Внеклассное мероприятие по физике Фокус или физический эксперимент

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по физике Фокус или физический эксперимент









Внеклассное мероприятие по физике Фокус или физический эксперимент



Приборы и материалы: длинная линейка; спичечный коробок; стеклянный стакан; широкая емкость с водой, над которой можно выполнять эксперименты; бумажное кольцо, монета; невысокая бутылка, через горлышко которой свободно проходит монета; листочки бумаги формата 11см на 16см, в центре некоторых из них вырезана дырка диаметром менее 8 мм, ситцевая салфетка или плотная марля размером около 25см на 25см; эмалированный или алюминиевый стакан со снегом; деревянная подставка.

Учащиеся 10 или11 классов готовят ряд экспериментов и показывают их ученикам 7 класса. По мере возможности эксперименты объясняются. Дается возможность, повторить некоторые эксперименты ученикам 7 класса.

- Мы покажем вам фокусы, которые можно объяснить, зная физику, а значит и назвать их физическими экспериментами.

-Можно ли носить воду в решете?

-Да, если она в виде льда.

-Оказывается, что вода в жидком состоянии может удерживаться «решетом».

(Проводится демонстрация сохранения воды в стакане, обтянутом марлей.)

-Если марлю приходится держать плотно к краям стакана или приклеивать, то листок бумаги удерживается сам.

(Проводится демонстрация действия атмосферного давления.)

-А теперь проведем тот же эксперимент, взяв листок с дыркой.

(Проводится демонстрация действия атмосферного давления с использованием листка с дыркой.)

-А теперь попытаемся освободить спичечный коробок, не дотрагиваясь до стакана с водой.

(Проводится демонстрация выбивания спичечного коробка из-под стакана с водой.)

  • Я тоже могу показать похожий фокус.

(Проводится демонстрация падения монеты в бутылку.)

(Проводится демонстрация выбивания открытки из-под монеты.)

  • А я могу с помощью стакана поднять дощечку, причем стакан будет сверху.

(Проводится демонстрация примораживания кружки к деревянной подставке.)

  • Вы, ребята, можете стать немного фокусниками. Но чтобы фокусы получались, надо знать, на чем они основываются. Если хорошо учить физику, то можно стать великим иллюзионистом.

Вопросы.

  • Почему при демонстрации действия атмосферного давления при переворачивании стакана небольшая часть воды вытекает?

  • Почему для демонстрации выбивания спичечного коробка из-под стакана берут не пустой стакан, а с водой?

  • Почему эксперименты с выбиванием спичечного коробка или падением монеты в бутылку получились не у всех?

  • Почему для демонстрации примораживания кружки к подставке взяли не стеклянный стакан, а эмалированный или алюминиевый?


Выбивание спичечного коробка из-под стакана с водой.

НВнеклассное мероприятие по физике Фокус или физический эксперимента самую большую грань спичечного коробка, находящегося на столе, ставится наполненный на две трети стакан с водой. По спичечному коробку ребром линейки (линейка должна скользить по столу) наносится резкий удар, спичечный коробок вылетает из-под стакана. Стакан же опускается на стол и не опрокидывается.

За короткий промежуток времени взаимодействия линейки и спичечного коробка стакан в связи с большой массой не успевает изменить сколько-нибудь значительно свой импульс. В этом случае импульса силы взаимодействия между стаканом и спичечным коробком (силы трения) недостаточно для изменения импульса стакана.

Опыт иллюстрирует проявление второго закона И.Ньютона в виде:

Ft = m v - m v0,

где F - сила трения, действующая между коробком и стаканом; t - время взаимодействия между стаканом и спичечным коробком; mv и mv0 - конечный и начальный импульсы стакана.

ПВнеклассное мероприятие по физике Фокус или физический экспериментадение монеты в бутылку.

Для опыта нужны всего три предмета: бутылка, желательно невысокая (например, из-под кетчупа); кольцо из бумаги диаметром 7-10 см и шириной 15-20 мм, так чтобы его можно было поставить вертикально на горлышко бутылки; монета, которая должна свободно проходить в горлышко бутылки.

Поставим кольцо на бутылку, а монету положим на кольцо. Если теперь ловко и правильно выбить кольцо из-под монеты, то она со звоном упадет в бутылку.

Эта незамысловатая игрушка очень наглядно иллюстрирует тот факт, что за время удара импульс горизонтальной силы трения, действующей на монету, не успевает сообщить ей сколько-нибудь заметный импульс в горизонтальном направлении - монета падает практически вертикально…

Примечание: известен аналогичный опыт, в котором вместо кольца и палочки используются квадратный листок плотной бумаги и монета, свободно проходящая через горлышко бутылки. Листком бумаги накрывается горлышко бутылки, а монета кладется на лист точно напротив отверстия в бутылке. Лист бумаги щелчком выбивается со своего места, а монета летит в бутылку.

Действие атмосферного давления.

Это один из "древних" и известных опытов. Стакан наполовину заполняется водой и прикрывается листком бумаги. Придерживая лист ладонью, стакан переворачивают. Если теперь ладонь убрать, то можно увидеть, что вода из стакана не выливается и лист бумаги не отлетает от стакана. Объясняется это действием атмосферного давления на лист

бВнеклассное мероприятие по физике Фокус или физический экспериментумаги снизу. Расчеты показывают, например, что сила атмосферного давления, действующая на лист бумаги снизу, почти в 400 раз больше силы тяжести, действующей на воду в стакане. На воду в стакане сверху действует также сила давления со стороны оставшегося там воздуха.

Опыт повторяют с использованием листка бумаги, в котором вырезается дырка диаметром меньше 8 мм. Придерживая лист ладонью, стакан переворачивают. Если теперь ладонь убрать, то можно увидеть, что вода из стакана не выливается и лист бумаги не отлетает от стакана. Объясняется это действием атмосферного давления на лист бумаги снизу и наличием сил поверхностного натяжения у воды.

Демонстрация сохранения воды в перевернутом стакане, обтянутом марлей.

Для опыта подготавливается несложный реквизит. Стакан сверху обтягивается марлей, которая закрепляется на стакане с помощью липкой ленты - скотча. Через марлю стакан на 1/3 заполняется водой, прикрывается ладонью и переворачивается. Все это делается над раковиной. Затем ладонь убирается, что часть воды (совсем немного) выливается. Основная же масса воды остается в стакане. Оказывается, что при определенных условиях и в решете можно унести воду.

Причин того, что вода не выливается из стакана, обтянутого марлей, несколько. Первая- это, конечно же, существование атмосферного давления. Вторая - наличие поверхностного натяжения у воды. Третья причина достаточно сложна и ее специфика нигде в школьном курсе физики не рассматривается. Дело в том, что на нижней поверхности жидкости возникают волны. При определенных условиях амплитуда колебаний частиц таких волн может неограниченно увеличиваться. "Атмосферное давление может удержать воду в перевернутом сосуде только в том случае, если колебания нижней поверхности перевернутой жидкости с течением времени прекращаются, т.е. если возникающие волны являются затухающими". Критический радиус, начиная с которого на нижней поверхности воды могут образовываться неустойчивые волны, примерно равен 8 мм. Если размеры отверстия меньше этого значения, то вода не выливается. У марли в нашем случае отверстия в диаметре меньше 8мм.

Примораживание эмалированной кружки к деревянной подставке

На небольшую деревянную подставку наливается немного воды и на нее ставится эмалированная кружка со снегом. В снег подсыпается поваренная соль и размешивается до тех пор, пока кружка не примерзнет к опоре.

При помещении поваренной соли в снег происходит два процесса: активное таяние снега (кристалликов льда) и растворение соли. Эти процессы сопровождаются интенсивным поглощением энергии от стенок кружки и воды, налитой под дно кружки. Вода превращается в лед, примораживая кружку к опоре.


© 2010-2022