Внеклассное мероприятие по физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие

Уроки волшебства по физике

Цели мероприятия:

- для 9класса: обобщающее повторение курса физики за 7-9 класс, развитие навыков публичного выступления, вырабатывать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, умение применять знания в новой ситуации;

- для 4-7 классов: формирование у учащихся среднего познавательного интереса к изучению физики посредством демонстрации практического применения.

Участники мероприятия: 9 класс - ведущие мероприятия, 4-7 класс - зрители и участники мероприятия.

Мероприятие проводится учащимися 9 класса самостоятельно, роль учителя - наблюдатель (помощник - по мере необходимости).

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент

В класс, в котором сидят зрители, - ученики 4-7 классов, - заходит ведущие ученики 9 класса в белых халатах.

1 ведущий: Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня мы вас пригласили для того чтобы рассказать об удивительных явлениях, которые на первый взгляд кажутся самыми обыкновенным. Сегодня вы станете очевидцами небольших чудес, сможете собственными глазами увидеть необычные вещи, так называемые «фокусы».

2 ведущий: Все опыты и фокусы снабжены научными объяснениями «волшебства». Случалось ли вам присутствовать на выступлении фокусника и недоумевать, как же это у него получается?

1 ведущий: Порой, кажется, волшебство и наука - почти одно и то же. А что такое на самом деле трюк фокусника? Это просто иллюзия. Фокуснику лишь известен ее секрет, а для зрителя это кажется магией, так как они не понимают, как это делается.

Самые активные зрители, которые будут отвечать на вопросы и участвовать в научном волшебстве, будут получать «физиконы».

2 ведущий: Представляем вам наших магов и чародеев (выходят учащиеся, которые будут демонстрировать опыты).

1 ведущий: Окружающий нас воздух - это газ. Газы и жидкости обладают текучестью, то есть могут легко перетекать и изменять форму. Молекулы воздуха свободно перемещаются, что позволяет изменять форму в зависимости от формы занимаемого пространства. Эти постоянные движения молекул создают атмосферное давление.

2 ведущий: Воздух невидим, но мы можем узнать о его существовании благодаря действиям, которые он производит. Мы чувствуем своей кожей движение воздуха и можем видеть, как качаются от него деревья.

1 ведущий: Чтобы узнать больше о том, как фокусник может использовать воздух и атмосферное давление в своих трюках, мы предлагаем вам следующий эксперимент.

  1. Демонстрация опытов.

Опыт 1. «Прилипчивый стакан»

Из этого эксперимента вы узнаете, как благодаря воздуху предметы могут прилипать друг к другу.

Реквизит: 2 больших воздушных шарика, 2 пластиковых стакана по 250 мл.

Начинаем научное волшебство!

Вызови кого-нибудь из зрителей в качестве ассистента. Дай ему шарик и стаканчик, а другие шарик и стаканчик оставь себе. Пусть твой ассистент надует твой шарик примерно на половину и завяжет его. Теперь попроси его попытаться прилепить к шарику стаканчик. Когда он не сможет выполнить это, наступает твоя очередь. Надуй свой шарик примерно на треть. Приложи стаканчик к шарику сбоку. Удерживая стаканчик на месте, продолжай надувать шарик, пока он не будет надут по крайней мере на 2/3. Теперь отпусти стаканчик.

Советы ученому волшебнику. Докажи зрителям, что твой стаканчик не намазан клеем. Выпусти из шарика некоторое количество воздуха, и стаканчик отваливается.

Что можно еще сделать? Попробуй одновременно прикрепить к шарику 2 стаканчика. Это потребует некоторой тренировки и помощи ассистента. Попроси его приложить к шарику два стаканчика, а потом надуй шарик, как было описано.

Результат. Когда ты надуешь шарик, стаканчик «прилипнет» к нему.

Объяснение. Когда ты прикладываешь стаканчик к шарику и надуваешь его, вокруг края стаканчика стенка шарика становится плоской. При этом объем воздуха внутри увеличивается, однако количество молекул воздуха остается прежним, поэтому давление воздуха внутри стаканчика уменьшается. Следовательно, атмосферное давление внутри стаканчика становится меньшим, чем снаружи. Благодаря этой разнице в давлении стаканчик и удерживается на месте.

1 ведущий: Следующий раздел - «Ударные иллюзии».

Электричество - это энергия движения частей атома, называемых электронами. Вся материя состоит из атомов, которые в свою очередь, состоят из еще более мелких частиц, называющихся протонами, нейтронами и электронами. Электроны в атоме и движутся по орбитам, или окружностям, вокруг центральной части атома, которая называется ядром. Электроны способны переходить от одного атома к другому. Эти перемещения и порождают электричество.

2 ведущий: Движением электронов объясняется и такое явление, как магнетизм. Магнетизм - невидимая сила, благодаря которой некоторые вещества могут притягивать или отталкивать другие частицы. Трюки, с которыми знакомит вас этот раздел, способны нанести действительно серьезный «удар»!

Опыт 2. «Гибкая вода»

Из этого опыта вы узнаете, как статистическое электричество действует на обыкновенную воду.

Реквизит: водопроводный кран и раковина, воздушный шарик, шерстяной свитер.

Начинаем научное волшебство!

Сейчас вы увидите, как волшебство будет управлять водой. Открой кран, чтобы вода текла тонкой струйкой. Скажи волшебные слова, призывая струю воды двигаться. Ничего не изменится; тогда извинись и объясни зрителям, что тебе придется воспользоваться помощью своего волшебного шарика и волшебного свитера.

Надуй шарик и завяжи его. Потри шарик о свитер. Снова произнеси волшебные слова, а затем поднеси шарик к струйке воды. Что будет происходить?

Результат. Струя воды отклонится в сторону шарика.

Объяснение. Электроны свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая находится дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет к себе.

Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть небольшой. Статистическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

1 ведущий: Мы представляем вашему вниманию «жидкие фокусы».

Вода покрывает около 2/3 поверхности нашей планеты. Человек состоит из воды примерно на 65%, а арбуз - больше чем на 90%.

Человеку живая вода необходима так же, как и большинству животных. Растениям так же нужна вода в почве. Жизнь, как мы понимаем ее, невозможна без воды. Хотя бы уже поэтому ее можно считать волшебной.

2 ведущий: Однако вода - особенная жидкость и по другим причинам. Молекулы воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. В повседневной жизни мы можем встретить воду в любом из трех состояний, и ее форма постоянно меняется.

Жидкая вода испаряется, то есть переходит из жидкого в газообразное состояние. Газообразная форма воды - это водяной пар. Водяной пар конденсируется или превращается из пара в жидкость. Если нагреть воду до 100оС, она кипит и превращается в горячий водяной пар. При 00С вода замерзает и превращается в твердый лед.

Опыт 3. «Послушный водолаз»

Интересно, а как можно заставить глазную пипетку повиноваться твоим командам? Проделаем это опыт и узнаем.

Реквизит: глазная пипетка, пластиковый стакан, водопроводная вода, пустая чистая пластиковая бутылка емкостью 2 л с завинчивающейся крышкой.

Начинаем научное волшебство!

Опусти пипетку в стакан с водой, чтобы убедиться , что она плавает. Нажми на резиновый кончик и набери в нее немного воды. Если пипетка все равно не тонет, добавь еще воды. Если пипетка тонет, удали чуть-чуть воды. Ты должен добиться, чтобы пипетка не плавала по поверхности, но и не тонула, а плавала стоймя в толще воды. Налей воды до самого верха. Убедись, что в ней не осталось пузырьков воздуха. Опусти пипетку в бутылку и плотно завинти крышу. Благодаря своим волшебным способностям я смогу заставить пипетку в бутылке подчиняться моим командам, не дотрагиваясь до нее.

Произнеси несколько волшебных слов, затем слегка сожми бутылку в руке. Что произойдет? Скажите еще какие-нибудь волшебные слова и ослабь давление на бутылку. Что будет происходить теперь?

Результат. Когда ты сжимаешь бутылку, она опускается вниз. Когда ты ослабляешь сжатие, она снова всплывает.

Объяснение. Молекулы, из которых состоит вода, постоянно скользят и вращаются вокруг друг друга. Эти перемещения создают так называемое давление воды. Когда ты сжимаешь бутылку, молекулы оказываются ближе друг к другу. Давление воды внутри бутылки, в том числе и внутри пипетки, возрастает и заставляет сжиматься воздух внутри пипетки. Ты сам можешь увидеть, как поднимается уровень воды в пипетке. Из-за этого уменьшается объем, занимаемый воздухом. Это увеличившееся давление воды делает пипетку с находящейся внутри водой плотнее, чем окружающая вода в бутылке, и поэтому пипетка тонет. Когда ты опускаешь бутылку, давление воды внутри ее падает. Воздух в пипетке возвращается в первоначальному объему. Пипетка становится легче окружающей ее воды и поднимается к поверхности. Это приспособление называется ныряльщиком Декарта в честь французского математика XVI века Рене Декарта.

Опыт 4. «Несгораемый платок»

Реквизиты: носовой платок, штатив, емкость с водой, спирт.

Начинаем научное волшебство! Зажать в лампе штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не горит. Почему?

Объяснение. Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань.

1 ведущий: А сейчас еще несколько интересных фокусов.

Опыт 5. «Сырое и вареное яйцо»

Реквизит: сваренное вкрутую и сырое яйцо.

Начинаем научное волшебство! Сейчас мы покажем, как можно отличить сырое яйцо от варенного. Для этого нам нужно раскрутить яйцо. Как видите одно яйцо крутится, а другое крутится медленнее.

Результат: вареное яйцо крутится быстрее

Объяснение. В вареном яйце внутренняя жидкая масса является тормозом, поэтому сырое яйцо крутится не может.

Опыт 6. «Спасибо Архимед»

Реквизит: яйцо, 4 чайной ложки соли, стакан воды.

Начинаем научное волшебство! Положили в стакан с водой. Яйцо тонет. Насыплем в воду соль. Теперь яйцо держится на поверхности.

Объяснение. Яйцо вытесняет определенный объем воды. Вес чистой воды меньше, чем вес яйца, и поэтому сила Архимеда не способна поднять его на поверхность. Если вода соленая, ее вес увеличивается. Сила Архимеда поднимает яйцо к поверхности, и оно плавает. Вода Мертвого моря настолько соленая, что на его поверхности человек может держаться без всяких усилий. Не нужно даже учиться плавать!

Опыт 7. «Картофельный элемент»

Реквизит: гальванометр, медные провода, гвоздь железный, картофелина.

Начинаем научное волшебство! Мы знаем, что электрический ток приход к нам в дом благодаря гидро-, тепло-, атомным электростанциям. Но сейчас вы увидите чудо: электрический ток возникает при помощи обычной картошки. К клеммам гальванометра демонстрационного амперметра присоединим медные провода. К концу одного из них прикрепим железный гвоздь. Воткнем медный конец и гвоздь в картофелину. Что мы наблюдаем? Как вы это явление можете объяснить?

Результат. Стрелка гальванометра отклонится, что означает наличие электрического тока.

Объяснение. Раствор минеральных солей, содержащихся в картофеле, и два разнородных провода образуют гальванический элемент, то есть батарейку.

Опыт 8. «Чудо - чайник»

Реквизит: металлический чайник, алюминиевый сосуд, проводники, гальванометр.

Начинаем научное волшебство! Мы получили электрический ток их картофелины, но чайники ничуть не уступают в выработке электрического тока. Итак, соединим металлический чайник и алюминиевый сосуд проводниками с гальванометром. В чайник нальем чай, в котором растворим немного поваренной соли. Переливая чай, какое явление мы наблюдаем?

Результат. Возникает электрический ток.

Объяснение. Мы имеем гальванический элемент. Изменение силы тока объясняется изменением внутреннего сопротивления элемента, которое зависит от расстояния между электродами и площади поперечного сечения электродов, опущенных в раствор электролита. Эта площадь в опыте определяется толщиной струи.

Опыт 9. «Разнообразие цветов»

Реквизит: картон, бумага цветная, ножницы, циркуль, коей, карандаш..

Начинаем научное волшебство! Из картона вырезали круг и приклеили цветную бумагу секциями. Посередине проткнули карандашом и начинаем быстро, быстро крутить. Как считаете, какой получится цвет.

Результат. При кручении карандаша получается белый цвет.

Объяснение. При кручении мы получаем белый или молочный цвет. При смешивании цветов получается цвет радуги. Первым это доказал Ньютон.

  1. Подведение итогов

Вопросы учащимся.

Почему к воздушному шару прилипает стакан?

Почему вода отклоняется?

Почему в картофеле есть ток?

Почему переливая воду из чайника в алюминиевый стакан появляется электрический ток?

1 ведущий: Давайте подведем итого: кто же сегодня получает звание «Знаток физики»? Этим учащимся мы вручаем ордена.

2 ведущий: всем «волшебникам» огромное спасибо за показанные чудеса.

© 2010-2022