Рабочая программа по физике для 11 класса

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 41»


РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения

Протокол № 1

от «20» августа 2015г.



СОГЛАСОВАНА

на заседании

методического совета

Протокол № 1

от «21» августа 2015 г.



УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ «СОШ № 41»

_______________Н.Н. Фадеева

приказ № 164 от

«25» августа 2015 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Физика»

11 класс








Учитель: Ганова Ксения Михайловна

Квалификационная категория: нет










2015-2016 учебный год

Содержание рабочей программы


Паспорт программы ..………………………………………………………3

Пояснительная записка…………………………………………………….4-6

Содержание программы по предмету……………………………………..7

Календарно-тематическое планирование …..…………………………8-10

Требования к уровню подготовки обучающихся……………………10-12

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки………………….…………………………………………………13-16

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся………17

Лист изменений и дополнений……………………………………………18

Контрольно-измерительные материалы по курсу


Паспорт программы


Тип программы: программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного предмета.

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МБОУ «СОШ № 41» программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МБОУ «СОШ № 41» программа является основанием для определения качества реализации общего основного образования.

Категория обучающихся: учащиеся 11-х классов МБОУ « СОШ № 41»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 70 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 часа в неделю

Формы контроля: изучение учебного курса в 11 классе заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, контрольных работ, лабораторных работ, зачётов, письменных тестов, физических диктантов, защита проекта, реферата.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 №1089

  2. Феде6рального перечня учебников, рекомендованного Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

  3. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 7, 9, 32).

  4. Учебного плана МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 41» на 2015-2016 учебный год.

  5. Положение о рабочей программе учебных предметов МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 41»

  6. Программы для общеобразовательных школ: «Рабочие программы по физике 10-11 классы» /авт.-сост.

Программа включает следующие разделы: основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки выпускников.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), из которых 17 часов рассчитаны на лабораторные работы, 7 часов на контрольные работы. Остальные часы отводятся на теоретический материал и решение задач. Также проводятся самостоятельные работы и тесты для текущего контроля знаний учащихся.

Распределение часов по темам соответствует авторской программе. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике и авторской программой учебного курса.

Изучение физики в средних образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира, наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперементы, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний;

  • создание условий для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных технологий;

  • создание условий для формирования научного миропонимания и развитию мышления учащихся;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физики входит создание условий для:

  • ознакомления учащихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки; с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике и технологии;

  • усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;

  • развития мышления учащихся, для развития у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • формирования умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, пользоваться дедукцией, индукцией, методами аналогий и идеализации;

  • развития у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (электрического и теоретического, логического и интуитивного), памяти, речи, воображения;

  • формирования и развития типологических свойств личности: общих способностей, самостоятельности, коммуникативности, критичности,

  • развития способностей и интереса к физике; для развития мотивов учения.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, содержание обучения

Электродинамика (10 ч)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы.

Закон Ома для полной цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила.

Электрический ток в различных средах.

Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Самоиндукция. Индуктивность. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.


Колебания и волны (10ч)

Механические колебания: свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Электрические колебания: свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.

Оптика (13 ч)

Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Шкала электромагнитных волн.


Элементы теории относительности (3 ч)

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

Квантовая физика и элементы астрофизики (13 ч)

Световые кванты: тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Атомная физика: строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра: методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы.

Значение физики для понимания мира и развития производительных сил (1 ч)

Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.


Строение и эволюция Вселенной (10 ч)

Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна. Солнце - ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Обобщающее повторение 10 часов

Календарно - тематическое планирование


№ п./п.

Наименование раздела и тем

Количество

часов

Дата

проведения


Электродинамика (продолжение)

10



Магнитное поле.

6


1

Стационарное магнитное поле.

1

01.09-04.09

2.

Сила Ампера.

1

01.09-04.09

3.

Лабораторная работа №1«Наблюдение действия магнитного поля на ток».

1

07.09-11.09

4.

Сила Лоренца.

1

07.09-11.09

5.

Магнитные свойства вещества

1

14.09-18..09

6.

Зачет по теме «Стационарное магнитное поле»

1

14.09-18.09


Электромагнитная индукция

4


7.

Явление электромагнитной индукции.

1

21.09-25.09

8.

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

22.09-26.09

9.

Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

29.09-03.10

10.

Зачет по теме «Электромагнитная индукция»

1

29.09-03.10

Колебания и волны

10



Механические колебания

2


12.

Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника»

1

06.10-10.10


Электромагнитные колебания

3


13.

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.

1

13.10-17.10

14.

Решение задач на характеристики свободных электромагнитных колебаний

1

13.10-17.10

15

Переменный электрический ток.

1

20.10-24.10


Производство, передача и использование электрической энергии

2


16.

Трансформаторы

1

20.10-24.10

17.

Производство, передача и использование электрической энергии

1

27.10-31.10


Механические волны

1


18.

Волна. Свойства волн и основные характеристики.

1

27.10-31.10


Электромагнитные волны

3


19.

Опыты Герца.

1

10.11-14.11

20.

Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи.

1

10.11-14.11

20.

Зачет по теме «Колебания и волны»

1

17.11-21.11

Оптика

13



Световые волны

7


22.

Введение в оптику

1

17.11-21.11

23

Основные законы геометрической оптики

1

24.11-28.11

24.

Лабораторная работа №4 «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла»

1

24.11-28.11

25.

Лабораторная работа №5 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

1

01.12-05.12

26.

Дисперсия света.

1

01.12-05.12

27.

Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны».

1

08.12-12.12

28.

Лабораторная работа№7 «Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света»

1

08.12-12.12


Элементы теории относительности

3


29.

Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна.

1

15.12-19.12

31.

Элементы релятивистской динамики

1

22.12-16.12


Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности»

1

22.12-26.12


Излучения и спектры

3


32.

Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений.

1

12.01-16.01

33

Решение задач по теме «Излучение и спектры»

Лабораторная работа №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

1

12.01-16.01

34.

Зачет по теме «Оптика»

1

19.01-23.01

Квантовая физика

13



Световые кванты

3

19.01-23.01

35.

Законы фотоэффекта.

1

26.01-30.01

36.

Фотоны. Гипотеза де Бройля.

1

02.02-06.02

38.

Квантовые свойства: световое давление, химическое действие света.

1

02.02-06.02


Атомная физика

3


39.

Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света.

1

09.02-13.02

40.

Лазеры

1

09.02-13.02

41.

Зачет по теме «Световые кванты», «Атомная физика»

1

16.02-20.02


Физика атомного ядра. Элементарные частицы

7


42.

Лабораторная работа №9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

16.02-20.02

43.

Радиоактивность.

1

23.02-27.02

44.

Энергия связи атомных ядер.

1

23.02-27.02

45.

Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция.

1

02.03-04.03

46.

Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений.

1

02.03-04.03

47.

Элементарные частицы

1

09.03-13.03

48.

Зачет по теме «Физика ядра и элементы ФЭЧ».

1

09.03-13.03

49.

Физическая картина мира

1

16.03-20.03


Строение и эволюция Вселенной

10


50.

Небесная сфера. Звёздное небо.

1

16.03-20.03

51.

Законы Кеплера

1

30.03-03.04

52.

Строение Солнечной системы

1

30.03-03.04

53.

Система Земля-Луна.

1

06.04-10.04

54.

Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение.

1

06.04-10.04

55.

Физическая природа звезд

1

13.04-17.04

56.

Наша Галактика.

1

13.04-17.04

57.

Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение.

1

20.04-24.04

58.

Жизнь и разум во Вселенной

1

20.04-24.04


Обобщающее повторение

10


59.

Повторение раздела «Механика».

3

27.04-01.05

60.

Повторение разделов «Молекулярная физика» и «Термодинамика».

3

27.04-01.05

61.

Повторение раздела «Электричество и магнетизм».

2


62.

Повторение раздела «Колебания и волны»

1


63.



64.



65.



66.



67



68



69



70




Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса физики ученик должен:

Знать / понимать:

  • Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение.

  • Смысл физических величин: скорость, путь, ускорение, сила, импульс, период, частота, энергия связи, дефект масс.

  • Смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса.

Уметь:


  • Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, дисперсию, свойства ЭМВ.

  • Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, скорости, периода, частоты колебаний.

  • Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника и его частоты от длины нити, периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза.

  • Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ

  • Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях

  • Решать задачи на применение изученных физических законов

  • Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично)

  • Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

В ходе изучения курса физики 11класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

Кроме того, для текущего контроля знаний учащихся предусмотрено проведение самостоятельных и тестовых работ, занимающих от 10 до 25 минут.

Критерии оценивания устного ответа.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Критерии оценивания расчетной задачи.

Оценка 5 ставится в том случае, если получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде - в «буквенных» обозначениях;

Оценка 4 ставится, если отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины; задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины

Оценка 3 ставится, если учащимся записаны все необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями). Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

Оценка 2 ставится, если учащимся допущены грубые ошибки в исходных уравнениях.

Критерии оценивания лабораторной работы.

Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Критерии оценивания контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.



Перечень ошибок

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.

  2. Неумение выделить в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показание измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся


Литература для учителя

1. Физика. 10 класс: базовый и профильный уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин. - М. : Просвещение, 2008.

2.Физика. Задачник. 10-11 класс / А. П. Рымкевич. - М. : Дрофа, 2009.

3.Физика. Дидактические материалы. 10 класс / А. Е. Марон, Е. А. Марон - М. : «Дрофа», 2006.

4. Ерунова Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения. - М.:Просвещение,1988

5.Балаш В.А. задачи по физике и методы их решения. - М.:Просвещение,1983

6. .Гольдфарб Н.И. Физика: сборник задач. - М.:Просвещение,1997

Литература для учащихся


1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10. - М.:Просвещение,2004

2.Кабардин О.Ф. Справочные материалы. - М.:Просвещение,1991

3..Гладской В.М., Самойленко П.И. Сборник задач по физике. - М.:Дрофа,2004

4.Губанов В.В. Физика. 10класс. Тесты. - Саратов: Лицей,2004

5.Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.:Просвещение,2003

Лист изменений и дополнений

Дата изменений

Причина изменений

За счет чего произошла корректировка













1

© 2010-2022