Программа допобразования В мире физики

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ гимназия № 11, г. Елец, Липецкой области



«Согласовано»

Руководитель МО

________/Улитина Н.В.

Протокол № _1__ от «28 »

_августа 2015г.


«Утверждено»

Директор МБОУ гимназии №11

_____________/Зацепина М.В.


Приказ № ___ от «28»_08_2015г.



Дополнительная общеразвивающая программа естественно-математической направленности «Физика»

«В мире физики»

Рассчитан на четыре четвери в учебном году

(34 часа )

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __1__от

«28»августа 2015 г.



Австриевских Наталья Михайловна

Учитель физики высшей категории

г. Елец, Липецкой области



2014 год.

Пояснительная записка

Профильный курс «В мире физики» рассчитан на 34 часа.

Программа по подготовке курса физики «В мире физики» является важным средством пропаганды знаний среди учащихся и играет большую роль в повышении уровня преподавания физики.

Целью курса является познакомить учащихся с различными методами решения экспериментальных, теоретических и практических заданий по различным разделам физики. Данный курс способствует формированию навыков для одаренных учащихся, выбирающих в дальнейшем технический профиль обучения. При выполнении ряда практических и проектных работ учащимися проявляются активные формы обучения, которые способствуют формированию проектно-исследовательской деятельности, развивает самостоятельность и творческую инициативу учеников.

Предлагаемая оригинальная профильная дополнительная образовательная программа по физике для 8-11-х классов направлена на

- оказание обучающимся квалифицированной помощи в расширении, углублении, систематизации и обобщении их знаний по этим предметам;

- развитие у обучающихся интуиции, формально-логического и алгоритмического мышления, навыков моделирования, использования математических методов для изучения смежных дисциплин;

- формирование в процессе обучения познавательной активности, умения приобретать и творчески распоряжаться полученными знаниями, потребностей к научно-исследовательской деятельности в процессе активной самостоятельной работы, к продолжению образования и самообразованию.

При отборе учебного материала программ учитывались принципы научности (ознакомление с научными фактами, понятиями, законами, теориями); фундаментальности (объединение учебного материала на основе научных фактов, фундаментальных понятий и величин, теоретических моделей, законов, уравнений, теорий); целостности (формирование целостной картины мира); преемственности и непрерывности (учёт предшествующей подготовки учащихся); систематичности и доступности (изложение учебного материала в соответствии со сложившейся логикой и уровнем развития учащихся). Такой подход позволяет реализовать ступенчатое построение курсов дисциплин, когда учебный материал изучается постепенно на нескольких уровнях (ступенях) с последовательным углублением и расширением рассматриваемых вопросов.

Реализация предлагаемых программ предусматривает возможность начала обучения с любой ступени (с любого из указанных классов), не нанося сколь-нибудь ощутимого ущерба качеству образования, и способствует формированию у учащихся

- знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях;

- общенаучных и интеллектуальных умений;

- навыков самостоятельного приобретения, пополнения и творческого применения своих знаний.

В части обеспечения формирования общенаучных и интеллектуальных умений основное внимание уделяется нахождению сходств и различий в тех или иных процессах и явлениях, точному употреблению и интерпретации научных понятий и символов на основе чётко усвоенных определений и вдумчивого изучения соответствующего теоретического материала, убедительному (вразумительному) обоснованию собственной точки зрения, умению извлекать информацию из различных источников.

В процессе реализации программ важное значение придаётся практике решения задач. В каждом разделе программ после изложения соответствующего теоретического материала предлагаются контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения, включающие систему качественных, теоретических и расчётных заданий.

Задания составляются таким образом, чтобы привить ученику навыки самостоятельной творческой работы, помочь чётко и грамотно излагать свои мысли, рассказать о вещах, часто остающихся за страницами школьных учебников.

Разработку заданий осуществляют преподаватели кафедр общей физики и высшей математики и сотрудники Московского физико-технического института (государственного университета), многие из которых являются членами жюри Всероссийских предметных олимпиад школьников.

Основной формой организации процесса в рамках данного курса является работа с физическим оборудованием, когда учащееся индивидуально или в группах под руководством учителя выполняют одни и те же практические работы, пользуясь одинаковым оборудованием, с последующем объяснением работы одного из приборов. Преимущества данного метода заключаются в том, что он позволяет включить в работу всех учащихся, совместно обсуждать результаты выполнения работ для дальнейшей диагностики обследуемого объекта. Этот метод позволяет убедить учащихся в правильности выбора данного профиля обучения. В данном курсе предлагается использовать поисковый и исследовательский приемы выполнения практических работ.

Цель программы работы по физике с одаренными детьми заключается в следующем: построить обучение так, чтобы максимально развить заложенные природой способности ученика к определенным видам деятельности, так как какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения и вне деятельности они развиваться не могут.

На итоговом занятии учащиеся защищают проектные работы и делают отчет о проделанной работе в рамках профильного курса с использованием новых информационных технологий

Цели курса:

1. Создать ориентационные и мотивационную основы для осознанного выбора естественно-научного профиля обучения.

2. Показать учащимся универсальный характер физических законов при изучении различных методов.

3. Дать представление о устройстве и правилах работы с физическим оборудованием при выполнении эксперимента.

4. Создавать ситуации ожидания «выдающихся успехов».

5. Давать задания творческого характера и оценивать только успех.

6. Формировать высокую самооценку для стимулирования его к деятельности.

7. Переносить оценочный взгляд с самого ученика на дело, открытие, которое им сделано.

Задачи курса:

1. Оказать помощь ученику в правильности выбора технического профиля обучения.

2. Создать условия для того, чтобы ученик утвердился в выборе дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности.

3. Включить учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую.

4. Выработать гибкие умения переносить знания и навыки на новые формы учебной работы.

5. Развить сообразительность и быстроту реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.



Содержание программы:

1. Основные законы механики (6 часов)

Введение. Основы кинематики. Законы Ньютона. Применение законов Ньютона при решении задач. Статика. Центр масс. Центр тяжести.

Закон изменения импульса системы тел. Закон сохранения импульса.

Работа. Энергия. Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии. Потенциальная энергия. Механическая энергия. Закон изменения механической энергии. Упругие и неупругие столкновения. Лабораторный практикум по механике

Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

2. Термодинамика и молекулярная физика (7 часов)

Основы молекулярно-кинетической теории. Закон Дальтона. Уравнение состояния идеального газа. Внутренняя энергия, теплота и работа. Теплоемкость. Первое и второе начала термодинамики. Циклические процессы. Тепловые машины.

Фазовые превращения. Влажность воздуха. Насыщенный и ненасыщенный пар.

Поверхностное натяжение. Разность давлений по разные стороны искривленной поверхности жидкости. Формула Лапласа. Лабораторный практикум по МКТ и термодинамике.

Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

3. Электростатика. Законы постоянного тока (6 часов)

Закон Кулона. Напряженность и потенциал электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Напряженность поля равномерно заряженных сферы и бесконечной плоскости. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля.

Электрические ток. Закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Закон Ома для замкнутой цепи.

Закон Джоуля-Ленца. Работа и мощность в электрической цепи.

Правила Кирхгоффа. Лабораторный практикум по электродинамике.

Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

4. Электромагнитная индукция. Колебания (6 часов)

Магнитный поток. Индуктивность. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Природа электромагнитной индукции. Энергия магнитного поля.

Периодические колебания. Гармонические колебания. Дифференциальное уравнение гармонических колебаний. Свободные и собственные колебания. Затухание. Вынужденные колебания. Резонанс.

Примеры колебательных процессов: пружинный и математический маятники, колебательный контур. Превращение энергии при колебательном движении. Исследование электромагнитных колебаний с помощью осциллографа.

Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

5. Оптика (5 часов)

Постулаты геометрической оптики. Принцип Ферма. Плоское зеркало. Приближение параксиальной оптики. Сферическое зеркало.

Вывод формулы линзы. Построение изображений, даваемых тонкими линзами. Глаз и очки. Поперечное и продольное увеличения. Лабораторный практикум по оптике.

Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

6. Физическая оптика. Элементы квантовой физики (4 часа)

Плоские и сферические волны. Сложение монохроматических волн. Интерференция волн. Примеры решения задач.

Основные соотношения релятивистской динамики.

Дефект массы. Фотоны, электроны и позитроны. Волны Луи де-Бройля. Атом Бора. Фотоэффект. Экскурсия.

Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

7. Заключительное задание (2 часа)

Задачи, предлагавшиеся в экспериментальном, теоретическом и практическом туре олимпиады. Защита проектных работ.

Тематическое планирование учебного материала

Тема занятия

Кол. часов

Форма занятия

1

Основные законы механики

6

Лекция, практическая работа, сообщение, изготовление моделей приборов

2

Термодинамика и молекулярная физика

7

Семинар, демонстрация опытов, практическая работа.

3

Электростатика. Законы постоянного тока

7

Лекция, семинар, просмотр кинофильма, самостоятельная работа

4

Электромагнитная индукция. Колебания

6

Беседа, практическая работа, самостоятельная работа

5

Оптика

5

Лекция, демонстрация и работа приборов.

6

Физическая оптика. Элементы квантовой физики

4

Лекция, сообщение, практическая работа, решение задач

7

Защита проектов

2

Семинар, защита проектных работ с ис-пользованием компьютерных технологий

8

Итоговое занятие

1

Экскурсия

Литература:

1.Учебник «Физика» А.В. Грачев, В.А. Погожев-М, Издательский центр «Вентана-Граф»

2. Учебник «Физика» Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков-М,Дрофа

3. Учебник «Физика» Г.Н. Степанова-М, «Русское слово»

4. Физическая картина мира, В.Н. Марков, Н.М. Пухов- С-П., издательство РГПУ им. А.И. Герцена

5. Учебник «Физика» О.Ф. Кабардин -М, Просвещение

6. Учебное пособие по МФТИ -М., издательство МФТИ

7. Сборник вопросов и задач по физике, Г.Н. Степанова- С-П.,СТП школа

8. Репетитор по физике, И.Л. Касаткина- Ростов -на - Дону, издательство феникс

9.Учебник «Физика» О.Ф. Кабардин- М., Просвещение

10. Сборник задач «ЕГЭ, олимпиады, экзамены в ВУЗ»- М., Издательство «Бином»

11. Методы решения физических задач, Н.И. Зорин-М., Вако

12. Правильные решения задач по физике, Н.А. Парфентьева- М., «Мир»

13.Дмитриев СИ. Сборник задач для поступающих в вузы. - М.: Учебный центр «Ориентир» при МГТУ, 1996.

14.Кашина СИ, Сезонов Ю.И. Сборник задач по физике. -М.: Высшая школа, 1980.

15.Андреева Т.А., Васильев А.Э. и др. Пособие для первокурсников и абитуриентов. - СПб.: Издательство СПбГТУ, 2001.

16.Берестов А.Т., Боргардт Н.И. и др. Абитуриенту. - М.: МИЭТ, 2002.

17.Аксёнов Н.С., Федюшин В.Б. и др. Сборник конкурсных задач - СПб.: СПбГУТ, 1997.

18.Баканина Л.П., Белонучкин В.Е. и др. Сборник задач по физике. - М.: Наука, 1975.

19.Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. - М.: Просвещение, 1974.

20.Гельгафт И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с решениями. - М: Центр «Инновации в науке, технике, образовании», 1995.

21.Гольдфарб НИ. Сборник вопросов и задач по физике. - М.: Высшая школа, 1973.

22.Слободецкий И.Ш., Орлов В.А. Всесоюзные олимпиады по физике. - М.: Просвещение, 1982.

23.Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел СМ. Сборник задач по физике 10-11 / Уч. пособ. для углубленного изучения физики в 10-11 классах. - М.: Просвещение, 2009.

24.Вениг СБ., Куликов М.Н., Шевцов В.Н. Олимпиадные задачи по физике. - М.: Вентана-Граф, 2006.


© 2010-2022