- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по дисциплине физика
Рабочая программа по дисциплине физика
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шафоркин А.А. |
Дата | 24.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОРНОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ
(ГОУ СПО НГТК)
Согласовано:
Зав. методическим кабинетом
___________М.Б.Медведева
«___» ___________ 2014 г.
Утверждаю:
Зам. директора по УМ и НР
_________С.Р.Рыленко
«___» ___________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_____________________ПД.03 ФИЗИКА _____________________
(код и наименование дисциплины)
для специальностей :
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
составитель Шафоркина И.А. ___________________
цикловая комиссия общетехнических дисциплин
год утверждения учебного плана_2014______________________
Новокузнецк, 2014
Рабочая программа учебной дисциплины ПД.03 Физика разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 и примерной программы учебной дисциплины «Физика» профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Пентин А.Ю,2008г.)
Рецензенты:
1.
2.
3.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии
общетехнических дисциплин__________________________________________
Протокол № от « » 2014 г
Председатель цикловой комиссии _Ярощук Н.В._________________
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании Методического совета колледжа
Председатель Методического совета ГОУ СПО НГТК _______С.В.Рыленко
Протокол № 1 от « 31 » 08 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
стр.
-
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
-
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПД.02 Физика
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена ПД. 03 Физика относится к общеобразовательному циклу
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся уметь:
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
-
отличать гипотезы от научных теорий;
-
делать выводы на основе экспериментальных данных;
-
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
-
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
-
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
-
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
-
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
-
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 253 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 169 часов;
самостоятельной работы обучающегося 84 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
253
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
169
в том числе:
лабораторные работы
40
контрольные работы
4
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
84
в том числе:
Внеаудиторная самостоятельная работа
-решение задач
Оформление отчета по лр
Составление кроссворда
-подготовка презентации
-подготовка реферата
- составление описания электрических приборов
84
16
32
16
12
6
2
Промежуточная аттестация в форме
1 семестр-экзамен
2 семестр-экзамен
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ______ПД.03__Физика_____________
наименование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1
МЕХАНИКА
51
Тема 1.1
Кинематика движения материальной точки
Содержание учебного материала
10
3
1
1
Физика - наука о природе. Основные элементы физической картины мира.
2
Относительность механического движения. Системы отсчета.
3
Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение.
4
Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.
5
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью .
Лабораторные занятия
Исследование движения тела под действием постоянной силы.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Решение практических задач
2
Тема 1.2
Динамика материальной точки
Содержание учебного материала
12
3
1
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил.
1 Закон динамики Ньютона
2 Закон Ньютона
2
Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
3
Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Закон сохранения механической энергии. Закон сохранения импульса и реактивное движение.
4
Работа и мощность.
5
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.
Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн.
6
Звуковые волны. Длина волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
Лабораторные работы
Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения.
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).
10
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач
Составление кроссворда
Составление отчета по лабораторной работе
15
Раздел 2
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА
45
Тема 2.1
Молекулярно-кинетическая теория
Содержание учебного материала
12
3
1
Масса и размеры молекул. Модель идеального газа.
2
Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Модель строения жидкости.
3
Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха..
4
Поверхностное натяжение и смачивание.
5
Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел.
6
Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества
Лабораторные занятия
Измерение влажности воздуха.
Измерение поверхностного натяжения жидкости.
Наблюдение роста кристаллов из раствора.
10
3
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашней лабораторной работы
Составление и заполнение кроссворда
Подготовка отчета о выполнении лабораторной работы
12
Тема 2.2
Основы термодинамики
Содержание учебного материала
4
3
1
Внутренняя энергия и работа газа.
2
Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов.
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.
Контрольная работа
2
Самостоятельная работа обучающихся
Решение задач
3
Раздел3.
Электродинамика
107
Тема 3.1
Электрическое поле
Содержание учебного материала
14
3
1
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд.
2
Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
3
Электрическое поле.
4
Напряженность поля.
5
Потенциал поля. Разность потенциалов.
6
Проводники в электрическом поле.
7
Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентации
Решение задач
Заполнение крассворда
8
Тема 3.2
Постоянный электрический ток
Содержание учебного материала
16
3
1
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление.
2
Закон Ома для участка цепи.
3
Последовательное и параллельное соединения проводников.
4
ЭДС источника тока.
5
Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
6
Работа и мощность электрического тока.
7
Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников.
8
Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
Лабораторные занятия
Изучение закона Ома для участка цепи.
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
8
Самостоятельная работа обучающихся
Составление описания электрических приборов
Составление кроссворда
Подготовка презентации
9
Тема 3.3
Магнитное поле
Содержание учебного материала
28
3
1
Магнитное поле.
2
Постоянные магниты и магнитное поле тока.
3
Сила Ампера.
4
Принцип действия электродвигателя.
5
Электроизмерительные приборы.
6
Индукция магнитного поля. Магнитный поток.
7
Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея.
8
Вихревое электрическое поле. Правило Ленца.
9
Самоиндукция. Индуктивность.
10
Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор.
11
Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
12
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания.
13
Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс.
14
Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Лабораторные занятия
Изучение явления электромагнитной индукции.
Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока.
Измерение индуктивности катушки.
6
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентаций
Составление и заполнение кроссворда
Подготовка отчета о выполнении лабораторной работы
18
Раздел 4.
ОПТИКА
20
Тема 4.1
Волновые свойства света
Содержание учебного материала
8
2
1
Свет как электромагнитная волна.
2
Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение.
3
Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения.
4
Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
Лабораторные работы
Изучение интерференции и дифракции света.
4
Контрольная работа
2
Самостоятельная работа обучающихся
Решение задач
Составление отчета о выполнении лабораторной работы
6
Раздел 5.
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
22
Тема 5.1
Квантовая оптика
Содержание учебного материала
6
2
1
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон.
2
Волновые и корпускулярные свойства света.
3
Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка реферата
3
Тема 5.2
Физика атома
Содержание учебного материала
6
2
1
Строение атома: планетарная модель и модель Бора.
2
Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии.
3
Принцип действия и использование лазера.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентации
2
Тема 5.3
Физика атомного ядра
Содержание учебного материала
4
2
1
Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика.
2
Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
Самостоятельная работа обучающихся
Решение задач
1
Раздел 6.
ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
6
Тема 6.1
Строение и эволюция звезд и Вселенной
Содержание учебного материала
3
2
1
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
2
Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
Образование планетных систем. Солнечная система.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентации
3
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета- лаборатория Физика.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству -28;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационное оборудование необходимые для проведения лабораторных работ, демонстрационных опытов;
- волновая модель;
- презентации к занятиям;
- набор плакатов и таблиц;
Технические средства обучения: мультимедийный проектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля [Текст] : учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. -448 с. - (Начальное и среднее профессиональное образование)
-
Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач [Текст] : учеб. пособие для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева. - М. : Академия, 2013. - 256 с. - (Начальное и среднее профессиональное образование).
-
Пинский, А. А. Физика.: Учеб. / А.А.Пинский, Г.Ю.Граковский; Под общ. ред. проф., д.э.н. Ю.И. Дика, Н.С. Пурышевой - 3-e изд., испр. - Москва: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 560 с.
-
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. - М., 2003.
Дополнительные источники:
-
Тарасов, О. М. Лабораторные работы по физике с вопросами и заданиями : Учебное пособие / О.М. Тарасов. - 2-e изд., испр. и доп. - Москва: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 96 с.
-
Прудников, В. Н. Физика для поступающих в вузы: задачи, вопросы, тесты / В.Н. Прудников, А.Г. Хунджуа. - Москва: ИНФРА-М, 2004. - 362 с.
-
Павлов, С. В. Физика: Учеб. пособие / С.В. Павлов. - Москва : РИОР, 2005. - 169 с.
-
Никеров В. А. Никеров, В. А. Физика. Современный курс [Электронный ресурс] : Учебник / В. А. Никеров. - Москва : Дашков и К, 2012.
-
Сердюков, В А Сердюков, В. А. ЕГЭ для родителей абитуриентов (математика, физика, информатика) [Электронный ресурс] / В. А. Сердюков. - Москва : Дашков и К, 2013. - 152 с.
-
nnm-club.me
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
Знать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
Анализ выполнения самостоятельной работы,
анализ выполнения лабораторной работы,
Анализ выполнения тестового контроля
Знать смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
Анализ выполнения самостоятельной работы,
анализ выполнения лабораторной работы,
Анализ выполнения тестового контроля
Знать вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
Анализ выполнения внеаудиторная самостоятельной работы
Знать смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
Анализ выполнения самостоятельной работы,
анализ выполнения лабораторной работы,
Анализ выполнения тестового контроля
описывать и объяснять физические
-
явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
-
отличать гипотезы от научных теорий;
Анализ выполнения самостоятельной работы,
анализ выполнения лабораторной работы,
Анализ выполнения тестового контроля
-
делать выводы на основе экспериментальных данных;
анализ выполнения лабораторной работы,
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
Анализ выполнения
внеаудиторной самостоятельной деятельности
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
Анализ выполнения самостоятельной работы,
анализ выполнения лабораторной работы,
Анализ выполнения тестового контроля
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
применять полученные знания для решения физических задач ;
Анализ выполнения самостоятельной работы,
анализ выполнения лабораторной работы,
Анализ выполнения тестового контроля
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;
анализ выполнения лабораторной работы,
Разработчик:
ГОУ СПО НГТК преподаватель физики И.А.Шафоркина