- Преподавателю
- Физика
- Проект Физика на кухне
Проект Физика на кухне
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карпова Е.А. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект «Физика на кухне»
автор проекта: учитель физики МАОУ «СОШ №59» города Перми
Карпова Елена Александровна
Краткая аннотация проекта
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельно ориентироваться в информационных полях, формирование у школьников универсального умения ставить и решать задачи практической направленности.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Среди педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути.
Программа по физике 7-8 класса предполагает изучение физических явлений. Мир физических явлений разнообразен. Изучая самые простые явления, можно вывести общие законы. Прекрасное место для наблюдения физических явлений и проведения опытов - это наша домашняя кухня. При приготовлении пищи, мы постоянно сталкиваемся с физическими процессами и явлениями, даже не подозревая об этом. Тем не менее, нам не только необходимо знать, но и уметь рационально использовать их в своей деятельности. Проект «Физика на кухне» дает возможность детям в самых привычных для них местах увидеть мир физических явлений, объяснить их; а так же привлечь к этой работе родителей. В рамках данного проекта школьники смогут выполнить различные виды работ: наблюдать физические явления, измерять физические величины, анализировать результаты, делать выводы. Школьники в неформальной обстановке: дома на кухне, в школьной столовой, на внеклассных занятиях приобретут и закрепят следующие навыки: исследовательские, поисковые, аналитические, коммуникативные, осознание своих возможностей. Ну и самое главное для семиклассников - это осознание того, что физика - это интересно, понятно, полезно.
Учебный проект «Физика на кухне» предназначен для учащихся 7-8 класса. Рассчитан проект на два учебных года.
Актуальность проекта заключается в том, что работа учителя по созданию условий, обеспечивающих развитие способности учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию, остается единственной предпосылкой успешности, которая обеспечивает соответствие современного обучения и постоянно повышающимися требованиями общества к возможностям будущих специалистов.
Проектная деятельность школьников - это одна из активных форм работы, которая:
-соответствует требованиям ФГОС;
- способствует формированию УУД школьников;
-развивает творческие способности;
- выступает фактором саморазвития, самоопределения учащихся.
Цель проекта: создание условий для самореализации учащегося через участие в проектной деятельности, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие мотивации к обучению, повышение качества обученности школьников.
Задачи проекта:
1 обучить учащихся проектной деятельности
2 сформировать исследовательские навыки школьников
3 привлечь родителей к совместной исследовательской деятельности
Планируемые результаты
Личностные: сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, родителям, результатам обучения; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.
Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах. Анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников для решения познавательных задач; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссии.
Предметные: знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений. Объяснять полученные результаты и делать выводы; навыки решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Автор и руководитель проекта: Карпова Елена Александровна - учитель физики
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь!!!
Основополагающий вопрос
Как физика «хозяйничает» на кухне?
Проблемные вопросы
Какие физические явления и процессы можно обнаружить на кухне?
Используем ли мы законы физики при приготовлении пищи?
Связаны ли правила этикета за столом с физикой?
Какая посуда и когда имеет преимущества?
Что посоветовать хозяйке?
Учебные вопросы
7 класс
Хаотическое движение частиц и его зависимость от температуры.
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Капиллярные явления.
Явление инерции.
Плотность вещества.
Давление в жидкостях и газах.
Атмосферное давление.
Плавание тел.
8 класс
Теплопроводность вещества.
Испарение и конденсация.
Кипение и парообразование.
Теплота сгорания топлива.
Статическое электричество.
Этапы проекта.
1 этап - подготовительный - ноябрь - декабрь 2015 года
2 этап - практический - январь - апрель 2016 года (7 класс)
сентябрь - март 2016-2017 учебный год (8 класс)
3 этап - аналитический - апрель - май 2017 год
Подготовительный этап (для учителя)
Цель: сбор теоретического и практического материала, необходимого для осуществления проекта.
Задачи:
1 постановка целей и задач;
2 выбор участников проекта;
3 подготовка теоретической части, разработка конкретных материалов, подбор физических приборов.
Мероприятия
Предполагаемый результат
Изучение учебно - педагогической и методической литературы по проектной деятельности
Подготовка теоретического материала для учащихся о структуре проекта, видах проекта, правил оформления работ, способов обработки и презентации результатов.
Отбор и подготовка необходимого материала и оборудования
Формулировка проблемных и учебных вопросов для детских проектов, комплект необходимого оборудования для наблюдения и исследования физических явлений и процессов
Проведение диагностики
Формирование групп
Подготовка дидактического материала
Наличие карточек, инструкций для практических занятий
Отбор и разработка диагностических материалов
Наличие набора контрольных и самостоятельных работ
Проведение подготовительных практических занятий для учащихся
-
Знакомство со структурой проектной деятельности, этапами проекта.
-
Планирование проектной деятельности, постановка цели и задач проекта, планирование хода эксперимента, подготовка материалов проекта
Практический этап
Цель: создание условий для учащихся для проектной деятельности
Задачи: 1. Организовать активную познавательную деятельность учащихся для овладения рациональными способами этой деятельности;
-
Подобрать и изучить литературу, позволяющие объяснить физические явления, процессы, происходящие на кухне (в том числе использовать интернет - ресурсы);
-
Рассмотреть теорию явлений, процессов, встречающихся на кухне;
-
Провести исследование в виде эксперимента.
-
Провести анализ и оформить результаты проекта.
Мероприятие
Предполагаемый результат
Выбор направления проекта
Формулировка темы проекта
Сбор информации и планирование
Повторение и расширение теоретических знаний по теме, составлен план работы
Выбор эксперимента, который можно провести на кухне
План эксперимента
Обработка информации, проведение исследований
Проведен анализ свойств вещества, явлений и проведено исследование по намеченному плану
Оформление результатов деятельности
Представление результатов в виде презентации, буклета и т. д.
Завершение проекта
Презентация результатов проекта, оценка работы учащихся в рамках проекта, награждение, рефлексия.
Аналитический этап
Цель: анализ результатов реализации проекта «Физика на кухне»
Задачи:
1 определить уровень сформированности умений и навыков проектной деятельности;
2 сравнить результаты индивидуальной успеваемости:
а) с результатами других учащихся;
б) с результатами того же учащегося;
в) с поставленными целями проекта.
Диагностический инструментарий:
- научное наблюдение;
-анкетирование;
- контрольные работы.
Контрольные задания должны быть подобраны таким образом, чтобы по их результатам можно было судить о качестве усвоения учащимися, как способов деятельности, так и предметных знаний.
Необходимо проверить:
-
Умение формулировать проблему
-
Умение выдвигать гипотезы
-
Формулировка цели и задач
-
Составление плана
-
Проведение исследования
-
Умение систематизировать результаты, делать выводы
-
Умение устанавливать причинно - следственные связи.
-
Сформированность интереса к физике.
Литература
-
Заграничная Н.А., Добротина И.Г. Проектная деятельность в школе. Учимся работать индивидуально и в команде. Интеллект - Центр. 2014
-
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008
-
Пахомова Н.Ю. Метод проектов/Информатика и образование. Журнал: Технологическое образование, 1990
-
Проектная деятельность в школе. Виды проектов. Этапы работы над проектами. Интернет - ресурс.
-
Интернет - ресурсы.
Приложение к проекту «Физика на кухне»
Экспериментальные исследования для 7 класса.
Диффузия.
-
Возьмите 3 стакана и налейте в них одинаковое количество воды. В первый - горячую, во второй - теплую, в третий - холодную. В каждый стакан опустите по щепотке чая. Что вы наблюдаете? Как называется этот процесс? В каком стакане происходит быстрее и почему?
-
Приготовьте лимон или апельсин, стакан с горячей водой, пакет заварки, сырую картофелину и несколько кристаллов марганца. Одновременно выполните 3 действия: разрежьте лимон (апельсин), опустите в стакан пакетик заварки, на срез картофелины насыпьте несколько кристалликов марганца. Через несколько минут (5-7) сделайте вывод о скорости протекания диффузии в разных веществах.
Капиллярный эффект.
-
Какая салфетка лучше впитывает воду: сухая или немного увлажненная?
Приготовьте салфетки из разных тканей: хлопковую, льняную, из вискозы, акриловую, из микрофибры. Налейте на стол немного воды и попробуйте вытереть ее сначала сухой салфеткой из хлопка, а затем влажной (предварительно намочив ее и отжав). Повторите опыт для каждой из имеющихся салфеток. Объясните полученный результат. С каким явлением это связано?
Атмосферное давление.
-
Почему вода не выливается из стакана?
Оборудование: стакан, вода, лист бумаги.
-
Почему не выливается вода из трубочки для коктейля?
Оборудование: стакан пустой, стакан с водой, трубочка для коктейля.
Возьмите трубочку для коктейля и опустите одним концом в стакан с водой, а второй зажмите пальцем. Поднимите трубочку и перенесите воду с ее помощью в другой стакан. Объясните полученный результат.
Архимедова сила и плавание тел.
-
Почему показания безмена разные?
Приборы и материалы: сырая очищенная картофелина, безмен, сосуд с водой, нитки.
Обвяжите картофелину нитками и взвесьте на безмене. А теперь опустите ее в сосуд с водой. Объясните разницу в показаниях безмена.
-
Почему картофель всплыл?
Оборудование: два стакана с водой, два брусочка сырого картофеля, соль.
В одном из двух стаканов, заполненных наполовину водой, размешайте 2 ложки соли. В каждый стакан опустите по одному одинаковому брусочку сырого картофеля. Что вы наблюдаете? А если в соленую воду добавить пресную, то что изменится?
-
Почему плавает изюминка (кукуруза)?
Оборудование: стакан, газированная вода, несколько ягодок изюма или несколько кукурузинок.
Опустите изюминки (кукурузинки) в стакан с водой. Почему ягоды то опускаются, то
поднимаются, то опускаются?
Ответьте на вопросы:
- Как можно различить вареное яйцо и сырое, не разбивая их, а основываясь на законах физики?
-При каких работах на кухне проявляется сила трения?
-В каких случаях на кухне вы можете увидеть действие закона Архимеда?
-В кулинарных книгах советуют солить мясо не перед жаркой, а когда оно уже частично обжарилось. В чем смысл такого совета?
-Какие салфетки вы посоветуете хозяйке использовать на кухне?
-Как различить свежее яйцо, от старого?
-
Законы механики в работе кухонного оборудования:
-мясорубка,
-открывалка,
-яйцерезка,
-нож,
-кухонные ножницы.
Экспериментальные исследования для 8 класса.
Теплопроводность
-
Определение теплопроводности различных материалов.
Оборудование: 5 цилиндрических кружек из разного материала (очень близкие по высоте, толщине и диаметру): пластмассовая, стальная, алюминиевая, керамическая, фаянсовая или стеклянная; мерный стакан, термометр.
Налить кипяток в каждую кружку, опустить в них термометр и через каждые 3 минуты снимать показания до тех пор, пока вода не остынет ниже 30 градусов.
Постройте график остывания воды для каждой кружки. Сделайте вывод.
- расположите материалы по уменьшению теплопроводности;
- из каких кружек лучше пить горячий чай?
- из какого материала меньше обжигает руки?
Кипение
-
Как быстро закипает вода в разных условиях?
Оборудование: кастрюля со стеклянной крышкой, 1 литр воды, газовая плита.
Условия: а) кастрюля закрыта крышкой;
б) кастрюля открыта;
в) постоянно помешиваем воду в кастрюле.
Сколько времени понадобилось в каждом случае и почему?
Статическое электричество
-
Почему к рукам прилипает полиэтиленовый пакет?
Положите на стол полиэтиленовый пакетик и разгладьте его тщательно рукой. Поднимите за один уголок и пронаблюдайте, что произойдет. Объясните явление.
Возьмите два пакета, положите их параллельно и тоже тщательно разгладьте. Поднимите пакеты за уголочки и попытайтесь их сблизить. Почему это сделать не удается?
-
Как можно разделить перемешанные перец и соль?
Оборудование: бумажное полотенце, щепотка соли, щепотка молотого перца, воздушный шарик, кусочек шерстяной ткани.
Ответьте на вопросы:
-Какой чай остывает быстрее: без сахара или тот, в котором размешены 2 ложки сахара?
-Почему опытные повара предпочитают использовать чугунные сковородки?
-Почему при варке варенья используют деревянные ложки, а не металлические?
-В какой чашке, темной или белой, вода остынет быстрее?
-Зачем нужно бороться с накипью в чайнике?
-Почему в скороварке пища готовится намного быстрее?
-Можно ли включать пустую микроволновку?
-Почему в микроволновую печь нельзя ставить металлическую посуду?
-
Изучить электробытовые приборы на кухне. Каков принцип действия кухонных приборов?