Факультативный курс по физике ( 9-10 кл)

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2


Рассмотрена и одобрена на

заседании методического объединения

Протокол №_____от «___»_____2015г.


Согласована с

заместителем директора

______________/Т.А.Салий/

«___»_____2015 г.


Утверждена приказом

директора школы

от «__» августа 2015 года

№________________








Программа факультативного курса

«Систематизация знаний по физике »

(9-10 кл. срок реализации 35 ч.)





















Автор: Кузьмичева О.Н.



Игрим

2015г.



Пояснительная записка.

Факультативный курс в объёме 35 часов рассчитан на учащихся 9-10 классов занимающихся по учебнику «Физика-9» (А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М: «Дрофа»,2010), «Физика-10» (Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, М: «Просвещение»,2012). Программа элективного курса составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики базовой и профильной школы. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы, и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу используются вычислительные, качественные, графические задачи. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к государственной итоговой аттестации. Занятия курса направлены систематизацию знаний и на подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования (7,8 класс).

Основная задача обучения физике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой физических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение физики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их естественно - научных способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с физикой, подготовку к обучению в ВУЗе.

Для учащихся девятых классов сдача ГИА по физике не является обязательной, кроме тех случаев, когда ученик планирует продолжить обучение в специализированном физико-математическом классе или же поступать в технические вузы. Именно в этих случаях экзамен по физике приобретает актуальность.

Основные методические особенности факультативного курса:

- подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий второй и третей частей;

- работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего;

- выполненный сегодня тест, готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.

Данный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а так же для осознанного выбора профильной направленности обучения в старшей школе. Данный курс модифицированный. Он готовит учащихся для успешного усвоения факультатива

Программа курса согласована с базовым курсом и позволит подросткам углубить и расширить свои знания и умения.

Цели:

- Расширение кругозора школьников и углубление знаний по основным темам базового курса физики.

- Формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач.

- Дать учащимся представление о практическом применении законов физики к изучению физических явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире.

Задачи:

- Создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению задач.

- Формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях.

- Развитие общеучебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач.

- Развитие творческих способностей учащихся.

- Развитие коммуникативных умений работать в парах и группе.

- Показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.

Ожидаемые образовательные результаты

- Знания основных законов и понятий.

- Успешная самореализация учащихся.

- Опыт работы в коллективе.

- Умение искать, отбирать, оценивать информацию.

- Систематизация знаний.

- Возникновение потребности читать дополнительную литературу.

- Умение работать с тестами

Содержание факультативного курса

Основы кинематики (6 часов)

Путь и перемещение. Мгновенная скорость. Методы измерения скорости тел. Скорости, встречающиеся в природе и технике. Ускорение.

Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение свободного падения.

Графики, зависимости кинематических величин от времени, в равномерном и равноускоренном движениях.

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Период и частота.

Основы динамики (5 часов)

Масса. Сила. Второй закон Ньютона. Сложение сил.

Третий закон Ньютона. Прямая и обратная задачи механики.

Закон всемирного тяготения. Определение масс небесных тел.

Движение под действием силы тяжести с начальной скоростью. Движение искусственных спутников. Расчет первой космической скорости.

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Численные методы решения задач механики.

Сила трения. Сила Архимеда.

Законы сохранения в механике (2 часа).

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Механическая работа. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механических процессах.

Механические колебания и волны. Электромагнитные явления ( 5 часов)

Амплитуда, период, частота. Формула периода колебаний математического маятника. Колебания груза на пружине.

Превращения энергии при колебательном движении.

Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения. Электромагнитные явления.

Основные сведения о строении вещества (2часа)

Молекула и атом. Различия в строении веществ. Диффузия. Масса, плотность, объем. давление газов. Закон Паскаля.

Давление твердых тел жидкостей и газов (2 часа).

Давление. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление в жидкостях. Гидравлический пресс. Сообщающиеся сосуды.

Работа. Мощность .КПД.(3 часа)

Работа в физике. Мощность. Простые механизмы. КПД механизмов. Энергия. Закон сохранения энергии.

Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества.(4 часа).

Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Расчет количества теплоты в разных тепловых процессах. Закон сохранения энергии (тепловой баланс).

Электрические явления(3 часа).

Электрический заряд. Сила тока. Напряжение. Сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Работа тока. Мощность тока.

Световые явления (3 часа).

Законы распространения света. Оптические приборы.

Тематическое планирование


Дата проведения

Тема

Кол-во

часов

Основы кинематики (6 часов)


1

04.09

Равномерное прямолинейное движение

1

2

11.09

Равноускоренное движение. Ускорение.

1

3

18.09

Скорость равноускоренного движения

1

4

25.09

Перемещение равноускоренного движения

1

5

02.10

Графики движения

1

6

09.10

Тестовые задачи по разделу

1

Основы динамики (5 часов)


7

16.10

Инерциальные системы. Первый закон Ньютона

1

8

23.10

Второй и третий законы Ньютона

1

9

30.10

Свободное падение тел. Закон всемирного тяготения

1

10

13.11

Сила упругости. Закон Гука

1

11

20.11

Тестовые задачи по разделу.


Законы сохранения в механике (2 часа).


12

27.11

Импульс тела

1

13

04.12

Закон сохранения импульса тела

1

Механические колебания и волны .Электромагнитные явления ( 5 часов)


14

11.12

Колебательное движение. Величины характеризующие колебательное движение.

1

15

18.12

Гармонические колебания

1

16

25.12

Превращения энергии при колебательном движении.

1

17

15.01

Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения

1

18

22.01

Электромагнитные явления. Тестовые задачи

1

Основные сведения о строении вещества (2часа)


19

29.01

Молекула и атом. Различия в строении веществ. Диффузия

1

20

05.02

Масса, плотность, объем. Тестовые задачи

1

Давление твердых тел жидкостей и газов (2 часа).


21

12.02

Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля.

1

22

19.02

Гидравлический пресс. Сообщающиеся сосуды.

1

Работа. Мощность .КПД.(3 часа)


23

26.02

Работа и мощность.

1

24

04.03

Простые механизмы. КПД механизмов

1

25

11.03

Энергия. Закон сохранения энергии. Тесты.

1

Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества.(4 часа).


26

18.03

Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты

1

27

01.04

Расчет количества теплоты в разных тепловых процессах.

1

28

08.04

Закон сохранения энергии (тепловой баланс).

1

29

15.04

Тестовые задачи по разделу

1

Электрические явления(3 часа).


30

22.04

Электрический заряд. Сила тока. Напряжение

1

31

29.04

Сопротивление. Закон Ома для участка цепи.

1

32

06.05

Работа тока. Мощность тока.

1

Световые явления (3 часа).


33

13.05

Законы распространения света.

1

34

20.05

Оптические приборы.

1

35

27.05

Тестовые задачи по разделу

1



Перечень учебно - методического обеспечения

Программа основного общего образования.

Учебник «Физика-9» (А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М: «Дрофа»,2010)

Учебник «Физика-10» (Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, М:

Сборник задач по физике: для 9-11 кл. общеобразов. учреждений. Сост . Г.Н.Степанова.-2-ое изд.- М.: Просвещение , 1996

Дидактический материал 9-10 класс

Контрольно-измерительные материалы 9-10 класс































© 2010-2022