Повторение и обобщение по теме «Тепловые явления»

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторение и обобщение по теме «Тепловые явления»Повторение и обобщение по теме «Тепловые явления»Повторение и обобщение по теме «Тепловые явления»Повторение и обобщение по теме «Тепловые явления»Повторение и обобщение по теме «Тепловые явления»МКОУ «Малоскуратовская основная общеобразовательная школа »

Чернский район Тульская область





План-конспект урока физики

8 класс



Повторение и обобщение по теме «Тепловые явления»




Шуленина Татьяна Александровна

учитель физики

первая квалификационная категория






2015 год

Эпиграф:

« Человек родился быть господином, повелителем,царем природы.

Но мудрость, с которой он правит,не дана ему от рождения;

она приобретается учением».

Н.И. Лобачевский

Цели урока:

Образовательная:

  • повторить основные формулы раздела «Тепловые явления» с помощью решения задач;

  • закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении раздела тепловые явления;

  • обеспечить усвоение формул расчёта количества теплоты для различных тепловых процессов;

  • научить учащихся грамотно излагать свои мысли;

  • научить ребят пользоваться таблицами и формировать у них умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов и использования дидактического материала;

  • подвести учащихся к выводам о значимости изучаемой темы.

Развивающая:

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь;

  • тренировка в переводе значения массы, количества теплоты из дополнительных единиц измерения в основные;

  • развивать умение высказывать свою точку зрения;

  • раскрывать взаимосвязь между изученным материалом и явлениями в жизни.

Воспитательная:

  • развитие познавательного интереса к данной теме и предмету в целом;

  • тренировка рационального метода запоминания формул;

  • создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изучаемой теме;

  • развития чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.

Задачи урока.

  • Уметь решать расчётные задачи;

  • Научиться формулировать чёткие ответы на качественные задачи;

  • Уметь пользоваться формулами;

  • Отрабатывать навыки перевода значения массы, количества теплоты из дополнительных единиц измерения в основные;

  • Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями;

  • Уметь пользоваться таблицами;

  • Уметь, используя жизненный опыт, распознавать основные тепловые явления.

Оборудование:презентация к уроку, компьютер, интерактивная доска, кроссворды для каждого учащегося, сосуды с водой, термометр.

План урока:

Этап

Время, мин

Приёмы и методы

  1. Организационный момент

2

Приветствие учащихся, настрой учащихся на урок.

  1. Подготовка к работе на основном этапе

2

Сообщение темы и целей урока.

  1. Закрепление знаний и способов действий

3
5
5
15
8

Разминка.
Кроссворд.
Викторина.
Решение задач.
Тестовая работа

  1. Подведение итогов урока

5

Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! На улице осень, и в кабинете у нас осенний букет, разноцветные хризантемы, осенние цветы. Пусть сегодня будет осенний праздник - праздник в форме открытого урока. Пусть этот урок принесёт вам радость от общения со мной, от общения друг с другом, а мне пусть доставят радость ваши хорошие ответы и ваши знания по физике. Эпиграф нашего урока « Человек родился быть господином, повелителем, царем природы.Но мудрость, с которой он правит, не дана ему от рождения;

она приобретается учением ». Н.И. Лобачевский

  1. Подготовка к работе на основном этапе

Вашему вниманию я предлагаю стихотворение и вы, прослушав его, попытайтесь сформулировать тему урока.

Про теплоту начнем рассказ,
Всё вспомним, обобщим сейчас.
Задачу мы любую одолеем,
И другу мы помочь всегда сумеем,
Но как же жизнь бывает непроста.
С той дамой, что зовётся ТЕПЛОТА!

А теперь ответьте на вопрос. Какова тема сегодняшнего урока?

Повторение и обобщение темы «Тепловые явления». И цель нашего урока: - повторить - закрепить - привести в систему ваши знания по теме «Тепловые явления». Роль тепловых явлений в природе очень велика. Тепловые явления обуславливают жизнь на планете. Они очень часто встречаются в природе.

Наш урок проходит 14 октября - это большой церковный праздник - Покров Пресвятой Богородицы. Этот день на Руси считался днем окончания осени,14 октября прощались с осенью и встречали зиму. Есть в народе поговорки « На Покров до обеда осень, а после обеда зима », «Чини избу до Покрова - не то не будет тепла».


3. Закрепление знаний и способов действий

«Разминка»

  1. Что такое тепловое движение? (Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела).

  2. Как называется энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело. (Внутренняя энергия)

  3. Какие способы изменения внутренней энергии вам известны? (1.Совершение механической работы над телом; 2. Теплопередача).

  4. Что называется теплопередачей? (Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом).

  5. Какими способами может осуществляться теплопередача? (Теплопроводностью; конвекцией; излучением).

«Кроссворд»

Каждому ученику дается кроссворд. Его предлагается отгадать. В результате в выделенной части кроссворда получается ключевое слово, если задание выполнено правильно.
В каждую клетку, включая нумерованную надо поставить буквы так, чтобы слова по горизонтали означали:

  1. Прибор для измерения температуры.

  2. Передача тепла струями жидкости или газа.

  3. Один из видов передачи тепла.

  4. Современная единица измерения количества теплоты.

  5. Старинная единица измерения количества теплоты.

  6. Вещество, сжигаемое для получения теплоты.

  7. Учёный, придумавший первый прибор, отмечавший изменение температуры воздуха.

  8. Бытовой сосуд, предохраняющий воду или пищу от теплообмена с окружающей средой.

  9. Шведский учёный, усовершенствовавший термометр.

  10. Газ, присутствие которого повышает теплоизоляционные свойства снега, ваты, меха и т.п.

  11. Самый плохой проводник тепла.

  12. Способ, которым может передаваться тепло в безвоздушном пространстве.

  13. Единица измерения температуры.

Повторение и обобщение по теме «Тепловые явления»

Какое слово получилось в выделенной части кроссворда? (Теплопередача)
Что называется теплопередачей? (Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом.Или процесс, при котором внутренняя энергия передаётся от одного тела к другому).


«Викторина»
Проверяем умение решать различные качественные задачи.

Задача 1. Две кружки обладают одинаковой вместимостью. Одна кружка изготовлена из стекла, другая из фарфора. Какая из кружек быстрее нагреется, если налить в неё жидкость?(Стеклянная кружка быстрее нагреется до температуры налитой жидкости в нее, т.к. теплопроводность стекла больше.)

Задача 2. Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами: черноземные или песчаные, имеющие более светлую окраску? (Солнечными лучами прогреваются лучше черноземные почвы т.к. темная поверхность сильнее поглощает солнечные лучи (излучение)).

Задача 3. Какой снег в солнечную погоду растает быстрее: грязный снег или чистый? (Темная поверхность сильнее поглощает солнечные лучи и поэтому грязный снег тает быстрее (излучение)).

Задача 4. Для чего опускают ложку в стеклянную кружку, прежде чем налить кипяток?( Если наливать в кружку кипяток без ложки, то кружка получая теплоту, может лопнуть, а если мы опустим в кружку сначала ложку, а затем нальём кипяток, то часть теплоты получит ложка, а часть кружка и она не лопнет.)

Задача 5.В какой чашке чай будет холоднее: в чашке с сахаром или в чашке безсахара?(В стакане с сахаром, т.к. на растворение сахара расходуется дополнительная энергия. )

Задача 6.Что быстрее замерзнет в холодной комнате: руки или ноги? ( В холодной комнате, прежде всего, мерзнут ноги, так как самые холодные слои воздуха внизу.)

Динамическая пауза. - Молодцы, хорошо знаете физику. Это ваша победа! Давайте поздравим,друг друга с этим событием и немного разомнёмся. Возьмёмся за руки. Передавая друг другу рукопожатие, мы передаём и частичку нашего тепла. В курсе биологии, ребята, вы узнаете, что ситуация успеха очень важна для организма: в этот момент расширяются сосуды, улучшается кровообращение, и в этот момент мы излучаем гораздо больше теплоты. Тепло нашим рукам- у нас будет удача, успех, всё в жизни будет хорошо! Пожмем, друг другу руки и продолжим урок.


«Решение задач» -решаем количественные задачи:

Задача 1. Сколько энергии получит ваш организм, если вы выпьете один стакан чаю при 60ºС. (Массу воды в стакане принять равной 200г., температуру тела человека принять равной 37ºС, удельная теплоёмкость воды равна 4200Дж/кг ºС)

Дано: СИ Решение:

m = 200 г 0,2 кг Q = Cm (t2 - t1)

t1 = 37 0 СQ = 4200 Дж/ кг 0С х 0,2 кг х (600 С-370 С) =

t2= 60 0 С = 19320 Дж Повторение и обобщение по теме «Тепловые явления» 19 кДжПовторение и обобщение по теме «Тепловые явления» 20 кДж

C =4200 Дж/кг 0 Ответ: QПовторение и обобщение по теме «Тепловые явления» 20 кДж

Q= ?

Задача 2. Когда получим больше энергии: выпив стакан чая или стакан кефира?

Qчая=20кДж,Qкефира на 100г=350кДжЗначит Qкефира=350*2=700кДжQк/Qчая=700/20=35

Ответ: При употреблении кефира энергии получим в 35 раз больше чем при употреблении чая.

Задача 3. При сжигании бензина выделилось 230 х 107 Дж теплоты. Определите массу сгоревшего бензина. (Удельная теплота сгорания бензина 4,6 х107 Дж/кг)

Дано: Решение:

Q= 230 х107 ДжQ=mqm = Q / q

q=4,6 х 10 7 Дж/кгm= 230 х107 Дж / 4,6 х10 7 Дж/кг =50 кг

m= ? Ответ :m= 50 кг

Задача 4. При сгорании 500г природного газа выделяется количество

теплоты 22 МДж. Чему равна удельная теплота сгорания природного газа?

Дано: СИ Решение:

Q =22 МДж 22000000 ДжQ=mqq = Q / m

m = 500 г 0,5 кгq = 22000000 Дж / 0,5кг = 44000000 Дж/кг=

q = ? = 4,4 х 107 Дж/кг

Ответ: q =4,4 х 107 Дж/кг (природный газ)

Задача 5. Сравнить количество теплоты при сжигании разных видов топлива одинаковой массы.

Указания к работе:

  1. Положим на картон 2 куска фольги.

  2. Положим на фольгу 2 комочка ваты.

  3. На один комочек капнули из пипетки 1 каплю спирта, а на другой - 1 каплю бензина.

  4. Зажгите одновременно оба комочка ваты.

  5. Когда спирт и бензин сгорят, прикоснитесь к фольге и сравните количество теплоты, выделившееся при сгорании топлива.

Вопросы:

  1. Одинаково ли нагрелись кусочки фольги?

  2. Какое топливо одинаковой массы (спирт или бензин) выделило больше тепла при полном сгорании?

Ответ: Где горел бензин, там нагрелось больше.Количества теплоты, выделяющееся при сгорании бензина, больше, чем при сгорании спирта.

«Тестовая работа »

Выполнить самостоятельную индивидуальную тестовую работу на компьютере по теме «Тепловые явления».

«Рефлексия »


  1. На какое количество вопросов я ответил правильно?

  2. Какую отметку получил?

  3. Считаю ли я эту оценку справедливой?

  4. Какую отметку я себе поставил бы?

  5. Почему?

  6. Насколько активен, аккуратен, внимателен я был на уроке? Насколько точными и быстрыми были мои ответы?

  7. Какой этап, вид работы мне больше понравился, а какой меньше?

«Домашнее задание »

Повторение п. 1- п. 11.

Решите задачу: При подготовке к урокам в течение 2 часов вы тратите 800 кДж энергии. Восстановите ли вы запас энергии, если съедите пачку «Кириешек» - 33г и выпьете бутылку «Кока-колы» объемом 1,25 л или если съедите плитку шоколада - 100г, рулет - 200г и выпьете стакан какао- 200г? Что полезнее будет для вашего организма?

Удельная теплота сгорания:

для шоколада 2,06 ∙10⁷ Дж/кг, для рулета 1,71 ∙10⁷ Дж/кг,

для какао 0,28 ∙10⁷ Дж/кг ,для «Кириешек» 1,6∙10⁷ Дж/кг,

для Колы 0,17 ∙10⁷ Дж/кг, плотность Колы 160кг/м3

Мы вспомнили сегодня здесь процессы,

Явленья разные и свойства вещества,

Надеемся, вам было интересно

И в мире холода, и в мире тепла.











© 2010-2022