Доклад по физике Интернет-технологии в преподавании физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Интернет-технологии

в преподавании физики.





Сообщение подготовил

Учитель физики

МОУ «Теребужская СОШ»

Чернышов ВН.




Август 2012


Интернет- технологии в дидактической системе учителя физики.

В современных условиях от учителей физики требуется разработка содержания и орга­низации элективных курсов с учащимися задан­ной направленности и объема, заметно возрастает значимость использования в практике работы педагогов интернет-технологий.

Этимология понятия «интернет-технологии» позволяет отразить формулировку трактовки дан­ного понятия применительно к преподаванию физики в школе. Интернет-технология - это ин­формационные, телекоммуникационные техноло­гии, а также совокупность сервисных услуг, на ос­нове которых осуществляется деятельность уче­ника и/или учителя при обучении физике в сети либо с помощью сети Интернет. В качестве сер­висных услуг Интернета выступают: 1) электрон­ная почта; 2) веб-сервис (веб-конференции, дос­ки объявлений, тесты и др.); 3) WWW'-навигация по сети Интернет (веб-сайты, веб-квесты, поиско­вые системы и тематические каталоги, образова­тельные порталы и др.); 4) чат, форум; 5) списки рассылки и телеконференции; 6) 1СQ-система для оперативного общения между учащимися и учите­лем и т.п.

Исходя из этого, необходимо исследовать роль и место данных технологий и ресурсов Интернета в дидактической системе учителя физики, которую можно рассматривать в достаточно «узком» смыс­ле как совокупность взаимосвязанных функцио­нальных компонентов, характеризующих специ­фику очного учебно-воспитательного процесса, создаваемого и реализуемого отдельным педагогом .

При этом целевое назначение использования интернет-технологий в профессионально-педаго­гической деятельности педагогов ограничивается следующими направлениями:

1) Интернет как ис­точник информационного наполнения содержа­ния очного учебного процесса по физике;

2) Интернет как средство активизации учебно-поиско­вой и творческой деятельности учащихся;

3) Ин­тернет как средство проведения урочных занятии и элективных курсов по физике.

Решение вопросов использования технологий и образовательных ресурсов Интернета на уроч­ных занятиях и в элективных курсах по физике было конкретизировано в следующей мето­дической концепции:

конструктивной основой применения интер­нет-технологий при обучении физике является информационно-деятельностный подход, состоя­щий в интегративном сочетании информационного и деятельностного аспектов организации работы учеников с учебной информацией и сервисными услугами Интернета.

Определяющим в этой концепции является де­ятельность учащихся с учебной информацией в Интернете, в основе которой лежат ключевые ин­формационные процессы: отбор, преобразование и передача информации .

Благодаря информационно-деятельностному подходу к применению интернет-технологий становится возможной организация педагогических условий, обеспечи­вающих продуктивную деятельность школьников с образовательными ресурсами Интернета, что конкретизируется и реализуется посредством ис­пользования новых видов, форм и методов обу­чения, ориентированных на становление актив­ной деятельностной позиции у учащихся, форми­рование у них умений самообразования и само­развития.

В качестве ориентиров, определяющих целесо­образность использования Интернета в урочной и во внеклассной работе с учащимися, выступают основные педагогические функции интернет-тех­нологий как компонента дидактической системы учителя физики: информационная, инновацион­ная, коммуникационная, организационно-управ­ленческая и социальная (см. табл.).
Педагогические ориентиры использования интернет-технологий при обучении физике

Интернет-технологии как компонент дидактической системы учителя физики

Педагогические функции

Целевые ориентиры применения

Преимущества по сравнению с традиционными образовательными технологиями

Информационная

Источник учебной

информации

Предоставляют новые возможности предъявления и работы с разнообразной информацией (поиск информации, отбор, преобразование, гипертекст, мультимедиа, моделирование изучаемых объектов и процессов и др.)

Инновационная

Средство активизации учебно-поисковой и творческой

деятельности учащихся

Позволяют организовать процессы познания и творчества учеников по индивидуальным образовательным траекториям и в индивидуально-временном режиме и др.

Средство повышения

профессионально-методического мастерства учителя

Способствуют повышению уровня информационной культуры учителя

Обеспечивают более комфортные условия для переподготовки и повышения квалификации педагогов (например, посредством обучения на дистанционных курсах и др.)

Предоставляют учителю широкий спектр учебной информации для организации учебно-познавательной деятельности школьников и др.

Коммуникационная

Средство проведения учебных занятий, организации коммуникации между обучаемыми

Способствуют организации общения учащихся с их одноклас­сниками, сверстниками из других городов, учителем в дистанционном режиме; освоению новых форм коммуни­кации, развитию умений у обучаемых строить диалог на поликультурном уровне и др.

Организационно-управленческая

Позволяют расширить традиционные формы проведения учебных занятий с помощью различных телекоммуникаций (чат-урок, дискуссия в форуме, 1СС?--консультации и др.)

Социальная

Содействуют самовыражению школьников и их саморазвитию в сетевом учебно-исследовательском сообществе и др.

Применение в учебном процессе интернет-техно­логий в соответствии с указанными ориентирами привносит дополнительные предпосылки для более эффективного и целенаправленного использования учителем физики возможностей Интернета в своей профессионально-педагогической деятельности.

Рассмотрим практическое воплощение концеп­ции информационно-деятельностного подхода к использованию интернет-технологий на примере организации элективных курсов по физике.

Следует отметить, что вопросам конструирова­ния и проведения элективных курсов по физике в настоящее время уделяется особое внимание со стороны ученых, методистов и учителей физики. Проектируя технологические этапы организации элективных курсов по физике, следует учитывать новые факторы, которые привносятся интернет-технологиями: 1) неограниченность доступа учителя и учени­ков к разнообразным источникам учебной инфор­мации;

2) индивидуализация учебного процесса и воз­растающая роль самостоятельной учебно-исследо­вательской работы учащихся;

3) возможность трансформации и повышение разнообразия организационных форм проведения элективных курсов с помощью сервисных услуг Интернета;

4) открытость и разнообразие видов и способов коммуникации между учениками и педагогом и др.

На основании этого технология организации элективных курсов по физике с использованием интернет-технологий выстраивается в соответ­ствии с основными функциональными компонен­тами педагогической деятельности учителя (по Н.В.Кузьминой): гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, комму­никативный.

Ее содержание включает 5 основных этапов.

1-й этап - информационно-гностический.

Содержание компонентов деятельности учителя: исходя из целей и задач предполагаемого электив­ного курса, педагогом осуществляется поиск и от­бор необходимой учебной информации в Интер­нете, сохранение и накопление ее на своем ком­пьютере с проведением последующего научно-ме­тодического анализа. Формирование базы данных ресурсов Интернета на персональном компьюте­ре для их рационального использования по основ­ным темам программы элективного курса.

Предполагаемый результат этапа: персональный аннотированный каталог ссылок на интернет-ре­сурсы по проблематике и темам занятий электив­ного курса.

2-й этап - проектировочно-конструктивный.

Содержание компонентов деятельности учителя: определение места интернет-технологий в контек­сте каждого конкретного занятия с учащимися, а также типов программных продуктов Интернета, находящихся в наибольшем соответствии постав­ленным задачам элективного курса. Разработка банка информационно-поисковых заданий для организации учебно-исследовательской деятель­ности школьников с образовательными интернет-ресурсами.

Предполагаемый результат этапа: банк информа­ционно-поисковых заданий для школьников по работе с интернет-ресурсами по физике.

3-6 этап - организационно-управленческий.

Содержание компонентов деятельности учителя: система действий по реализации программы заня­тий элективного курса на практике. Моделирова­ние образовательных ситуаций с учащимися по поиску, отбору, преобразованию и освоению учеб­ной информации в Интернете, организации учеб­но-исследовательской деятельности обучаемых. Создание условий для составления каждым учени­ком, посещающим элективный курс, собственной образовательной траектории изучения материала, имеющегося в обучающих программах, электрон­ных учебниках и других образовательных ресурсах, размещенных в Интернете.

Предполагаемый результат этапа: модели образо­вательных ситуаций по организации деятельнос­ти учеников с интернет-технологиями в рамках за­нятий на элективных курсах.

4-й этап - коммуникативный.
Содержание компонентов деятельности учителя: включает в себя процедуры, связанные с организацией общения между учащимися при лроведении элективного курса. Организация коммуника­ций по проблемам элективного курса между уча­щимися из разных школ и городов. Определение места сервисных услуг Интернета (электронной почты, WWW-навигации, чата, форума, ICQ и др.) на конкретных занятиях с учащимися. Трансфор­мация и расширение видового разнообразия форм проведения занятий на элективном курсе: про­блемные дискуссии в тематическом форуме и чате, IСQ-консулътации у ученых, электронная перепи­ска с учителем, распределенная телеконференция и др.

Предполагаемый результат этапа: обеспечение коммуникативной составляющей элективного курса.

5-й этап - рефлексивно-коррекционный. Содержание компонентов деятельности учителя: корректировка содержания дидактического кон­тента элективного курса (уточнение и модерниза­ция персонального каталога ссылок на образова­тельные ресурсы Интернета, пополнение банка информационно-поисковых заданий новыми типами, рефлексивное осмысление педагогической целесообразности и места интернет-технологий на каждом занятии элективного курса и др.). Предполагаемый результат этапа: уточненные (модернизированные) дидактические материалы для организации и проведения элективного курс».

Место и целесообразность использования ре­сурсов и технологий Интернета при организации занятий определяется целями и задачами самого элективного курса. При определении общих целей проведения элективных курсов для учащихся це­лесообразно исходить из подхода к формированию целей обучения физике, предложенного А.В.Ляпцевым [3] . В соответствии с ним выделяются сле­дующие основные цели занятий на элективных курсах по физике:

1) формирование у школьников знаний о при­роде;

2) развитие у учеников представлений о физи­ке как элементе общечеловеческой культуры, о взаимосвязи физики с другими компонентами культуры;

3) знакомство учащихся с методами научного познания;

4) овладение обучаемыми методами познания;
5) формирование у школьников знаний о прак­тических приложениях физической науки;

6) овладение учениками практическими умени­ями.


© 2010-2022