- Преподавателю
- Физика
- Программа по физике 12 класс
Программа по физике 12 класс
Раздел | Физика |
Класс | 12 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хорошавина Н.З. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Физика 12 класс
Структура документа
-
Пояснительная записка.
-
Основное содержание всех тем с конкретным распределением учебных часов по разделам курса.
-
Требования к уровню подготовки выпускников 12 класса.
-
Тематическое планирование
-
Список использованной литературы
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физике для 12 класса составлена с учетом требований Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего ( полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1089 от 05.03.2004 г.), учебного плана МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», в соответствии с Примерной программой по физике ( письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263), на основе программы по физике для общеобразовательных школ по учебнику Генденштейна Л.Э., изд. Мнемозина 2012
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
При разработке рабочей программы учитывались следующие факты:
-
Учащиеся приходят в классы из разных школ республики;
-
Состав класса вновь сформированный;
-
Имеют пробелы в обучении;
-
Учащиеся имеют большой перерыв в обучении.
Учитывая эти факты, при изучении физики в 12 классе в этом учебном году ставлю следующие цели:
-
Развитие логического мышления;
-
Развитие пространственного воображения и интуиции;
-
Развитие познавательной деятельности;
-
Воспитание культуры личности
-
Применение знаний в практической деятельности.
Данная рабочая программа по физике рассчитана на изучение предмета в 12 классе очного/ заочного обучения вечерней школы на общеобразовательном уровне в объеме 72/36 годовых часов (2/1 час в неделю)
Основные цели учебного предмета
- освоение знаний о тепловых и световых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах которым они подчиняются, строении атома, строение ядра;
-
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно научной информации;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и изменений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
-
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи учебного предмета:
-
дать обучающимся систему знаний по вопросам: абсолютная температура, влажность воздуха, законы распространения, отражения и преломления света, фотоэффект, радиоактивного распада,
-
показать практическое применение полученных знаний и их дальнейшее использование
-
в процессе изучения материала развивать творческие способности: подготовка рефератов, выступлений с сообщениями из мира науки техники, лабораторные работы исследовательского характера
-
готовить обучающихся к общественно-полезному труду и сознательному выбору профессии, рассказывая о рациональном природопользовании и защиты окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Познавательная деятельность:
-
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-
владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
-
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства
Основное содержание (72/36 час.)
Оптика (15/9 часов)
Законы геометрической оптики. Линзы. Построение изображений с помощью линзы. Глаз и оптические приборы. Световые волны. Интерференция света. Дифракция света. Свет и цвет в природе.
Демонстрации
Изображения в плоском зеркале Преломление света Отражение света Интерференция света Дифракция света
Получение спектра с помощью призмы Получение спектра с помощью дифракционной решетки Поляризация света Оптические приборы
Лабораторные работы
Измерение показателя преломления света Определение длины световой волны
Кванты и атомы (16/7 часов)
Зарождение квантовой теории. Законы фотоэффекта. Строение атома. Теория атома водорода по Бору. Атомные спектры. Лазеры. Корпускулярно- волновой дуализм.
Атомное ядро и элементарные частицы (19/13 часов)
Атомное ядро. Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Объяснение свойств ядер и характера их распада. Ядерные реакции. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Ядерный реактор. Классификация элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы.
Строение и эволюция Вселенной (8/6 часов)
Размеры Солнечной системы. Природа тел Солнечной системы. Солнце и другие звезды. Галактики и Вселенная. Современная научная картина мира.
Повторение (10/1 час.)
Повторение курса физики. Подготовка к ЕГЭ
Резерв (4/0 часа)
Требования к уровню подготовки обучающихся данного класса:
В результате изучения физики выпускник 12 класса должен знать/ понимать:
-
Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
-
смысл физических величин: абсолютная температура, влажности воздуха;
-
смысл физических законов: прямолинейного распространения, отражения и преломления света, фотоэффекта, радиоактивного распада;
-
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: газов, жидкостей и твердых тел, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;
-
отличать гипотезы от научных теорий: делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающее, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно- популярных статьях;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды
Тематическое планирование
№ темы
Название темы
Кол-во
часов
Кол-во
Контр.работ
Кол-во
Лаб. работ
О.о.
З.о.
1
оптика
15
9
2
2
2
Кванты и атомы
16
7
-
-
3
Атомное ядро и элементарные частицы
19
13
2
-
4
Строение и эволюция
Вселенной
8
6
1
-
-
повторение
10
1
1
-
резерв
4
итого
72
36
Список обязательной литературы для учителя
1. Генденштейн Л.Э. учебник по физике для 11 класса изд. Мнемозина 2012.
2. Методические материалы к учебнику «Физика. 11 класс» КирикJ1.A., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И., М.: Мнемозина 2012г.
Список обязательной литературы для ученика
1 Генденштейн Л.Э. учебник по физике для 11 класса изд. Мнемозина 2012г.
-
Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И., Сборник заданий и самостоятельных работ. Физика 11 класс. М.:. Мнемозина 2012
-
КИМы
Дополнительная литература для учителя
-
Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября»
-
Павленко Ю. Г., «Учебно-методическое пособие по физике», Москва «Экзамен» 2004г.
-
Сборник задач по физике 10-11 класс, Степанова Г. Н., Москва «Просвещение» 2003 г.
-
Физика. 11 класс, Сборник заданий и самостоятельных работ. КирикJ1. А, Дик Ю. И., Москва Илекса 2005 г.
Дополнительная литература для ученика
-
Монастырский J1. М., Богатин А. С. Пособие для подготовки к ЕГЭ, Москва, Издательский центр «Март» 2003 г.
-
Павленко Н. И, Павленко К. П. Тестовые задания по физике 2004 г.
-
Яворский Б. М., ДетлафA.JI. Физика. Пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, Москва Дрофа 2005 г.
-
Энциклопедии для детей по технике и физике.
-
Шевцов В. А. Физика: тренажеры для учащихся 9-11 классов и поступающих в ВУЗы 2005 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
12 КЛАСС 2час/нед.
№ п/п
Система уроков
Дидактическая модель
обучения
Педагогические средства
Вид деятельности учащихся
Задачи. Планируемый результат и уровень освоения
Информаци-онно-методическое обеспечение Домашнее задание
Компетенции
Учебно-познавательная
Информационная
Базовая программа
Индивидуальная программа подготовка к ЕГЭ
ОПТИКА (15 часов)
11
1-2
Законы геометрической оптики
Продуктивная
'
Беседа, фронтальный опрос
Фронтальная работа
Иметь понятие о корпуску-лярно-волновом дуализме света. Знать: законы геометрической оптики и границы их применимости
Уметь построить изображение в плоском зеркале, ход луча на границе раздела двух сред
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 19, Вопросы 8-13
3
3
Лабораторная работа №1 «Определение показателя преломления стекла»
Творческая
Самостоятельная работа. Беседа, фронтальный опрос
Парная и индиви-дуальная работа
Уметь собрать лабораторную установку, провести измерения и вычисления по инструкции, сделать вывод по работе
Уметь построить гипотезу для выполнения дополнительного эксперимента, проверить ее, сделать вывод'
Выполнение лабораторных работ,
4
Линзы
Объясни-тельно-иллюстра-тивная
Беседа, Индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Знать различные виды линз, их основные характеристики и особенности
Уметь анализировать изображение, даваемое линзой
Построение изображений, даваемых линзами
Учебник, §20, вопросы 4, 5,7
5-6
Построение изображений с помощью линз
Проблемная
Беседа, индивидуальный опрос, тест-
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать способы построения изображений в линзах
Знать способы нахождения положения линзы и ее фокусов по изображению
Работа С алгоритмами решений задач
Учебник, §20,
задачиШ^ет-
ради.
Вопросы 8-11
7
Решение задач на Законы геометрической оптики
Фронтальная
. Знать: законы геометрической оптики и границы их применимости
Работа С алгоритмами решений задач
8
Контрольная работа № 1 Законы геометрической оптик
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
Решать, задачи различного уровня сложности по теме
Выполнение теста
9
Глаз и оптические приборы
Объясни-тельно-иллюстра-тивная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Знать строение глаза и принцип устранения дефектов зрения .
Уметь рассчитать увеличение, даваемое оптическим прибором
Выполнение принципиальных схем оптических
Учебник, §21, вопросы 8-10
приборов
10
Световые волны.
Интерференция
света
Объясни-тельно-иллюстра-тивная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Проводить аналогию интерференции механических и световых волн, знать условия возникновения явления
Знать условия максимума и, минимума, наблюдаемых на интерференционной картине
Выполнение схемы опыта Юнга, наблюдение колец Ньютона
Учебник, § 22, вопросы 2,4,5
11
Световые волны. Дифракция света
.
Объясни-тельно-иллюстра-тивная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Проводить аналогию дифракции механических и световых волн, знать условия возникновения явления
Знать суть опытов Френеля, принцип Гюйгенса
Выполнение иллюстрации принципа Гюйгенса
Учебник, §22, вопросы 7,10, 11
12-13
Лабораторная работа №1 «Определение длины световой
Волны с помощью
Дифракционной
Решотки»
Творческая
Самостоятельная работа. Беседа, фронтальный опрос
Парная и индиви-дуальная работа
Уметь собрать лабораторную установку, провести измерения и вычисления по инструкции, сделать вывод по работе
Уметь построить гипотезу для выполнения дополнительного эксперимента, проверить ее, сделать вывод'
Выполнение лабораторных работ,
14
Свет и цвет в природе
Объяснительно- -иллюстративная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Знать понятия: дисперсия, спектр; объяснять механизм разложения белого цвета в спектр
Уметь охарактеризовать каждый участок шкалы электромагнитных волн
Создание структурированного текста в тетради
Учебник, § 23, вопросы 8-10
15
Контрольная работа № 2 Волновые свойства света
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
Решать, задачи различного уровня сложности по теме
Выполнение теста
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ (22 часа)
Цели:
• освоение знаний о строении вещества на основе квантовой теории, процессах, происходящих в атоме и атомном ядре; величинах, характеризующих данные явления, законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира; *
• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и повышенной сложности, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;
Кванты и атомы (16 часов)
16
Зарождение квантовой теории
Объясни-тельно-иллюстра-тивная
Доклады, беседа
Фронтальная работа
Знают понятия: равновесное излучение, квант, фотон, Знают историю развития вопроса
Умеют анализировать наблюдения, на основе которых построена кв. теория
Анализ табличных данных, наблюдений
Учебник, § 24, Вопросы 3,5,7
17-18
Законы фотоэффекта
Продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Знают понятия: фотоэффект, фототок, фотоэлектроны, красная граница фотоэффекта, Us
Умеют рассчитывать энергию фотона, работу выхода, энергию фотоэлектронов
Создание и запись структурированного текста
Учебник,§ 25, вопросы 4-7
19-20
«Фотоэффект»
Продуктивная
Индивидуальный опрос
Индивидуальная и групповая работа
Знают о применении фотоэффекта, алгоритмы решения задач по теме «фотоэффект»
Применяют законы фотоэффекта при решении задач
Работа с алгоритмами решения задач
Учебник, § 25, вопросы 8-10
21-22
Строение атома
Продуктивная
Доклады, беседа
Фронтальная работа
Знают о гипотезе Томсона, суть опыта Резерфорда
Умеют по схеме опыта Резерфорда объяснить результаты и сделать выводы
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 26, вопросы 4,5, таблица
23
Теория атома водорода по Бору
Объясни-тельно-иллюстра
Беседа
Фронтальная работа
Знают понятия: стационарное состояние, энергетический уровень
Знают постулаты Бора и следствия из них
Анализ текста и схем
Учебник, § 26, Вопросы 6-9
24-25
Атомные спектры
Продуктивная
Индивидуальный опрос
Индивидуальная и групповая работа
Знают понятия: спектр испускания, поглощения, линейчатый и полосатый спектр
Умеют объяснить различие элементов таблицы Менделеева на основе принципа Паули
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 27, Вопросы 5,7,9, таблица
26-27
Лазеры. Корпусупярно-волновой
дуализм
Продуктивная
Доклады, индивидуальный опрос
Индивидуальная работа
Имеют понятие о спонтанном и вынужденном излучении, гипотезе де Бройля, вероятностном характере процессов
По схеме объясняют принцип работы лазера, обосновывают гипотезу де Бройля, поясняют суть неопределенности Гейзен-берга
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 28,29, вопросы 5-8 и 4,7-9
28-30
«Кванты и атомы»
Продуктивная
Тестирование
Индивидуальная и групповая работа
Знают алгоритмы решения задач по теме «Уравнение состояния газа», умеют их применять
Применяют базовые знания по ранее изученным разделам при решении задач повышенного уровня
Работа с алгоритмами решения задач
Задачи из Кирик
31
Контрольная работа №3 по теме: «Кванты и атомы»
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
Решать, задачи различного уровня сложности по теме
Выполнение теста
Атомное ядро и элементарные частицы (19 часов)
32
Атомное ядро
Продуктивная
Беседа, фронтальный опрос
Фронтальная работа
Знать протонно-нейтронную модель ядра, уметь находить по зарядовому числу: общее число нуклонов, число протонов и нейтронов
Уметь дать сравнительную характеристику изотопов, пояснять основные свойства ядерных сил
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 30. Вопросы 7,8, таблица
33-35
Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Объяснение свойств ядер и характера их распа
Продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Знать понятия: радиоактивность, радиоактивное превращение, правило смещения, период полураспада
Уметь написать уравнение а-распада, Э-распада, найти период полураспада элемента
Создание и запись структурированного текста
Учебник, §31. Вопросы 3,5, 6,8,
таблица
36-37
Решение задач по теме:
«Радиоактивные превращения»
Продуктивная
Самостоятельная работа
Парная и индивидуальная ра-бота
Уметь сформулировать правило смещения для любого типа распада
Применять правило Содди при записи уравнений распада, формулу периода полураспада
Работа с алгоритмами решения задач
Задачи из Ки-рик
38
Контрольная работа № 3 «Радиоактивные превращения»
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
Решать, задачи различного уровня сложности по теме
Выполнение теста
39-40
Ядерные реакции. Энергия связи. Дефект масс
Объясни-
тельно-
иллюстра-
тивная,
поисковая
Индивидуальный опрос
Индивидуальная и групповая работа
Знать понятия: ядерная реакция, Ее*, дефект масс; условия протекания ядерных реакций
Знать соотношение между массой и энергией, записывать уравнение синтеза атомных ядер
Презентация творческих работ
Учебник, § 32, задачи в тетради
41-42
Решение задач по теме:
«Ядерные реакции. Энергия связи. Дефект масс»
Продуктивная
Самостоятельная работа
Индивидуальная и групповая работа
Записывать уравнения ядерных реакций, вычислять дефект масс и выход ядерной реакции
Решать задачи повышенного уровня сложности
Работа с алгоритмами решения задач
Задачи из Ки-рик
43
Деление ядер урана. Ядерный реактор
Творческая
Беседа и индивидуальный опрос
Презентация творческих работ
Иметь представление о работах Ферми, Курчатова и других ученых в этой области, владеть историографией вопроса, знать об условиях осуществления и протекания управляемой цепной ядерной реакции, знать принцип действия атомной электростанции. Знать о влиянии радиации на живые организмы. Знать понятия: частица, античастица, аннигиляция, адроны, пептоны, барионы, мезоны, кварки, фундаментальные частицы, фундаментальное взаимодействие
Презентация творческих работ, создание конспекта по материалам презентации
Учебник, § 33. Вопросы 7-10, таблица
44-45
Классификация
элементарных
частиц
Учебник, § 34. Вопросы 3,5, 6,8,
таблица
46-47
Открытие позитрона. Античастицы
Продуктивная
Самостоятельная работа
Индивидуальная и групповая работа
Знать о способах регистрации заряженных частиц, идентифицировать их
Решать задачи на составление ядерных реакций с выходом античастиц
Работа с алгоритмами решения задач
Учебник, § 34. Вопросы 9,10, таблица
48
Контрольная работа по теме: «Квантовая физика»
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
Решать задачи различного уровня сложности по теме «Квантовая физика»
Выполнение теста (в форме ЕГЭ)
49-50
Подготовка и проведение зачета по теме: «Квантовая физика»
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
Решать, задачи различного уровня сложности по теме
Выполнение теста
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (8 часов)
Цели:
освоение знаний о строении и эволюции Вселенной и нашем месте в ней; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• применение знаний для объяснения астрономических явлений, использование современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по астрофизике;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;
Таким образом, обеспечивается развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора.
51
Размеры Солнечной системы
Объясни-тельно-иллюстра-тивная
Беседа
Фронтальная работа
Знать понятия: Солнечная система, орбита, параллакс, световой год, планеты земной группы, планеты-гиганты
Уметь рассчитать радиус орбиты, используя законы Кеплера
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 35. Вопросы 9,10, таблицы
52-53
Природа тел Солнечной системы
Объясни-тельно-иллюстра-тивная
беседа, фронтальный опрос
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать понятия: лучистая зона, зона конвекции, гранулы, солнечная корона, протуберанец, литосфера, атмосфера, кратер, спутник, кольца, астероид, болид, метеор, кометапротопланетное облако. Анализировать характеристики планет, их спутников и малых тел
Создание и запись структурированного тек ста
Учебник, § 36, 37, вопросы 3, 8,9и7,10,11, таблицы
54-55
Солнце и другие звезды
Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать: о разнообразии звезд, методах изучения их размеров, движения и свойств; классификации звезд по светимости и цвету, превращения звезд, эволюцию звезд различной массы, двойные и переменные звезды
Презентация творческих работ, создание конспекта по материалам
Учебник, § 38, 39.
Вопросы 5, 9, 10 и 7,10-12
56
Галактики и Вселенная
Объясни-тельно-иллюстра-Тивная
Беседа
Фронтальная работа
Знать понятия: размеры и структура Галактики, типы галактик, группы и скопления Галактик, квазары
презентации
Учебник, § 40. Вопросы 2, 3, 6, 8
57
Современная научная картина мира
Продуктивная
Тестирование
Индивидуальная работа
Знать историю развития представлений о Вселенной, уметь анализировать на основании закона Хаббла состояние Вселенной и прогнозировать развитие Вселенной. Знать о моделях развития Вселенной
Учебник, § 41. Вопросы 6-10
58
Контрольная работа по теме: «Строение и эволюция Вселенной»
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
Решать задачи различного уровня сложности по теме «Квантовая физика»
Выполнение теста (в форме ЕГЭ)
59-68
Подготовка к ЕГЭ
69-72
Резерв
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
12 КЛАСС 1час/нед.
№ п/п
Система уроков
Дидактическая модель
обучения
Педагогические средства
Вид деятельности учащихся
Задачи. Планируемый результат и уровень освоения
Информаци-онно-методическое обеспечение Домашнее задание
Компетенции
Учебно-познавательная
Информационная
Базовая программа
Индивидуальная программа подготовка к ЕГЭ
ОПТИКА (9 часов)
1//1
Законы геометрической оптики
Продуктивная
'
Беседа, фронтальный опрос
Фронтальная работа
Иметь понятие о корпуску-лярно-волновом дуализме света. Знать: законы геометрической оптики и границы их применимости
Уметь построить изображение в плоском зеркале, ход луча на границе раздела двух сред
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 19, Вопросы 8-13
2//2
Лабораторная работа №1 «Определение показателя преломления стекла»
Творческая
Самостоятельная работа. Беседа, фронтальный опрос
Парная и индиви-дуальная работа
Уметь собрать лабораторную установку, провести измерения и вычисления по инструкции, сделать вывод по работе
Уметь построить гипотезу для выполнения дополнительного эксперимента, проверить ее, сделать вывод'
Выполнение лабораторных работ,
3/3
Линзы
Объясни-тельно-иллюстра-тивная
Беседа, Индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Знать различные виды линз, их основные характеристики и особенности
Уметь анализировать изображение, даваемое линзой
Построение изображений, даваемых линзами
Учебник, §20, вопросы 4, 5,7
4/4
Построение изображений с помощью линз
Проблемная
Беседа, индивидуальный опрос, тест-
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать способы построения изображений в линзах
Знать способы нахождения положения линзы и ее фокусов по изображению
Работа С алгоритмами решений задач
Учебник, §20,
задачиШ^ет-
ради.
Вопросы 8-11
Решение задач на Законы геометрической оптики
Фронтальная
. Знать: законы геометрической оптики и границы их применимости
Работа С алгоритмами решений задач
5/5
Контрольная работа № 1 Законы геометрической оптик
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
Решать, задачи различного уровня сложности по теме
Выполнение теста
6/6
Глаз и оптические приборы
Объясни-тельно-иллюстра-тивная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Знать строение глаза и принцип устранения дефектов зрения .
Уметь рассчитать увеличение, даваемое оптическим прибором
Выполнение принципиальных схем оптических
Учебник, §21, вопросы 8-10
приборов
7/7
Световые волны.
Интерференция
света
Объясни-тельно-иллюстра-тивная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Проводить аналогию интерференции механических и световых волн, знать условия возникновения явления
Знать условия максимума и, минимума, наблюдаемых на интерференционной картине
Выполнение схемы опыта Юнга, наблюдение колец Ньютона
Учебник, § 22, вопросы 2,4,5
Световые волны. Дифракция света
.
Объясни-тельно-иллюстра-тивная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Проводить аналогию дифракции механических и световых волн, знать условия возникновения явления
Знать суть опытов Френеля, принцип Гюйгенса
Выполнение иллюстрации принципа Гюйгенса
Учебник, §22, вопросы 7,10, 11
8/8
Лабораторная работа №1 «Определение длины световой
Волны с помощью
Дифракционной
Решетки»
Творческая
Самостоятельная работа. Беседа, фронтальный опрос
Парная и индиви-дуальная работа
Уметь собрать лабораторную установку, провести измерения и вычисления по инструкции, сделать вывод по работе
Уметь построить гипотезу для выполнения дополнительного эксперимента, проверить ее, сделать вывод'
Выполнение лабораторных работ,
Свет и цвет в природе
Объяснительно- -иллюстративная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Знать понятия: дисперсия, спектр; объяснять механизм разложения белого цвета в спектр
Уметь охарактеризовать каждый участок шкалы электромагнитных волн
Создание структурированного текста в тетради
Учебник, § 23, вопросы 8-10
9/9
Контрольная работа № 2 Волновые свойства света
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
Решать, задачи различного уровня сложности по теме
Выполнение теста
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ (20 часа)
Цели:
• освоение знаний о строении вещества на основе квантовой теории, процессах, происходящих в атоме и атомном ядре; величинах, характеризующих данные явления, законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира; *
• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и повышенной сложности, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;
Кванты и атомы (7 часов)
10/1
Зарождение квантовой теории
Объясни-тельно-иллюстра-тивная
Доклады, беседа
Фронтальная работа
Знают понятия: равновесное излучение, квант, фотон, Знают историю развития вопроса
Умеют анализировать наблюдения, на основе которых построена кв. теория
Анализ табличных данных, наблюдений
Учебник, § 24, Вопросы 3,5,7
Законы фотоэффекта
Продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Знают понятия: фотоэффект, фототок, фотоэлектроны, красная граница фотоэффекта, Us
Умеют рассчитывать энергию фотона, работу выхода, энергию фотоэлектронов
Создание и запись структурированного текста
Учебник,§ 25, вопросы 4-7
11/2
«Фотоэффект»
Продуктивная
Индивидуальный опрос
Индивидуальная и групповая работа
Знают о применении фотоэффекта, алгоритмы решения задач по теме «фотоэффект»
Применяют законы фотоэффекта при решении задач
Работа с алгоритмами решения задач
Учебник, § 25, вопросы 8-10
12/3
Строение атома
Продуктивная
Доклады, беседа
Фронтальная работа
Знают о гипотезе Томсона, суть опыта Резерфорда
Умеют по схеме опыта Резерфорда объяснить результаты и сделать выводы
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 26, вопросы 4,5, таблица
13/4
Теория атома водорода по Бору
Объясни-тельно-иллюстра
Беседа
Фронтальная работа
Знают понятия: стационарное состояние, энергетический уровень
Знают постулаты Бора и следствия из них
Анализ текста и схем
Учебник, § 26, Вопросы 6-9
14/5
Атомные спектры
Продуктивная
Индивидуальный опрос
Индивидуальная и групповая работа
Знают понятия: спектр испускания, поглощения, линейчатый и полосатый спектр
Умеют объяснить различие элементов таблицы Менделеева на основе принципа Паули
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 27, Вопросы 5,7,9, таблица
Лазеры. Корпусупярно-волновой
дуализм
Продуктивная
Доклады, индивидуальный опрос
Индивидуальная работа
Имеют понятие о спонтанном и вынужденном излучении, гипотезе де Бройля, вероятностном характере процессов
По схеме объясняют принцип работы лазера, обосновывают гипотезу де Бройля, поясняют суть неопределенности Гейзен-берга
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 28,29, вопросы 5-8 и 4,7-9
15/6
«Кванты и атомы»
Продуктивная
Тестирование
Индивидуальная и групповая работа
Знают алгоритмы решения задач по теме «Уравнение состояния газа», умеют их применять
Применяют базовые знания по ранее изученным разделам при решении задач повышенного уровня
Работа с алгоритмами решения задач
Задачи из Кирик
16/7
Контрольная работа №3 по теме: «Кванты и атомы»
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
Решать, задачи различного уровня сложности по теме
Выполнение теста
Атомное ядро и элементарные частицы (13 часов)
17/1
Атомное ядро
Продуктивная
Беседа, фронтальный опрос
Фронтальная работа
Знать протонно-нейтронную модель ядра, уметь находить по зарядовому числу: общее число нуклонов, число протонов и нейтронов
Уметь дать сравнительную характеристику изотопов, пояснять основные свойства ядерных сил
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 30. Вопросы 7,8, таблица
18/2
Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Объяснение свойств ядер и характера их распа
Продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Знать понятия: радиоактивность, радиоактивное превращение, правило смещения, период полураспада
Уметь написать уравнение а-распада, Э-распада, найти период полураспада элемента
Создание и запись структурированного текста
Учебник, §31. Вопросы 3,5, 6,8,
таблица
19-20
/3-4
Решение задач по теме:
«Радиоактивные превращения»
Продуктивная
Самостоятельная работа
Парная и индивидуальная ра-бота
Уметь сформулировать правило смещения для любого типа распада
Применять правило Содди при записи уравнений распада, формулу периода полураспада
Работа с алгоритмами решения задач
Задачи из Ки-рик
21/5
Контрольная работа № 3 «Радиоактивные превращения»
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
Решать, задачи различного уровня сложности по теме
Выполнение теста
22-23
/6-7
Ядерные реакции. Энергия связи. Дефект масс
Объясни-
тельно-
иллюстра-
тивная,
поисковая
Индивидуальный опрос
Индивидуальная и групповая работа
Знать понятия: ядерная реакция, Ее*, дефект масс; условия протекания ядерных реакций
Знать соотношение между массой и энергией, записывать уравнение синтеза атомных ядер
Презентация творческих работ
Учебник, § 32, задачи в тетради
24/8
Решение задач по теме:
«Ядерные реакции. Энергия связи. Дефект масс»
Продуктивная
Самостоятельная работа
Индивидуальная и групповая работа
Записывать уравнения ядерных реакций, вычислять дефект масс и выход ядерной реакции
Решать задачи повышенного уровня сложности
Работа с алгоритмами решения задач
Задачи из Ки-рик
25/9
Деление ядер урана. Ядерный реактор
Творческая
Беседа и индивидуальный опрос
Презентация творческих работ
Иметь представление о работах Ферми, Курчатова и других ученых в этой области, владеть историографией вопроса, знать об условиях осуществления и протекания управляемой цепной ядерной реакции, знать принцип действия атомной электростанции. Знать о влиянии радиации на живые организмы. Знать понятия: частица, античастица, аннигиляция, адроны, пептоны, барионы, мезоны, кварки, фундаментальные частицы, фундаментальное взаимодействие
Презентация творческих работ, создание конспекта по материалам презентации
Учебник, § 33. Вопросы 7-10, таблица
26/10
Классификация
элементарных
частиц
Учебник, § 34. Вопросы 3,5, 6,8,
таблица
27/11
Открытие позитрона. Античастицы
Продуктивная
Самостоятельная работа
Индивидуальная и групповая работа
Знать о способах регистрации заряженных частиц, идентифицировать их
Решать задачи на составление ядерных реакций с выходом античастиц
Работа с алгоритмами решения задач
Учебник, § 34. Вопросы 9,10, таблица
28/12
Контрольная работа по теме: «Квантовая физика»
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
Решать задачи различного уровня сложности по теме «Квантовая физика»
Выполнение теста (в форме ЕГЭ)
29/13
Подготовка и проведение зачета по теме: «Квантовая физика»
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
Решать, задачи различного уровня сложности по теме
Выполнение теста
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (6 часов)
Цели:
освоение знаний о строении и эволюции Вселенной и нашем месте в ней; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• применение знаний для объяснения астрономических явлений, использование современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по астрофизике;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;
Таким образом, обеспечивается развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора.
30/1
Размеры Солнечной системы
Объясни-тельно-иллюстра-тивная
Беседа
Фронтальная работа
Знать понятия: Солнечная система, орбита, параллакс, световой год, планеты земной группы, планеты-гиганты
Уметь рассчитать радиус орбиты, используя законы Кеплера
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 35. Вопросы 9,10, таблицы
31/2
Природа тел Солнечной системы
Объясни-тельно-иллюстра-тивная
беседа, фронтальный опрос
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать понятия: лучистая зона, зона конвекции, гранулы, солнечная корона, протуберанец, литосфера, атмосфера, кратер, спутник, кольца, астероид, болид, метеор, кометапротопланетное облако. Анализировать характеристики планет, их спутников и малых тел
Создание и запись структурированного тек ста
Учебник, § 36, 37, вопросы 3, 8,9и7,10,11, таблицы
32/3
Солнце и другие звезды
Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать: о разнообразии звезд, методах изучения их размеров, движения и свойств; классификации звезд по светимости и цвету, превращения звезд, эволюцию звезд различной массы, двойные и переменные звезды
Презентация творческих работ, создание конспекта по материалам
Учебник, § 38, 39.
Вопросы 5, 9, 10 и 7,10-12
33/4
Галактики и Вселенная
Объясни-тельно-иллюстра-Тивная
Беседа
Фронтальная работа
Знать понятия: размеры и структура Галактики, типы галактик, группы и скопления Галактик, квазары
презентации
Учебник, § 40. Вопросы 2, 3, 6, 8
34/5
Современная научная картина мира
Продуктивная
Тестирование
Индивидуальная работа
Знать историю развития представлений о Вселенной, уметь анализировать на основании закона Хаббла состояние Вселенной и прогнозировать развитие Вселенной. Знать о моделях развития Вселенной
Учебник, § 41. Вопросы 6-10
35/6
Контрольная работа по теме: «Строение и эволюция Вселенной»
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
Решать задачи различного уровня сложности по теме «Квантовая физика»
Выполнение теста (в форме ЕГЭ)
36
Подготовка к ЕГЭ