Ситуационная задача по физике 10 класс по теме Первый закон Галилея - Ньютона

Ситуационные задачи можно использовать как средство формирования и диагностики уровня сформированности компетенций, т.к. судить о понимании физических законов можно по умению их применять для анализа конкретных физических явлений  при решении ситуационных задач. Решение таких задач способствует развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять физические явления, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни, решение ситуацион...
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задача по теме «Первый закон Галилея - Ньютона»

10 класс

ГБООУ «Пушкиногорская санаторная школа-интернат»

Учитель Ягодина Т.С.

Название задачи

Первый закон Галилея - Ньютона

Личностно-значимый познавательный вопрос

В основе современной динамики лежат рассуждения выдающегося итальянского физика и астронома Галилео Галилея (1564-1642), приведшие его к закону инерции - первому закону динамики, обобщенному в дальнейшем выдающимся английским математиком и физиком Исааком Ньютоном (1643-1727).

Задания на работу с данной информацией

Текст 1. Все началось с опытов Галилея с математическим маятником переменной длины. В установке Галилея длина маятника менялась. Ниже точки подвеса маятника на отвесной линии, проходящей через эту точку, выполнялись отверстия, в которые можно вставлять штыри. В первых опытах тело маятника отклонялось на некоторую высоту, и, будучи отпущенным, поднималось на ту же высоту, но с другой стороны. В следующих опытах в отверстие вставлялся штырь. Теперь уже при колебаниях маятника верхняя часть нити после касания штыря оставалась неподвижной, а нижняя продолжала двигаться. В результате новых наблюдений за маятниками с другой длиной нити было отмечено, что тело, будучи отпущенным, вновь поднималось на ту же высоту. Верна и обратная посылка, подтвержденная экспериментально: если тело отклонить в другую сторону, то оно снова поднимется на ту же высоту. Тело маятника не падает вниз лишь потому, что этому движению мешает нить.

Далее в своих рассуждениях Галилей заменил нить опорой-желобом в форме дуги. Шарик, скатившись с дугообразного желоба, поднимался по его противоположной стороне практически на ту же высоту. Подняться точно на ту же высоту шарику не позволяло наличие трения. Вот здесь Галилей предложил удивительно прозорливый шаг: пусть движению шарика ничто не мешает.

Спрогнозируйте, какую гипотезу мог выдвинуть в дальнейшем Галилей?

Текст 2. «Заключите себя с приятелем в простом помещении под палубой большого корабля. Пока не движется корабль, наблюдайте, как рыбы в аквариуме будут плавать безразлично во все стороны, падающие из крана капли будут падать в подставленный сосуд. И вы, бросая приятелю какую-либо вещь в одну сторону, не будете принуждены употреблять силу большую, чем для того, чтобы бросить её в другую сторону. Прыгая, вы будете проходить одинаковые расстояния во все стороны. Наблюдайте хорошенько за всем этим при равномерном движении корабля с любой скоростью. Вы не заметите ни малейшей перемены во всех указанных действиях при равномерном движении корабля и при его стоянке; ни по одному из них не в состоянии будете судить, движется ли корабль или стоит на месте». Какой фундаментальный принцип обосновывает Галилей в этом фрагменте своей книги?

Ознакомление

Выполните эксперимент Галилея, в соответствии с текстом 1.

Понимание

Какова основная заслуга первого закона Галилея - Ньютона в классической динамике?

Система отсчета связана с автомобилем. В каком случае данную систему отсчета можно считать инерциальной?

Применение

Внутри кабины космического корабля, движущегося вокруг Земли, предметы находятся в невесомости. Кроме того, эти же предметы двигаются вместе с кораблем. Является ли это движение тел внутри корабля движением по инерции?

Анализ

Существуют ли экспериментальные примеры, подтверждающие справедливость первого закона Галилея - Ньютона?

Синтез

Какие из физических характеристик (траектория, перемещение, скорость, ускорение, масса, импульс тела, кинетическая энергия) не меняются при переходе от одной инерциальной системы отсчета к другой?

Какие силы в классической механике сохраняют свое значение при переходе из одной ИСО в другую ИСО?

Оценка

Исаак Ньютон, создавая механику, ввел понятия абсолютного времени и пространства. Как с помощью упругой резиновой пленки можно смоделировать пространство Ньютона?

Можно ли с помощью этой мембранной конструкции смоделировать пространство А. Эйнштейна?

Литература

Аганов А.В., Сафиуллин Р.К. Физика вокруг нас. - М.: Дом педагогики,1998.

Джанколи Д.Физика:В 2-х т. Т. 1.:Пер.с англ. - М.: Мир, 1989.





© 2010-2022