Урок Плотность вещества

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования Российской Федерации


ГБОУ «ВСОШ г. ТВЕРИ»





Физика 7класс



« Плотность вещества»
























Урок разработан:

Учитель физики: Арефьев А.С.


Октябрь 2013

Тверь










Используемые технологии: урок построен на проблемной технологии с частичным использованием групповой и информационной технологий.

Цель урока: введение новой характеристики вещества - плотности, рассмотрение её характеристик (определение, формула, единицы измерения, способы измерения).

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;

  • Повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела; инерция.

Воспитательные:

  • Продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;

  • Развивать умение выражать свои мысли в слух.

Развивающие:

  • Продолжить формировать умение анализировать увиденное;

  • Развивать способности выдвигать гипотезы;

  • Вырабатывать умение работать с табличным материалом;

  • Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  • Формировать умение решать качественные задачи.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; презентация, составленная с помощью программы PowerPoint; тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы; тела равного объема, но разной массы.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденного материала.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление изученного материала

  5. Домашнее задание, подведение итогов.

Ход урока:

  1. Приветствие учащихся и отмечание отсутствующих в журнале. (2 мин)


  1. К доске вызываются трое учащихся для решения экспериментальных задач, результаты которых будут нужны при изучении нового материала.

Оборудование: весы, гири, тела различной массы.

Задание 1: Определите массы двух деревянных цилиндров разного размера с точностью до 1г.

Задание 2: Определите массы деревянного и алюминиевого бруска одинакового объема с точностью до 1 г.

Задание 3: Определите массы двух тел из различных веществ (тела равной массы) с точностью до 1 г.

Результаты записываются на доске.

Одновременно класс отвечает на вопросы теста с целью повторения пройденного материала и проверки знаний. (5 мин)(Приложение 1) Затем учащиеся меняются с соседом по парте работами и проверяют работу (пишут на листочке другим цветом работу проверил… и ставят оценку). Разбаловка показана на экране.(3 мин). Если группа учащихся еще не закончила измерение масс, то тест можно проверить уже вместе с учащимися.


  1. Изучение нового материала начинается с постановки проблемы. (26 мин.)

Какими способами можно экспериментально определить массу тела? Можно ли рассчитать массу тела теоретически?

Предлагается задача: как определить массу кирпича лежащего на столе с помощью линейки? (ребята дать ответ, возможно, не смогут, тогда подводится итог, что мы сегодня на уроке это обязательно сделаем).

Урок Плотность вещества

ТУрок Плотность веществаеперь мы можем посмотреть на работу экспертной группы: m1 m2

  • Как узнать, у какого из двух деревянных цилиндров масса больше?

m1 < m2


  • Сравнить массы 2-х брусков одинакового объема (деревянный и алюминиевый)

Урок Плотность веществаУрок Плотность вещества

1 2 V1= V2m2 > m1




  • Сравнить массы 2-х тел разного объема и разного вещества.

Урок Плотность веществаУрок Плотность веществаV2 >V1; m1 = m2

m1 m2




Тела одинаковой массы стальное тело и кусок хлеба массой 125г. (Можно внести информацию о битве под Москвой, о том что с 20.11. по 25.12.1941г. на неработающего человека давали 125г хлеба,а на работающего - 250г.; слайд №5)

Анализируя задания выполненные экспертами, ребята делают вывод.

Масса тела зависит от объема тела и вещества.

Как же зависит от вещества масса и объем тела? Чтобы дать ответ на этот вопрос введем новое для нас понятие - плотность.

Дается обозначение плотности и выстраивается математическая зависимость плотности, объема и массы. m- масса V- объем, ρ - плотность

Урок Плотность веществаУрок Плотность вещества

Единица измерения плотности в СИ: 1 кг/ м3, 1 г/см3.

Давайте переведем единицы из г/см3 в кг/м3.

1 г/см3= 0,001кг/ 0,000001м3= 10-3кг/10-6м3= 103 кг/м3


Плотности многих веществ известны. Открываем стр. 50 учебника. Рассмотрим таблицы плотностей для трех состояний вещества, выясним, что же значат эти цифры в таблице?

Начнем с золота: плотность золота показывает, что золото объемом 1м3 имеет массу 19300 кг.

Несколько значений на выбор комментируют учащие


Как плотность связана с внутренним строением вещества?

Давайте вспомним 3 положения МКТ. (ребята называю 3 положения)

Самый удобный способ разобраться с понятием плотности это рассмотреть три состояния вещества.


Урок Плотность вещества


На изображении мы видим, что молекулы в каждом из состояний меняют взаимное расположение, промежутки между молекулами уменьшаются. Значит плотность зависит от того как располагаются молекулы внутри тела. Таким образом, можно ли сказать, что плотность зависит от массы и объема тела? (ребята дают ответ «нет»).

Теперь введя понятие плотности, давайте вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена перед вами в начале урока. Как же можно измерить массу кирпича с помощью линейки?

Ребята называют способ нахождения массы, наиболее активный учащийся вызывается к доске решать задачу на нахождение массы кирпича.

mУрок Плотность веществаУрок Плотность веществаУрок Плотность вещества-? СИ m=Vρ

а= V=abc

b= m=ρ·abc

c=

ρ=1800 кг/м3 Ответ: m=

  1. Закрепление изученного материала. (7 мин.)

Ребята отвечают на вопросы для закрепления пройденного материала:

  1. С какой новой характеристикой вещества вы познакомились?

  2. Как можно определить плотность вещества?

  3. Зависит ли плотность от массы и объема тела?

  4. Зачем нужно знать плотность вещества?

  5. Когда удобнее определять массу не экспериментально, а расчетом?


Если останется время можно решить несколько качественных задач. Например:

  1. Какая из трех ложек одинаковой массы - стальная, алюминиевая или серебряная - имеют больший объем?

  2. Уменьшается или увеличивается плотность твердых тел при нагревании?

  3. Одинаковую ли массу имеют ведро с питьевой водой и такое же ведро с морской водой?

5. Ребятам, хорошо отвечающим на уроке, объявляются оценки, на экране высвечивается домашнее задание.(2 мин)




© 2010-2022