Конспект урока по физике на тему: Давление. Единицы измерения давления

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»









КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ (7 КЛАСС)





ДАВЛЕНИЕ. ЕДИНИЦЫ ДАВЛЕНИЯ



Выполнил:

учитель физики

Чикунова Н.А.











Рязань, 2015г.

Тема урока: Давление. Единицы давления

Цель: познакомить учащихся с понятием о давлении и единицах его измерения, показать учащимся значение, которое имеет давление в природе, быту, технике.

Задачи:

  1. Обучающие:

  • Показать учащимся разницу между понятиями сила и давление.

  • В результате эксперимента формировать практические умения и освоение и понимание сущности давления.

  • Учащиеся должны уметь объяснять конкретные ситуации с точки зрения изученной темы.

  1. Развивающие:

    • Развивать способность использовать знания и умения по теме «Давление».

    • Учащиеся должны научиться правильно толковать и использовать физические термины и пополнять их запас.

  2. Воспитательные:

  • Эстетическое воспитание наглядно - демонстрационными средствами, эпиграфом, пословицей, загадкой.

Техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint

План урока во времени

  1. Оргмомент (2 минуты)

  2. Изучение нового материала. (20 минут)

  3. Закрепление материала (10 минут).

  4. Домашнее задание (5 минут)

  5. Подведение итогов урока (3 минуты)


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Учитель приветствует класс и проверяет всё ли у них готово к уроку

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку

- Регулятивные (самоконтроль)

- Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками)

- Психологическая готовность и эмоциональная настроенность учащихся на работу

Постановка темы урока и его целей (мотивационный этап)

Послушайте несколько высказываний:

- у больного повысилось давление;

- давление падает, наверно, будет дождь;

- внутри жидкости существует давление;

- защитники не выдержали давления нападающих;

- тонкий каблук женских туфель может произвести очень большое давление;

- на человека оказывали психологическое давление.

Что общего в этих высказываниях?

Верно, но это слово использовано в разных ситуациях и имеет разный смысл. Сегодня мы с вами рассмотрим один из случаев - как каблук женских туфель может произвести большое давление.

Тема урока «Давление. Единицы давления. Давление и здоровье». Наша цель-?

Внимательно слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопрос: везде употребляется слово «давление».

Записывают тему урока в тетрадях.

Цели: Изучить понятие давление, как определить, примеры (дают ответы)

- Актуализированные знания об опорных понятиях, необходимых для освоения нового учебного материала.

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

- Коммуникативные (умение выражать мысли)

- Регулятивные (планирование, целеполагание)

Изучение нового материала

Представьте, что вы отправились на лыжную прогулку. Лыжи скользят по снегу, оставляя совсем неглубокий след. Что произойдёт, если снять лыжи? Конечно, вы сразу провалитесь в снег.

Давайте разберёмся, почему это происходит. Вес, т.е сила, с которой человек давит на снег, осталась такой же. А что изменилось?

Верно. Изменилась только площадь опоры (сравните подошвы ботинок и лыжи). Значит, можно предположить, что результат действия силы зависит не только от самой силы - точки приложения, направления, модуля - но и от площади соприкосновения.

Отвечают на вопросы:

-Ноги у человека будут проваливаться в снег

- Ноги у человека по площади меньше чем лыжи.

Учащиеся делают вывод: результат действия силы зависит не только от ее модуля, направления и точки приложения, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.

- Коммуникативные (умение выражать мысли)

- Логические

- УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Отношение силы F к площади поверхности S при условии, что сила действует перпендикулярно поверхности, называется давлением.

p = F/S

Формулируют определение и записывают его в тетрадь.

Записывают формулу для расчета давления.

- Логические УУД

(самостоятельное создание способов решения) (анализ)

Давление - величина скалярная , у давления нет направления.

Сила давления - любая сила, действующая на тело перпендикулярно поверхности, чаще всего это вес тела.

Единицы измерения давления вычисляем по формуле: 1 Н/кв.м = 1 Па (паскаль). За единицу давления принимают такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м ², перпендикулярно этой поверхности. Единица давления - ньютон на квадратный метр (1 Н/ м ²).

Кроме основных единиц, используют также и приставки:

Кратные и дольные единицы:

1 кПа= 1000 Па

1Па = 0,001 кПа

1 МПа= 1000000 Па

1 Па = 0,000001 МПа

1 гПа = 100 Па

1 Па= 0,01 гПа

Записывают в тетрадь единицу давления, ее определение, а также кратные и дольные единицы

- Коммуникативные (умение выражать мысли)

- Регулятивные (планирование, целеполагание)

- Познавательные (структурирование знаний)

Единицу давления Паскаль назвали в честь Блеза Паскаля

Блез Паска́ль (1623-1662)- французский математик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.

Блез Паскаль сконструировал (1641, по другим сведениям - 1642) суммирующую машину. Один из основоположников гидростатики, установил ее основной закон.

На законе Паскаля основано действие гидравлических прессов и других гидростатических машин.

Устная работа в форме диалога.

- Познавательные (структурирование знаний)

- Коммуникативные (умение вести диалог со сверстниками и учителем)

Давайте рассмотрим некоторые значения давлений в природе и быту и как оно влияет на наше здоровье.

Демонстрация отдельных слайдов, которые могут мотивировать учащихся к подготовке проекта по изучаемой проблеме.

- Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний)

А теперь давайте попробуем выяснить как можно изменить давление. Сначала ответим на вопрос: а для чего это нужно? Вы видели, какие следы оставляют тяжёлые машины, трактора на земле? Такие глубокие колеи возникают как раз из- за высокого давления. Значит, в таких случаях его нужно снижать. Так как давление зависит от силы и площади, изменять его можно, меняя эти величины.

Зачем увеличивать давление? Попробуйте тупым ножом порезать хлеб. Чем тупой нож отличается от острого? Конечно, площадью лезвия и создаваемым давлением. Поэтому все режущие и колющие инструменты должны быть очень острыми.

Предлагают свои варианты ответов

- Познавательные (поиск и выделение необходимой информации)

- Регулятивные (целеполагание, планирование)

-Коммуникативные (принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли)

Закрепление

Для закрепления изученного материала решим несколько задач. Для этого разделимся на группы. Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить в течение 5 минут.

1 группа

Пользуясь формулой для определения давления твердого тела, решить две задачи:

  1. Определить, с какой силой оса вонзает свое жало в кожу человека, если площадь острия жала равна 3*10-16 м2, а производимое им давление составляет 3*1010 Па.

  2. Определите давление, которое оказывает на арену цирковой слон, стоящий на одной ноге. Масса слона 3500 кг, площадь подошвы 0,07 м2.

2 группа

Предложите несколько способов уменьшения и увеличения давления, выбрав 2 учеников из группы по определенному параметру.

3 группа

Примеры по теме «Давление» в бытовой жизни.

Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий.

Класс делится на 3 группы. Каждой группе дается отдельное задание на карточке.

Делают расчеты на карточке с задачами; выбирают выступающего.

- Творческое применение знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися при изучении новой темы.

- Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Рефлексия

- Оцените нашу сегодняшнюю работу на уроке.



- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели?

Анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку.

- Изучить давление, единицы давления, способы нахождения давления

- Да

- Общеучебные

- Регулятивные (оценка)

- Личностные (степень правдивости при рефлексии)

Домашнее задание

Обязательное домашнее задание - прочитать §33,34, ответить на вопросы, выучить новые определения и формулы, решить задачи индивидуального домашнего задания, количество задач и их номера вы определяете сами.

Дополнительное домашнее задание - найти информацию о площади острия шипов растений, когтей, зубов, клыков животных и о площади соприкосновения животных с землей; подготовить доклад о жизни и деятельности Блеза Паскаля.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник, тянут карточки с задачами

- Самостоятельный выбор и осмысление учащимися характера и содержания домашней работы

Список использованной литературы:

  1. Перышкин А.В. Физика: 7 класс. Учебник для общеобразовательных заведений. М:-Дрофа, 2012г.

  2. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина "Физика 7кл", Е.М.Гутник и др. М.-Дрофа 2009г.

  3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9кл. М. Просвещение.2009г.

  4. Перельман Я.И. Занимательная физика. Наука,1986г

  5. С.Б. Бобошина «Контрольные измерительные материалы», 7 класс. Изд.: «Экзамен», 2015г.


© 2010-2022