Закон Архимеда

Разработка урока «Закон Архимеда» в 7 классе. Содержит все этапы урока: повторение, изучение новой темы, экспериментальные работы в группах, вывод, рефлексию, домашнее задание. Повторение проводится в виде игры «Истина или ложь». Учащиеся подводятся к самостоятельному выводу закона Архимеда на основе демонстрационных опытов. Зависимость силы Архимеда также устанавливают сами дети, проводя опыты в группах. В конце урока проводится рефлексия. задается творческое домашнее задание.На уроке осуществл...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип урока: изучение нового материала.

Основные термины: Сила Архимеда, масса, объем, плотность.

Оборудование: интерактивная доска, физическое оборудование по теме «Гидромеханика».

Формы работы: беседа, проблемно-поисковая, исследовательская, групповая, индивидуальная.

Методические приемы: поощрение, создание ситуации успеха, проблемно-поисковая учебная деятельность, игра.

Межпредметные связи: физика - математика (использование математических расчётов), физика - история (исторические сведения).

Цель урока:

  • Образовательная: сформировать знания учащихся при изучении закона Архимеда, умение добывать и применять знания, формирование навыков самообразования при решении проблемных и экспериментальных задач;

  • Развивающая: формирование кругозора учащихся, умение аргументированно объяснять, делать выводы из экспериментов, приводить примеры, развитие познавательного интереса, активности, памяти, воли и выражение своих мыслей и эмоций;

  • Воспитательная: воспитание культуры речи, формирование коммуникативной культуры учащихся, взаимопомощи.

1. Организация начала урока

- Здравствуйте ребята! Давайте познакомимся, я учитель физики, меня зовут Гюльназ Лероновна. А вы, ученики 7 класса, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли ко мне на урок. Я надеюсь, что мы с вами с пользой проведем это время. (Учащиеся показывают свое настроение с помощью смайликов, а учитель - свое СЛАЙД 1).
Приветствие, акцентирование внимания учащихся на раздаточный материал и лабораторное оборудование, находящийся на партах. (Три карточки с изображением смайлика: весёлый, недовольный и равнодушный).
Содержание деятельности: организация подготовленности учащихся к уроку. (Учащиеся показывают, с каким настроением они пришли на урок, учитель показывает своё).

2 . Повторение, обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний

(7 мин.) Содержание деятельности: определение уровня владения знаниями. Коррекция знаний, умений и навыков.

- Ребята, сейчас мы с вами сыграем в игру «Истина - ложь». Я буду вам задавать вопросы, а вы постарайтесь ответить истина это или ложь. вопросы касаются тех знаний, которые нам понадобятся во время урока. Отвечая на вопрос, вы должны выбрать и записать букву соответствующую вашему ответу. Первое задание сделаем вместе. Итак,

  1. Вес тела - это сила, с которой тело действует на опору или подвес (Слайд 2)

Истина Ложь

А Б

  1. Вес покоящегося тела вычисляется по формуле (Слайд 3)



Р =mg

Истина Ложь

Р С



  1. Давление жидкости на дно сосуда не зависит от глубины жидкости (Слайд 4)

Истина Ложь

Ф Х

  1. Масса тела вычисляется по формуле (Слайд 5)



m = ρV

Истина Ложь

И Е



  1. По закону Паскаля давление, производимое на жидкость или газ, передается только в сторону действия силы (Слайд 6)





Истина Ложь



Н М



  1. Атмосферное давление измеряется динамометром (Слайд 7)

Истина Ложь

Ё Е





  1. На все тела, помещенные в жидкость, действует выталкивающая сила (Слайд 8)





Истина Ложь

Д Г



  1. Выталкивающая сила называется силой Ньютона (Слайд 9)

Истина Ложь



? !

А теперь из выбранных букв, ребята, составьте слово. Что же у вас получилось? Если вы ответили на все вопросы правильно, получается имя великого древнегреческого ученого, изобретателя АРХИМЕДА. Вот мы с вами и подошли к теме нашего урока «Закон Архимеда» (Слайд 10).

3. Изучение нового материала (15 мин.)

С выталкивающей силой вы уже знакомы из прошлых занятий. Вы знаете, что на все тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вертикально вверх, против силы тяжести (Слайд 11). Я знаю вы посещаете бассейн и не раз на себе наверно ощущали действие архимедовой силы.

Закон Архимеда

Демонстрация действия выталкивающей силы на мяч и на металлический цилиндр

Мы видим, что мяч, под действием выталкивающей силы, выпрыгивает из воды, а цилиндр тонет. Означает ли это, что на цилиндр не действует выталкивающая сила? Проведем это же опыт с динамометром (Слайд 12).

Закон Архимеда



Вес тела в воздухе: Р = 1Н

Вес тела в воде Р1 = 0,7 Н

Выталкивающая сила Fвыт = Р - Р1 = 0,3 Н

Мы видим, что, если даже тело тонет, на него действует выталкивающая сила.

Выталкивающую силу по другому называют архимедовой силы, в честь древнегреческого ученого, изобретателя Архимеда. Именно Архимед установил закон, которому подчиняется выталкивающая сила. Как же Архимед пришел к этому закону. Расскажу вам одну легенду.

Закон Архимеда

Жил в Сиракузах мудрец Архимед,
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый
Важный предмет?
Вы все догадались - корона!

Захотелось Гиерону
Сделать новую корону.
Золота отмерил строго.
Взял не мало и не много,
Сколько нужно, в самый раз.
Ювелиру дал заказ.

Через месяц Гиерону
Ювелир принес корону.
Взял корону Гиерон,
Оглядел со всех сторон.
Чистым золотом сверкает...
Но ведь всякое бывает,
И добавить серебро
Можно к золоту хитро,
А того и хуже - медь
(Если совесть не иметь)...

И царю узнать охота:
Честно ль сделана работа?
Не желал терпеть урон Гиерон.
И позвал он Архимеда...
Началась у них беседа.

Гиерон. Вот корона, Архимед.
Золотая или нет?

Архимед. Чистым золотом сверкает...
Гиерон. Но, ты знаешь, все бывает!
И добавить серебро
Можно к золоту хитро.
А того и хуже - медь,
Если совесть не иметь.
Сомневаться стал я что-то.
Честно ль сделана работа?
Можно ль это, ты скажи,
определить?
Но корону не царапать, не пилить...
И задумался ученый:
- Что известно? ВЕС короны.
Ну а как найти ОБЪЕМ?
Думал ночью, думал днем.
И однажды, в ванне моясь,
Погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода -
Догадался он тогда,
Как найти ОБЪЕМ короны,
И помчался к Гиерону,
Не обут и не одет...
А народ кричал вослед:
- Что случилось, Архимед?
- Может быть, землетрясенье
Или в городе пожар?
Всполошился весь базар!
Закрывали лавки даже.
Шум и крики, и смятенье!
Он промчался мимо стражи.
- Эврика! Нашел решенье! -
Во дворец примчался он.
- Я придумал, Гиерон!

(Во дворце.)
Архимед. Эврика! Раскрыл секрет!
Гиерон. Ты оденься, Архимед!
Вот сандалии, хитон.
А расскажешь все потом!
Архимед. Пусть весы сюда несут
И с водой большой сосуд...
Все доставить Гиерону!..

(Слуги все приносят.)
На весы кладем корону,
И теперь такой же ровно
Ищем слиток золотой...

(Находят кусок золота, по весу равный короне.)
Гиерон. Все понятно!
Архимед. Нет, постой!
Мы теперь корону нашу
Опускаем в эту чашу.
Гиерон! Смотри сюда -
В чаше поднялась вода!
Ставлю черточку по краю.
Гиерон. А корону?

Архимед. Вынимаю.
В воду золото опустим.
Гиерон. В воду - золото? Допустим...
Архимед. Поднялась опять вода,
Метку ставлю я.
Гиерон. Куда?
Архимед. Ну, конечно же, по краю.
Гиерон. Ничего не понимаю...
Лишь две черточки я вижу.
Эта - выше, эта - ниже.
Но какой же вывод главный?
Архимед. Равный вес.
Объем не равный!
Понимаешь, Гиерон,
Я сейчас открыл закон.
Тот закон совсем простой.
Тело вытеснит...
Гиерон. Постой!
Говоришь, объем не равный?
Мастер мой - мошенник
явный!
За фальшивую корону
Он ответит по закону!
А ты за разгадку
Получишь дары!
На этом прервалась беседа...
Немало воды утекло с той поры,
Но помнят закон Архимеда!

- Для того чтобы сформулировать закон Архимеда нам необходимо провести эксперимент.

2) Экспериментальная проверка закона Архимеда. (Слайд 12)

Закон Архимеда

- Проделаем следующий опыт: пустое ведерко и сплошной цилиндр, имеющий объем, равный вместимости ведерка, подвесим к пружине динамометра. Показания динамометра зафиксируем. Затем опустим цилиндр в отливной сосуд, наполненной водой до уровня отливной трубки. Когда цилиндр полностью погрузится в воду, растяжение пружины уменьшится, а часть воды, объем которой равен объему цилиндра, выльется из отливного сосуда в стакан. Если теперь перелить воду из стакана в ведерко, то пружина динамометра снова растянется до прежней длины. Это означает, что потеря в весе цилиндра в точности равна весу воды в объеме цилиндра.
Итак, опыт подтвердил, что архимедова сила равна весу жидкости в объеме этого тела, т.е.

Fa = Pж = mg = Закон АрхимедажgVт


Если подобный опыт провести с газом, то он показал бы, что сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объеме тела.

Итак, первая цель достигнута: мы установили, чему равна архимедова сила. Теперь возникает вопрос: «От чего зависит, архимедова сила?». На этот вопрос вы постараетесь ответить сами. Сейчас вы разделитесь на исследовательские лаборатории. Вы будете решать два типа задачи. Мы с вами недавние болельщики олимпиады в Сочи, поэтому тоже устроим небольшое соревнование на звание «Лучшие экспериментаторы» . На партах вы найдете указания к работе и все необходимые приборы. Распределите в группах обязанности, выберите ведущего. Приступаем к работе, соблюдая технику безопасности, так как вы работаете со стеклом. (Слайд 16).



Задание первой группе.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема, нить.

  • Определить архимедову силу, действующие на первое и вторе тела. Для этого

  1. Определить вес тел Р в воздухе с помощью динамометра, показания записать в таблицу.


Закон Архимеда

  1. Опустив тела в стакан с водой, определить их вес Р1 в воде, показания записать в таблицу.

Закон Архимеда

  1. Вычислить архимедову силу для каждого тела Fарх.= Р - Р1.

  • Сравнить плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.

  • Сделайте вывод зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

Вывод: архимедова сила не зависит от плотности вещества, из которого изготовлено тело.



Задание второй группе

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.

  • Определить архимедову силу, действующую на каждое из тел.

  1. Определите вес маленького тела Р в воздухе с помощью динамометра, показания запишите в таблицу.Закон Архимеда

2) Определите вес большого тела Р в воздухе с помощью динамометра, показания запишите в таблицу.

Закон Архимеда

3)Опустив маленькое тело в стакан с водой, определите вес тела Р1 в воде, показания запишите в таблицу.

4)Опустив большое тело в стакан с водой, определите вес тела Р1 в воде, показания запишите в таблицу.

5)Вычислить архимедову силу для каждого тела Fарх.= Р - Р1.

Вес тела в воздухе, Р, ньютон

Вес тела в воде, Р1, ньютон

Архимедова сила Fарх=Р-Р1,ньютон

Маленькое тело


Большое тело



  • Сравните эти архимедовы силы, действующие на маленькое тело и большое тело.

  • Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от объема тела.

Задание третьей группеЗакон Архимеда

Оборудование: динамометр, нить, сосуды с соленой водой и маслом, тело.

  • Определить архимедову силу, действующую на тело в соленой воде и масле.

1)определите вес тела в воздухе и запишите показание Р = ______



  1. Опустите тело, подвешенное на динамометре, в воду, определите вес тела в воде, показания запишите Рвода = ________ Закон Архимеда

  2. Вычислите архимедову силу, действующую на тело в воде

Fарх.вода = Р - Рвода = _________

  1. Опустите тело, подвешенное на динамометре, в масло. Определите вес тела в масле Рмасло = __________.

  2. Вычислите архимедову силу, действующую на тело в масле

Fарх.масло = Р - Рмасло = __________

  1. Сравните архимедовы силы, действующие в воде и в масле:

Fарх.вода Fарх.масло

  1. Сравните плотности воды (1000 кг/м3) и плотность масла (800 кг/м3):

ρвода ρмасло

  1. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности жидкости.

Вывод: архимедова сила зависит от плотности жидкости: чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.



Задание четвертой группе.



Оборудование: тела разной формы, сосуд с водой, нить, динамометр,

  • Поочередно опуская каждое тело в воду (кусок пластилина в форме шара, куба и цилиндра), с помощью динамометра определить архимедову силу.

  • Сравним эти силы и сделаем вывод о зависимости и независимости архимедовой силы от формы тела.

Вывод: архимедова сила не зависит от формы тела, погруженного в жидкость или газ.

Задание пятой группе.

Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить динамометра.

Определю архимедову силу, действующую на тело, погруженное на половину объема и на полный объем.

1)определите вес тела в воздухе и запишите Р = ________, Закон Архимеда



2)Опустите тело, подвешенного на динамометре, в воду на половину объема, определите вес тела в воде, показания запишите Рвода1= _______.

Закон Архимеда

3)вычислите архимедовы силы Fарх.1 = Р - Рвода1=__________

4)погрузите тело полностью в воду, определите вес тела в воде Рвода2= _______ ,

5) вычислите архимедовы силы Fарх.2 = Р - Рвода2 = _________

6) Сравните Fарх.1 Fарх.2.

7) Сделайте вывод.

Вывод: архимедова сила зависит от объема погруженной части: чем больше объем погруженной части тела, тем больше архимедова сила.

Задание шестой группе.

Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить динамометра.

1. Определю силу Архимеда на различной глубине h1 = , h2 =
2. Сделаем вывод о зависимости Архимедовой силы от глубины погружения данного тела.
Вывод: Архимедова сила не зависит от глубины погружения тела.



4. Приведение единых знаний в систему (2 мин.)

Поле получения результатов каждая группа отчитывается устно о своей проделанной работе. Затем учащиеся записывают выводы в виде таблицы, а учитель на доске. (Слайд 17 на презентации).

Архимедова сила

Не зависит

Зависит

От формы тела

От объема тела

От плотности тела

От плотности жидкости

От глубины погружения

От объема погруженной части

5. Подведение итогов урока. Рефлексия. (1 мин.)

Что Вы узнали сегодня на уроке? (А как читается закон Архимеда?)
- Чему научились?
- Что для Вас было наиболее сложным?

Ответы учащихся в устной форме. За активное участие оценки.

6. Информация о домашнем задании (1 мин.)

Домашнее задание:

- прочитать параграф -

- подготовить сообщение или презентацию об Архимеде.

С каким настроением вы уходите с урока. Покажите смайлики. Спасибо за внимание, приятно было с вами работать.











© 2010-2022