Внеурочная деятельность обучающихся по физике Работа с одаренными детьми

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность обучающихся по физике

«Работа с одаренными детьми».

Иванчук М.А.

Учитель физики МАОУ «Гимназия №1» г. Саратова.

Внеурочная деятельность учащихся по физике является составной частью всего комплекса учебно-воспитательного процесса в МАОУ «Гимназии №1». Изменившаяся ситуация в обществе формирует новый социальный заказ на выпускников школ. Происходящие вокруг перемены так стремительны, что человеку реже удаётся сохранять гармонию с окружающими, используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Современный выпускник нуждается в умении применять знания, действовать в новой ситуации, чтобы успешно самоутвердиться, реализовать свои силы и возможности и стать счастливым человеком.

Физика имеет в своём арсенале огромное количество сведений, которые способны поддерживать познавательный интерес и активность обучающихся. Но учителю, ограниченному рамками учебного времени, приходится выбирать между желанием включить в содержание урока интересные факты и эксперименты и необходимостью подготовить учащихся к экзаменам. Так как количество учебных часов по физике год от года сокращается, то внеклассная деятельность даёт прекрасную возможность расширить и углубить знания учащихся.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижение духовно- нравственных ценностей и культурных традиций.

Необходимо учитывать следующее:

  1. В содержание внеклассной работы необходимо включать вопросы, выходящие за рамки школьной программы по физике, но примыкающие к ней.

  2. В старших классах необходимо учитывать профиль обучения, который выбрали учащиеся.

Внеклассная работа может осуществляться в разнообразных видах:

  1. Индивидуальная работа - работа с учащимися, при подготовке их к олимпиадам.

  2. Групповая работа - системная работа, проводимая с постоянным коллективом обучающихся. К ней можно отнести проектную деятельность, факультативы, кружки, элективные курсы.

  3. Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду деятельности относятся вечера, недели физики и астрономии.

На практике все три вида деятельности внеклассной работы тесно связаны друг с другом. В МАОУ «Гимназии № 1» работают кружки «Крепкий орешек», « Физика в задачах» для учащихся 9- 11 классов. В программу кружков включены практические работы, повторительно - обобщающие занятия, на которых предполагается защита проектов учащимися.

Наши учащиеся становились призёрами и победителями региональной олимпиады школьников «Прикладная математика и информатика».

Таблица 1

2009-2010 уч. г.

10 класс

Аникьева Е.

2 место

2009-2010 уч. г.

10 класс

Титаренко Т.

3 место

20010-2011 уч. г.

10 класс

Яфарова Н,

Ермаков И.

1 место

2011-2012 уч. г.

10 класс

Ходков Н.

Распарина О,

Потапов Р.

3 место

Наши учащиеся становились призёрами и победителями Всероссийской предметной олимпиады школьников по физике.

Таблица 2

Учебный год

Этапы Всероссийской олимпиады

Ф.И. учащихся

Результат


2009-2010

Муниципальный

Бурова Д. 9 класс

Губин А. 9 класс

Монахов Г. 8 класс

Ходков Н. 8 класс

Призёр

Грамота

Грамота

Грамота

Региональный

Бурова Д. 8 класс

Участие

2011-2012

Муниципальный

Терехова А. 8 класс

Ходков Н. 10 класс

Потапов Р. 10 класс

Распарина О. 10 класс

Призёр

Грамота

Грамота

Грамота

2012-2013

2013-2014

Муниципальный

Муниципальный

Бормотов Н. 11 класс

Ермишина Э. 8 класс

Грамота

Грамота

Головичёв И., Рассказкин Н., Песчаный А. - ученики 9 класса заняли третье место в дистанционной олимпиаде по физике проекта «Инфоурок» в 2013-2014 г.

Ормели А. - ученик 10 «а» класса занял первое место в дистанционной олимпиаде по физике проекта «Инфоурок» в 2013-2014 г.

Ученики 9 класса принимали участие в международном блиц - турнире с Максимом Поташевым. В игре «Что? Где? Когда?» принимали участие: Головичёв И., Рассказкин Н., Песчаный А., Колбёшкин И, Жданова А., Куприянова Д., Григорьева Е., Хакимзянов Р., Григорьева Е., Панфилов В.

Для подготовки к выбору будущей профессии для учащихся 9-11 классов проводятся элективные курсы. Подготовка к ГИА и ЕГЭ предполагает целенаправленную, ответственную работу учителя и учащихся. Анализ результатов экзаменов показал, что учащиеся МАОУ «Гимназия №1» успешно сдают эти экзамены и поступают в ВУЗы городов Саратова, Москвы, Петербурга.

Организуемая совместная деятельность педагога и обучающихся направлены на поиск ребёнком своего места в обществе сверстников, выделения своего Я, занятия активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Самопознание, адекватное отношение к себе рождает потребность в ценностном отношении к окружающим людям. Важно получить первый опыт представления своего творчества в ходе выступления на научно-практической конференции «Интеллект будущего», которая проходит в нашей гимназии. Каждая конференция становится настоящим праздником, развивает познавательные интересы обучающихся и вовлекает их в научный поиск. Но яркому празднику предшествует кропотливая работа, в ходе которой учащийся работает с различными источниками информации, учится критически осмысливать найденный материал, учится работать с различным оборудованием и делать эксперименты, делает собственные выводы и учится грамотно оформлять свою исследовательскую работу.

Приведу некоторые примеры выступлений моих учеников на научно-практических конференциях:

В 2011-2012 учебном году Терехова А. принимала участие в научной олимпиаде «физик-исследователь», проводимой факультетом нелинейных процессов СГУ. В 2008-2009 учебном году на муниципальной практической конференции «Интеллект будущего» Пиляев П. занял второе место. В 2010-2011 учебном году Подъездников Е. и Козлов Ю. получили сертификат за участие в муниципальной конференции «Проблемы 21 века». В 2013-2014 учебном году в школьной научно-практической конференции «Интеллект будущего» участвовали: Цимарник П. («Определение электрохимического эквивалента меди» - 1 место), Сус А., Ормели А. («Сила трения» - 2 место), Воронов Д. («Автомобиль или велосипед - что лучше» - 3 место). В 2013 -2014 учебном году ученики ученики МАОУ «Гимназия №1» принимали участие в Международном молодёжном форуме «Саратовский ГАУ открытая экспериментальная площадка для творческой молодёжи»

Одним из интересных направлений внеурочной деятельности является проведение недели физики. В рамках этой недели учащиеся выпускают газеты, проводятся экскурсии, различные конкурсы, круглые столы, работает школьное радио, учащиеся старших классов показывают эксперименты учащимся младших классов. В III четверти в гимназии проводится день дублёра. В этот день ученики проводят уроки самостоятельно и могут выступить в роли учителя.

Таким образом, можно утверждать, что внеклассная деятельность способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.





















































Список литературы.

1. Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов и др. //Исследовательская работа школьников. -2002. № 1.

2. Зверева Н.М. Практическая дидактика. М.,2001г.

3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. -М.: Просвещение, 2008. - 39 с. - (Стандарты второго поколения). -ISBN 978-5-09-019046-6.

3. «Просвещение. Естественные науки». Журнал для учителя - выпуск № 2, Весна 2012 г.



© 2010-2022