- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока по физике на тему: Давление. Единицы измерения давления
Конспект урока по физике на тему: Давление. Единицы измерения давления
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чикунова Н.А. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ (7 КЛАСС)
ДАВЛЕНИЕ. ЕДИНИЦЫ ДАВЛЕНИЯ
Выполнил:
учитель физики
Чикунова Н.А.
Рязань, 2015г.
Тема урока: Давление. Единицы давления
Цель: познакомить учащихся с понятием о давлении и единицах его измерения, показать учащимся значение, которое имеет давление в природе, быту, технике.
Задачи:
-
Обучающие:
-
Показать учащимся разницу между понятиями сила и давление.
-
В результате эксперимента формировать практические умения и освоение и понимание сущности давления.
-
Учащиеся должны уметь объяснять конкретные ситуации с точки зрения изученной темы.
-
Развивающие:
-
Развивать способность использовать знания и умения по теме «Давление».
-
Учащиеся должны научиться правильно толковать и использовать физические термины и пополнять их запас.
-
-
Воспитательные:
-
Эстетическое воспитание наглядно - демонстрационными средствами, эпиграфом, пословицей, загадкой.
Техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор
Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint
План урока во времени
-
Оргмомент (2 минуты)
-
Изучение нового материала. (20 минут)
-
Закрепление материала (10 минут).
-
Домашнее задание (5 минут)
-
Подведение итогов урока (3 минуты)
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент
Учитель приветствует класс и проверяет всё ли у них готово к уроку
Учащиеся проверяют свою готовность к уроку
- Регулятивные (самоконтроль)
- Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками)
- Психологическая готовность и эмоциональная настроенность учащихся на работу
Постановка темы урока и его целей (мотивационный этап)
Послушайте несколько высказываний:
- у больного повысилось давление;
- давление падает, наверно, будет дождь;
- внутри жидкости существует давление;
- защитники не выдержали давления нападающих;
- тонкий каблук женских туфель может произвести очень большое давление;
- на человека оказывали психологическое давление.
Что общего в этих высказываниях?
Верно, но это слово использовано в разных ситуациях и имеет разный смысл. Сегодня мы с вами рассмотрим один из случаев - как каблук женских туфель может произвести большое давление.
Тема урока «Давление. Единицы давления. Давление и здоровье». Наша цель-?
Внимательно слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопрос: везде употребляется слово «давление».
Записывают тему урока в тетрадях.
Цели: Изучить понятие давление, как определить, примеры (дают ответы)
- Актуализированные знания об опорных понятиях, необходимых для освоения нового учебного материала.
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
- Коммуникативные (умение выражать мысли)
- Регулятивные (планирование, целеполагание)
Изучение нового материала
Представьте, что вы отправились на лыжную прогулку. Лыжи скользят по снегу, оставляя совсем неглубокий след. Что произойдёт, если снять лыжи? Конечно, вы сразу провалитесь в снег.
Давайте разберёмся, почему это происходит. Вес, т.е сила, с которой человек давит на снег, осталась такой же. А что изменилось?
Верно. Изменилась только площадь опоры (сравните подошвы ботинок и лыжи). Значит, можно предположить, что результат действия силы зависит не только от самой силы - точки приложения, направления, модуля - но и от площади соприкосновения.
Отвечают на вопросы:
-Ноги у человека будут проваливаться в снег
- Ноги у человека по площади меньше чем лыжи.
Учащиеся делают вывод: результат действия силы зависит не только от ее модуля, направления и точки приложения, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.
- Коммуникативные (умение выражать мысли)
- Логические
- УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
Отношение силы F к площади поверхности S при условии, что сила действует перпендикулярно поверхности, называется давлением.
p = F/S
Формулируют определение и записывают его в тетрадь.
Записывают формулу для расчета давления.
- Логические УУД
(самостоятельное создание способов решения) (анализ)
Давление - величина скалярная , у давления нет направления.
Сила давления - любая сила, действующая на тело перпендикулярно поверхности, чаще всего это вес тела.
Единицы измерения давления вычисляем по формуле: 1 Н/кв.м = 1 Па (паскаль). За единицу давления принимают такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м ², перпендикулярно этой поверхности. Единица давления - ньютон на квадратный метр (1 Н/ м ²).
Кроме основных единиц, используют также и приставки:
Кратные и дольные единицы:
1 кПа= 1000 Па
1Па = 0,001 кПа
1 МПа= 1000000 Па
1 Па = 0,000001 МПа
1 гПа = 100 Па
1 Па= 0,01 гПа
Записывают в тетрадь единицу давления, ее определение, а также кратные и дольные единицы
- Коммуникативные (умение выражать мысли)
- Регулятивные (планирование, целеполагание)
- Познавательные (структурирование знаний)
Единицу давления Паскаль назвали в честь Блеза Паскаля
Блез Паска́ль (1623-1662)- французский математик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.
Блез Паскаль сконструировал (1641, по другим сведениям - 1642) суммирующую машину. Один из основоположников гидростатики, установил ее основной закон.
На законе Паскаля основано действие гидравлических прессов и других гидростатических машин.
Устная работа в форме диалога.
- Познавательные (структурирование знаний)
- Коммуникативные (умение вести диалог со сверстниками и учителем)
Давайте рассмотрим некоторые значения давлений в природе и быту и как оно влияет на наше здоровье.
Демонстрация отдельных слайдов, которые могут мотивировать учащихся к подготовке проекта по изучаемой проблеме.
- Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний)
А теперь давайте попробуем выяснить как можно изменить давление. Сначала ответим на вопрос: а для чего это нужно? Вы видели, какие следы оставляют тяжёлые машины, трактора на земле? Такие глубокие колеи возникают как раз из- за высокого давления. Значит, в таких случаях его нужно снижать. Так как давление зависит от силы и площади, изменять его можно, меняя эти величины.
Зачем увеличивать давление? Попробуйте тупым ножом порезать хлеб. Чем тупой нож отличается от острого? Конечно, площадью лезвия и создаваемым давлением. Поэтому все режущие и колющие инструменты должны быть очень острыми.
Предлагают свои варианты ответов
- Познавательные (поиск и выделение необходимой информации)
- Регулятивные (целеполагание, планирование)
-Коммуникативные (принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли)
Закрепление
Для закрепления изученного материала решим несколько задач. Для этого разделимся на группы. Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить в течение 5 минут.
1 группа
Пользуясь формулой для определения давления твердого тела, решить две задачи:
-
Определить, с какой силой оса вонзает свое жало в кожу человека, если площадь острия жала равна 3*10-16 м2, а производимое им давление составляет 3*1010 Па.
-
Определите давление, которое оказывает на арену цирковой слон, стоящий на одной ноге. Масса слона 3500 кг, площадь подошвы 0,07 м2.
2 группа
Предложите несколько способов уменьшения и увеличения давления, выбрав 2 учеников из группы по определенному параметру.
3 группа
Примеры по теме «Давление» в бытовой жизни.
Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий.
Класс делится на 3 группы. Каждой группе дается отдельное задание на карточке.
Делают расчеты на карточке с задачами; выбирают выступающего.
- Творческое применение знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися при изучении новой темы.
- Коммуникативные:
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
Рефлексия
- Оцените нашу сегодняшнюю работу на уроке.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли мы этой цели?
Анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку.
- Изучить давление, единицы давления, способы нахождения давления
- Да
- Общеучебные
- Регулятивные (оценка)
- Личностные (степень правдивости при рефлексии)
Домашнее задание
Обязательное домашнее задание - прочитать §33,34, ответить на вопросы, выучить новые определения и формулы, решить задачи индивидуального домашнего задания, количество задач и их номера вы определяете сами.
Дополнительное домашнее задание - найти информацию о площади острия шипов растений, когтей, зубов, клыков животных и о площади соприкосновения животных с землей; подготовить доклад о жизни и деятельности Блеза Паскаля.
Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Записывают домашнее задание в дневник, тянут карточки с задачами
- Самостоятельный выбор и осмысление учащимися характера и содержания домашней работы
Список использованной литературы:
-
Перышкин А.В. Физика: 7 класс. Учебник для общеобразовательных заведений. М:-Дрофа, 2012г.
-
Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина "Физика 7кл", Е.М.Гутник и др. М.-Дрофа 2009г.
-
Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9кл. М. Просвещение.2009г.
-
Перельман Я.И. Занимательная физика. Наука,1986г
-
С.Б. Бобошина «Контрольные измерительные материалы», 7 класс. Изд.: «Экзамен», 2015г.