• Преподавателю
  • Физика
  • Рабочая программа по физике 10-11классы по учебнику авторов Мякишев, Буховцев, Чаругин

Рабочая программа по физике 10-11классы по учебнику авторов Мякишев, Буховцев, Чаругин

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике в 10 - 11-м классах составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы»; Составители: П.Г. Саенко, В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов; «Просвещение», 2007 г; («Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни), авторы программы В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова), федерального перечня учебников, рекомендованном Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, авторского тематического планирования учебного материала основной общеобразовательной программы.

Для реализации программы используется учебники: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин, Физика - 10, М.: Просвещение, 2014 г, Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин, Физика - 11, М.: Просвещение, 2014 г.

Срок реализации программы- 2 года.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Задачи учебного предмета

Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:

  • формирования основ научного мировоззрения

  • развития интеллектуальных способностей учащихся

  • развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики

  • знакомство с методами научного познания окружающего мира

  • постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению

  • вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире

Курс физики в программе структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физики в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом (расширенном) уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Школьным учебным планом на изучение физики в средней школе на базовом (расширенном) уровне отводится 204 часов. В том числе в 10 классе - 102 часов, в 11 классе - 102 учебных часа из расчета 3 учебных часа в неделю.

Увеличено количество часов на изучение следующих тем:

в 10 классе


урока

Тема по программе.

ККоличество часов по программе.

ДДополнительные часы


Введение. Физика и методы научного познания мира

1



Механика.

22

10


Кинематика. Кинематика твердого тела.

7

3

Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения. Решение задач.

1

Свободное падение тел. Решение задач.

1

Кинематика. Кинематика твердого тела. Решение задач.

1

Динамика и силы в природе.

8

4

Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение. Решение задач.

1

Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение. Решение задач.

1

Силы в механике. Гравитационные силы. Вес тела. Решение задач.

1

Силы трения. Решение задач.

1

Законы сохранения в механике.

7

3

Закон сохранения импульса. Решение задач.

1

Закон сохранения энергии в механике. Решение задач.

1

Законы сохранения в механике. Решение задач.

1

Молекулярная физика. Термодинамика.

21

11

Основы молекулярной физики.

9

5

Характеристики молекул и их систем. Решение задач.

1

Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. Решение задач.

11

Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева - Клапейрона). Решение задач.

1

Газовые законы. Решение задач.

1

Основы молекулярной физики. Решение задач.

1

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела.

4

2

Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости. Решение задач.

1

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела. Решение задач.

1

Термодинамика.

8

4

Теплопередача. Количество теплоты. Решение задач.

1

Первый закон термодинамики. Решение задач.

1

Второй закон термодинамики. Решение задач.

1

Термодинамика. Решение задач.

1

Электродинамика.

21

13

Электростатика.

8

3

Закон Кулона. Решение задач.

1

Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Решение задач.

1

Электростатика. Решение задач.

1

Постоянный электрический ток.

7

7

Закон Ома для участка цепи.

1

Последовательное и параллельное соединения проводников. Решение задач.

1

Работа и мощность постоянного тока. Решение задач.

1

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Решение задач.

1

Постоянный электрический ток. Решение задач.

1

Постоянный электрический ток. Решение задач.

1

Постоянный электрический ток. Контрольная работа.

1

Электрический ток в различных средах.

66

33

Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках. Решение задач.

1

Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях. Решение задач.

1

Электрический ток в различных средах. Решение задач.

1

Повторение.

3

1

Повторение. Решение задач.

1

ИТОГО

68

34


102ч

в 11 классе

урока

Тема по программе.

Количество часов по программе.

Дополнительные часы

Электродинамика (продолжение)

10

7

Магнитное поле.

6

4

Сила Ампера. Решение задач.

1

Сила Лоренца. Решение задач.

1

Магнитное поле. Решение задач.

1

Обобщающе-повторительное занятие по теме «Магнитное поле».

1

Электромагнитная индукция.

4

3

Явление электромагнитной индукции. Решение задач.

1

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Решение задач.

1

Электромагнитная индукция. Решение задач.

1

Колебания и волны

10

7

Механические колебания.

1

1

Свободные и вынужденные механические колебания. Математический маятник.

1

Электромагнитные колебания.

3

3

Переменный электрический ток. Решение задач.

1

Электромагнитные колебания. Решение задач.

1

Электромагнитные колебания. Решение задач.

1


Производство, передача и использование электрической энергии.

2

-


Механические волны.

1

1

Волна. Свойства волн и основные характеристики. Решение задач.

1


Электромагнитные волны

3

2

Опыты Герца. Решение задач.

1

Механические и электромагнитные волны. Решение задач.

1


Оптика.

13

9


Световые волны.

7

7

Основные законы геометрической оптики. Решение задач.

1

Линзы.

1

Формула тонкой линзы.

1

Оптическая сила и фокусное расстояние собирающей линзы. Решение задач.

1

Интерференция волн.

1

Дифракция механических и световых волн.

1

Поляризация света.

1


Элементы теории относительности.

3

1

Основы теории относительности. Решение задач.

1


Излучение и спектры.

3

1

Излучение и спектры. Решение задач.

1


Квантовая физика.

13

10


Световые кванты.

3

3

Законы фотоэффекта. Решение задач.

1

Применение фотоэффекта на практике.

1

Световые кванты. Решение задач.

1


Атомная физика.

3

4

Строение атома. Опыты Резерфорда.

1

Квантовые постулаты Бора. Решение задач.

1

Атомная физика. Решение задач.

1

Обобщающе-повторительное занятие по темам «Световые кванты», «Атомная физика», коррекция.

1


Физика атомного ядра. Элементарные частицы.

7

3

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц.

1

Радиоактивность. Решение задач.

1

Энергия связи атомных ядер. Решение задач.

1


Строение и эволюция Вселенной.

10

-


Обобщающее повторение.

11

1

Строение и эволюция вселенной.



ИТОГО

68

34



102 ч

Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся непрофилированной средней школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета. Увеличение часов направлено на усиление общеобразовательной подготовки, для закрепления теоретических знаний практическими умениями применять полученные знания на практике (решение задач на применение физических законов) и расширения спектра образования интересов учащихся.

В рабочей программе выделен заключительный раздел "Повторение", что способствует систематизации знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся. Обобщающее повторение проводится в соответствии со структурой рабочей программы, за основу берутся изученные фундаментальные теории, подчеркивается роль эксперимента, гипотез и моделей.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.



Основное содержание

физика,10-11 классы

1. Физика и методы научного познания

Цель физики. Экспериментальный характер физи­ки. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Теория. Принцип соответствия. Роль математики в физике. Прибли­женный характер физических законов. Научное ми­ровоззрение.

2. Механика

Кинематика. Механическое движение. Материаль­ная точка. Относительность механического движе­ния. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямо­линейное движение с постоянным ускорением. Сво­бодное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Динамика. Основное утверждение механики. Пер­вый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона, Принцип от­носительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирно­го тяготения. Первая космическая скорость. Сила тя­жести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энер­гия. Закон сохранения механической энергии.

Фронтальные лабораторные работы

1. «Измерение ускорения сво­бодного падения»

2. «Изучение закона сохранения механической энергии».

3. Молекулярная физика. Термодинамика

Основы молекулярной физики. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодейст­вия молекул. Строение газообразных, жидких и твер­дых тел. Тепловое движение молекул.

Температура. Энергия теплового движения моле­кул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура - мера сред­ней кинетической энергии молекул.

Уравнение состояния идеального газа.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики. Теплодвигатели и охрана окружающей среды. КПД двига­телей.

Жидкие и твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Относительная влажность. Крис­таллические и аморфные тела.

Фронтальные лабораторные работы:

1. Опытная проверка закона Гей - Люссака.

4. Основы электродинамики

Электростатика. Электрический заряд и элемен­тарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напря­женность электрического поля. Принцип суперпози­ции полей. Потенциал и разность потенциалов. Конденсаторы.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электриче­ские цепи. Последовательное и параллельное соеди­нения проводников. Работа и мощность тока. Элек­тродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электри­ческий ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводни­ки. Собственная и примесная проводимость полупро­водников, р-п-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Элект­рический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнит­ное поле. Сила Ампера. Сила Лоренца.

Фронтальные лабораторные работы:

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Электромагнитная индукция

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Фронтальные лабораторные работы

1. «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

2. «Изучение явления электромагнитной индукции».

Демонстрации:

  • Взаимодействие параллельных токов.

  • Действие магнитного поля на ток.

  • Устройство и действие амперметра и вольтметра.

  • Отклонение электронного пучка магнитным полем.

  • Электромагнитная индукция.

  • Правило Ленца.

  • Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

  • Самоиндукция.

  • Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы цели и от индуктивности проводника.

2. Колебания и волны (17ч)

Механические колебания.

Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колеба­ния. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Электромагнитные колебания.

Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электри­ческих колебаний. Вынужденные колебания. Пере­менный электрический ток. Емкость и индуктив­ность в цепи переменного тока. Мощность в цепи пе­ременного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электри­ческой энергии. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энер­гии.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения вол­ны. Звуковые волны. Интерференция воли. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Электромагнитные волны. Излучение электромаг­нитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.

Фронтальные лабораторные работы

  1. «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».


Демонстрации:

  • Свободные электромагнитные колебания низкой частоты в колебательном контуре.

  • Зависимость частоты свободных электромагнитных колебаний от электроемкости и индуктивности контура.

  • Незатухающие электромагнитные колебания в генераторе на транзисторе.

  • Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

  • Устройство и принцип действия генератора переменного тока (на модели).

  • Осциллограммы переменною тока

  • Устройство и принцип действия трансформатора

  • Передача электрической энергии на расстояние с мощью понижающего и повышающего трансформатора.

  • Электрический резонанс.

  • Излучение и прием электромагнитных волн.

  • Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.

5. Оптика

Световые волны

Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Линзы. Построение изображений с помощью линз. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Скорость света и методы ее измерения, Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Демонстрации:

  • Законы преломления света.

  • Полное отражение. .

  • Получение интерференционных полос.

  • Дифракция света на тонкой нити.

  • Дифракция света на узкой щели.

  • Разложение света в спектр с помощью дифракционной решетки.

  • Поляризация света поляроидами.

  • Применение поляроидов для изучения механических напряжений в деталях конструкций.

Элементы теории относительности.

Постулаты теории относительности. Принцип от­носительности Эйнштейна. Постоянство скорости све­та. Пространство и время в специальной теории отно­сительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.

Излучение и спектры.

Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральный анализ. Шкала электромагнитных волн.

Демонстрации:

  • Невидимые излучения в спектре нагретого тела.

  • Свойства инфракрасного излучения.

  • Свойства ультрафиолетового излучения.

  • Шкала электромагнитных излучений (таблица).

  • Зависимость плотности потока излучения от расстояния до точечного источника.

Фронтальные лабораторные работы

1.«Измерение показателя преломления стекла».

2. «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

3. «Измерение длины световой волны».

4. «Оценка дифракционной ёмкости компакт - диска (СD)»

5. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

6. Квантовая физика

Световые кванты.

Постоян­ная Планка. Гипотеза Планка о квантах Фотоэффект. Фотоны. Применение фотоэффекта. Фотоны. Корпускулярно-волновой дуализм. Давление света. Химическое действие света.

Демонстрации:

  • Фотоэлектрический эффект на установке с цинковой платиной.

  • Законы внешнего фотоэффекта.

  • Устройство и действие полупроводникового и вакуумного фотоэлементов.

  • Устройство и действие фотореле на фотоэлементе.

Атомная физика.

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. [Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра.] Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярное волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра.

Методы регистрации эле­ментарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протон-нейтронная мо­дель строения атомного ядра. Энергия связи ну­клонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. [Доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы: частицы и античастицы. Фундаментальные взаимодействия]

Демонстрации:

Модель опыта Резерфорда.

Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Фронтальные лабораторные работы

«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Значение физики для развития мира и развития производительных сил общества

7. Астрономия

Строение и эволюция Вселенной.

Небесная сфера. Законы Кеплера. Система Земля-Луна. Физическая природа планет и малых тел. Тела солнечной системы. Солнце. Основные характеристики звёзд.

Млечный путь - наша Галактика. Галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Вселенной, солнца и звезд.

8. Повторение





Учебно-тематическое планирование

Физика, 10 класс

(3ч в неделю, всего 102 ч)

Тема

Кол-во часов

К/р

Л/р

1

Введение. Основные особенности физического метода исследования

1



2

Механика

32

3

2


Кинематика. Кинематика твердого тела

10

1



Динамика и силы в природе

12

1

1


Законы сохранения в механике

10

1

1

3

Молекулярная физика. Термодинамика

32

3

1


Основы молекулярной физики

14

1

1


Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

6

1



Термодинамика

12

1


4

Электродинамика

34

3

2


Электростатика

11

1



Постоянный электрический ток

14

1

2


Электрический ток в различных средах

9

1


5

Повторение (Резерв)

3




ИТОГО:

102

9

5


Физика, 11 класс

(3ч в неделю, всего 102 ч)

Тема

Кол-во часов

К/р

Л/р

1

Электродинамика

17

2

2


Магнитное поле

10

1

1


Электромагнитная индукция

7

1

1

2

Колебания и волны

17

1

1


Механические колебания

2


1


Электромагнитные колебания

6




Производство, передача и использование электрической энергии.

2




Механические волны

2




Электромагнитные волны

5

1


3

Оптика

22

1

5


Световые волны

14


4


Элементы теории относительности

4




Излучение и спектры

4

1

1

4

Квантовая физика

23

2

1


Световые кванты

6




Атомная физика

7

1



Физика атомного ядра. Элементарные частицы

10

1

1


Значение физики для развития мира и развития производительных сил общества

1




Строение и эволюция Вселенной

10




Обобщающее повторение

12









ИТОГО:

102

6

9



Контрольные работы

Тема

1

Кинематика. Кинематика твердого тела

2

Динамика и силы в природе

3

Законы сохранения в механике

4

Основы молекулярной физики

5

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

6

Термодинамика.

7

Электроемкость. Энергия электрического поля конденсатора

8

Постоянный электрический ток

9

Электрический ток в различных средах

10

Магнитное поле

11

Электромагнитная индукция

12

Колебания и волны

13

Излучение и спектры

14

Световые кванты. Атомная физика.

15

Физика ядра и элементы ФЭЧ

Лабораторные работы

Тема

1

Изучение движения тел по окружности под действием силы тя­жести и упругости

2

Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии

3

Опытная проверка закона Гей-Люссака

4

Изучение последовательного и параллельного соединений проводников

5

Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

6

Наблюдение действия

магнитного поля на ток

7

Изучение явления электромагнитной индукции

8

Определение ускорения свободного падения с помощью маятника

9

Измерение показателя преломления стекла

10

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

11

Измерение длины световой волны

12

Оценка информационной ёмкости компакт-диска (СD)

13

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров

14

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям





































Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения физики на базовом (расширенном) уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

  • уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.










Проверка знаний учащихся

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

Учебно-методическое обеспечение

Список литературы (основной и дополнительной)

  1. «Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы»; Составители: П.Г. Саенко, В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов- М,:«Просвещение», 2007 г

  2. Физика,10 класс, Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев,В.М. Чаругин-М.: Просвещение, 2014 г

  3. Физика,11 класс, Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев,В.М. Чаругин-М.: Просвещение, 2014 г

  4. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 - 11 класс. - М.: Дрофа, 2009 г.

  5. Сборник задач по физике. 10-11классыН.А.Парфентьева- М.: Просвещение, 2014 г

  6. Физика. Поурочные разработки. 11 класс:пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Ю.А. Сауров- М: Просвещение,2010.

  7. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике.10 класс.- М.:ВАКО,2014

  8. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике.11 класс.- М.:ВАКО,2014

  9. Физический эксперимент в средней школе. Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. (Оптика, квантовая физика, ядерная физика)

  10. Физический эксперимент в средней школе. Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов. (Молекулярная физика)

  11. А. Н. Мансуров, Н. А. Мансуров. Физика 10-11 (книга для учителя)

  12. Физический эксперимент в средней школе. С. А. Хорошавин.

  13. Громцева О.И. Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике.

11 класс.-М.:Экзамен,2012.

Цифровые образовательные ресурсы:

п/п

Наименование

Издательство

Библиотека наглядных пособий

1

1 с: школа. Физика, 7- 11 кл

дрофа


1 с: Физика. Библиотека наглядных пособий, 7- 11 кл

дрофа

2

Интерактивный курс физики для 7- 11 кл

физикон

3

Живая физика

Институт новых технологий

4

Физика 7-11 кл

Кирилл и Мефодий

5

Открытая физика 1.1

физикон

6

«Астрономия» 9-10 кл

физикон

7

Презентации уроков по физике

(собственные)

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

Используется учебное и лабораторное оборудование, имеющееся в кабинете (см паспорт кабинета) рекомендованное Министерством образования РФ.

Календарно-тематическое планирование

10 класс

(3ч в неделю, всего 102часов)

урока

Наименования разделов и тем

Дата по плану

Дата по факту


Введение. Физика и методы научного познания мира(1ч)



1/1

Физика и познание мира


Механика (32 ч).




Кинематика. Кинематика твердого тела (10 ч).



2/1

Основные понятия кинематики.

3/2

Скорость. Равномерное прямолинейное движение.

4/3

Относительность механического движения. .Принцип относительности в механике.

5/4

Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения.

6/5

Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения. Решение задач.

7/6

Свободное падение тел - частный случай.

8/7

Свободное падение тел. Решение задач.

9/8

Равномерное движение точки по окружности.

10/9

Кинематика. Кинематика твердого тела. Решение задач.

11/10

Контрольная работа № 1. «Кинематика. Кинематика твердого тела».


Динамика и силы в природе (12 ч)

12/1

Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение.

13/2

Решение задач на законы Ньютона.

14/3

Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение. Решение задач.

15/4

Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение. Решение задач.

16/5

Силы в механике. Гравитационные силы.

17/6

Сила тяжести и вес.

18/7

Силы в механике. Гравитационные силы. Вес тела. Решение задач.

19/8

Силы упругости - силы электромагнитной природы.

20/9

Лабораторная работа №1. «Изучение движения тел по окружности под действием силы тя­жести и упругости».

21/10

Силы трения.

22/11

Силы трения. Решение задач.

23/12

Контрольная работа №2. «Динамика и силы в природе».


Законы сохранения в механике (10 ч).



24/1

Закон сохранения импульса.

25/2

Закон сохранения импульса. Решение задач.

26/3

Реактивное движение.

27/4

Работа силы (механическая работа).

28/5

Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии.

29/6

Закон сохранения энергии в механике.

30/7

Лабораторная работа №2. «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии».

31/8

Закон сохранения энергии в механике. Решение задач.

32/9

Законы сохранения в механике. Решение задач.

33/10

Контрольная работа №3. «Законы сохранения в механике».


Молекулярная физика. Термодинамика (32 ч).




Основы молекулярной физики (14 ч).



34/1

Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) и их опытное обоснование.

35/2

Решение задач на характеристики молекул и их систем

36/3

Характеристики молекул и их систем. Решение задач.

37/4

Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа.

38/5

Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. Решение задач.

39/6

Температура.

40/7

Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева - Клапейрона)

41/8

Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева - Клапейрона). Решение задач.

42/9

Газовые законы.

43/10

Газовые законы. Решение задач.

44/11

Решение задач на уравнение Менделеева - Клапейрона и газовые законы.

45/12

Лабораторная работа №3. «Опытная проверка закона Гей-Люссака».

46/13

Основы молекулярной физики. Решение задач.

47/14

Контрольная работа №4. «Основы молекулярной физики».


Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела (6ч).



48/1

Реальный газ. Воздух. Пар.

49/2

Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости.

50/3

Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости. Решение задач.

51/4

Твердое состояние вещества.

52/5

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела. Решение задач.

53/6

Контрольная работа №5. «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела».


Термодинамика (12 ч).

54/1

Термодинамика как фундаментальная физическая теория

55/2

Работа в термодинамике.

56/3

Решение задач на расчет работы в термодинамической системе.

57/4

Теплопередача. Количество теплоты

58/5

Теплопередача. Количество теплоты. Решение задач.

59/6

Первый закон (начало) термодинамики.

60/7

Первый закон термодинамики. Решение задач.

61/8

Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики.

62/9

Второй закон термодинамики. Решение задач.

63/10

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды

64/11

Термодинамика. Решение задач.

65/12

Контрольная работа №6. «Термодинамика. Контрольная работа».


Электродинамика (34 ч).


Электростатика (11 ч).

66/1

Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория.

67/2

Закон Кулона.

68/3

Закон Кулона. Решение задач.

69/4

Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия

70/5

Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции.

71/6

Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

72/7

Энергетические характеристики электростатического поля.

73/8

Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

74/9

Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Решение задач.

75/10

Электростатика. Решение задач.

76/11

Контрольная работа №7. «Электроемкость. Энергия электрического поля конденсатора».


Постоянный электрический ток (14 ч).

77/1

Стационарное электрическое поле

78/2

Закон Ома для участка цепи.

79/3

Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи.

80/4

Решение задач на расчет электрических цепей.

81/5

Лабораторная работа №4. «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников».

82/6

Последовательное и параллельное соединения проводников. Решение задач.

83/7

Работа и мощность постоянного тока.

84/8

Работа и мощность постоянного тока. Решение задач.

85/9

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

86/10

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Решение задач.

87/11

Лабораторная работа №5. «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

88/12

Постоянный электрический ток. Решение задач.

89/13

Постоянный электрический ток. Решение задач.

90/14

Контрольная работа №8. «Постоянный электрический ток».


Электрический ток в различных средах (9 ч).

91/1

Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах».

92/2

Электрический ток в металлах.

93/3

Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках.

94/4

Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках. Решение задач.

95/5

Закономерности протекания тока в вакууме.

96/6

Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях.

97/7

Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях. Решение задач.

98/8

Электрический ток в различных средах. Решение задач.

99/9

Контрольная работа №9. «Электрический ток в различных средах».


Повторение (Резерв) (3 ч).

100/1

Механика. Решение задач.

101/2

Молекулярная физика. Решение задач.

102/3

Электродинамика. Решение задач.





































Календарно-тематическое планирование

11 класс

(3 ч в неделю, всего 102ч)

урока

Наименования разделов и тем

Дата по плану

Дата по факту

Электродинамика (продолжение) (17 ч)



Магнитное поле (10 ч)



1/1

Стационарное магнитное поле.

2/2

Сила Ампера.

3/3

Сила Ампера. Решение задач.

4/4

Лабораторная работа №1. «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

5/5

Сила Лоренца.

6/6

Сила Лоренца. Решение задач.

7/7

Магнитные свойства вещества.

8/8

Магнитное поле. Решение задач.

9/9

Обобщающе-повторительное занятие по теме «Магнитное поле».

10/10

Контрольная работа №1. «Магнитное поле».

Электромагнитная индукция (7 ч)

11/1

Явление электромагнитной индукции

12/2

Явление электромагнитной индукции. Решение задач.

13/3

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

14/4

Лабораторная работа №2. «Изучение явления электромагнитной индукции».

15/5

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Решение задач.

16/6

Электромагнитная индукция. Решение задач.

17/7

Контрольная работа №2. «Электромагнитная индукция».

Колебания и волны (17 ч)

Механические колебания (2)

18/1

Свободные и вынужденные механические колебания. Математический маятник.

19/2

Лабораторная работа №3. «Определение ускорения свободного падения с помощью маятника».

Электромагнитные колебания (6 ч)

20/1

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.

21/2

Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний.

22/3

Переменный электрический ток.

23/4

Переменный электрический ток. Решение задач.

24/5

Электромагнитные колебания. Решение задач.

25/6

Электромагнитные колебания. Решение задач.

Производство, передача и использование электрической энергии. (2 ч).



26/1

Трансформаторы.

27/2

Производство, передача и использование электрической энергии.

Механические волны (2ч).

28/1

Волна. Свойства волн и основные характеристики.

29/2

Волна. Свойства волн и основные характеристики. Решение задач.

Электромагнитные волны (5 ч).

30/1

Опыты Герца.

31/2

Опыты Герца. Решение задач.

32/3

Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи.

33/4

Механические и электромагнитные волны. Решение задач.

34/5

Контрольная работа №3. «Колебания и волны».

Оптика (22 ч).



Световые волны (14 ч).



35/1

Введение в оптику.

36/2

Основные законы геометрической оптики

37/3

Основные законы геометрической оптики. Решение задач.

38/4

Лабораторная работа №4. «Измерение показателя преломления стекла».

39/5

Линзы.

40/6

Формула тонкой линзы.

41/7

Лабораторная работа №5. «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

42/8

Оптическая сила и фокусное расстояние собирающей линзы. Решение задач.

43/9

Дисперсия света.

44/10

Лабораторная работа №6. «Измерение длины световой волны».

45/11

Интерференция волн.

46/12

Дифракция механических и световых волн.

47/13

Поляризация света.

48/14

Лабораторная работа №7. «Оценка информационной ёмкости компакт-диска(СD)».


Элементы теории относительности (4 ч).



49/1

Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна.

50/2

Элементы релятивистской динамики.

51/3

Основы теории относительности. Решение задач.

52/4

Обобщающее-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности».

Излучение и спектры (4 ч).

53/1

Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений.

54/2

Излучение и спектры. Решение задач.

55/3

Лабораторная работа №8. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

56/4

Контрольная работа №4. «Излучение и спектры».

Квантовая физика (23 ч).

Световые кванты (6 ч).

57/1

Законы фотоэффекта.

58/2

Законы фотоэффекта. Решение задач.

59/3

Фотоны. Гипотеза де Бройля

60/4

Применение фотоэффекта на практике.

61/5

Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света.

62/6

Световые кванты. Решение задач.

Атомная физика (7 ч).

63/1

Строение атома. Опыты Резерфорда.

64/2

Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом.

65/3

Квантовые постулаты Бора. Решение задач.

66/4

Лазеры.

67/5

Атомная физика. Решение задач.

68/6

Обобщающе-повторительное занятие по темам «Световые кванты», «Атомная физика», коррекция.

69/7

Контрольная работа №5. «Световые кванты. Атомная физика».

Физика атомного ядра. Элементарные частицы (10 ч)

70/1

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц.

71/2

Лабораторная работа №9. «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

72/3

Радиоактивность.

73/4

Радиоактивность. Решение задач.

74/5

Энергия связи атомных ядер.

75/6

Энергия связи атомных ядер. Решение задач.

76/7

Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция.

77/8

Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений.

78/9

Элементарные частицы

79/10

Контрольная работа №6. «Физика ядра и элементы ФЭЧ».

Значение физики для развития мира и развития производительных сил общества (1 ч).

80/1

Физическая картина мира.

Строение и эволюция Вселенной (10 ч)

81/1

Небесная сфера. Звездное небо.

82/2

Законы Кеплера.

83/3

Строение Солнечной системы

84/4

Система Земля - Луна

85/5

Общие сведения о Солнце, его источники

энергии и внутреннее строение.

86/6

Физическая природа звезд.

87/7

Наша Галактика.

88/8

Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение.

89/9

Строение и эволюция Вселенной.

90/10

Жизнь и разум во Вселенной.

Обобщающее повторение (12 ч)

91/1

Кинематика. Кинематика твердого тела.

92/2

Динамика и силы в природе. Законы сохранения в механике.

93/3

Основы молекулярной физики. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

94/4

Термодинамика.

95/5

Электростатика. Постоянный электрический ток.

96/6

Электрический ток в различных средах.

97/7

Магнитное поле. Электромагнитная индукция.

98/8

Механические колебания. Электромагнитные колебания. Производство, передача и использование электрической энергии

99/9

Механические волны. Электромагнитные волны.

100/10

Световые волны. Элементы теории относительности. Излучение и спектры

101/11

Световые кванты. Атомная физика. Физика атомного ядра. Элементарные частицы

102/12

Строение и эволюция вселенной.



Рабочая программа по физике 10-11классы по учебнику авторов Мякишев,, Буховцев, Чаругин

© 2010-2022