Статья «Домашние экспериментальные задания как элемент творчества учащихся»

Из исследований психологии известно, что усвоение знаний основывается на непосредственных ощущениях, восприятиях и представлениях человека, получаемых при его контакте с предметами и явлениями.Главное достоинство домашних экспериментов в том, что теоретические знания и умения учащихся применяются в конкретной практической ситуации. Важным моментом является вовлечение родителей в совместную деятельность (видеосъемка действий ребенка, фотографирование этапов эксперимента, выполнение работы вместе ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Домашние экспериментальные задания по физике

как элемент творчества учащихся

Еще в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставляет без внимания и педагогические проблемы. В своем эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы - пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию - вот главное мерило».

Эти советы не потеряли актуальности и сегодня. Сейчас наблюдается эволюция образовательного пространства. В работе со школьниками на первое место выходит самостоятельная деятельность учащихся, применение ими исследовательских методов, развитие навыков структуирования этапов выполнения задания, проектная деятельность, повышение интереса к экспериментированию. Все это способствует развитию творческих способностей учащихся, развивает логическое мышление и исследовательские навыки, формирует умение самостоятельно работать. Весьма успешно это может реализоваться через применение домашнего эксперимента.

Выполнение учащимися опытов и наблюдений в домашних условиях является важным дополнением ко всем видам экспериментальных и практических работ, проводимых в школе.

Была изучена мотивация учащихся через анкетирование. Анализ ответов показал, что четко фиксируется интерес учащихся к эксперименту. 65% учащихся при изучении физики нравится демонстрация опытов, 53% учащихся при выполнении домашнего задания отдали ли бы свои предпочтения наблюдению физических явлений, 88% интересны уроки, на которых проводятся лабораторные работы. Следовательно, большинству учащихся при изучении физики нравится наблюдать за опытами, а многие не прочь проделать какие-либо опыты дома в качестве домашнего задания. Поэтому наряду с обычными домашними заданиями необходимо, чтобы учащиеся выполняли задания практического характера: наблюдение явлений в природе, выполнение качественных опытов, измерений.

Используя интерес к физическому эксперименту, мною в обучение физике введена система домашних экспериментальных работ для учащихся 7 - 9 классов.

Цель: развитие и активизация творческого мышления учащихся, овладение ими научными методами познания природы через систему творческих заданий, проблемный эксперимент, проведение наблюдений естественнонаучного содержания.

Задачи:

  • формирование умения применять законы физики при объяснении физических явлений;

  • создание положительной мотивации и повышение интереса к изучению физики;

  • формирование навыков исследовательской работы;

  • развитие логического мышления, способности прогнозировать и анализировать результат;

  • развитие индивидуальных творческих способностей каждого ученика.

Домашний эксперимент прост по выполнению и оборудованию, но, в то же время, является ценным в деле изучения и понимания физики в детском возрасте, интересен по содержанию. Результаты опыта, проведенного учениками дома, обязательно обсуждаются и анализируются на уроке. Работы учащихся не должны быть слепым подражанием установившимся шаблонам, они должны заключать в себе широчайшее проявление собственной инициативы, творчества, исканий нового.

Приветствуются следующие формы предоставления результатов выполнения домашних экспериментальных работ:

  • фотоматериалы, на которых запечатлен проводимый эксперимент;

  • видео, на котором представлено проведение эксперимента;

  • компьютерная презентация;

  • рисунки, схемы, графики, таблицы с поясняющими текстами.

Во время защиты полученных результатов домашних опытов ученик сам задает вопросы своим одноклассникам по предоставляемому им отчетному материалу.

Результаты проводимого мониторинга показывают, что «Использование учащимися различных форм предоставления результатов» распределяется следующим образом: 57% учащихся используют форму фотоотчета, 43% нравится снимать видеоотчеты, 86% учащихся владеет созданием компьютерных презентаций и часто их использует в своей учебной деятельности, 100% учащихся могут представить результаты своей деятельности в виде рисунков, схем, таблиц.

В процессе систематического выполнения домашних экспериментальных заданий учащиеся совершенствуют свои умения планировать и проводить наблюдения физических явлений, анализировать результаты наблюдений и эксперимента.

Наблюдается рост познавательных интересов учащихся. Они стали больше увлечены процессом экспериментальной деятельности, активнее принимать участие в обсуждении полученных результатов своих одноклассников.

Наблюдается рост показателей качества знаний по физике в сравнении с уровнем 7 класса на 14% и уровня обученности на 4%.

Домашние экспериментальные задания способствуют развитию у учащихся

  • интеллектуальных (сравнение, анализ, выделение главного, обобщение и другие умственные действия, связанные с исследованием и оформлением его результатов);

  • предметных ( применение физических знаний для анализа окружающих природных и технических явлений, объяснение принципа действия приборов и инструментов повседневного обихода, использование простейших инструментальных методов исследования в процессе как постановки опытов, так и эксплуатации, профилактического ремонта многочисленной бытовой техники);

  • организационно-познавательных (соблюдение правил эксплуатации технических объектов и домашнего инструмента, правил техники безопасности в бытовой и окружающей среде);

  • методологических (выделение физической сути эксперимента, планирование и проведение эксперимента, предоставление его результатов, защита правильности добытых знаний);

  • психолого-характерологических (проявление волевых усилий, осознание мотивов выполнения, самонастрой на различные виды деятельности);

  • творческих умений (приложение усвоенных знаний и умений к новой, неожиданной ситуации, нахождение проблемы в привычной ситуации, проигрывание альтернатив, вариантов решения той или иной проблемы и выбор оптимального в целях получения результата).

Подвести итог своего выступления хотелось бы словами древнегреческого философа Сократа: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай сделать мне, и я пойму».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Антуан де Сент-Экзюпери. Сочинения: в 3-х т.: Т. 2. - М.: Полярис, 1997.

  2. Рыженков А. П. Физика. Человек. Окружающая среда: Прил. к учеб. Физики для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Р. Д. Миньковой. - М.: Просвещение, 1996.

  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

  4. Хорошавин С. А. Физический эксперимент в средней школе: 6 - 7 кл. М.: Просвещение. 1988.

  5. Шилов В. Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. 7 - 9 классы. - м.: Школьная пресса, 2003.








© 2010-2022