Рабочая программа по физике для 11 класса

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пусошурская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено на заседании школьного

методического объединения

протокол № от

Принято на заседании Педагогического совета

протокол № от

Утверждаю:

Директор А.Г.Баженов

приказ № от

Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования









Рабочая программа по предмету


«Физика»


11 класса


Составитель: Князев Андрей Серафимович











2015-2016 г.

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания общего образования, так же в соответствии с Базисным планом общеобразовательных учреждений и предназначена для изучения физики в 11 классах по учебнику «Физика 11 класс», авторы: Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, /.М., Просвещение, 2009, на основе программы среднего (полного) общего образования по физике (автор В. А. Касьянов). Базовый уровень (допущена Министерством образования РФ). Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 (2 часа в неделю) часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В программе возможна перестановка тем уроков.

Таким образом, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Изучение физики в общеобразовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В результате изучения физики в 11 классе на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффект;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;

приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.



11 класс

(70 ч, 2 ч в неделю)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Название темы

Кол.

Час

1

Магнитное поле

4

2

Электромагнитная индукция

5

3

Механические колебания

3

4

Электромагнитные колебания

5

5

Производство, передача и использование электрической энергии

2

6

Механические волны

2

7

Электромагнитные волны

3

8

Световые волны

9

9

Элементы теории относительности

2

10

Излучения и спектры

3

11

Световые кванты

3

12

Атомная физика

2

13

Физика атомного ядра

7

14

Элементарные частицы

1

15

Значение физики для объяснения мира и развития производственных сил общества

1

16

Солнечная система

4

17

Лабораторные работы

6

18

Контрольные работы

6

Итого

68





Дата

п/п

Тема урока

Минимум объема информации на тему урока

Уметь

Вид

контроля

  1. Магнитное поле (5 часов)

1

1.Повторный инструктаж по ТБ. ИОТ № 4/1. Взаимодействие токов

Взаимодействие проводников с током. Магнитные взаимодействия, магнитные силы. Магнитное поле. Основное свойство магнитного поля. Магнитное поле тока.

Описывать и объяснять физические явления и свойства тел

Опрос

2

2.Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции.

Индукция магнитного поля. Направление вектора магнитной индукции. «Правило буравчика». Линии магнитной индукции. Магнитное поле прямого и кругового токов, поле соленоида. Вихревой характер магнитного поля

Опрос

3

3.Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера Лабораторная работа №1.

«Наблюдение действия магнитного поля на ток». ИОТ №2

Сила Ампера. Экспериментальное обоснование закона Ампера. «Правило левой руки»

Инструктаж № 2. Выполнение работы

Отчет по работе. вихревое

4

4.Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца

Сила Лоренца. Вывод формулы силы Лоренца. Правило для определения направления силы Лоренца. Применение силы Лоренца

Решение задач

5

5.Обобщающий урок по теме «Магнитное поле»

Намагничивание вещества. Гипотеза Ампера температура Кюри. Ферромагнетики. Применение ферромагнетиков

Сам-я работа

2. Электромагнитная индукция (7 часов)

6

1.Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток

Сущность явления ЭМИ. Опыты Фарадея. Магнитный поток: определение, формула, единица измерения. Явление электромагнитной индукции.

Описывать и объяснять физическое явление электромагнитной индукции; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных. Проводить опыты по исследованию явления электромагнитной индукции

Опрос

7

2.Направление индукционного тока. Правило Ленца

Взаимодействие индукционного тока с магнитом. Правило Ленца. Алгоритм нахождения индукционного тока в контуре

Опрос

8

3.Закон электромагнитной индукции Лабораторная работа №2. «Изучение явления электромагнитной индукции». ИОТ №8

Скорость изменения магнитного потока. Значение модуля ЭДС индукции. Закон ЭМИ Фарадея.

Инструктаж № 8. Выполнение работы

Отчет по работе

9

4.ЭДС индукции в движущихся проводниках

Вихревое электрическое поле и его свойство. Индукционные токи в массивных проводниках. Техническое применение токов Фуко. Способы уменьшения вихревых токов. Применение ферритов

Опрос

10

5.Самоиндукция. Индуктивность

Самоиндукция. Индуктивность. ЭДС самоиндукции. Единица индуктивности

Тест

11

6.Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле

Энергия магнитного поля. Аналогия между самоиндукцией и инерцией. Формула энергии магнитного поля тока. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле

Сам-я работа

12

7.Контрольная работа №1 по теме: «Магнитное поле» и «Электромагнитная индукция»

Проверка ЗУН по теме «Магнитное поле и Электромагнитная индукция»

К/Р №1

3. Механические колебания (4 часа)

13

1.Свободные и вынужденные колебания. Математический маятник. Динамика колебательного движения

Механические колебания. Свободные и вынужденные колебания. Математический маятник. Уравнение движения математического маятника. Уравнение движения тела, колеблющегося под действием силы упругости

Приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов

Опрос

14

2.Гармонические колебания. Фаза колебаний

Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Кинематическое уравнение, описывающее гармонические колебания. График зависимости координаты тела от времени. Фаза колебаний.

Чтение графиков

15

3.Превращение энергии при гармонических колебаниях Вынужденные колебания.

Энергия колебательной системы. Зависимость энергии колеблющегося тела от квадрата амплитуды координаты или от амплитуды скорости. Характерные особенности вынужденных колебаний системы. Резонанс.

Опрос

16

4.Лабораторная работа №3. «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»

Резонанс. ИОТ №19

Условия возникновения резонанса.

Инструктаж №19. Выполнение работы

Отчет по работе

4. Электромагнитные колебания (5 часов)

17

1.Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях

Колебательный контур. Открытие электромагнитных колебаний. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Устройство колебательного контура. Превращение энергии в нем

Приводить примеры, показывающие, что физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё не известные явления

Сам-я работа

18

2.Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний

Вывод уравнения, описывающего свободные колебания в контуре. Формула Томсона. Характеристики электромагнитных колебаний. Гармонические колебания заряда и тока.

Опрос

19

3.Переменный электрический ток

Переменный ток - частный случай вынужденных колебаний. Получение переменного тока. Вывод уравнения ЭДС переменного тока. Уравнение ЭДС, напряжения, силы для переменного тока

Тест

20

4.Сопротивление в цепи переменного тока

Активное сопротивление. Графики зависимости силы тока и напряжения от времени. Мощность в цепи с резистором.

Тест

21

5.Резонанс в электрической цепи.

Резонанс в электрической цепи. Условия его возникновения

Сам-я работа

5. Производство, передача и использование электрической энергии (3 часа)

22

1.Генерирование электрической энергии.

Трансформаторы

Принцип действия генератора переменного тока. Устройство индукционных генераторов. Устройство и принцип действия трансформатора. Режим холостого хода и с нагрузкой

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Опрос

23

2.Передача электроэнергии Решение задач на тему: «Электромагнитные колебания»

Производство, передача и потребление электрической энергии. Виды трансформаторов. Основные потребители электроэнергии. Создание энергосистем и их значение

Решение задач

24

3.Контрольная работа №2 по теме: «Механические и электромагнитные колебания»

Проверка ЗУН по теме «Механические и электромагнитные колебания»

К/Р №2

6. Механические волны (2 часа)

25

1.Волновые явления. Распространение механических волн. Скорость и длина волны

Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Механизм распространения волн. Скорость, длина волны, частота. Формулы, выражающие связь между ними.

Приводить примеры практического использования механических волн

Сам-я работа

26

2.Уравнение бегущей волны. Распространение волн в упругих средах

Вывод уравнения бегущей волны. Распространение волн в сплошной среде. Волновая поверхность. Волновой луч. Плоская и сферическая волны. Поперечные и продольные волны в средах

Тест

7. Электромагнитные волны (4 часа)

27

1.Что такое электромагнитная волна?

Значение звука. Идея Максвелла о передаче электрических взаимодействий. Возникновение электромагнитной волны. Электромагнитные волны

Описывать и объяснять распространение электромагнитных волн. Приводить примеры практического использования различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций. Проводить опыты по исследованию электромагнитных волн

Беседа

28

2.Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. Свойства электромагнитных волн.

Изобретение первого в мире радиоприемника. Устройство и принцип действия радиоприемника А. С. Поповым. Деление радиоволн на длинные, средние, короткие и ультракороткие. Принцип радиолокации. Развитие средств связи

Тест

29

3.Решение задач на тему: «Механические и электромагнитные волны».

Основные свойства электромагнитных волн: поглощение, преломление, отражение, поперечность. Устройство простейшего радиоприемника

Решение задач

30

4.Контрольная работа №3 по теме: «Механические и электромагнитные колебания и волны»

Проверка ЗУН по теме «Механические и электромагнитные колебания и волны». Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона

К/Р №3

8. Световые волны (12 часов)

31

1.Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.

Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Волновые свойства света

Описывать и объяснять волновые свойства света

Беседа

32

2.Закон преломления света. Полное отражение

Закон преломления света. Построение хода лучей при переходе из одной среды в другую. Полное внутреннее отражение




Проводить опыты по исследованию волновых свойств света.

Получать спектр с помощью дифракционной решетки

Карточки

33

3.Лабораторная работа №4.

«Измерение показателя преломления стекла». ИОТ №9

Инструктаж № 9. Выполнение работы

Отчет по работе

34

4. Повторный инструктаж по ТБ. ИОТ № 4/1. Линзы. Построение изображения в линзе.

Виды линз. Формула тонкой линзы. Ход основных лучей в линзах. Характер и положение изображения, даваемое линзой

Сам-я работа

35

5.Формула тонкой собирающей линзы.

Формула тонкой линзы и линейного увеличения. Правила законов перед величинами d, f, F

Карточки

36

6.Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы линзы и фокусного расстояния линзы». ИОТ № 25

Инструктаж № 25 . Выполнение работы

Отчет по работе

37

7.Дисперсия света. Интерференция механических волн.

Дисперсия. Объяснение образования сплошного спектра при дисперсии

Беседа

38

8.Интерференция света.

Интерференция света. Понятие явления интерференции. Условия ее получения. Условие максимума и минимума. Когерентность световых волн

Опрос

39

9.Дифракция механических волн. Дифракционная решётка.

Дифракция света. Теория Френеля. Дифракционные картины от разных препятствий. Границы применимости геометрической оптики. Дифракционная решетка

Карточки

40

10.Поперечность световых волн. Поляризация света. Электромагнитная теория света.

Понятие естественного и поляризованного света. Поперечность световых волн. Поляроиды. Применение поляризованного света. Оптические приборы

Опрос

41

11.Решение задач

Условие максимума и минимума. Дифракционная решетка. Формула тонкой линзы и линейного увеличения. Правила законов перед величинами d, f, F

Решение задач

42

12.Контрольная работа №4 по теме «Геометрическая и волновая оптика»

Проверка ЗУН по теме «Геометрическая и волновая оптика»

К/Р №5

9. Элементы теории относительности (2часа)

43

1.Постулаты теории относительности. Основные следствия, вытекающие из постулатов

Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Предельная скорость света в вакууме. Относительность одновременности, расстояний и промежутков времени. Релятивистский закон сложения скоростей

Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

Беседа

44

2.Элементы релятивистской динамики

Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Дефект массы и энергия связи

Решение задач

10. Излучения и спектры (4 часа)

45

1.Виды излучений. Источники света.

Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Естественные и искусственные источники света

Отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных

Беседа

46

2.Спектральный анализ

Спектральный анализ и его применение в науке и технике

Решение задач

47

3.Шкала электромагнитных волн. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи.

Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Физические свойства. Характеристика излучений оптического диапазона

Опрос

48

4.Обобщающий урок по теме «Элементы теории относительности и излучения и спектры»

Проверка ЗУН по теме «Элементы теории относительности и излучения и спектры». Проведение исследований процессов излучения и поглощения света

Сам-я работа

11. Световые кванты (4 часа)

49

1.Фотоэффект. Теория фотоэффекта

Опыты А. Г. Столетова Фотоэффект. Гипотеза М. Планка о квантах. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Уравнение А.Эйнштейна для фотоэффекта

Описывать и объяснять явление фотоэффекта

Опрос

50

2.Фотоны

Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. . Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц.

Беседа

51

3.Повторительно-обобщающий урок по теме «Световые кванты»

Величины, характеризующие свойства фотона: масса, скорость, энергия, импульс

Решение задач

52

4.Контрольная работа №5 по темам «Излучения и спектры».

«Световые кванты»

Проверка ЗУН по темам «Излучения и спектры».

«Световые кванты». Проведение исследований явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе

К/Р №6

12. Атомная физика (2 часа)

53

1.Строение атома. Опыты Резерфорда

Планетарная модель атома. Модели строения атомного ядра. Строение атома по Резерфорду. Опыты Резерфорда и их интерпретация. Дифракция электронов.

Описывать и объяснять излучение и поглощение света атомом

Беседа

54

2.Квантовые постулаты Бора.

Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Лазеры. Проведение исследований работы лазера

Опрос

13. Физика атомного ядра (8 часов)

55

1.Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц . Открытие радиоактивности

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц . Открытие естественной радиоактивности. Проведение исследований дозиметров

Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

Беседа

56

2.Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивные превращения. Изотопы.

Физическая природа, свойства и области применения альфа-, бета- и гамма-излучений. Общие закономерности радиоактивного распада. Изотопы.

Сам-я работа

57

3.Закон радиоактивного распада. Период полураспада

Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Статистический характер закона радиоактивного распада. Проведение исследований радиоактивного распада

Опрос

58

4.Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы

Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра.

Опрос

59

5.Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции

Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции

Решение задач

60

6.Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор

Ядерная энергетика. Деление ядер урана. Цепная реакция деления ядер

Тест

61

7.Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений

Радиоактивность. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Термоядерные реакции. Проблемы осуществления управляемой термоядерной реакции. Доза излучения.

Опрос

62

8.Контрольная работа №6 по темам: «Ядерная физика».

«Физика атомного ядра»

Проверка ЗУН по темам «Атомная физика».

«Физика атомного ядра»

К/Р №7

14. Элементарные частицы (1 час)

63

1.Три этапа в развитии физики элементарных частиц

Развитие физики элементарных частиц. Элементарные частицы. Античастицы. Фундаментальные взаимодействия

Отличать гипотезы от научных теорий

Беседа

15. Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества (1 час)

64

1.Итоговое занятие по курсу физики 11-го класса. Единая физическая картина мира

Единая физическая картина мира. Основные элементы физической картины мира.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Беседа

16. Солнечная система (4 часов)

65

1.Движение небесных тел. Законы движения планет.

Солнечная система. Галактика. Другие Галактики. «Красное смещение» в спектрах галактик. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

Приводить примеры, что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления. Наблюдать и описывать движение небесных тел

Беседа

66

2.Солнце и звезды

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд

Опрос

67

3.Строение Вселенной

Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной

Беседа

68

4.Обобщающий урок по теме: «Солнечная система. Звезды»

Звезды и источники их энергии. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов

Опрос

Список литературы


  1. Волков В. А. Универсальные поурочные разработки по физике. 11 класс. - М.: ВАКО, 2006. - 464 с.

  2. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 11 класс / Н. И. Зорин. - М.: ВАКО, 2012. - 112 с. - (Контрольно-измерительные материалы).

  3. Контрольные работы по физике: 10-11 кл.: Кн. Для учителя / А. Е. Марон, Е. А. Марон. - М.: Просвещение, 2003. - 111 с.

  4. Монастырский Л. М., Богатин А. С. Тесты по физике: Учебное пособие. Серия «Тестирование и единый экзамен» -- Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. - 192 с.

  5. Ромашкевич А. И. Физика. Электродинамика. 10-11 классы: Учимся решать задачи. М.: Дрофа, 2004. 240 с.

  6. Рабочие программы по физике. 7-11 классы / Авт.-сост. В. А. Попова. - М.: Издательство «Глобус», 2009. - 247 с. - (Образовательный стандарт).

  7. Рымкевич А. П. Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 1987. - 191 с.

  8. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 111, [1] с.

  9. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. - 18-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 366 с.

  10. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. - 18-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с.

КОЛЛЕКЦИЯ ЭОР

1. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. 10 класс

2. Презентации к урокам

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. gomulina.orc.ru (Интернет-ресурсы по физике)


© 2010-2022