- Преподавателю
- Физика
- Доклад по физике Интернет-технологии в преподавании физики
Доклад по физике Интернет-технологии в преподавании физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чернышов В.Н. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интернет-технологии
в преподавании физики.
Сообщение подготовил
Учитель физики
МОУ «Теребужская СОШ»
Чернышов ВН.
Август 2012
Интернет- технологии в дидактической системе учителя физики.
В современных условиях от учителей физики требуется разработка содержания и организации элективных курсов с учащимися заданной направленности и объема, заметно возрастает значимость использования в практике работы педагогов интернет-технологий.
Этимология понятия «интернет-технологии» позволяет отразить формулировку трактовки данного понятия применительно к преподаванию физики в школе. Интернет-технология - это информационные, телекоммуникационные технологии, а также совокупность сервисных услуг, на основе которых осуществляется деятельность ученика и/или учителя при обучении физике в сети либо с помощью сети Интернет. В качестве сервисных услуг Интернета выступают: 1) электронная почта; 2) веб-сервис (веб-конференции, доски объявлений, тесты и др.); 3) WWW'-навигация по сети Интернет (веб-сайты, веб-квесты, поисковые системы и тематические каталоги, образовательные порталы и др.); 4) чат, форум; 5) списки рассылки и телеконференции; 6) 1СQ-система для оперативного общения между учащимися и учителем и т.п.
Исходя из этого, необходимо исследовать роль и место данных технологий и ресурсов Интернета в дидактической системе учителя физики, которую можно рассматривать в достаточно «узком» смысле как совокупность взаимосвязанных функциональных компонентов, характеризующих специфику очного учебно-воспитательного процесса, создаваемого и реализуемого отдельным педагогом .
При этом целевое назначение использования интернет-технологий в профессионально-педагогической деятельности педагогов ограничивается следующими направлениями:
1) Интернет как источник информационного наполнения содержания очного учебного процесса по физике;
2) Интернет как средство активизации учебно-поисковой и творческой деятельности учащихся;
3) Интернет как средство проведения урочных занятии и элективных курсов по физике.
Решение вопросов использования технологий и образовательных ресурсов Интернета на урочных занятиях и в элективных курсах по физике было конкретизировано в следующей методической концепции:
конструктивной основой применения интернет-технологий при обучении физике является информационно-деятельностный подход, состоящий в интегративном сочетании информационного и деятельностного аспектов организации работы учеников с учебной информацией и сервисными услугами Интернета.
Определяющим в этой концепции является деятельность учащихся с учебной информацией в Интернете, в основе которой лежат ключевые информационные процессы: отбор, преобразование и передача информации .
Благодаря информационно-деятельностному подходу к применению интернет-технологий становится возможной организация педагогических условий, обеспечивающих продуктивную деятельность школьников с образовательными ресурсами Интернета, что конкретизируется и реализуется посредством использования новых видов, форм и методов обучения, ориентированных на становление активной деятельностной позиции у учащихся, формирование у них умений самообразования и саморазвития.
В качестве ориентиров, определяющих целесообразность использования Интернета в урочной и во внеклассной работе с учащимися, выступают основные педагогические функции интернет-технологий как компонента дидактической системы учителя физики: информационная, инновационная, коммуникационная, организационно-управленческая и социальная (см. табл.).
Педагогические ориентиры использования интернет-технологий при обучении физике
Интернет-технологии как компонент дидактической системы учителя физики
Педагогические функции
Целевые ориентиры применения
Преимущества по сравнению с традиционными образовательными технологиями
Информационная
Источник учебной
информации
Предоставляют новые возможности предъявления и работы с разнообразной информацией (поиск информации, отбор, преобразование, гипертекст, мультимедиа, моделирование изучаемых объектов и процессов и др.)
Инновационная
Средство активизации учебно-поисковой и творческой
деятельности учащихся
Позволяют организовать процессы познания и творчества учеников по индивидуальным образовательным траекториям и в индивидуально-временном режиме и др.
Средство повышения
профессионально-методического мастерства учителя
Способствуют повышению уровня информационной культуры учителя
Обеспечивают более комфортные условия для переподготовки и повышения квалификации педагогов (например, посредством обучения на дистанционных курсах и др.)
Предоставляют учителю широкий спектр учебной информации для организации учебно-познавательной деятельности школьников и др.
Коммуникационная
Средство проведения учебных занятий, организации коммуникации между обучаемыми
Способствуют организации общения учащихся с их одноклассниками, сверстниками из других городов, учителем в дистанционном режиме; освоению новых форм коммуникации, развитию умений у обучаемых строить диалог на поликультурном уровне и др.
Организационно-управленческая
Позволяют расширить традиционные формы проведения учебных занятий с помощью различных телекоммуникаций (чат-урок, дискуссия в форуме, 1СС?--консультации и др.)
Социальная
Содействуют самовыражению школьников и их саморазвитию в сетевом учебно-исследовательском сообществе и др.
Применение в учебном процессе интернет-технологий в соответствии с указанными ориентирами привносит дополнительные предпосылки для более эффективного и целенаправленного использования учителем физики возможностей Интернета в своей профессионально-педагогической деятельности.
Рассмотрим практическое воплощение концепции информационно-деятельностного подхода к использованию интернет-технологий на примере организации элективных курсов по физике.
Следует отметить, что вопросам конструирования и проведения элективных курсов по физике в настоящее время уделяется особое внимание со стороны ученых, методистов и учителей физики. Проектируя технологические этапы организации элективных курсов по физике, следует учитывать новые факторы, которые привносятся интернет-технологиями: 1) неограниченность доступа учителя и учеников к разнообразным источникам учебной информации;
2) индивидуализация учебного процесса и возрастающая роль самостоятельной учебно-исследовательской работы учащихся;
3) возможность трансформации и повышение разнообразия организационных форм проведения элективных курсов с помощью сервисных услуг Интернета;
4) открытость и разнообразие видов и способов коммуникации между учениками и педагогом и др.
На основании этого технология организации элективных курсов по физике с использованием интернет-технологий выстраивается в соответствии с основными функциональными компонентами педагогической деятельности учителя (по Н.В.Кузьминой): гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.
Ее содержание включает 5 основных этапов.
1-й этап - информационно-гностический.
Содержание компонентов деятельности учителя: исходя из целей и задач предполагаемого элективного курса, педагогом осуществляется поиск и отбор необходимой учебной информации в Интернете, сохранение и накопление ее на своем компьютере с проведением последующего научно-методического анализа. Формирование базы данных ресурсов Интернета на персональном компьютере для их рационального использования по основным темам программы элективного курса.
Предполагаемый результат этапа: персональный аннотированный каталог ссылок на интернет-ресурсы по проблематике и темам занятий элективного курса.
2-й этап - проектировочно-конструктивный.
Содержание компонентов деятельности учителя: определение места интернет-технологий в контексте каждого конкретного занятия с учащимися, а также типов программных продуктов Интернета, находящихся в наибольшем соответствии поставленным задачам элективного курса. Разработка банка информационно-поисковых заданий для организации учебно-исследовательской деятельности школьников с образовательными интернет-ресурсами.
Предполагаемый результат этапа: банк информационно-поисковых заданий для школьников по работе с интернет-ресурсами по физике.
3-6 этап - организационно-управленческий.
Содержание компонентов деятельности учителя: система действий по реализации программы занятий элективного курса на практике. Моделирование образовательных ситуаций с учащимися по поиску, отбору, преобразованию и освоению учебной информации в Интернете, организации учебно-исследовательской деятельности обучаемых. Создание условий для составления каждым учеником, посещающим элективный курс, собственной образовательной траектории изучения материала, имеющегося в обучающих программах, электронных учебниках и других образовательных ресурсах, размещенных в Интернете.
Предполагаемый результат этапа: модели образовательных ситуаций по организации деятельности учеников с интернет-технологиями в рамках занятий на элективных курсах.
4-й этап - коммуникативный.
Содержание компонентов деятельности учителя: включает в себя процедуры, связанные с организацией общения между учащимися при лроведении элективного курса. Организация коммуникаций по проблемам элективного курса между учащимися из разных школ и городов. Определение места сервисных услуг Интернета (электронной почты, WWW-навигации, чата, форума, ICQ и др.) на конкретных занятиях с учащимися. Трансформация и расширение видового разнообразия форм проведения занятий на элективном курсе: проблемные дискуссии в тематическом форуме и чате, IСQ-консулътации у ученых, электронная переписка с учителем, распределенная телеконференция и др.
Предполагаемый результат этапа: обеспечение коммуникативной составляющей элективного курса.
5-й этап - рефлексивно-коррекционный. Содержание компонентов деятельности учителя: корректировка содержания дидактического контента элективного курса (уточнение и модернизация персонального каталога ссылок на образовательные ресурсы Интернета, пополнение банка информационно-поисковых заданий новыми типами, рефлексивное осмысление педагогической целесообразности и места интернет-технологий на каждом занятии элективного курса и др.). Предполагаемый результат этапа: уточненные (модернизированные) дидактические материалы для организации и проведения элективного курс».
Место и целесообразность использования ресурсов и технологий Интернета при организации занятий определяется целями и задачами самого элективного курса. При определении общих целей проведения элективных курсов для учащихся целесообразно исходить из подхода к формированию целей обучения физике, предложенного А.В.Ляпцевым [3] . В соответствии с ним выделяются следующие основные цели занятий на элективных курсах по физике:
1) формирование у школьников знаний о природе;
2) развитие у учеников представлений о физике как элементе общечеловеческой культуры, о взаимосвязи физики с другими компонентами культуры;
3) знакомство учащихся с методами научного познания;
4) овладение обучаемыми методами познания;
5) формирование у школьников знаний о практических приложениях физической науки;
6) овладение учениками практическими умениями.