• Преподавателю
  • Физика
  • Методическая разработка Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физики посредством физического эксперимента

Методическая разработка Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физики посредством физического эксперимента

Формирование познавательного интереса у обучающихся в настоящее время является одной из самых важных проблем современной школы. Работа учителя по организации повышения учебной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развитие творческих, познавательных способностей обучающихся.В настоящее время существует множество приемов занимательного изложения учебного материала, но наиболее интересны считаю проведение экспери...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование познавательного интереса обучающихся

на уроках физики посредством физического эксперимента.






Выполнила:

Мартынова Виктория Николаевна, учитель физики муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 23» города Великий Новгород




Физика, являясь обязательной частью всеобщего среднего образования, одновременно образует прочный фундамент всего естествознания. Высокий уровень систематизации физических знаний, логическое совершенство основных теорий, необычайная широта практических применений позволяют считать ее эталоном естественнонаучного знания. Включение физики в качестве основного учебного предмета в школьный учебный процесс ни у кого не вызывает сомнения. При этом содержание школьного курса физики, создание эффективных методик, разработка передовых технологий преподавания не могут считаться решенными проблемами. Готовых рецептов преподавания физики учителю не может обеспечить никакая методическая литература. Поэтому только вооружение физической теорией, методологическими принципами современной науки и самостоятельный творческий поиск могут способствовать успешной работе по формированию мышления и мировоззрения учащихся.

Формирование познавательного интереса у учащихся в настоящее время является одной из самых важных проблем современной школы. В последние годы интерес к предметам естественного цикла заметно упал, поэтому школьники имеют низкий уровень знаний по этим дисциплинам.

Развитие познавательных способностей учащихся - длительный процесс. Работа учителя по организации повышения учебной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели - развитие творческих, познавательных способностей учащихся.

Средством пробуждения познавательного интереса служит занимательность преподавания. Она рождает любознательность. Занимательность оживляет рассказ учителя и привлекает внимание учащихся. Умело используемая на уроке занимательность не только пробуждает познавательный интерес, но и служит средством запоминания особо трудного материала.

Чтобы занимательность благоприятно влияла на обучение, она должна обладать не просто внешней привлекательностью, выразительностью, а рождать интерес к изучаемой теме и к науке в целом.

В настоящее время существует множество приемов занимательного изложения материала:

1. привлечение примеров из техники (ракеты, различные машины, гидроэлектростанции, атомные электростанции);

2. использование художественной литературы, легенд, сказаний;

3. использование экскурсов в область истории физики;

4. демонстрация физических законов при помощи детских игрушек и т. д.

Помимо занимательности необходимо обязательно физику связывать с обыденной жизнью школьников. Например: рассмотрение принципов действия бытовой аппаратуры (телевизор, радиоприемник, магнитофон, утюг, кипятильник); или приведение и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых в природе, например: радуга, северное сияние, солнечное затмение, цвета окружающих нас тел и предметов.

Наиболее важным на уроке является правильно и эффектно проведенный эксперимент. Учащиеся должны видеть глазами происходящий процесс, а не только на бумаге в учебнике. И по возможности попробовать провести эксперимент сами с разрешения учителя. Поэтому когда физика «в пальцах», тогда и запоминание причины происходящих физических процессов происходит интенсивнее.

Необходимо привлекать детей и к самостоятельному изготовлению различных установок, демонстрирующих физические процессы.

Для изучения мотивации учащихся им были предложены следующие вопросы и получены результаты:

Что вам нравится при изучении физики?

а) решение задач - 19%;

б) демонстрация опытов - 40%;

в) чтение учебника дома -4%;

г) рассказ учителем нового материала -17%;

д) самостоятельное выполнение опытов -60%;

е) ответ у доски -3%.

Какое домашнее задание вы предпочитаете выполнять?

а) чтение учебника -11%;

б) решение задач из учебника -20%;

в) наблюдение физических явлений -65%;

г) изготовление простых устройств, моделей -8%;

д) решение трудных задач -3%.

На каком уроке вам интересно?

а) на контрольной работе -3%;

б) на лабораторной работе -60%;

в) на уроке решения задач -8%;

г) на уроке изучения нового материала -20%;

д) не знаю -9%.

Анализ ответов показал, что четко фиксируется интерес учащихся к эксперименту. И это неудивительно, так как особенностью физики является ее экспериментальный характер.

Значение демонстрационного физического эксперимента заключается в том, что:

- учащиеся знакомятся с экспериментальным методом познания в физике, с ролью эксперимента в физических исследованиях;

- у учащихся формируются некоторые экспериментальные умения: наблюдать явления, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент, анализировать результаты, устанавливать зависимости между величинами, деталь выводы и т.п.

Демонстрационный эксперимент, являясь средством наглядности, способствует организации восприятия учащимися учебного материала, его пониманию и запоминанию; способствует повышению интереса к изучению физике и созданию мотивации учения. Но при проведении учителем демонстрационного эксперимента учащиеся только пассивно наблюдают за опытом, проводимым учителем, сами при этом ничего не делают собственными руками. Следовательно, необходимо наличие самостоятельного эксперимента (домашних лабораторных работ) учащихся по физике.

Домашние лабораторные работы - простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома, вне школы, без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом работы.

Главные задачи экспериментальных работ этого вида:

-формирование умения наблюдать физические явления в природе и в быту;

-формирование умения выполнять измерения с помощью измерительных средств, использующихся в быту;

-формирование интереса к эксперименту и к изучению физики;

-формирование самостоятельности и активности.

Домашние лабораторные работы могут быть классифицированы в зависимости от используемого при их выполнении оборудования:

-работы, в которых используются предметы домашнего обихода и подручные материалы (мерный стакан, рулетка, бытовые весы и т.п.);

-работы, в которых используются самодельные приборы (рычажные весы, электроскоп и др.);

-работы, выполняемые на приборах, выпускаемых промышленностью.

В своей книге «Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике» С.Ф. Покровский показал, что домашние опыты и наблюдения по физике, проводимые самими учащимися: 1) дают возможность школе расширить область связи теории с практикой; 2) развивают у учащихся интерес к физике и технике; 3) будят творческую мысль и развивают способность к изобретательству; 4) приучают учащихся к самостоятельной исследовательской работе; 5) вырабатывают у них ценные качества: наблюдательность, внимание, настойчивость и аккуратность; 6) дополняют классные лабораторные работы тем материалом, который никак не может быть выполнен в классе (ряд длительных наблюдений, наблюдение природных явлений и прочее), и 7) приучают учащихся к сознательному, целесообразному труду.

Домашние опыты и наблюдения по физике имеют свои характерные особенности, являясь чрезвычайно полезным дополнением к классным и вообще школьным практическим работам.

Цель работы - разработать набор опытов пригодных для демонстрации не только на уроках физики, но и для проведения школьниками в домашних условиях.

Для достижения вышеуказанной цели стоят следующие задачи:

1) анализ литературы;

2) разработка методики применения домашних опытов и наблюдений по физике в процессе обучения;

3) разработка набора опытов, которые могут быть предложены ученикам для домашнего выполнения.

В самом общем определении: познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания. К ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Такие педагоги и деятели, как А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, отводили ведущее место в учебном процессе именно интересу. В наше время проблемой активизации познавательной деятельности школьников занимались такие ученые, как Г.И. Щукина, В.Н. Липник, А.С. Роботова, В.А. Филлипова, И.Г. Шапошникова, И.Я. Ланина. Эти ученые рассмотрели проблемы формирования познавательных интересов во взаимосвязи с процессом становления личности школьника и проблемами совершенствования урока, систематизировали основные достижения педагогики по данной проблеме. Неоценим вклад в эту область Я.И. Перельмана. Этот советский ученый посвятил свою научную деятельность популяризации точных наук, таких как физика и математика.

В.Н. Липник пишет что «...избирательная направленность познавательного интереса всегда связана и с отношением его к предмету интереса. В познании школьника, как и любого другого человека, отражение в сознании явлений и процессов данной предметной области обязательно связано и с отношением к ней».

А.И. Бугаев пишет: «Важно, чтобы учащиеся активно и эмоционально работали на уроке, поскольку их отношение к учению проявляется не только в умственной и предметной деятельности, но и в эмоциях».

В этих высказываниях отражена актуальность проблемы формирования познавательного интереса, которую очень ясно и точно выразила И.Я. Ланина: «...главная функция учителя - это не передача знаний, а создание определённого отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное усвоение». К сожалению, многие ученики считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому - ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее, и, соответственно интерес детей всё более гаснет, ничем не поддерживаемый.

Впервые домашние опыты и наблюдения по физике стали проводиться в 1934/35 учебном году Покровским С.Ф. в школе № 85 Краснопресненского района города Москвы. Но еще в древности учителя (философы) могли советовать своим ученикам понаблюдать за природными явлениями, проверить какой-либо закон или гипотезу на практике в домашних условиях. В своей книге "Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике" С.Ф. Покровский пишет о том, что самостоятельные работы учащихся при выполнении различных упражнений являются необходимым этапом усвоения учащимися знаний, развития их мышления, творческих способностей, формирования и развития умений и навыков. Проведение опытов и наблюдений в домашних условиях является прекрасным дополнением ко всем видам классных практических работ. Покровский пишет о том, что учителя должны планировать свою работу так, чтобы прохождение каждой темы, каждого узлового вопроса было обеспечено сочетанием работ теоретических и практических. Ни одна тема не должна быть пройдена чисто теоретически, как ни одна работа не должна быть проделана без освещения ее научной теории. Умелое сочетание теории с практикой и практики с теорией даст нужный воспитательный и образовательный эффект и обеспечит выполнение требований, которые предъявляет нам педагогика. Основное орудие обучения физике (ее практической части) в школе - демонстрационный и лабораторный эксперимент, с которым учащийся должен иметь дело в классе при объяснениях учителя, на лабораторных работах, в физическом практикуме, в физическом кружке и в домашних условиях.

Известные ученые - методисты Знаменский П.А., Перышкин А.В., Иванов С.И. и другие неоднократно подчеркивали необходимость развития физического мышления. В «Основах методики преподавания физики» под редакцией Резникова Л.И. физическое мышление определяется, как умение наблюдать физические явления, расчленять сложное явление на составные части и устанавливать между ними основные связи и зависимости, находить связи между качественными и количественными сторонами явлений и физическими величинами, предвидеть следствия из теорий и применять свои знания.

Также проблема нашла отражение в работах А.В. Усовой, А.А. Боброва («Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики»), И.Я. Ланиной («Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики»), М.М. Терентьева («Демонстрационный эксперимент по физике в проблемном обучении»), Г.И. Малафеева («Творческие задания по физике в 6 - 7 классах»).

В работе были использованы исследования в области специальной психологии (В.И. Лубовский, В.В. Лебединский, И.Ф. Марковская, Л.С. Выготский).

При обучении физике в средней школе экспериментальные умения формируются при выполнении самостоятельных лабораторных работ.

Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических занятий, даже если учащимся на занятиях показываются демонстрационные физические опыты. Ко всем видам чувственного восприятия надо обязательно добавить на занятиях "работу руками". Это достигается при выполнении учащимися лабораторного физического эксперимента, когда они сами собирают установки, проводят измерения физических величин, выполняют опыты.

Лабораторные занятия вызывают у учащихся очень большой интерес, так как при этом происходит познание учеником окружающего мира на основе собственного опыта и собственных ощущений.

Значение лабораторных занятий по физике заключается в том, что у учащихся формируются представления о роли и месте эксперимента в познании.

При выполнении опытов у учащихся формируются экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические. К первой группе относятся умения: определять цель эксперимента, выдвигать гипотезы, подбирать приборы, планировать эксперимент, вычислять погрешности, анализировать результаты, оформлять отчет о проделанной работе. Ко второй группе относятся умения: собирать экспериментальную установку, наблюдать, измерять, экспериментировать.

Кроме того, значение лабораторного эксперимента заключается в том, что при его выполнении у учащихся вырабатываются такие важные личностные качества, как аккуратность в работе приборами; соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте, в записях, которые делаются во время эксперимента, организованность, настойчивость в получении результата. У них формируется определенная культура умственного и физического труда.

В практике обучения физике в школе сложились три вида лабораторных занятий:

-фронтальные лабораторные работы по физике;

-физический практикум;

-домашние экспериментальные работы по физике.

Некоторые экспериментальные задания для наблюдений содержаться в учебниках "Физика-7", "Физика-8" (авторы А.В.Перышкин, Н.А.Родина) учащимся после изучения отдельных тем предлагаются, которые можно выполнить в домашних условиях. В своей работе я расширила набор опытов пригодных для демонстрации не только на уроках физики, но и для проведения школьниками в домашних условиях.

Для организации домашней экспериментальной работы учащиеся могут использовать мини-лабораторию, в которую входят многие предметы домашнего обихода (бутылочки от пенициллина, резинки, пипетки, линейки и т.п.), что доступно практически каждому школьнику.

При выполнении домашней экспериментальной работы ученики записывают свои наблюдения в виде письменного отчета о проделанной работе (кратко: что делали, что увидели, сделать попытку дать объяснение увиденному). Это дает мне возможность проверить выполнение, точнее оценить каждого ученика. При проверке заданного на дом опыта я обязательно обсуждаю в классе со всеми учениками теоретические основы наблюдаемого явления. Сначала я выслушиваю учеников, как они объяснят увиденное. Далее обязательно отмечаю верные мысли учеников, дающих правильное (или почти правильное) объяснение. В заключении я вкратце напоминаю ученикам про опыт и четко проговариваю объяснение происходящего при опыте явления, отмечаю заблуждения учеников (если таковые присутствуют в их ответах), указываю, где еще на практике можно столкнуться с проявлениями подобного явления.

После самостоятельного проведения опыта учениками и обсуждения увиденного с научной точки зрения при участии учителя, у учеников должна сложиться достаточно полная картина об изучаемом явлении. Это представление останется у учеников в памяти надолго. Такая система проверки выполнения опыта, заданного на дом, отнимет от урока времени не больше, чем проверка любого другого домашнего задания, и, в то же время, принесет немалую пользу для формирования у учащихся верных представлений об окружающем мире.

Необязательно все учащиеся будут выполнять домашнюю экспериментальную работу, но эмоциональный рассказ других школьников о проделанной работе и увиденном явлении должны заинтересовать их.

Опыты разделены по темам: «Простейшие измерения»; «Давление»; «Закон Архимеда»; «Трение»; «Центр тяжести»; «Инерция»; «Теплота».

Простейшие измерения.

Задание 1.

Научившись пользоваться линейкой и рулеткой или сантиметром в классе, измерьте при помощи этих приборов длины следующих предметов и расстояний: а)длину указательного пальца; б)длину локтя, т.е. расстояние от конца локтя до конца среднего пальца; в)длину ступни от конца пятки до конца большого пальца; г)окружность шеи, окружность головы; д)длину ручки или карандаша, спички, иголки, длину и ширину тетради.

Полученные данные запишите в тетрадь.

Задание 2.

Измерьте свой рост:

1. Вечером, перед отходом ко сну, снимите обувь, встаньте спиной к косяку двери и плотно прислонитесь. Голову держите прямо. Попросите кого-нибудь с помощью угольника поставить на косяке небольшую черточку карандашом. Измерьте расстояние от пола до отмеченной черточки рулеткой или сантиметром. Выразите результат измерения в сантиметрах и миллиметрах, запишите его в тетрадь с указанием даты (год, месяц, число, час).

2. Проделайте то же самое утром. Снова запишите результат и сравните результаты вечернего и утреннего измерений. Запись принесите в класс.

Задание 3.

Измерьте толщину листа бумаги.

Возьмите книгу толщиной немного больше 1см и, открыв верхнюю и нижнюю крышки переплета, приложите к стопке бумаги линейку. Подберите стопку толщиной в 1см=10мм=10000 микрон. Разделив 10000 микрон на число листов, выразите толщину одного листа в микронах. Результат запишите в тетрадь. Подумайте, как можно увеличить точность измерения?

Задание 4.

Определите объем спичечной коробки, прямоугольного ластика, пакета из-под сока или молока. Измерьте длину, ширину и высоту спичечной коробки в миллиметрах. Перемножьте полученные числа, т.е. найдите объем. Выразите результат в кубических миллиметрах и в кубических дециметрах (литрах), запишите его. Проделайте измерения и вычислите объемы других предложенных тел.

Задание 5.

Возьмите часы с секундной стрелкой (можно воспользоваться электронными часами или секундомером) и, глядя на секундную стрелку, наблюдайте за ее движением в течение одной минуты (на электронных часах наблюдайте за цифровыми значениями). Далее попросите кого-нибудь отметить вслух начало и конец минуты по часам, а сами в это время закройте глаза, и с закрытыми глазами воспринимайте продолжительность одной минуты. Проделайте обратное: стоя с закрытыми глазами, попытайтесь установить продолжительность одной минуты. Пусть другой человек проконтролирует вас по часам.

Задание 6.

Научитесь быстро находить свой пульс, затем возьмите часы с секундной стрелкой или электронные и установите, сколько ударов пульса наблюдается в одну минуту. Затем проделайте обратную работу: считая удары пульса, установите продолжительность одной минуты (следить за часами поручите другому лицу).

Примечание. Великий ученый Галилей, наблюдая за качаниями паникадила во Флорентийском кафедральном соборе и пользуясь (вместо часов) биениями собственного пульса, установил первый закон колебания маятника, который лег в основу учения о колебательном движении.

Задание 7.

При помощи секундомера установите как можно точнее за какое число секунд вы пробегаете расстояние 60 (100)м. Разделите путь на время, т.е. определите среднюю скорость в метрах в секунду. Переведите метры в секунду в километры в час. Результаты запишите в тетрадь.

Давление.

Задание 1.

Определите давление, производимое стулом. Подложите под ножку стула листок бумаги в клеточку, обведите ножку остро отточенным карандашом и, вынув листок, подсчитайте число квадратных сантиметров. Подсчитайте площадь опоры четырех ножек стула. Подумайте, как еще можно посчитать площадь опоры ножек?

Узнайте вашу массу вместе со стулом. Это можно сделать при помощи весов, предназначенных для взвешивания людей. Для этого надо взять в руки стул и встать на весы, т.е. взвесить себя вместе со стулом.

Если узнать массу имеющегося у вас стула по каким-либо причинам не получается, примите массу стула равной 7кг (средняя масса стульев). К массе собственного тела прибавьте среднюю массу стула.

Посчитайте ваш вес вместе со стулом. Для этого сумму масс стула и человека необходимо умножить примерно на 10Н/кг. Если масса была в килограммах, то вы получите вес в ньютонах. Пользуясь формулой p=F/S, подсчитайте давление стула на пол, если вы сидите на стуле, не касаясь ногами пола. Все измерения и расчеты запишите в тетрадь и принесите в класс.

Задание 2.

Налейте в стакан воду до самого края. Прикройте стакан листком плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переверните стакан кверху дном. Теперь уберите ладонь. Вода из стакана не выльется. Давление атмосферного воздуха на бумажку больше давления воды на нее.

На всякий случай проделывайте все это над тазом, потому что при незначительном перекосе бумажки и при еще недостаточной опытности на первых порах воду можно и разлить.

Задание 3.

Методическая разработка Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физики посредством физического эксперимента"Водолазный колокол" - это большой металлический колпак, который открытой стороной опускают на дно водоема для производства каких-либо

работ. После опускания его в воду содержащийся в колпаке

воздух сжимается и не пускает воду внутрь этого устройства.

Только в самом низу остается немного воды. В таком

колоколе люди могут двигаться и выполнять порученную

им работу. Сделаем модель этого устройства.

Вырежьте из бумаги человечка. Укрепите его на кружочке, отрезанном от пробки, или на плоском кусочке пенопласта. Приклеивать опасно: ведь этот человечек будет водолазом. А вдруг он случайно намокнет и отклеится! Лучше концом ножа сделайте в пробке надрез и вставьте туда ноги человечка.

Налейте в миску вода и пустите человечка плавать. Накройте его перевернутым стаканом и медленно погрузите стакан до дна миски. Водолаз будет опускаться вместе со стаканом.

Осторожно поднимите стакан и выньте его. Водолаз вынырнет. Он побывал на дне и вышел из воды сухим!

Методическая разработка Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физики посредством физического экспериментаЗадание 4.

Вырежьте кольцо из промокательной бумаги с учетом диаметра тонко-

стенных стаканов. Чуть смочив их края водой, положите кольцо на один из

стаканов, на дно которого поставьте свечку, зажгите ее. Почти сразу же после

этого закройте стакан со свечкой другим стаканом. Через 1 - 2 секунды под-

нимите верхний стакан, за ним поднимается и нижний. Почему?

Задание 5.

Этому занимательному опыту около трехсот лет. Его приписывают французскому ученому Рене Декарту (по-латыни его фамилия - Картезий). Опыт был так популярен, что на его основе создали игрушку "Картезианский водолаз". Мы с вами можем проделать этот опыт. Для этого понадобится пластиковая бутылка с пробкой, пипетка и вода. Наполните бутылку водой, оставив два-три миллиметра до края горлышка. Возьмите пипетку, наберите в нее немного воды и опустите в горлышко бутылки. Она должна своим верхним резиновым концом быть на уровне или чуть выше уровня воды в бутылке. При этом нужно добиться, чтобы от легкого толчка пальцем пипетка погружалась, а потом сама медленно всплывала. Теперь закройте пробку и сдавите бока бутылки. Пипетка пойдет на дно бутылки. Ослабьте давление на бутылку, и она снова всплывет. Дело в том, что мы немного сжали воздух в горлышке бутылки и это давление передалось воде. Вода проникла в пипетку - она стала тяжелее и утонула. При прекращении давления сжатый воздух внутри пипетки удалил лишнюю воду, наш "водолаз" стал легче и всплыл. Если в начале опыта "водолаз" вас не слушается, значит, надо отрегулировать количество воды в пипетке.

Когда пипетка находится на дне бутылки, легко проследить, как от усиления нажима на стенки бутылки вода входит в пипетку, а при ослаблении нажима выходит из нее.

Задание 6.

Методическая разработка Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физики посредством физического эксперимента Сделайте фонтан, известный в истории физики как фонтан Герона.

Через пробку, вставленную в толстостенную бутылку, пропустите

кусок стеклянной трубки с оттянутым концом. Налейте в бутылку

столько воды, сколько потребуется для того, чтобы конец трубки

был погружен в воду. Теперь в два - три приема вдуйте ртом в

бутылку воздух, зажимая после каждого вдувания конец трубки.

Отпустите палец и наблюдайте фонтан.

Если хотите получить очень сильный фонтан, то для накачивания

воздуха воспользуйтесь велосипедным насосом. Однако помните,

что более чем от одного-двух взмахов насоса пробка может

вылететь из бутылки и ее нужно будет придерживать пальцем, а

при очень большом количестве взмахов сжатый воздух может разорвать бутылку, поэтому пользоваться насосом нужно очень осторожно.

Методическая разработка Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физики посредством физического экспериментаЗадание 7.

Положите на стол линейку длиной 50 - 70 см так, чтобы ее

конец свешивался на 10 см. На линейку положите полностью

развернутую газету, аккуратно расстелив и расправив все складоч-

ки. Газета должна плотно прилегать к столу. Если медленно

оказывать давление на свешивающийся конец линейки,

то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой.

Если же резко ударить по концу линейки молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой почти не поднимается. Как объяснить наблюдаемое явление?

Закон Архимеда.

Задание 1.

Приготовьте деревянную палочку (прутик), широкую банку, ведро с водой, широкий пузырек с пробкой и резиновую нить длиной не менее 25 см.

1. Вталкивайте палочку в воду и наблюдайте, как она выталкивается из воды. Проделайте это несколько раз.

2. Вдвигайте банку в воду дном вниз и наблюдайте, как она выталкивается из воды. Проделайте это несколько раз. Вспомните, как трудно вдвинуть ведро дном вниз в бочку с водой (если не наблюдали этого, проделайте при любом удобном случае).

3. Наполните пузырек с водой, закройте пробкой и привяжите к нему резиновую нить. Держа нить за свободный конец, наблюдайте, как она укорачивается при погружении пузырька в воду. Проделайте это несколько раз.

4. Жестяная пластинка на воде тонет. Загните края пластинки так, чтобы получилась коробочка. Поставьте ее на воду. Она плавает. Вместо жестяной пластинки можно использовать кусок фольги, желательно жесткой. Сделайте коробочку из фольги и поставьте на воду. Если коробочка (из фольги или металла) не протекает, то она будет плавать на поверхности воды. Если коробочка набирает воду и тонет, подумайте, как сложить ее таким образом, чтобы вода не попадала внутрь.

Опишите и объясните эти явления в тетради.

Задание 2.

Возьмите кусочек сапожного вара или воска величиной с обыкновенный лесной орех, сделайте из него правильный шарик и при помощи небольшой нагрузки (вложите кусочек проволоки) заставьте его плавно затонуть в стакане или пробирке с водой. Если шарик тонет без нагрузки, то нагружать его, конечно, не следует. При отсутствии вара или воска можно вырезать небольшой шарик из мякоти сырой картофелины.

Подливайте в воду понемногу насыщенного раствора чистой поваренной соли и слегка перемешивайте. Добейтесь сначала того, чтобы шарик держался в равновесии в середине стакана или пробирки, а затем того, чтобы он всплыл к поверхности воды.

Примечание. Предлагаемый опыт является вариантом известного опыта с куриным яйцом и имеет перед последним опытом ряд преимуществ (не требует наличия свежеснесенного куриного яйца, наличия большого высокого сосуда и большого количества соли).

Задание 3.

Возьмите резиновый мяч, шарик от настольного тенниса, кусочки дубового, березового и соснового дерева и пустите их плавать на воде (в ведре или тазу). Внимательно наблюдайте за плаванием этих тел и определите на глаз, какая часть этих тел при плавании погружается в воду. Вспомните, насколько глубоко погружается в воду лодка, бревно, льдина, корабль и прочее.

Задание 4.

Методическая разработка Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физики посредством физического экспериментаЧтобы убедиться в правильности законы Архимеда, проведите

такой опыт. Возьмите прозрачный сосуд и яйца (из одного яйца

заранее удалите его содержимое (тонким шилом проколите

два отверстия в скорлупе, выдуйте белок и желток через другое

отверстие), замажьте воском отверстия). Опустите целое яйцо

и пустое в сосуд. Что наблюдаете? Почему?

Трение.

Задание 1.

Возьмите длинную тяжелую книгу, перевяжите ее тонкой ниткой и прикрепите к нитке резиновую нить длиной 20 см.

Положите книгу на стол и очень медленно начинайте тянуть за конец резиновой нити. Попытайтесь измерить длину растянувшейся резиновой нити в момент начала скольжения книги.

Измерьте длину растянувшейся книги при равномерном движении книги.

Положите под книгу две тонкие цилиндрические ручки (или два цилиндрических карандаша) и так же тяните за конец нити. Измерьте длину растянувшейся нити при равномерном движении книги на катках.

Сравните три полученных результата и сделайте выводы.

Примечание. Следующее задание является разновидностью предыдущего. Оно так же направлено на сравнение трения покоя, трения скольжения и трения качения.

Задание 2.

Положите на книгу шестигранный карандаш параллельно ее корешку. Медленно поднимайте верхний край книги до тех пор, пока карандаш не начнет скользить вниз. Чуть уменьшите наклон книги и закрепите ее в таком положении, подложив под нее что-нибудь. Теперь карандаш, если его снова положить на книгу, съезжать не будет. Его удерживает на месте сила трения - сила трения покоя. Но стоит эту силу чуть ослабить - а для этого достаточно щелкнуть пальцем по книге, - и карандаш поползет вниз, пока не упадет на стол. (Тот же опыт можно проделать, например, с пеналом, спичечным коробком, ластиком и т.п.)

Подумайте, почему гвоздь легче вытащить из доски, если вращать его вокруг оси?

Чтобы толстую книгу передвинуть по столу одним пальцем, надо приложить некоторое усилие. А если под книгу положить два круглых карандаша или ручки, которые будут в данном случае роликовыми подшипниками, книга легко передвинется от слабого толчка мизинцем.

Проделайте опыты и сделайте сравнение силы трения покоя, силы трения скольжения и силы трения качения.

Задание 3.

На этом опыте можно наблюдать сразу два явления: инерцию, опыты с которой будут описаны дальше, и трение.

Возьмите два яйца: одно сырое, а другое сваренное вкрутую. Закрутите оба яйца на большой тарелке. Вы видите, что вареное яйцо ведет себя иначе, чем сырое: оно вращается значительно быстрее.

В вареном яйце белок и желток жестко связаны со своей скорлупой и между собой т.к. находятся в твердом состоянии. А когда мы раскручиваем сырое яйцо, то мы раскручиваем сначала лишь скорлупу, только потом, за счет трения, слой за слоем вращение передается белку и желтку. Таким образом, жидкие белок и желток своим трением между слоями тормозят вращение скорлупы.

Примечание. Вместо сырого и вареного яиц можно закрутить две кастрюли, в одной из которых вода, а в другой находится столько же по объему крупы.

Центр тяжести.

Задание 1.

Возьмите два граненых карандаша и держите их перед собой параллельно, положив на них линейку. Начните сближать карандаши. Сближение будет происходить поочередными движениями: то один карандаш движется, тот другой. Даже если вы захотите вмешаться в их движение, у вас ничего не получится. Они все равно будут двигаться по очереди.

Как только на одном карандаше давление стало больше и трение настолько возросло, что карандаш дальше двигаться не может, он останавливается. Зато второй карандаш может теперь двигаться под линейкой. Но через некоторое время давление и над ним становится больше, чем над первым карандашом, и из-за увеличения трения он останавливается. А теперь может двигаться первый карандаш. Так, двигаясь по очереди, карандаши встретятся на самой середине линейки у ее центра тяжести. В этом легко убедится по делениям линейки.

Этот опыт можно проделать и с палкой, держа ее на вытянутых пальцах. Сдвигая пальцы, вы заметите, что они, тоже двигаясь поочередно, встретятся под самой серединой палки. Правда, это лишь частный случай. Попробуйте проделать то же самое с обычной половой щеткой, лопатой или граблями. Вы увидите, что пальцы встретятся не на середине палки. Попытайтесь объяснить, почему так происходит.

Задание 2.

Определите положение центра тяжести спички с головкой и без головки.

Поставьте на стол спичечный коробок на длинную узкую его грань и положите на коробок спичку без головки. Эта спичка будет служить опорой для другой спички. Возьмите спичку с головкой и уравновесьте ее на опоре так, чтобы она лежала горизонтально. Ручкой отметьте положение центра тяжести спички с головкой.

Соскоблите головку со спички и положите спичку на опору так, чтобы отмеченная вами чернильная точка лежала на опоре. Это теперь вам не удастся: спичка не будет лежать горизонтально, так как центр тяжести спички переместился. Определите положение нового центра тяжести и заметьте, в какую сторону он переместился. Отметьте ручкой центр тяжести спички без головки.

Спичку с двумя точками принесите в класс.

Задание 3.

Определите положение центра тяжести плоской фигуры.

Вырежьте из картона фигуру произвольной (какой-либо причудливой) формы и проколите в разных произвольных местах несколько отверстий (лучше, если они будут расположены ближе к краям фигуры, это увеличит точность). Вбейте в вертикальную стену или стойку маленький гвоздик без шляпки или иглу и повесьте на него фигуру через любое отверстие. Обрати внимание: фигура должна свободно качаться на гвоздике.

Возьмите отвес, состоящий из тонкой нити и груза, и перекиньте его нить через гвоздик, чтобы он указывал вертикальное направление на подвешенной фигуре. Отметьте на фигуре карандашом вертикальное направление нити.

Снимите фигуру, повесьте ее за любое другое отверстие и снова при помощи отвеса и карандаша отметьте на ней вертикальное направление нити.

Точка пересечения вертикальных линий укажет положение центра тяжести данной фигуры.

Пропустите через найденный вами центр тяжести нить, на конце которой сделан узелок, и подвесьте фигуру на этой нити. Фигура должна держаться почти горизонтально. Чем точнее проделан опыт, тем горизонтальнее будет держаться фигура.

Задание 4.

Определите центр тяжести обруча.

Возьмите небольшой обруч (например, пяльцы) или сделайте кольцо из гибкого прутика, из узкой полоски фанеры или жесткого картона. Подвесьте его на гвоздик и из точки привешивания опустите отвес. Когда нить отвеса успокоится, отметьте на обруче точки ее прикосновения к обручу и между этими точками натяните и закрепите кусок тонкой проволоки или лески (натягивать надо достаточно сильно, но не настолько чтобы обруч менял свою форму).

Подвесьте обруч на гвоздик за любую другую точку и проделайте то же самое. Точка пересечения проволок или лесок и будет центром тяжести обруча.

Заметьте: центр тяжести обруча лежит вне вещества тела.

К месту пересечения проволок или лесок привяжите нить и подвесьте на ней обруч. Обруч будет находится в безразличном равновесии, так как центр тяжести обруча и точка его опоры (подвеса) совпадают.

Методическая разработка Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физики посредством физического экспериментаЗадание 5.

Можно ли уравновесить крышку от кастрюли на острие иглы?

Разрежьте по длине две корковые пробки. Если таких нет, то

можно заменить их кусками пенопласта. В каждую из четырех

половинок воткните по вилке (они должны быть стальные или

мельхиоровые) так, чтобы угол между плоскостью среза и вилкой

был чуть - чуть меньше прямого.

Разместите вилки с пробками по краю крышки на равных расстояниях одна от другой. Для большей устойчивости зубья вилок должны касаться края крышки.

Теперь крышку от кастрюли удастся уравновесить на острие иглы, всаженной в пробку. На глаз кажется, что это невозможно, - и все-таки крышка стоит!

Задание 6.

Вы знаете, что устойчивость тела зависит от положения центра тяжести и от величины площади опоры: чем ниже центр тяжести и больше площадь опоры, тем тело устойчивее.

Помня это, возьмите брусок или пустой коробок от спичек и, ставя его поочередно на бумагу в клеточку на самую широкую, на среднюю и на самую меньшую грань, обводите каждый раз карандашом, чтобы получить три разных площади опоры. Подсчитайте размеры каждой площади в квадратных сантиметрах и проставьте их на бумаге.

Измерьте и запишите высоту положения центра тяжести коробка для всех трех случаев (центр тяжести спичечного коробка лежит на пересечении диагоналей). Сделайте вывод, при каком положении коробок является наиболее устойчивым.

Методическая разработка Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физики посредством физического экспериментаЗадание 7.

Положите в спичечный коробок тяжелую гайку. Теперь этот край

будет удерживаться на столе, даже если почти весь коробок висит в

воздухе. Почему?

Задание 8.

Сядьте на стул. Ноги поставьте вертикально, не подсовывая их под сиденье. Сидите совершенно прямо. Попробуйте встать, не нагибаясь вперед, не вытягивая руки вперед и не сдвигая ноги под сиденье. У вас ничего не получится - встать не удастся. Ваш центр тяжести, который находится где-то в середине вашего тела, не даст вам встать.

Какое же условие надо выполнить, чтобы встать? Надо наклониться вперед или поджать под сиденье ноги. Вставая, мы всегда проделываем и то и другое. При этом вертикальная линия, проходящая через ваш центр тяжести, должна обязательно пройти хотя бы через одну из ступней ваших ног или между ними. Тогда равновесие вашего тела окажется достаточно устойчивым, вы легко сможете встать.

Ну, а теперь попробуйте встать, взяв в руки гантели или утюг. Вытяните руки вперед. Возможно, удастся встать, не наклоняясь и не подгибая ноги под себя.

Инерция.

ЗМетодическая разработка Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физики посредством физического экспериментаадание 1.

Положите на стакан почтовую открытку (или на указательный

палец левой руки), а на открытку положите монету или шашку так,

чтобы монета находилась над стаканом. Ударьте по открытке щелчком.

Открытка должна вылететь, а монета (шашка) упасть в стакан (или

остаться на пальце).

Задание 2.

Положите на стол двойной лист бумаги из тетради. На одну половину листа положите стопку книг высотой не ниже 25см.

Слегка приподняв над уровнем стола вторую половину листа обеими руками, стремительно дерните лист к себе. Лист должен освободиться из-под книг, а книги должны остаться на месте.

Снова положите на лист книги и тяните его теперь очень медленно. Книги будут двигаться вместе с листом.

Методическая разработка Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физики посредством физического экспериментаЗадание 3.

Вырежьте из тонкого картона полоску шириной 2 - 3 см и

склейте из нее кольцо диаметром 10 - 15 см. Положите его на

горлышко пустой бутылки. На кольцо положите монету, а внутрь

введите линейку и резким горизонтальным движением выбейте

кольцо из-под монеты. Монета упадет в бутылку. Почему?

Задание 4.

Возьмите молоток, привяжите к нему тонкую нить, но чтобы она выдерживала тяжесть молотка. Если одна нитка не выдерживает, возьмите две нитки. Медленно поднимите молоток вверх за нитку. Молоток будет висеть на нитке. А если вы захотите его снова поднять, но уже не медленно, а быстрым рывком, нитка оборвется (предусмотрите, чтобы молоток, падая, не разбил ничего под собой). Инертность молотка настолько велика, что нитка не выдержала. Молоток не успел быстро последовать за вашей рукой, остался на месте, и нить порвалась.

Задание 5.

Возьмите небольшой шарик из дерева, пластмассы или стекла. Сделайте из плотной бумаги желобок, положите в него шарик. Быстро двигайте по столу желобок, а затем внезапно его остановите. Шарик по инерции продолжит движение и покатится, выскочив из желобка.

Проверьте, куда покатится шарик, если:

а) очень быстро потянуть желоб и резко остановить его;

б) тянуть желоб медленно и резко остановить.

Почему?

Задание 6.

Разрежьте яблоко пополам, но не до самого конца, и оставьте его висеть на ноже.

Теперь ударьте тупой стороной ножа с висящим сверху на нем яблоком по чему-нибудь твердому, например по молотку. Яблоко, продолжая движение по инерции, окажется перерезанным и распадется на две половинки.

Точно то же самое получается, когда колют дрова: если не удалось расколоть чурбак, его обычно переворачивают и что есть сил ударяют обухом топора о твердую опору. Чурбак, продолжая двигаться по инерции, насаживается глубже на топор и раскалывается надвое.

Теплота.

Задание 1.

Положите на столе, рядом, деревянную доску и зеркало. Между ними положите комнатный термометр. Спустя какое-то довольно долгое время можно считать, что температуры деревянной доски и зеркала сравнялись. Термометр показывает температуру воздуха. Такую же, какая, очевидно, и у доски и у зеркала.

Дотроньтесь ладонью до зеркала. Вы почувствуете холод стекла. Тут же дотроньтесь до доски. Она покажется значительно теплее. В чем дело? Ведь температура воздуха, доски и зеркала одинакова.

Почему же стекло показалось холоднее дерева? Попытайтесь ответить на этот вопрос.

Стекло - хороший проводник тепла. Как хороший проводник тепла, стекло сразу же начнет нагреваться от вашей руки, начнет с жадностью "выкачивать" из нее теплоту. От этого вы и ощущаете холод в ладони. Дерево хуже проводит тепло. Оно тоже начнет "перекачивать" в себя тепло, нагреваясь от руки, но делает это значительно медленнее, поэтому вы не ощущаете резкого холода. Вот дерево и кажется теплее стекла, хотя и у того и у другого температура одинаковая.

Примечание. Вместо дерева можно использовать пенопласт.

Задание 2.

Возьмите два одинаковых гладких стакана, налейте в один стакан кипятку до 3/4 его высоты и тотчас накройте стакан куском пористого (не ламинированного) картона. Поставьте на картон вверх дном сухой стакан и наблюдайте, как будут постепенно запотевать его стенки. Этот опыт подтверждает свойства паров диффундировать через перегородки.

Задание 3.

Возьмите стеклянную бутылку и хорошо остудите ее (например, выставив на мороз или поставив в холодильник). Налейте в стакан воды, отметьте время в секундах, возьмите холодную бутылку и, зажав ее в обеих руках, опустите горлом в воду.

Сосчитайте, сколько пузырьков воздуха выйдет из бутылки в течение первой минуты, в течение второй и в течение третьей минуты.

Запишите результаты. Отчет о работе принесите в класс.

Задание 4.

Возьмите стеклянную бутылку, хорошо прогрейте ее над парами воды и налейте в нее кипятку до самого верха. Поставьте бутылку на подоконник и отметьте время. Через 1 час отметьте новый уровень воды в бутылке.

Отчет о работе принесите в класс.

Задание 5.

Установите зависимость быстроты испарения от площади свободной поверхности жидкости.

Наполните пробирку (небольшую бутылку или пузырек) водой и вылейте на поднос или плоскую тарелку. Снова наполните ту же емкость водой и поставьте рядом с тарелкой в спокойное место (например, на шкаф), предоставив воде спокойно испарятся. Запишите дату начала опыта.

Когда вода на тарелке испарится, снова отметьте и запишите время. Посмотрите, какая часть воды испарилась из пробирки (бутылки).

Сделайте вывод.

Задание 6.

Возьмите чайный стакан, наполните его кусочками чистого льда (например, от расколотой сосульки) и внесите стакан в комнату. Налейте в стакан до краев комнатной воды. Когда весь лед растает, посмотрите, как изменился уровень воды в стакане. Сделайте вывод об изменении объема льда при плавлении и о плотности льда и воды.

Задание 7.

Наблюдайте возгонку снега. Возьмите зимой в морозный день пол стакана сухого снега и поставьте его снаружи дома под каким-нибудь навесом, чтобы в стакан не попал снег из воздуха.

Запишите дату начала опыта и наблюдайте за возгонкой снега. Когда весь снег улетучится, снова запишите дату.

Систематическое выполнение учащимися экспериментальных лабораторных работ способствует более осознанному и конкретному восприятию изучаемого на уроке материала, повышает интерес к физике, развивает любознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности.

Оценивая результат деятельности, стоит отметить положительный результат , который заключается в следующем:

  • сформировалась положительная мотивация к изучению физики;

  • на уроках учащиеся активно работают, заинтересованы, задают дополнительные вопросы;

  • охотно выполняют домашнюю экспериментальную работу;

  • сформировались некоторые экспериментальные умения: наблюдать явления, анализировать результаты;

  • при выполнении лабораторных работ аккуратны в работе с приборами;

  • могут назвать основные физические величины, их буквенное обозначение и основную единицу измерения этой величины в системе СИ.

Набор опытов для демонстрации на уроках физики и для проведения школьниками в домашних условиях не следует считать законченным. Предполагается дополнить его опытами по другим разделам физики («Электрические явления», «Магнитные явления», «Световые явления»).

Данная разработка имеет практическую значимость для всех учителей физики по формированию познавательного интереса учащихся на уроках физики посредством физического эксперимента. В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже ученик, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается «открыть экспериментально».

Внедрение данной разработки в преподавание физики позволит разнообразить учебный процесс, достичь интенсивной мыслительной деятельности учащихся, закрепить полученные знания, отрабатывать навыки самостоятельной работы.

Если учителя будут применять домашние экспериментальные задания в своей работе, то это положительно скажется на всем процессе обучения школьников физике и на их общем развитии.


  1. Литература.

  1. Л.А. Горев, Занимательные опыты по физике в 6 - 7 классах средней школы. - М.: «Просвещение», 1985.

  2. Я.И. Перельман, Занимательная физика. - М.: «Наука», 1991.

  3. Л. Гальперштейн, Забавная физика. - М.: «Детская литература», 1993.

  4. А.К. Маркова, Формирование мотивации учения. М.: «Просвещение, 1990.

  5. И.Я. Ланина, Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. - М.: «Просвещение», 1985.

  6. Г.К. Селевко, Современные образовательные технологии. - М.: «Народное образование», 1998

  7. И.Г. Кириллова, Книга для чтения по физике: учебное пособие для учащихся 6 - 7 классов средней школы. - М.: «Просвещение», 1986.

  8. Методика преподавания физики в 7 - 8 классах средней школы, под ред. А.А. Усовой. - М.: «Просвещение», 1990.

  9. С.Ф.Покровский, Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. - Москва, 1963.

  10. Журналы «Физика в школе»

  11. Ресурсы Интернета

© 2010-2022