- Преподавателю
- Физика
- Повторение и обобщение по теме «Тепловые явления»
Повторение и обобщение по теме «Тепловые явления»
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шуленина Т.А. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МКОУ «Малоскуратовская основная общеобразовательная школа »
Чернский район Тульская область
План-конспект урока физики
8 класс
Повторение и обобщение по теме «Тепловые явления»
Шуленина Татьяна Александровна
учитель физики
первая квалификационная категория
2015 год
Эпиграф:
« Человек родился быть господином, повелителем,царем природы.
Но мудрость, с которой он правит,не дана ему от рождения;
она приобретается учением».
Н.И. Лобачевский
Цели урока:
Образовательная:
-
повторить основные формулы раздела «Тепловые явления» с помощью решения задач;
-
закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении раздела тепловые явления;
-
обеспечить усвоение формул расчёта количества теплоты для различных тепловых процессов;
-
научить учащихся грамотно излагать свои мысли;
-
научить ребят пользоваться таблицами и формировать у них умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов и использования дидактического материала;
-
подвести учащихся к выводам о значимости изучаемой темы.
Развивающая:
-
совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь;
-
тренировка в переводе значения массы, количества теплоты из дополнительных единиц измерения в основные;
-
развивать умение высказывать свою точку зрения;
-
раскрывать взаимосвязь между изученным материалом и явлениями в жизни.
Воспитательная:
-
развитие познавательного интереса к данной теме и предмету в целом;
-
тренировка рационального метода запоминания формул;
-
создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изучаемой теме;
-
развития чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.
Задачи урока.
-
Уметь решать расчётные задачи;
-
Научиться формулировать чёткие ответы на качественные задачи;
-
Уметь пользоваться формулами;
-
Отрабатывать навыки перевода значения массы, количества теплоты из дополнительных единиц измерения в основные;
-
Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями;
-
Уметь пользоваться таблицами;
-
Уметь, используя жизненный опыт, распознавать основные тепловые явления.
Оборудование:презентация к уроку, компьютер, интерактивная доска, кроссворды для каждого учащегося, сосуды с водой, термометр.
План урока:
Этап
Время, мин
Приёмы и методы
-
Организационный момент
2
Приветствие учащихся, настрой учащихся на урок.
-
Подготовка к работе на основном этапе
2
Сообщение темы и целей урока.
-
Закрепление знаний и способов действий
3
5
5
15
8
Разминка.
Кроссворд.
Викторина.
Решение задач.
Тестовая работа
-
Подведение итогов урока
5
Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! На улице осень, и в кабинете у нас осенний букет, разноцветные хризантемы, осенние цветы. Пусть сегодня будет осенний праздник - праздник в форме открытого урока. Пусть этот урок принесёт вам радость от общения со мной, от общения друг с другом, а мне пусть доставят радость ваши хорошие ответы и ваши знания по физике. Эпиграф нашего урока « Человек родился быть господином, повелителем, царем природы.Но мудрость, с которой он правит, не дана ему от рождения;
она приобретается учением ». Н.И. Лобачевский
-
Подготовка к работе на основном этапе
Вашему вниманию я предлагаю стихотворение и вы, прослушав его, попытайтесь сформулировать тему урока.
Про теплоту начнем рассказ,
Всё вспомним, обобщим сейчас.
Задачу мы любую одолеем,
И другу мы помочь всегда сумеем,
Но как же жизнь бывает непроста.
С той дамой, что зовётся ТЕПЛОТА!
А теперь ответьте на вопрос. Какова тема сегодняшнего урока?
Повторение и обобщение темы «Тепловые явления». И цель нашего урока: - повторить - закрепить - привести в систему ваши знания по теме «Тепловые явления». Роль тепловых явлений в природе очень велика. Тепловые явления обуславливают жизнь на планете. Они очень часто встречаются в природе.
Наш урок проходит 14 октября - это большой церковный праздник - Покров Пресвятой Богородицы. Этот день на Руси считался днем окончания осени,14 октября прощались с осенью и встречали зиму. Есть в народе поговорки « На Покров до обеда осень, а после обеда зима », «Чини избу до Покрова - не то не будет тепла».
3. Закрепление знаний и способов действий
«Разминка»
-
Что такое тепловое движение? (Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела).
-
Как называется энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело. (Внутренняя энергия)
-
Какие способы изменения внутренней энергии вам известны? (1.Совершение механической работы над телом; 2. Теплопередача).
-
Что называется теплопередачей? (Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом).
-
Какими способами может осуществляться теплопередача? (Теплопроводностью; конвекцией; излучением).
«Кроссворд»
Каждому ученику дается кроссворд. Его предлагается отгадать. В результате в выделенной части кроссворда получается ключевое слово, если задание выполнено правильно.
В каждую клетку, включая нумерованную надо поставить буквы так, чтобы слова по горизонтали означали:
-
Прибор для измерения температуры.
-
Передача тепла струями жидкости или газа.
-
Один из видов передачи тепла.
-
Современная единица измерения количества теплоты.
-
Старинная единица измерения количества теплоты.
-
Вещество, сжигаемое для получения теплоты.
-
Учёный, придумавший первый прибор, отмечавший изменение температуры воздуха.
-
Бытовой сосуд, предохраняющий воду или пищу от теплообмена с окружающей средой.
-
Шведский учёный, усовершенствовавший термометр.
-
Газ, присутствие которого повышает теплоизоляционные свойства снега, ваты, меха и т.п.
-
Самый плохой проводник тепла.
-
Способ, которым может передаваться тепло в безвоздушном пространстве.
-
Единица измерения температуры.
Какое слово получилось в выделенной части кроссворда? (Теплопередача)
Что называется теплопередачей? (Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом.Или процесс, при котором внутренняя энергия передаётся от одного тела к другому).
«Викторина»
Проверяем умение решать различные качественные задачи.
Задача 1. Две кружки обладают одинаковой вместимостью. Одна кружка изготовлена из стекла, другая из фарфора. Какая из кружек быстрее нагреется, если налить в неё жидкость?(Стеклянная кружка быстрее нагреется до температуры налитой жидкости в нее, т.к. теплопроводность стекла больше.)
Задача 2. Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами: черноземные или песчаные, имеющие более светлую окраску? (Солнечными лучами прогреваются лучше черноземные почвы т.к. темная поверхность сильнее поглощает солнечные лучи (излучение)).
Задача 3. Какой снег в солнечную погоду растает быстрее: грязный снег или чистый? (Темная поверхность сильнее поглощает солнечные лучи и поэтому грязный снег тает быстрее (излучение)).
Задача 4. Для чего опускают ложку в стеклянную кружку, прежде чем налить кипяток?( Если наливать в кружку кипяток без ложки, то кружка получая теплоту, может лопнуть, а если мы опустим в кружку сначала ложку, а затем нальём кипяток, то часть теплоты получит ложка, а часть кружка и она не лопнет.)
Задача 5.В какой чашке чай будет холоднее: в чашке с сахаром или в чашке безсахара?(В стакане с сахаром, т.к. на растворение сахара расходуется дополнительная энергия. )
Задача 6.Что быстрее замерзнет в холодной комнате: руки или ноги? ( В холодной комнате, прежде всего, мерзнут ноги, так как самые холодные слои воздуха внизу.)
Динамическая пауза. - Молодцы, хорошо знаете физику. Это ваша победа! Давайте поздравим,друг друга с этим событием и немного разомнёмся. Возьмёмся за руки. Передавая друг другу рукопожатие, мы передаём и частичку нашего тепла. В курсе биологии, ребята, вы узнаете, что ситуация успеха очень важна для организма: в этот момент расширяются сосуды, улучшается кровообращение, и в этот момент мы излучаем гораздо больше теплоты. Тепло нашим рукам- у нас будет удача, успех, всё в жизни будет хорошо! Пожмем, друг другу руки и продолжим урок.
«Решение задач» -решаем количественные задачи:
Задача 1. Сколько энергии получит ваш организм, если вы выпьете один стакан чаю при 60ºС. (Массу воды в стакане принять равной 200г., температуру тела человека принять равной 37ºС, удельная теплоёмкость воды равна 4200Дж/кг ºС)
Дано: СИ Решение:
m = 200 г 0,2 кг Q = Cm (t2 - t1)
t1 = 37 0 СQ = 4200 Дж/ кг 0С х 0,2 кг х (600 С-370 С) =
t2= 60 0 С = 19320 Дж 19 кДж 20 кДж
C =4200 Дж/кг 0 Ответ: Q 20 кДж
Q= ?
Задача 2. Когда получим больше энергии: выпив стакан чая или стакан кефира?
Qчая=20кДж,Qкефира на 100г=350кДжЗначит Qкефира=350*2=700кДжQк/Qчая=700/20=35
Ответ: При употреблении кефира энергии получим в 35 раз больше чем при употреблении чая.
Задача 3. При сжигании бензина выделилось 230 х 107 Дж теплоты. Определите массу сгоревшего бензина. (Удельная теплота сгорания бензина 4,6 х107 Дж/кг)
Дано: Решение:
Q= 230 х107 ДжQ=mqm = Q / q
q=4,6 х 10 7 Дж/кгm= 230 х107 Дж / 4,6 х10 7 Дж/кг =50 кг
m= ? Ответ :m= 50 кг
Задача 4. При сгорании 500г природного газа выделяется количество
теплоты 22 МДж. Чему равна удельная теплота сгорания природного газа?
Дано: СИ Решение:
Q =22 МДж 22000000 ДжQ=mqq = Q / m
m = 500 г 0,5 кгq = 22000000 Дж / 0,5кг = 44000000 Дж/кг=
q = ? = 4,4 х 107 Дж/кг
Ответ: q =4,4 х 107 Дж/кг (природный газ)
Задача 5. Сравнить количество теплоты при сжигании разных видов топлива одинаковой массы.
Указания к работе:
-
Положим на картон 2 куска фольги.
-
Положим на фольгу 2 комочка ваты.
-
На один комочек капнули из пипетки 1 каплю спирта, а на другой - 1 каплю бензина.
-
Зажгите одновременно оба комочка ваты.
-
Когда спирт и бензин сгорят, прикоснитесь к фольге и сравните количество теплоты, выделившееся при сгорании топлива.
Вопросы:
-
Одинаково ли нагрелись кусочки фольги?
-
Какое топливо одинаковой массы (спирт или бензин) выделило больше тепла при полном сгорании?
Ответ: Где горел бензин, там нагрелось больше.Количества теплоты, выделяющееся при сгорании бензина, больше, чем при сгорании спирта.
«Тестовая работа »
Выполнить самостоятельную индивидуальную тестовую работу на компьютере по теме «Тепловые явления».
«Рефлексия »
-
На какое количество вопросов я ответил правильно?
-
Какую отметку получил?
-
Считаю ли я эту оценку справедливой?
-
Какую отметку я себе поставил бы?
-
Почему?
-
Насколько активен, аккуратен, внимателен я был на уроке? Насколько точными и быстрыми были мои ответы?
-
Какой этап, вид работы мне больше понравился, а какой меньше?
«Домашнее задание »
Повторение п. 1- п. 11.
Решите задачу: При подготовке к урокам в течение 2 часов вы тратите 800 кДж энергии. Восстановите ли вы запас энергии, если съедите пачку «Кириешек» - 33г и выпьете бутылку «Кока-колы» объемом 1,25 л или если съедите плитку шоколада - 100г, рулет - 200г и выпьете стакан какао- 200г? Что полезнее будет для вашего организма?
Удельная теплота сгорания:
для шоколада 2,06 ∙10⁷ Дж/кг, для рулета 1,71 ∙10⁷ Дж/кг,
для какао 0,28 ∙10⁷ Дж/кг ,для «Кириешек» 1,6∙10⁷ Дж/кг,
для Колы 0,17 ∙10⁷ Дж/кг, плотность Колы 160кг/м3
Мы вспомнили сегодня здесь процессы,
Явленья разные и свойства вещества,
Надеемся, вам было интересно
И в мире холода, и в мире тепла.