Проект Физика на кухне

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Физика на кухне»

автор проекта: учитель физики МАОУ «СОШ №59» города Перми

Карпова Елена Александровна

Краткая аннотация проекта

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельно ориентироваться в информационных полях, формирование у школьников универсального умения ставить и решать задачи практической направленности.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Среди педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути.

Программа по физике 7-8 класса предполагает изучение физических явлений. Мир физических явлений разнообразен. Изучая самые простые явления, можно вывести общие законы. Прекрасное место для наблюдения физических явлений и проведения опытов - это наша домашняя кухня. При приготовлении пищи, мы постоянно сталкиваемся с физическими процессами и явлениями, даже не подозревая об этом. Тем не менее, нам не только необходимо знать, но и уметь рационально использовать их в своей деятельности. Проект «Физика на кухне» дает возможность детям в самых привычных для них местах увидеть мир физических явлений, объяснить их; а так же привлечь к этой работе родителей. В рамках данного проекта школьники смогут выполнить различные виды работ: наблюдать физические явления, измерять физические величины, анализировать результаты, делать выводы. Школьники в неформальной обстановке: дома на кухне, в школьной столовой, на внеклассных занятиях приобретут и закрепят следующие навыки: исследовательские, поисковые, аналитические, коммуникативные, осознание своих возможностей. Ну и самое главное для семиклассников - это осознание того, что физика - это интересно, понятно, полезно.

Учебный проект «Физика на кухне» предназначен для учащихся 7-8 класса. Рассчитан проект на два учебных года.

Актуальность проекта заключается в том, что работа учителя по созданию условий, обеспечивающих развитие способности учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию, остается единственной предпосылкой успешности, которая обеспечивает соответствие современного обучения и постоянно повышающимися требованиями общества к возможностям будущих специалистов.

Проектная деятельность школьников - это одна из активных форм работы, которая:

-соответствует требованиям ФГОС;

- способствует формированию УУД школьников;

-развивает творческие способности;

- выступает фактором саморазвития, самоопределения учащихся.

Цель проекта: создание условий для самореализации учащегося через участие в проектной деятельности, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие мотивации к обучению, повышение качества обученности школьников.

Задачи проекта:

1 обучить учащихся проектной деятельности

2 сформировать исследовательские навыки школьников

3 привлечь родителей к совместной исследовательской деятельности

Планируемые результаты

Личностные: сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, родителям, результатам обучения; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.

Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах. Анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников для решения познавательных задач; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссии.

Предметные: знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений. Объяснять полученные результаты и делать выводы; навыки решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Автор и руководитель проекта: Карпова Елена Александровна - учитель физики

Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня - и я научусь!!!

Основополагающий вопрос

Как физика «хозяйничает» на кухне?

Проблемные вопросы

Какие физические явления и процессы можно обнаружить на кухне?

Используем ли мы законы физики при приготовлении пищи?

Связаны ли правила этикета за столом с физикой?

Какая посуда и когда имеет преимущества?

Что посоветовать хозяйке?

Учебные вопросы

7 класс

Хаотическое движение частиц и его зависимость от температуры.

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Капиллярные явления.

Явление инерции.

Плотность вещества.

Давление в жидкостях и газах.

Атмосферное давление.

Плавание тел.

8 класс

Теплопроводность вещества.

Испарение и конденсация.

Кипение и парообразование.

Теплота сгорания топлива.

Статическое электричество.

Этапы проекта.

1 этап - подготовительный - ноябрь - декабрь 2015 года

2 этап - практический - январь - апрель 2016 года (7 класс)

сентябрь - март 2016-2017 учебный год (8 класс)

3 этап - аналитический - апрель - май 2017 год

Подготовительный этап (для учителя)

Цель: сбор теоретического и практического материала, необходимого для осуществления проекта.

Задачи:

1 постановка целей и задач;

2 выбор участников проекта;

3 подготовка теоретической части, разработка конкретных материалов, подбор физических приборов.

Мероприятия

Предполагаемый результат

Изучение учебно - педагогической и методической литературы по проектной деятельности

Подготовка теоретического материала для учащихся о структуре проекта, видах проекта, правил оформления работ, способов обработки и презентации результатов.

Отбор и подготовка необходимого материала и оборудования

Формулировка проблемных и учебных вопросов для детских проектов, комплект необходимого оборудования для наблюдения и исследования физических явлений и процессов

Проведение диагностики

Формирование групп

Подготовка дидактического материала

Наличие карточек, инструкций для практических занятий

Отбор и разработка диагностических материалов

Наличие набора контрольных и самостоятельных работ

Проведение подготовительных практических занятий для учащихся

  1. Знакомство со структурой проектной деятельности, этапами проекта.

  2. Планирование проектной деятельности, постановка цели и задач проекта, планирование хода эксперимента, подготовка материалов проекта

Практический этап

Цель: создание условий для учащихся для проектной деятельности

Задачи: 1. Организовать активную познавательную деятельность учащихся для овладения рациональными способами этой деятельности;

  1. Подобрать и изучить литературу, позволяющие объяснить физические явления, процессы, происходящие на кухне (в том числе использовать интернет - ресурсы);

  2. Рассмотреть теорию явлений, процессов, встречающихся на кухне;

  3. Провести исследование в виде эксперимента.

  4. Провести анализ и оформить результаты проекта.

Мероприятие

Предполагаемый результат

Выбор направления проекта

Формулировка темы проекта

Сбор информации и планирование

Повторение и расширение теоретических знаний по теме, составлен план работы

Выбор эксперимента, который можно провести на кухне

План эксперимента

Обработка информации, проведение исследований

Проведен анализ свойств вещества, явлений и проведено исследование по намеченному плану

Оформление результатов деятельности

Представление результатов в виде презентации, буклета и т. д.

Завершение проекта

Презентация результатов проекта, оценка работы учащихся в рамках проекта, награждение, рефлексия.

Аналитический этап

Цель: анализ результатов реализации проекта «Физика на кухне»

Задачи:

1 определить уровень сформированности умений и навыков проектной деятельности;

2 сравнить результаты индивидуальной успеваемости:

а) с результатами других учащихся;

б) с результатами того же учащегося;

в) с поставленными целями проекта.

Диагностический инструментарий:

- научное наблюдение;

-анкетирование;

- контрольные работы.

Контрольные задания должны быть подобраны таким образом, чтобы по их результатам можно было судить о качестве усвоения учащимися, как способов деятельности, так и предметных знаний.

Необходимо проверить:

  1. Умение формулировать проблему

  2. Умение выдвигать гипотезы

  3. Формулировка цели и задач

  4. Составление плана

  5. Проведение исследования

  6. Умение систематизировать результаты, делать выводы

  7. Умение устанавливать причинно - следственные связи.

  8. Сформированность интереса к физике.

Литература

  1. Заграничная Н.А., Добротина И.Г. Проектная деятельность в школе. Учимся работать индивидуально и в команде. Интеллект - Центр. 2014

  2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008

  3. Пахомова Н.Ю. Метод проектов/Информатика и образование. Журнал: Технологическое образование, 1990

  4. Проектная деятельность в школе. Виды проектов. Этапы работы над проектами. Интернет - ресурс.

  5. Интернет - ресурсы.



Приложение к проекту «Физика на кухне»

Экспериментальные исследования для 7 класса.

Диффузия.

  1. Возьмите 3 стакана и налейте в них одинаковое количество воды. В первый - горячую, во второй - теплую, в третий - холодную. В каждый стакан опустите по щепотке чая. Что вы наблюдаете? Как называется этот процесс? В каком стакане происходит быстрее и почему?

  2. Приготовьте лимон или апельсин, стакан с горячей водой, пакет заварки, сырую картофелину и несколько кристаллов марганца. Одновременно выполните 3 действия: разрежьте лимон (апельсин), опустите в стакан пакетик заварки, на срез картофелины насыпьте несколько кристалликов марганца. Через несколько минут (5-7) сделайте вывод о скорости протекания диффузии в разных веществах.

Капиллярный эффект.

  1. Какая салфетка лучше впитывает воду: сухая или немного увлажненная?

Приготовьте салфетки из разных тканей: хлопковую, льняную, из вискозы, акриловую, из микрофибры. Налейте на стол немного воды и попробуйте вытереть ее сначала сухой салфеткой из хлопка, а затем влажной (предварительно намочив ее и отжав). Повторите опыт для каждой из имеющихся салфеток. Объясните полученный результат. С каким явлением это связано?

Атмосферное давление.

  1. Почему вода не выливается из стакана?

Оборудование: стакан, вода, лист бумаги.

  1. Почему не выливается вода из трубочки для коктейля?

Оборудование: стакан пустой, стакан с водой, трубочка для коктейля.

Возьмите трубочку для коктейля и опустите одним концом в стакан с водой, а второй зажмите пальцем. Поднимите трубочку и перенесите воду с ее помощью в другой стакан. Объясните полученный результат.

Архимедова сила и плавание тел.

  1. Почему показания безмена разные?

Приборы и материалы: сырая очищенная картофелина, безмен, сосуд с водой, нитки.

Обвяжите картофелину нитками и взвесьте на безмене. А теперь опустите ее в сосуд с водой. Объясните разницу в показаниях безмена.

  1. Почему картофель всплыл?

Оборудование: два стакана с водой, два брусочка сырого картофеля, соль.

В одном из двух стаканов, заполненных наполовину водой, размешайте 2 ложки соли. В каждый стакан опустите по одному одинаковому брусочку сырого картофеля. Что вы наблюдаете? А если в соленую воду добавить пресную, то что изменится?

  1. Почему плавает изюминка (кукуруза)?

Оборудование: стакан, газированная вода, несколько ягодок изюма или несколько кукурузинок.

Опустите изюминки (кукурузинки) в стакан с водой. Почему ягоды то опускаются, то

поднимаются, то опускаются?

Ответьте на вопросы:

- Как можно различить вареное яйцо и сырое, не разбивая их, а основываясь на законах физики?

-При каких работах на кухне проявляется сила трения?

-В каких случаях на кухне вы можете увидеть действие закона Архимеда?

-В кулинарных книгах советуют солить мясо не перед жаркой, а когда оно уже частично обжарилось. В чем смысл такого совета?

-Какие салфетки вы посоветуете хозяйке использовать на кухне?

-Как различить свежее яйцо, от старого?

  • Законы механики в работе кухонного оборудования:

-мясорубка,

-открывалка,

-яйцерезка,

-нож,

-кухонные ножницы.

Экспериментальные исследования для 8 класса.

Теплопроводность

  1. Определение теплопроводности различных материалов.

Оборудование: 5 цилиндрических кружек из разного материала (очень близкие по высоте, толщине и диаметру): пластмассовая, стальная, алюминиевая, керамическая, фаянсовая или стеклянная; мерный стакан, термометр.

Налить кипяток в каждую кружку, опустить в них термометр и через каждые 3 минуты снимать показания до тех пор, пока вода не остынет ниже 30 градусов.

Постройте график остывания воды для каждой кружки. Сделайте вывод.

- расположите материалы по уменьшению теплопроводности;

- из каких кружек лучше пить горячий чай?

- из какого материала меньше обжигает руки?

Кипение

  1. Как быстро закипает вода в разных условиях?

Оборудование: кастрюля со стеклянной крышкой, 1 литр воды, газовая плита.

Условия: а) кастрюля закрыта крышкой;

б) кастрюля открыта;

в) постоянно помешиваем воду в кастрюле.

Сколько времени понадобилось в каждом случае и почему?

Статическое электричество

  1. Почему к рукам прилипает полиэтиленовый пакет?

Положите на стол полиэтиленовый пакетик и разгладьте его тщательно рукой. Поднимите за один уголок и пронаблюдайте, что произойдет. Объясните явление.

Возьмите два пакета, положите их параллельно и тоже тщательно разгладьте. Поднимите пакеты за уголочки и попытайтесь их сблизить. Почему это сделать не удается?

  1. Как можно разделить перемешанные перец и соль?

Оборудование: бумажное полотенце, щепотка соли, щепотка молотого перца, воздушный шарик, кусочек шерстяной ткани.

Ответьте на вопросы:

-Какой чай остывает быстрее: без сахара или тот, в котором размешены 2 ложки сахара?

-Почему опытные повара предпочитают использовать чугунные сковородки?

-Почему при варке варенья используют деревянные ложки, а не металлические?

-В какой чашке, темной или белой, вода остынет быстрее?

-Зачем нужно бороться с накипью в чайнике?

-Почему в скороварке пища готовится намного быстрее?

-Можно ли включать пустую микроволновку?

-Почему в микроволновую печь нельзя ставить металлическую посуду?

  • Изучить электробытовые приборы на кухне. Каков принцип действия кухонных приборов?



© 2010-2022