- Преподавателю
- Физика
- Статья Использование методов и приемов, направленных на повышение качества образования на уроках физики в СКОУ V вида
Статья Использование методов и приемов, направленных на повышение качества образования на уроках физики в СКОУ V вида
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Галеева З.Г. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Использование методов и приемов,
направленных на повышение качества образования
на уроках физики в СКОУ V вида
В современной России специальное образование людей с ограниченными возможностями здоровья начинает занимать все более важное место в структуре общего образования, причем особое внимание уделяется качеству образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Так что же такое "Хорошее качество образования"?
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:
-
с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
-
с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
-
с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
-
с глубокими прочными знаниями по всем предметам;
Для родителей хорошее качество образования связано:
-
с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
-
со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
-
с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
для учителей хорошее качество образования связано:
-
с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
-
с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
-
со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
-
с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
-
В высказываниях учащихся чаще звучат ближайшие жизненные задачи - получение профессионального образования, в высказываниях родителей - успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей, в высказываниях учителей - гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к детям, реализация творческого потенциала учителя.
Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:
качества образовательной программы;
качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
качества потенциала обучающихся;
качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
качества образовательных технологий;
качества управления образовательными системами и процессами.
В своей работе на уроках физики использую технологии поэлементно и полностью: крупно - блочную подачу материала, нестандартные уроки, разно уровневое обучение, проблемное обучение, игровые технологии, работа в парах, тестовые технологии, зачётная система проверки качества знаний, и др.
Блочная подача материала даёт экономию времени и устанавливает взаимосвязи внутри темы и между отдельными темами. На сэкономленном времени идёт отработка материала различными приёмами. С помощью опорных конспектов удаётся много кратно повторить материал, особенно удаётся работать над развитием устной речи. Излагая материал по опорному конспекту, дети не боятся выступать перед товарищами т.к. в начале слабым ученикам можно послушать ответы сильных учащихся. Если работа в группе, то возможно выслушать ответы своих одноклассников, которые во время помогут разобраться в сложных местах опорного конспекта.
Развитию устной речи способствуют также проговаривание трудных слов хором. После хоровой работы у детей пропадает страх перед неправильным произношением. Ведь часто дети не отвечают устно, так как боятся быть осмеянными из-за неправильно поставленного ударения, либо из-за дефекта речи неправильного произношения отдельных звуков. Если поработать над составом слова над орфографией слова, то учащиеся не только произносят верно, но и меньше допускают ошибок при записи слов в письменных работах, например в физических диктантах.
Для развития речи особенно помогает работа консультантов, которые не заметно для себя улучшают речевую подготовку не только своих товарищей, но и свою. Обучая других, ученик обучается сам.
Было установлено, что при глубоком речевом недоразвитии имеются серьезные нарушения не только в активной речи, но и в понимании обращенной речи, и в различении грамматических форм и категорий; понимание прямо зависит от состояния собственной речи: чем хуже ребенок говорит, тем больше снижено у него понимание.
В этой связи мной разработаны алгоритмы решения задач, алгоритмы лабораторных работ. Например лабораторные работы:
1.Изготовление газового термометра
2.Определение плотности сельскохозяйственных продуктов
3.Определение плотности пищевых продуктов и определение массы тела по насыпной плотности.
4.Энергия пищевых продуктов ( статья была напечатана в журнале« Учитель Башкирии» 2002г№10.)
5.Трение и мы
6.Применение атмосферного давления в жизни.
Алгоритмы решения задач ученики должны знать наизусть, только в этом случаи можно рассчитывать на успех. Например, алгоритм решения задач на законы Ньютона:
1.Запистать условие задачи
2. Выполнить чертеж с указанием всех действующих сил
3.Записать II-закон Ньютона в векторной форме
4.Найти проекции всех сил на оси координат
5. Записать II - Ньютона в скалярной форме
6.проверить необходимость дополнительных формул
7.Ответить на вопрос задачи
8.Оценить ответ на правдоподобность.
Алгоритм - логическая цепочка: S=, S=
Нестандартные уроки:
1.Урок - физика и игрушка
2.Урок одного« актера» - прибора (термометра), (динамометра)
3.Физический аукцион
4.Уроки дуэты («Медный всадник»), («Гиперболоид - инженера Гарина»)
5.Урок - «У самовара».
6.Уроки - зачёты (по формулам, задачам, тестам)
Рассмотрим урок одного« актера» - прибора (термометра). Он даёт возможность обобщить, систематизировать очень большой пласт знаний. Дети составляют и задают вопросы и на них же сами отвечают. Оценивать можно удачно заданный вопрос и верный ответ. На одной доске записываются вопросы, на другой ответы. Записи вести аккуратно и не стирать до конца урока, чтобы учащиеся видели, на сколько, богат их объём знаний. В конце урока аплодисменты актёру - прибору. Урок можно провести в 10 - 11 классах, когда изучены основные темы, связанные с температурой. Его можно провести также, когда урок поставлен вне расписания, когда у учащихся нет учебников и тетрадей. На таких уроках учащиеся учатся не стандартно мыслить, рассуждать, делать выводы.
Уроки - зачеты в форме тестов очень удобны при оценивании качества знаний учащихся. Грамотно составленный и правильно обработанный тест имеет ряд преимуществ перед "классической" контрольной работой на ту же тему. Тест позволяет провести более широкий и более глубокий контроль усвоения материала на ту или иную тему или по ряду тем. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо выявить "потолок" знаний в группе учащихся, определить среди них и отстающих. Тест выявляет общую картину усвоения материала и дает возможность для индивидуальной работы, как с успевающими, так и с отстающими учащимися.
Таким образом, продуманное использование технологий проведения уроков, направленных на повышение качества образования детей, обучающихся по программам СКОУ V вида, дает возможность личностно- ориентированного подхода к каждому обучающемуся с учетом его зоны активного развития, а это в свою очередь ведет к повышению качества обучения ребенка с ОВЗ.
Работу подготовила:
З.Г. Галеева,
учитель физики и математики,
первая квалификационная категория,
МБСКОУ школа-интернат №11
г. Челябинск