Рабочая программа по физике (8 класс)

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101»



Рассмотрено

на заседании МО

_____________________,

протокол № __________

от «___»________2015г.;

на педагогическом совете,

протокол №___________

от «___»_________2015г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

______________________
«___»___________2015г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №101»

Г.В. Чиконина______________

Приказ №_________________

от «___» _____________2015г.





Рабочая программа

физики

для обучающихся 8А, 8Б, 8В класса

на 2015-2016 учебный год


Составитель:

Галынина Кристина Владимировна,

учитель физики









Новокузнецк, 2015г.


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 8-х классов составлена в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с использованием авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина, «Физика. 7-9 классы»

В соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №101» на 2015-2016 учебный год на изучение физики в 8 классе отводится 2 ч в неделю (70 часов за год). Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, контрольных работ - 5 , из них тематических - 4, итоговых - 1.

Учебно-методический комплект для обучающихся:

  1. Перышкин, А.В. Физика 8: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. Под ред. А.В. Перышкин- 9-е изд., стереотип- М.:Дрофа, 2007. - 191, [1]с. : ил.

  2. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7-9 кл средней школы/ И.В. Лукашик. - М.:Просвещение, 1994. - 191 с.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственных образовательных стандартов, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Рабочая программа предусматривает для коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов систематическую постановку демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ.

Изучение физики в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Задачи:

Создать условия для:

  • развития мышления, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса еѐ познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;

  • овладения знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

  • формирования познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и осознанному выбору профессии.

В 8 Б, 8 В классах обучаются дети с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофзическом развитии.

Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе:

- незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

- преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;

- низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;

- ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;

- снижение работоспособности;

- повышенная истощаемость;

- неустойчивость внимания;

- ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;

- расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;

- более низкий уровень развития восприятия;

- отставание в развитие всех форм мышления;

- недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти.

В связи с особенностями здоровья обучающихся в рабочую программу внесены изменения. Сокращение количество часов по теме: Удельная теплота плавления. Решение задач. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Высвободившиеся часы на обобщения и систематизирование знаний по теме: Двигатель внутреннего сгорания. КПД теплового двигателя обобщение знаний по теме «Тепловые явления»

2. Содержание программы

Тепловые явления

Тепловое движение. Термометр. Связь температу­ры толп со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энер­гии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Лабораторные работы:

№1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

№2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

№3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

Изменение агрегатных состояний вещества

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота порообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний ве­щества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические, проблемы использования тепловых машин.

Лабораторные работы:

№4 «Измерение относительной влажности воздуха».

Электрические явления

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электриче­ский ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Си­ла тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последова­тельное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик элек­трической энергии. Лампа накаливания. Электрона­гревательные приборы. Расчет электроэнергии, по­требляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Лабораторные работы:

№5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

№6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

№7 «Регулирование силы тока реостатом».

№8 «Исследование зависимости силы тока в провод­нике от напряжения на его концах при постоянном со­противлении. Измерение сопротивления проводника».

№9 «Измерение работы и мощности электрического тока».

Электромагнитные явления

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное по­ле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микро­фон.

Лабораторные работы:

№10 «Сборка электромагнита и испытание его дейст­вия».

№11 «Изучение электрического двигателя постоян­ного тока (на модели)».

Световые явления

Источники света. Прямолинейное распростране­ние света. Отражения света. Закон отражения. Плоское зер­кало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптиче­ские приборы.

Лабораторные работы:

№12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

№13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

№14«Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений».

Итоговое повторение

3. Требование к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения физики в 8 класса обучающийся должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.

4. Календарно-тематическое планирование Всего - (70ч) контрольных работ - (5ч), лабораторных работ - (14ч).

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Примерные сроки прохождения

8Б, 8В

Тепловые явления (12ч)

1

Тепловое движение. Внутренняя энергия

1

1




2

Способы изменения внутренней энергии

1

1




3

Лабораторная работа №1

«Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

1

1




4

Виды теплопередачи

1

1




5

Сравнение видов теплопередач. Примеры теплопередачи в природе и технике

1

1




6

Количество теплоты

1

1




7

Удельная теплоемкость вещества

1

1




8

Расчет количества теплоты, необходимый для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении

1

1




9

Лабораторная работа №2

«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

1




10

Решение задач. Теплопередача

1

1




11

Лабораторная работа №3

«Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1

1




12

Энергия топлива

1

1




Изменение агрегатного состояния вещества (11ч)

13

Различные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел

1

1




14

Удельная теплота плавления

Решение задач. Плавление и отвердевание кристаллических тел

2

1




15



16

Испарение и конденсация

1

1




17

Кипение. Удельная теплота парообразования

1

1




18

Решение задач. Парообразование

1

1




19

Влажность

1

1




20

Лабораторная работа №4

«Измерение относительной влажности воздуха»

1

1




21

Превращение энергии в механических и тепловых процессах

1

1




22

Двигатель внутреннего сгорания. КПД теплового двигателя обобщение знаний по теме «Тепловые явления»

1

2




23

Контрольная работа №1

«Тепловые явления»

1

1




Электрические явления (27ч)

24

Электризация тел. Два рода зарядов

1

1




25

Проводники и непроводники. Электрическое поле

1

1




26

Делимость электрического заряда

1

1




27

Строение атома

1

1




28

Объяснение электрических явлений

1

1




29

Электрический ток. Источники электрического тока

1

1




30

Электрическая цепь

1

1




31

Электрический ток в металлах

1

1




32

Сила ток

1

1




33

Лабораторная работа №5

«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1

1




34

Электрическое напряжение

1

1




35

Лабораторная работа №6

«Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

1




36

Электрическое сопротивление проводников

1

1




37

Закон Ома для участка цепи

1

1




38

Решение задач. Закон Ома для участка цепи

1

1




39

Реостаты.

1

1




40

Лабораторная работа №7

«Регулирование силы тока реостатом»

1

1




41

Лабораторная работа №8

«Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника»

1

1




42

Последовательное и параллельное соединение проводников

1

1




43

Решение задач. Параллельное соединение проводников

1

1




44

Решение задач. Последовательное соединение проводников

1

1




45

Полупроводниковые приборы

1

1




46

Работа электрического тока

1

1




47

Мощность электрического тока

1

1




48

Лабораторная работа №9

«Измерение работы и мощности электрического тока»

1

1




49

Закон Джоуля-Ленца

1

1




50

Контрольная работа №2

«Электрические явления»

1

1




Электромагнитные явления (7ч)

51

Магнитное поле

1

1

52

Лабораторная работа №10

«Сборка электромагнита и испытание его действий»

1

1

53

Применение электромагнита

1

1

54

Постоянные магниты

1

1

55

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель

1

1

56

Лабораторная работа №11

«Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

1

1

57

Контрольная работа №3

«Электромагнитные явления»

1

1


Световые явления (13ч)

58

Источники света. Прямолинейное распространение света

1

1

59

Отражение света. Закон отражения света.

Плоское зеркало.

1

1

60

Лабораторная работа №12

«Исследование зависимости угла отражения от угла падения света»

1

1

61

Преломление света

1

1

62

Лабораторная работа №13

«Исследование зависимости угла преломления от угла падения света»

1

1

63

Линзы

1

1

64

Решение задач. Оптическая сила линз

1

1

65

Лабораторная работа №14

«Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений»

1

1

66

Фотоаппарат. Очки

1

1

67

Контрольная работа №4

«Световые явления»

1

1

68

Итоговое повторение курса физики 8 класса по теме: «Электромагнитные и световые явления»

1

1

69

Итоговая контрольная работа №5

1

1

70

Анализ контрольной работы Итоговое повторение курса физики 8 класса.

1

1




5. Основная литература

Для учителя


  1. Перышкин, А.В. Физика 8: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. Под ред. А.В. Перышкин- 9-е изд., стереотип- М.:Дрофа, 2007. - 191, [1]с. : ил.

  2. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7-9 кл средней школы/ И.В. Лукашик. - М.:Просвещение, 1994. - 191 с.

  3. Гутник Е. М. Физика. 8 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с. ил.

Для обучающихся

  1. Перышкин, А.В. Физика 8: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. Под ред. А.В. Перышкин- 9-е изд., стереотип- М.:Дрофа, 2007. - 191, [1]с. : ил.

  2. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7-9 кл средней школы/ И.В. Лукашик. - М.:Просвещение, 1994. - 191 с.

Дополнительная литература

Для учителя

  1. Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2003. - 96 с. ил.

  2. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2000. - 96 с. ил.

Для обучающихся

  1. Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)

eorhelp.ru/

school-collection.edu.ru

festival.1september.ru

metodist.lbz.ru/

pedsovet.org/forum/forum31.html

prometheanplanet.ru

exchange.smarttech.com

mon.gov.ru/pro/fgos/

pedsovet.su

physics


© 2010-2022