Технологии на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Быстрые темпы развития современного общества предъявляют более высокие требования к человеку и его здоровью.

Здоровье - «состояние полного физического, духовного и социального благополучия» (устав Всемирной организации здравоохранения).

Здоровье всегда считалось высочайшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.

Важнейшим достоянием любого государства является здоровье его граждан, а здоровье молодого поколения - первостепенная задача общества, т.к. именно молодежь определяет генофонд нации и будущее страны.

Среди первых мест в основных направлениях реформы общеобразовательной школы

занимает укрепление и сохранение здоровья школьника. Именно школа и учителя, используя здоровьесберегающие технологии, должны взять на себя заботу о здоровье учеников, т.к.

§ взрослые всегда несут ответственность за детей, находящихся под их опекой, а в школе ученики проводят значительную часть времени;

§ большая часть всех воздействий на здоровье учащихся осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений;

§ медицина, в большей части, занимается лечением болезней. Задача школы профилактическая, т.е. сохранение и укрепление здоровья школьников.

Поэтому учитель - одно из главных лиц, заботящихся о здоровье учащихся. Школа должна воспитать развитую и здоровую личность, способную адаптироваться в жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Физика - один из самых сложных предметов, и ее изучение вызывает значительные интеллектуальные, психоэмоциональные, физические перегрузки.

На уроках физики не изучают комплексы физических упражнений для укрепления здоровья, но воспитывать у учащихся сознание великой ценности здоровья, стремление его сохранить и укрепить необходимо и возможно.

На своих уроках я стараюсь решить эту проблему с помощью подбора для решения задач определенного рода. В физике практически любая изучаемая тема может быть использована для формирования правильного отношения учеников к своему здоровью:

ü при изучении мех. движения, явления инерции-профилактика детского травматизма (7кл. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?);

ü при изучении электрических явлений - профилактика несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях (8 класс. Почему нельзя прикасаться к оголенному проводу?);

ü при изучении резонанса - показать опасное влияние низких звуковых частот (в рок-музыке) на функционирование внутренних органов (9 класс. Почему нельзя слушать музыку громкостью более 130 дБ?)

ü при изучении видов электромагнитных излучений - указать воздействие электромагнитных волн на живые организмы (11класс. Почему длительное использование компьютера способствует снижению зрения?)

Чтобы длительно поддерживать умственную работоспособность учеников на высоком уровне и предупреждать перегрузки, а также преждевременное утомление, я стараюсь грамотно спланировать и провести урок, учитывая гигиенические критерии рациональной организации урока, а именно:

1) 4 - 7 раз за урок сменяю виды деятельности (около 10 мин. каждый),

2) применяю не менее 3 видов преподавания с чередованием в 10 - 15 мин.

3) предусматриваю на уроках оздоровительные моменты: соблюдение учащимися правильной позы, физминутки (между 20 и 35 минутами урока 3 легких упражнения с 3-4 повторами); часто они удачно переплетаются с организацией хода урока:

· задаю вопросы, на ответ «ДА» - поднята правая рука, «НЕТ» - поднята левая;

· задаю вопросы, на ответ «ДА» - ученики закрывают глаза, «НЕТ»- глаза открыты;

· для закрепления новой темы часто использую кроссворды. Они разряжают обстановку, создают элемент соревновательности; меняется род деятельности, ребята становятся подвижными. Дети ждут кроссворды - повышается интерес к предмету;

4) стараюсь создать благоприятный психологический климат на уроке, т.е. сделать так, чтобы на уроках преобладали положительные эмоции и 2 - 3 эмоциональные разрядки, (в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что приводит к качественному усвоению знаний, к более высоким результатам);

5) на моих уроках прошу учеников пофантазировать, придумать мысленно какой - то эксперимент - это помогает развитию творчества ребят, преодолению усталости, ведь ученик может сосредоточиться лишь на том, что ему интересно.

Все это позволяет добиться того, что утомление у обучающихся наступает не ранее, чем через 45 минут от начала урока, что способствует повышению познавательной деятельности учащихся.

Школьная оценка также является одной из важнейших технологий здоровьесбережения. Чтобы избежать субъективизма при оценивании ученика, использую:

§ самооценку, когда учащийся знает заранее критерии оценивания его работы,

§ оценка товарища по парте, когда ученики меняются своими работами,

§ окончательная оценка (оценка в конце изучения темы).

Как часть психолого - педагогической технологии здоровьесбережения использую игровые технологии (провожу уроки - викторины, уроки - соревнования, уроки - путешествия и т.д.), игровые обучающие программы, введения в урок исторических экскурсов и отступлений, что снимает эмоциональное напряжение, обеспечивает психологическую разгрузку учащихся, побуждает к активизации познавательной деятельности.

Как здоровьесберегающую технологию использую личностно - ориентированное обучение, учитывающее особенности каждого ученика, направленные на раскрытие его потенциала (проектная деятельность, дифференцированное обучение и т.д.). Так с 8 - 10 февраля 2012 года прошли Межрегиональная научно - практическая конференция «Молодежь и инноватика» в г. Серпухове и VМеждународная научно - практическая конференция учащихся и студентов в г. Протвино, где мои ученики принимали участие. А за исследовательскую работу «Влияние электромагнитных полей на окружающий мир» ученик 9 класса Павел Карасев занял 3 и 2 места соответственно. Он не только исследовал наличие электромагнитных полей вокруг бытовых электроприборов, но и привел множество способов защиты и уменьшения влияния этих полей на человека.

За работу по исследованию здоровьесбережения человека Павел на школьной научно -

практической конференции НОУ «Эврика» в 2011 году получил диплом 1 степени.

Большую роль в решении вопроса здоровьесбережения, играют технические средства обучения, в первую очередь персональный компьютер с мультимедиапроектором. Современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию, предоставленную мультимедийным образом, чем при помощи устаревших схем и таблиц. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

Во многие уроки я вставляю презентации, которые составляю сама или даю ученикам задание составить по какой - либо теме презентацию. Это стимулирует творческую деятельность учащихся и активизирует познавательный процесс обучения. При использовании компьютерных презентаций нельзя злоупотреблять ненужной анимацией объектов, надо подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать "режущих" глаз цветов и их сочетаний, выдерживать время работы с экраном (не более 10-12мин.).

Здоровьесберегающие технологии в обучении физике - это технологии проблемные, игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские; это самостоятельный поиск информации, подбор интересных задач и способов их решения, разработка проектов, творческих заданий; это игры, общение, создание образов, идей, ролей, без чего не будет творчества, познавательного интереса и хорошего самочувствия.

Здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на виды:

• запланированный «урок здоровья» в конце изучаемой темы. Например: «Махани-

четкое движение и ДТП», «Электричество каждый день среди нас», «Излучения

электробытовых приборов», «Диффузия и экология» и другие;

• стандартный урок, на котором не говорится о здоровье, но это здоровьесберега

ющий урок, т.к. учитель:

  • активизирует познавательную деятельность учеников;

  • создает умственный, психологический и нравственный комфорт;

  • максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

Главным критерием такого урока, я считаю, является желание школьников после урока снова прийти на физику, где комфортно, интересно, есть душевное взаимодействие учеников и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, и физика понятна.

Еще одним видом здоровьесберегающих уроков является урок с элементами здоровьесбережения, когда тема урока имеет отношение к здоровью. Например, тема «Масса» - лишний вес создает угрозу здоровью; тема «Смачиваемость - необходимо соблюдать гигиену кожи; тема «Архимедова сила» - надо знать правила поведения на воде.

Как вариант здоровьеразвивающих технологий - пропаганда здорового образа жизни, я разработала авторскую программу «Физика. Человек. Здоровье», считая, что если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. Применение программы позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Данная программа является дополнением к изучению физики в различных классах и предусматривает пропаганду здорового образа жизни, используя связь с изучаемым материалом.

Целью моей программы является формирование у учащихся ценности здорового образа жизни и правильного отношения к своему здоровью, используя понятия и законы физики, приобретение навыков проведения исследовательских работ по определению влияния различных факторов физического содержания на здоровье человека и изыскание способов устранения их вредного действия.

Большое внимание уделяю строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обращая внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираю на уроке, а на дом остается повторение.

Состояние кабинета, где проходят уроки физики должно соответствовать гигиеническим рекомендациям СаНПиН, что является неотъемлемой чертой здоровьесберегающей технологии. На перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, проветриваю помещение. Стены в моем кабинете физики окрашены в светло-зеленый тон и на них нет ничего лишнего, что благотворно влияет на снижение нервного напряжения учеников, не вызывает тревогу, раздражение учащихся.

В медицине широко распространена теория функциональной ассиметрии мозга: правое полушарие воспринимает все художественное, интуитивное, а левое - рационально-логическое. На уроках стараюсь, чтобы обе части мозга учащихся были в работе. Эта технология является здоровьеразвивающей, т.к. развивает сразу два полушария.

Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

Я считаю, что на уроках физики создается благодатная среда для применения ЗОТ, т.к. здесь рассматриваются факты, которым невозможно возразить. Все используемые мною здоровьесберегающие технологии способствуют воспитанию личности ученика, осознающего необходимость здорового образа жизни.

Вообще, собственный пример лучше всяких слов познакомит ребят с правилами здорового образа жизни. Свое свободное время я посвящаю туризму, активному отдыху, а также занятиям спортом (каждый день делаю зарядку, бегаю, плаваю в школьном бассейне, совершаю велосипедные прогулки).

Использование ИКТ на уроках физики.

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в образовании обсуждается широко и на методических советах различного уровня и на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому преподавателю, безусловно, понятно, что это требование сегодняшнего дня. Но всё равно есть сомнения или неуверенность, об использовании новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Вряд ли кто-то из нас сейчас может с полной уверенностью заявлять, что совсем не использует компьютер в своей преподавательской деятельности. В той или иной мере, мы все прибегаем к его помощи. И мы не откроем секрета, что даже если совсем минимизировать применение компьютера на уроке, тем не менее, он очень сильно своим приходом в нашу жизнь, облегчил нам работу.

Концепция современного образования и в частности предмета физики такова, что объём информации, которую необходимо освоить обучающемуся возрастает с каждым учебным годом. Причём особенности преподавания предмета говорят о том, что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, которую обучающийся должен освоить (т.е. понять и принять). Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается, возникает проблема, не имея достаточных навыков обработки получаемой обучающимся информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету.

Поэтому, перед преподавателем встает проблема научить, обучающегося, таким технологиям познавательной деятельности, которые помогли бы, осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию. Применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу обучения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.

В настоящее время выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования - задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.

Естественно в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знании обучающимися, на их самообразование и на самопознание. В связи с этим особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении, создаются условия, для того чтобы обучающийся овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал. Так как задача нашей педагогической деятельности формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то без использования ИКТ в образовательном процессе нам не обойтись.

Использование ИКТ на уроках физики позволяют повышать интерес к изучению предмета, расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышает интерес к обучению. Хорошо известно, что курс физики включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика". Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. К сожалению, многие обучающиеся не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения.

Как известно, в основе всех наук лежит опыт. В области наук естественнонаучного цикла в последнее время появился новый источник опыта - это компьютер. Думаю, никто из коллег не станет отказываться от предложения разместить в кабинете физики комплект современного мультимедийного оборудования, да еще и с возможностью выхода в интернет в любое удобное время. Информационные технологии настолько "вросли" в нашу жизнь, что практически любой педагог, независимо от возраста, старается овладеть ими, тем более, что наши обучающиеся с компьютером "на ты".

Применение персонального компьютера как средства обучения способствует активизации учебного процесса, индивидуализации обучения, самоконтролю. Компьютер способен повысить интерес к предмету, оживить сухие строчки учебника, наглядно представить явления, наблюдение которых невозможно организовать в учебном заведении по техническим или природным условиям (например, квантовая, ядерная физика). Удачная учебная программа заставит обучающегося занять активную позицию исследователя, почувствовать значимость изучаемого предмета для его жизни.

Использования информационных технологий на уроке - это урок, который становится более современным (с точки зрения использования технических средств), есть возможность приблизить урок к мировосприятию современного подростка. Это помощь преподавателю в проверке знаний, умений и навыков; в организации закрепления полученных на уроке знаний; в экономии времени; в возможности эмоционально и образно подать материал. На уроках могут широко использоваться презентации, которые позволяют повысить интерес к изучению предмета. Это даёт возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Существуют разнообразные формы работы с использованием ИКТ на уроках физики, например такие как: создать собственный физический проект по выбранной теме, создать программу, позволяющую изучать и проверять знания по физике, оформить научно - исследовательскую работу, реферат, провести интерактивный урок, найти сайты по физике в Интернете и работать с ними.

Существует огромное число готовых программных продуктов, которые могут быть использованы преподавателем при проведении современных уроков с применением информационных технологий. Причём, подобные программы могут быть использованы, как в полном предложенном объёме, так и моделироваться преподавателем под конкретный урок и конкретные задачи. Для себя из всего многообразия учебных электронных программ я выделила несколько программ, которые активно применяю и которыми я очень довольна, это следующие программы: «Электронные уроки и тесты» в 6 томах. ЗАО «Новый Диск», 1С: Школа. Физика, 7-11 классы «Библиотека наглядных пособий», «Интерактивный курс физики для 7-11 классов». С.М. Козел, В.А. Орлов, Н.Н. Гомулина, Н.Н. Соболева, А.Ф. Кавтрев, «Библиотека электронных наглядных пособий», «Видеозадачник по физике» А.И. Фишман, А.И. Скворцов, Р.В. Даминов. "Физика в картинках", "Открытая физика 1.1", "Открытая физика 2.0", "Уроки физики Кирилла и Мефодия", "Репетитор по физике Кирилла и Мефодия".

Главные достоинства всех этих программ, это наглядное представление моделируемых физических явлений, подача текстовой информации с экрана (дикторский текст) плюс возможность многократного его повторения, гиперссылки, позволяющие быстро найти нужную информацию, наглядность физических законов, моделей, таблиц, плакатов, схем, иллюстраций. Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, тестовые задания, самоконтроль и самооценка, показ презентаций уроков, слайдов.

Все это позволяет обучающимся лучше разобраться в деталях, выявить закономерности, присущие данному явлению. Однако преподаватель всегда должен отмечать, что наблюдаемое на экране компьютера явление - это модель, идеализация реального физического явления, и всегда, когда, это возможно, проводить демонстрационный эксперимент с реальными предметами, а также апеллировать к жизненному опыту обучающихся. Очень полезно при сравнении реальных и модельных явлений обсуждать степень идеализации, и ее правомерность, обращать внимание на то, что создание моделей разной степени приближенности к реальным явлениям - это один из основных методов физики.

Особое место, занимает компьютерная лаборатория, она позволяет непосредственно на глазах у обучающихся и при их участии проводить измерения, обрабатывать полученные результаты и демонстрировать графики изучаемых физических величин на экране. С их помощью можно следить за мгновенными значениями расстояния до объекта, температурой, давлением, параметрами переменного и постоянного токов, магнитным полем, освещенностью, поворотом тела, интенсивностью звука. Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую физическую лабораторию. Тем не менее, выполнение компьютерных лабораторных работ требует определенных навыков, характерных и для реального эксперимента - выбор начальных условий, установка параметров опыта и т. д.

Планировать работу с обучающимися в компьютерном классе можно следующим образом. После выполнения реального эксперимента на уроке обучающиеся переходят в компьютерную лабораторию. Здесь они выбирают уровень сложности отработки результатов: основной или повышенный. Где, в основном, от них не требуется знания теории погрешностей и формул, необходимых для их расчета; они проводит эксперимент и вводят при помощи клавиатуры свои данные в компьютер, и тот производит расчеты, выводит результат на экран. Имея пример, можно получить распечатку своей таблицы и показать преподавателю. При работе, по повышенному уровню - обучающиеся кроме данных эксперимента вводят приборы, необходимые для расчетов формулы, величины погрешностей после получения таблицы результатов они должен ответить на несколько вопросов по теме выполненной лабораторной работы, только после этого выставляется оценка. Такое построение работы для обучающихся, это возможность не только быть наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов. Необходимо также отметить, что использование компьютерных лабораторных работ на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, разумеется, что компьютерные технологии не могут полностью заменить, ни натуральный эксперимент, ни лабораторные работы, ни самого преподавателя, но использование их в разумных пределах и в хорошем сочетании, дают более высокую оценку усвоения материала обучающимися. В наше время применение компьютера на уроках, это способствует повышению мотивации к изучению физики, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки обучающихся, формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание и др.).

Применение новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать обучающегося, как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом преподаватель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность обучающихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Организация обучения на основе технологического подхода позволяет не только удовлетворять образовательные запросы каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными способностями, но и создавать условия для самореализации, саморазвития, самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты - это шаг к повышению качества обучения обучающихся и в конечном итоге к воспитанию новой личности - ответственной, знающей, способной решать новые задачи, как по предмету, так и жизненные.



© 2010-2022