Разработка урока на тему

Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: урок – игра «Слёт специалистов» Цель урока: систематизировать знания учащихся об электромагнитных волнах (далее ЭМВ). Образовательный компонент цели урока: обеспечить усвоение особенностей всех диапазонов ЭМВ, сформировать понятие о природе, особенностях, источниках, применении различных видов ЭМВ, научить находить общие и различные свойства видов ЭМВ. Развивающий компонент цели урока: развивать навыки самостоятельной работы, мышление, умение дел...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока на тему11 класс

Тема урока: «Шкала электромагнитных излучений. Биологическое действие высокочастотных электромагнитных излучений»

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок - игра «Слёт специалистов»

Цель урока: систематизировать знания учащихся об электромагнитных волнах (далее ЭМВ).

Образовательный компонент цели урока: обеспечить усвоение особенностей всех диапазонов ЭМВ, сформировать понятие о природе, особенностях, источниках, применении различных видов ЭМВ, научить находить общие и различные свойства видов ЭМВ.

Развивающий компонент цели урока: развивать навыки самостоятельной работы, мышление, умение делать анализ, синтез, выводы.

Воспитательный компонент цели урока: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, наблюдательность, внимательность, умение публично выступать.

Практический компонент цели урока: составить опорную схему «Шкала ЭМВ».

Оборудование урока: документ-камера, видеопроектор, плакат-схема «Шкала ЭМВ», листы с обобщающей таблицей, тексты проверочной работы, слайды для презентаций.

Эпиграф урока: «Старайся дать уму как можно больше пищи», Л.Толстой



Ход урока

I. Оргмомент

Приветствие учащихся. Сообщение цели и задач урока.

II. Актуализация знаний

ЭМВ различных частот и длин условно делят по способу получения и регистрации, характеру взаимодействия с веществом на диапазоны.

Принято выделять: низкочастотные колебания, радиоволны, инфракрасные, видимый свет, ультрафиолетовые, рентгеновские, гамма.

Принципиального различия между излучениями нет. Все они представляют собой ЭМВ, порождаемые заряженными частицами и обнаруживаются по действию на заряженные частицы.

В вакууме излучение любой длин распространяется со скоростью 3·108м/с. Границы между отдельными областями шкалы весьма условны.

Хотелось бы обратить внимание на одну особенность: по мере уменьшения длины волны количественные различия приводят к существенным качественным различиям: волны сильно отличаются друг от друга по поглощению их веществом.

Главное различие между длинноволновым и коротковолновым излучениями в том, что коротковолновое излучение обнаруживает свойства частиц.

III. Изучение нового материала. Проведение игры «Слёт специалистов»

1. Класс делится на группы. Каждая группа готовит выступление об определённом виде излучения.

Индивидуальное задание - подготовить сообщение «Биологическое действие высокочастотных электромагнитных излучений».

При выступлениях учащиеся придерживаются следующего плана:

1. Название

2. Открытие (кто и когда открыл)

3. Диапазон длин волн

4. Источники

5. Вред излучения

6. Защита от излучения

7. Применение

8. Дополнительные сведения

2. Выступление «специалистов» с презентациями.

3. Сообщения учащихся о биологическом действии высокочастотных электромагнитных излучений.

IV. Заполнение таблицы. Анализ полученных данных.

Вид излучения

Длина волны, частота

Источник

Открытие, кто, когда

Вред излучения

Защита от него

Применение

Дополнит. сведения

НК


Радио


И/Ф


ВИ


У/Ф


Рентг.


Гамма






IV. Составление опорной схемы «Шкала ЭМВ»

Разработка урока на тему

V. Итог работы «специалистов»

Общий итог работы всех наших специалистов оформим в виде таблицы (записи очень кратко делаются учениками в тетрадях и учителем на листе, проецируемом на экран).



Электромагнитные излучения

Различия

Общее

1. Длина волны, частота измерения

1. У них одна физическая природа

2. Способ получения

2. Механизм возникновения одинаковый: возникают при ускоренном движении электрических зарядов или при переходе атомов из одного квантового состояния в другое

3. Методы регистрации

3. Все виды ЭМВ в большей или меньшей степени проявляют волновые свойства, такие как интерференция, дифракция, поглощение, отражение

4. Характер взаимодействия с веществом

4. Все виды ЭМВ в большей или меньшей степени обнаруживают квантовые свойства, т. е. свойства частиц

5. Главное различие в том, что коротковолновое излучение обнаруживает свойства частиц

5. В вакууме у всех видов ЭМВ скорость одна и та же и равна скорости света

6. С увеличением частоты усиливается вредное влияние на живые организмы

VI. Контроль знаний учащихся

Выполнение проверочной работы учащимися «Я знаю об ЭМВ всё!». Хочется верить, что это не громкие слова, а действительно, вы знаете о них, если и не всё, то очень многое и постараетесь мне это доказать.



Проверочная работа «Шкала ЭМВ»

1. Какие волны излучают генераторы переменного тока?

2. Какие волны используются для связи с космическими кораблями?

3. Как иначе называют инфракрасные лучи?

4. Какое излучение занимает самую маленькую часть на шкале ЭМВ?

5. Какое излучение обладает наибольшей химической активностью? (УФ)

6. Какие лучи возникают при быстром торможении электронов и других заряженных частиц?

7. Какие лучи испускаются возбуждёнными атомными ядрами?

8. По какому признаку делят ЭМВ на диапазоны?

9. Расположите ЭМВ в порядке увеличения длины волны.

10. Расположите ЭМВ в порядке уменьшения частоты волны.

VII. Анализ выполненной работы. Оценивание

VIII. Итог урока

1.Вывод

Все излучения обладают одновременно квантовыми и волновыми свойствами, которые не исключают, а дополняют друг друга.

Волновые свойства ярче проявляются при малых частотах и менее ярко при больших, и наоборот. Чем меньше длина волны, тем ярче.

Все это служит подтверждениям закона диалектики переход количественных изменений в качественные.

Электромагнитное излучение увидеть невозможно, а представить не каждому под силу, и потому нормальный человек его почти не опасается. Между тем если суммировать влияние электромагнитного излучения всех приборов на планете, то уровень естественного геомагнитного поля Земли окажется превышен в миллионы раз. Масштабы электромагнитного загрязнения среды обитания людей стали столь существенны, что Всемирная организация здравоохранения включила эту проблему в число наиболее актуальных для человечества, а многие ученые относят ее к сильнодействующим экологическим факторам с катастрофическими последствиями для всего живого.

2. Рефлексия.

3. Заключительное слово учителя

Большое спасибо уважаемые специалисты, за совместную работу. Очень надеюсь, что это не последний наш слёт. Хочется думать, что он разбудит у вас жажду новых познаний, ведь в науке столько нерешенных проблем и «белых пятен».

Дополнительный сведения к уроку

Несколько шагов к здоровью

1. Соблюдайте технику безопасности при пользовании приборами, излучающими ИК - лучи.

2. Соблюдайте осторожность при приёме ультрафиолетовых ванн.

3. Выдерживайте сроки прохождения флюорографии.

4. При пользовании сотовыми телефонами помните, что безвредность их действия на организм человека не доказана.

5. Пользование сотовыми телефонами запрещено детям до 10 лет.

6. Защищайте свои глаза от ультрафиолетового света.

7. Если имеете белый цвет тела от природы, то вам опасно загорать, необходимо его защищать в жаркое время года лёгкой одеждой.

8. Не посвящай свою жизнь компьютеру, находи время для прогулок на свежем воздухе и спорту.



© 2010-2022