жидкости



21

Плавание судов. Воздухоплавание

1




22

Решение задач

1




23

1


Давление

5.

Работа и мощность. Энергия

13




1

Механическая работа. Еди­ницы работы

1




2

Мощность. Единицы мощнос­ти.

1




3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1




4

Момент силы.

1




5

Рычаги в технике, быту и природе.

1

Выяснение условия равновесия рычага



6

Блоки. «Золотое правило механики».

1




7

Решение задач

1




8

КПД.

1

Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости



9

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

1




10

Превраще­ние одного вида механической энергии в другой

1




11

Повторительно-обобщающий

1




12

Решение задач

1




13

1


Механическая работа. Мощность. Энергия.


Резервное время

4





Итого

70




Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по физике.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Литература

1. Алгоритм составления рабочих программ по физике. РО ИПК и ПРО, кафедра математики и естественных дисциплин.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» М., 1992.-57 с. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. «УГ» № 10, 1998.

3. Обязательный минимум содержания основного общего образования. // Вестник образования, № 10, 1998.

4. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. // Вестник образования, № 9, 1999.

5. Требования к уровню подготовки выпускников.

6.Примерные программы по физике. М.: Дрофа, 1999-2005.

7.Закон Российской Федерации «Об образовании» М.,1992 - 57 с.

8.Базисный Учебный План общеобразовательных учреждений РФ «УГ» №10, 1998-2005г.

9.Обязательный минимум содержания основного общего образования. Вестник образования, №10, 2003г.

10.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике, ИД «Дрофа» 2004г.

11.Программы для общеобразовательных учреждений. ИД «Дрофа» 2004 г.

12.М.В.Рыжаков. Государственный стандарт основного общего образования (теория и практика). М., Педагогическое общество России, 1999, - 328 с.

13.А.В.Перышкин, Физика 7, класс. М., 1999-2004гг.









Лист внесения изменений в рабочую программу

№п/п

Дата

Характеристика изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения







































© 2010-2022