- Преподавателю
- Физика
- Разработка образовательных ресурсов по физике
Разработка образовательных ресурсов по физике
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Большакова Л.Н. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка образовательных ресурсов
учитель физики Большакова Л.Н.
МБОУ СОШ №87 город Ростов-на-Дону
Информатизация образования привела к изменению содержания, методов и форм учебной работы в школе, подготовка учащихся к жизни в информационном обществе является основной задачей.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения создал принципиально новые педагогические инструменты и предоставил учителю новые возможности.
Современный урок физики отличаться своей эффективностью, рациональным использованием времени на уроке. Одним из возможных путей решения данной задачи является активное использование в процессе обучения электронных образовательных ресурсов. Электронными образовательными ресурсами называют специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в образовательном процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий.
Преимущество использования ЭОР в процессе обучения являются моделирование, мультимедийность и интерактивность. Моделирование - имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов. Электронный образовательный ресурс вместо описания может дать адекватное представление физического объекта или процесса. Мультимедиа позволяет учителю реализовать аудиовизуальное преставление фрагмента реального или воображаемого мира. Интерактивность дает учителю возможность использования активно-деятельностных форм обучения, воздействия и получения ответных реакций, а также позволяет учащимся проверить свои знания без участия учителя. В ЭОР можно манипулировать объектами и вмешиваться в изучаемые процессы (лабораторная работа, контроль знаний с оценкой и др.).
Специфику учебного содержания предмета физики в наибольшей степени отражают следующие ЭОР:
- динамические модели и анимации, демонстрирующие физические процессы и работу механизмов, основанную на физических законах;
- тренажеры и практикумы решения задач, направленные на формирование навыка решения физических задач;
- видеофрагменты и анимации, демонстрирующие физические эксперименты, и интерактивные модели, позволяющие имитировать деятельность по проведению физических опытов.
ЭОР в обучении физике можно использовать по трем основным направлениям:
*в условиях классно-урочной системы (при подготовке учителя к уроку; непосредственно на уроке; при организации самостоятельной работы учащихся);
*при реализации современных педагогических технологий (обучение на основе исследовательских методов; метода проектов; при организации дистанционного обучения и обучения на основе индивидуальной образовательной траектории);
*при использовании новых активных форм взаимодействия учителя и учащихся (дискуссия; проблемный семинар; консультация).
На сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов представлены различные типы ЭОР по физике: информационные модули (текст с гиперссылками, интерактивными анимационными вставками, чертежами, интерактивными моделями, трехмерными картами); практические модули (практикум, интерактивные лабораторные работы, задачи, комбинированные модули, модули для коллективной работы); контрольные модули (тесты разного типа).
Использование ЭОР в обучении физике привело к изменению функций учителя. Он не является единственным источником информации. Он должен является инициатором новых форм взаимодействия с учащимися, организатором дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке и во внеурочное время. В его задачи входит:
- разработка стратегии освоения нового содержания;
- конструирование формы проведения урока;
- отбор ресурсов для урока;
- определение оптимальной совокупности ресурсов для каждого учащегося;
- выбор формы взаимодействия учащихся с ресурсом (фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, самостоятельная и т.д.);
- объяснение, демонстрация, руководство обсуждением, координация деятельности учащихся (в зависимости от формы проведения урока), разработка заданий и руководств для учащихся по работе с ресурсами (в случае организации самостоятельной работы), организация поиска учащимися информации;
- определение форм и содержания контроля;
- корректировка результатов работы учащихся с ресурсами;
- формулировка (или корректировка) обобщающих выводов;
- подведение итогов работы.
ЭОР имеют большие возможности для организации деятельности учащихся и учителя. Мультимедийность и интерактивность ресурсов приводят к активизации познавательной деятельности учащихся, усилению роли творческого компонента в процессе обучения, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности образовательного процесса.
Литература
1. Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.