Программа по физике 8 класса с учетом требований ФГОС

Рабочая программа по физике для 8-х классов составлена на основе авторской программы  Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2012 с учетом нормативных документов:   §  ФЗ . N 273  РФ от 29 декабря 2012 года Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 28. « Компетенция,  права,  обязанности  и     ответственность  образовательной организации». §Санитарно-эпидемиоло...
Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОСПрограмма по физике 8 класса с учетом требований ФГОС

«Утверждаю»

Руководитель ГБОУ

лицей г. Сызрани

_____ /______________ /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 2014г.




«Согласовано»

Руководитель МО

_____ /______________ /

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 2014г.




«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР ГБОУ лицей г. Сызрани

_____ /______________ /

ФИО

«___» _________ 2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике в 8-х классах

Абрамовой Галины Александровны



Рассмотрено на заседании методического совета

протокол №

от « » 2014г.





2014 - 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по физике для 8-х классов составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2012 с учетом нормативных документов:


  • ФЗ . N 273 РФ от 29 декабря 2012 года Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 28. « Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации».

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированы в Минюсте России 03 марта 2011 года).

  • Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, от 19 декабря 2012 года №1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год".

  • «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19 апреля 2011 года № 03-255.

  • «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 года №03-296.

  • «Об использовании учебников с электронными приложениями» от 25 июня 2010 года № ИК-1090/03.

Общая характеристика предмета

Физика, в качестве учебного предмета, вносит колоссальный вклад в систему знаний об окружающем мире. Поскольку физические законы лежат в основе содержания школьных предметов химии, биологии, географии и астрономии, школьный курс физики является системообразующим для естественнонаучных дисциплин.

В условиях перехода к профильной дифференциации средняя ступень курса физики приобретает новое значение. Этот курс становится базовым, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и её применений всеми учащимися, независимо от их будущей профессии.

Курс начинается с темы «Тепловые явления», в которой даются такие понятия как «температура», «внутренняя энергия», «количество теплоты» и т.д. Рассматриваются агрегатные состояния вещества, фазовые переходы, тепловые двигатели и их принципы работы. Затем изучается тема «Электрические явления». В ней рассматриваются физические явления: электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока. В данной теме изучаются законы: сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля - Ленца. Затем изучаются электромагнитные явления, где рассматриваются следующие физические явления: взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, рассматриваются понятия: магнитное поле, магнитное поле Земли. При изучении темы «Световые явления» учащиеся знакомятся с законами прямолинейного распространения света, отражения света. В данной теме описываются физические явления: отражение, преломление и дисперсия света, раскрывается смысл физической величины - фокусное расстояние линзы.

При изучении каждой темы учащиеся учатся решать задачи, проводить физический эксперимент. В конце курса физики 8 класса несколько уроков посвящается для обобщения и систематизации знаний учащихся.

Основные цели изучения курса физики в 8 классе:

  • освоение знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях, электромагнитных волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений; использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;


  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основные задачи изучения курса физики в 8 классе:

  • развитие мышления учащихся, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • овладение школьниками знаниями о широких возможностях применения физических законов в практической деятельности человека с целью решения экологических проблем.

Данная рабочая программа для 8 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), 8 часов из которых рассчитаны на лабораторные работы, 8 часов на контрольные работы. Остальные 52 часа - на теоретический материал и решение задач. Также в этом курсе проводятся проверочных работы(самостоятельные работы) и тесты для текущего контроля знаний учащихся.

При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

Урок - исследование -на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок - игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок - тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

Урок - самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Урок - лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

Результаты освоения предмета


Личностными результатами обучения физике в 8-м классе являются:

- формирование ценностей смыслового чтения и познания законов физики и научных знаний, независимо от будущей профессиональной деятельности;

- формирование убежденности в возможности познания законов природы, процессов, явлений и необходимости разумного использования достижений науки и технологий;

- мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода;

- мотивация процессов диалогически-терпимого общения, творческой, созидательной деятельности, уважения к научному труду;

- формирование ценностей здорового образа жизни.

Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (УУД). К ним относятся:

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты изучения физики в 8 классе:

знать/понимать

  • смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, атом, атомное ядро.

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты,удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.

  • cмысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока, отражение, преломление.

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки в квартире.






Содержание программы учебного предмета

(68 часов)

Тепловые явления (25 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества.

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Электрические явления. 24 часа

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Электромагнитные явления. 8 часов

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы.

Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления. 11 часов

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.






Учебно-тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Дата

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1.

Тепловые явления

25


1.1.

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Температура

1


2.2

Внутренняя энергия

1


3.3

Способы изменения внутренней энергии.


1

4.4

Теплопроводность

1


5.5

Конвекция. Излучение.

1


6.6

Входной контроль.


1

7.7

Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.


1

8.8

Количество теплоты.

1


9.9

Удельная теплоемкость. Проверочная работа по теме «Виды теплопередачи»


1

10.10

Решение задач«Виды теплопередачи»


1

11.11

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

12.12

Топливо. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

1


13.13

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1


14.14

Самостоятельная работа№1 «Расчет количества теплоты при нагревании и сгорании»


1

15.15

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

1


16.16

Удельная теплота плавления.

Решение задач


1

17.17

Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкостей и выделение ее при конденсации пара.

1


18.18

Кипение.

1


19.19

Решение задач. «Расчет количества теплоты при парообразовании и конденсации.»


1

20.20

Самостоятельная работа№2 «Расчет количества теплоты при плавлении и парообразовании».


1

21.21

Влажность воздуха. Насыщенный пар. Способы определения влажности воздуха. Лабораторный опыт «Измерение влажности воздуха»

1

22.22

Решение задач Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества. Влажность»


1

23.23

Паровая турбина.

КПД тепловых двигателей. Способы увеличения КПД.

1


24.24

Повторительно - обобщающий урок по теме «Тепловые явления»


1

25.25

Контрольная работа № 3 по теме «Тепловые двигатели КПД »


1

2.

Электрические и магнитные явления.

32


26.1

Электризация тел. Электрический заряд. Два рода зарядов.

1


27.2

Электроскоп. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды Классификация веществ по проводимости.

1


28.3

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

1


29.4

Объяснение электрических явлений.

1


30.5

Электрический ток. Источники тока

1


31.6

Электрическая цепь и ее составные части


1

32.7

Действия электрического тока. Направление тока.

1


33.8

Сила тока. Амперметр

1


34.9

Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока»

1

35.10

Напряжение. Вольтметр.

1


36.11

Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение напряжения на ее различных участках»

1

37.12

Электрическое сопротивление проводников.

.

1


38.13

Закон Ома для участка цепи

1


39.14

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.


1

40.15

Реостаты Лабораторная работа № 5 «Регулирование силы тока реостатом.»

1

41.16

Лабораторная работа № 6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1

42.17

Последовательное соединение проводников.

1


43.18

Параллельное соединение проводников.

1


44.19

Самостоятельная работа№3 «Виды соединения проводников»


1

45.20

Работа и мощность электрического тока.

1


46.21

Лабораторная работа №6 «Измерение работы и мощности электрического тока»

1

47.22

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

1


48.23

Короткое замыкание. Предохранители.

1


49.24

Самостоятельная работа№4 « Работа и мощность электрического тока.»


1

50.25

Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока.

1



51.26

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.

Лабораторный опыт «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

52.27

Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1


53.28

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Лабораторная работа №7«Сборка модели электрического двигателя и изучение принципа его действия»


1

54.29

Повторительно - обобщающий урок по теме «Электромагнитные явления»


1

55.30

Кратковременная контрольная работа №6 по теме «Электромагнитные явления»

1

3.

Световые явления

12


56.1

Источники света. Прямолинейное распространение света.

1


57.2

Отражение света. Законы отражения.

1


58.3

Плоское зеркало.

1


59.4

Преломление света.

1


60.5

Линзы. Виды линз. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы.

1


61.6

Изображения, даваемые линзой.


1

62.7

Лабораторная работа № 8 «Измерение фокусного расстояния линзы и получение с ее помощью изображений»

1

63.8

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

1


64.9

Разложение белого света на цвета. Цвет тел.

1


65.10

Решение задач «Световые явления»


1

66.11

Контрольная работа №7 по теме «Световые явления»


1

67.12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Световые явления»


1

68.

Итоговая контрольная работа.


1

Итого:

68

33

10

8

17

Планируемые результаты освоения

обучающимися основной образовательной программы


По окончании изучения курса физики за 8 класс обучающийся научится:

  • определять явления и объяснять основные свойства таких явлений, как: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление;

  • объяснять смысл таких физических моделей, как: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света

  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя для этого физические величины: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление

  • понимать смысл физических законов: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры,

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов.


Формы и средства контроля

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

Распределение письменных работ по курсу


Раздел программы

Количество самостоятельных работ

Количество тестов

Количество контрольных работ

Тепловые явления

1

1

1

Изменение агрегатных состояний

0

1

1

Электрические явления

1

2

1

Электромагнитные явления

0

1

1

Световые явления

1

1

1

Итоговое повторение

0

2

1



Список контрольных работ

Контрольная работа №1 по теме: «Количество теплоты»

Контрольная работа №2 по теме: «Агрегатные состояния вещества»

Контрольная работа №3 по теме: «Постоянный ток. Соединение проводников».

Контрольная работа №4 по теме: «Электромагнитные явления»

Контрольная работа № 5 по теме: «Световые явления».

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.

Кроме того, целесообразным является проведение тестовых и самостоятельных работ по следующим темам:



Список тестовых работ

Тест «Тепловое движение. Внутренняя энергия»

Тест «Виды теплопередачи»

Тест «Плавление и кристаллизация»

Тест «Испарение и кипение»

Тест «Электризация. Строение атома»

Тест «Сила тока, Напряжение. Закон Ома для участка цепи»

Тест «Соединения проводников»

Самостоятельная работа «Работа и мощность тока»

Тест «Отражение и преломление света»

Самостоятельная работа «Изображения, даваемые линзой»


Список лабораторных работ

Лабораторная работа № 1 " Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры"

Лабораторная работа № 2 " Определение удельной теплоемкости твердого тела"

Лабораторная работа № 3 "Измерение силы тока".

Лабораторная работа № 4 "Измерение напряжения."

Лабораторная работа № 5 " Регулирование силы тока реостатом"

Лабораторная работа № 6 " Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра"

Лабораторная работа № 7 " Измерение мощности и работы тока в электрической лампе"

Лабораторная работа № 8 " Сборка электромагнита и испытание его действия»

Лабораторная работа № 9 " Изучение электрического двигателя постоянного тока"

Лабораторная работа № 10 " Получение изображения при помощи линзы"



Перечень учебно-методических средств обучения

Основная и дополнительная литература:

Гутник Е. М. Физика. 8 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с. ил.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2000. - 96 с. ил.

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред.шк.

Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 8-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. - М.: Экзамен, 2003. - 127 с. ил.

Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб.дляобщеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2008

«ГИА-2009: экзамен в новой форме: 9-й класс: тренировочные варианты экзаменационных работ для прведения ГИА в новой форме», авторы-составители: Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова, Москва «Астрель», 2008 г.

Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.

Оборудование и приборы

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.


Перечень демонстрационного оборудования

Модели ДВС, паровой турбины, глаза, двигателя постоянного тока.

Приборы: электроскоп, гальванометр, амперметр, вольтметр, электрический счетчик, часы, термометр, психрометр, компас.

Проекционный аппарат, микрофон, динамик, источники тока, лампа накаливания, плавкий предохранитель, электромагнит, постоянный магнит.

Султаны электрические, электрофорная машина, эбонитовая и стеклянная палочки, гильзы электрические, калориметр, набор тел для калориметрических работ.


Перечень оборудования для лабораторных работ

Калориметр, термометр, набор тел для калориметрических работ, психрометр. Комплект приборов для проведения работ по электричеству. Компас, модель электродвигателя, электромагнит разборный. Набор приборов для проведения работ по оптике.

Список литературы


Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Пёрышкин, А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М.- М.: Дрофа, 2008-2010 гг.

  2. Н.И.Павленко, К.П.Павленко. Тестовые задания по физике- М. «Школьная пресса»

  3. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Дидактические материалы Физика 7- М.: Дрофа, 2012 г; В.И.

  4. Лукашик, Е.В.Иванов. Сборник задач по физике 7-9 М.: Просвещение 2004 г и др

Литература для учителя:

  1. Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 кл.

  2. Большая книга экспериментов для школьников: Под ред. А.
    Мейяни. - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001 г.

  3. Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8 класс", - М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.

  4. Лукашик В.И. "Физическая олимпиада", - М., "Просвещение", 1987.

  5. Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? - М.: Наука, 1992.

  6. Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2005.

  7. Степанова Г.Н. "Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб., "СпецЛит", 2000.

  8. Телюкова Г.Г. «Тематическое планирование. Физика 7-11»,- Волгоград, «Учитель», 2006.

  9. Тульчинский М.Е. "Качественные задачи по физике 6-7 класс", - М., "Просвещение", 1976..

Интернет-ресурсы:

  1. Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др. http:ivanovo.ac.ru/phys


  1. Бесплатные обучающие программы по физике http:history.ru/freeph.htm


  1. Лабораторные работы по физике http:phdep.ifmo.ru


  1. Анимация физических процессов http:physics.nad.ru


  1. Физическая энциклопедия elmagn.chalmers.se/%7eigor

Литература для учащихся:

  1. Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2005.

  2. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2003.

  3. Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8 класс", - М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.





Приложения

Критерии оценивания устного ответа.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Критерии оценивания расчетной задачи

Решение каждой задачи оценивается, исходя из критериев, приведенных в таблице



Качество решения

Оценка

Правильное решение задачи:

5

получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде - в «буквенных» обозначениях;

отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;

задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.

4

Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)

Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

3

Грубые ошибки в исходных уравнениях.

2

Критерии оценивания лабораторной работы.

Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Критерии оценивания контрольных работ.

Оценка 5ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Перечень ошибок

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.

  2. Неумение выделить в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показание измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.



Формы и средства контроля осуществляется в виде текстовых контрольных работ, лабораторных работ, зачетов, физических диктантов. Число лабораторных работ - 14, контрольных работ - 8.

Вводный контроль

Вариант 1

  1. Вода испарилась и превратилась в пар. Как при этом изменилось движение и расположение молекул? Изменились ли при этом сами молекулы?

  2. Борзая развивает скорость до 16 м/с. Какой путь она может преодолеть за 5 минут?

  3. Найдите вес тела массой 800 г. Изобразите вес тела на чертеже в выбранном масштабе.

  4. Какое давление оказывает мальчик массой 48 кг на пол, если площадь подошв его обуви 320 см2

  5. Какая работа совершается при равномерном подъеме гранитной плиты объемом 2 м3 на высоту 3 м . Плотность гранита 2700 кг/м3

Вариант 2

  1. Почему аромат духов чувствуется на расстоянии?

  2. С какой скоростью движется кит, если для прохождения 3 км ему потребовалось 3 мин 20 с.

  3. Найдите силу тяжести, действующую на тело массой 1,5 т. Изобразите силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе.

  4. На какой глубине давление воды в море равно 2060 кПа? Плотность морской воды 1030 кг/м3

  5. Сколько времени должен работать насос мощностью 50 кВт, чтобы из шахты глубиной 150 м откачать воду объемом 200 м3 Плотность воды 1000 кг/м3


Контрольная работа № 1

«Тепловые явления»

Вариант 1.

1. Стальная деталь массой 500 г при обработке на токарном станке нагрелась на 20 градусов Цельсия. Чему равно изменение внутренней энергии детали? (Удельная теплоемкость стали 500 Дж/(кг С) )

2. Какую массу пороха нужно сжечь, чтобы при полном его сгорании выделилось 38000 кДж энергии? (Удельная теплота сгорания пороха 3,8 * 10 6 Дж/кг)

3. Оловянный и латунный шары одинаковой массы, взятые при температуре 20 градусов Цельсия опустили в горячую воду. Одинаковое ли количество теплоты получат шары от воды при нагревании? (Удельная теплоемкость олова 250 Дж/(кг С), латуни 380 Дж/(кг С) )

4. На сколько изменится температура воды массой 20 кг, если ей передать всю энергию, выделяющуюся при сгорании бензина массой 20 кг?
(Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), удельная теплота сгорания бензина 4,6 * 10 7 Дж/кг)

Вариант 2.

1. Определите массу серебряной ложки, если для изменения ее температуры от 20 до 40 градусов Цельсия требуется 250 Дж энергии. (Удельная теплоемкость серебра 250 Дж/(кг С) )

2. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании торфа массой 200 г? (Удельная теплота сгорания торфа 14 * 10 6 Дж/кг)

3. Стальную и свинцовую гири массой по 1 кг прогрели в кипящей воде, а затем поставили на лед. Под какой из гирь растает больше льда?
(Удельная теплоемкость стали 500 Дж/(кг С), свинца 140 Дж/(кг С) )

4. Какую массу керосина нужно сжечь, чтобы получить столько же энергии, сколько ее выделяется при сгорании каменного угля
массой 500 г.

(Удельная теплота сгорания керосина 46 *106 дж/кг,
каменного угля 30 * 10 6 Дж/кг)

Вариант 3

1. Какое количество теплоты необходимо для нагревания железной гири массой 500 г от 20 до 30 градусов Цельсия. (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кг С) )

2. Какая масса каменного угля была сожжена в печи, если при этом выделилось 60 МДж теплоты? (Удельная теплота сгорания
угля 3 * 10 7 Дж/кг)

3. В каком платье летом менее жарко: в белом или в темном ? Почему?

4. Сколько нужно сжечь каменного угля, чтобы нагреть 100 кг стали от 100 до 200 градусов Цельсия? Потерями тепла пренебречь. (Удельная теплота сгорания угля 3 *10 7 Дж/кг, удельная теплоемкость стали
500 Дж/(кг С) )

Вариант 4

1. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 100 г спирта? (Удельная теплота сгорания спирта 2,7 *107 Дж/кг)

2. Какова масса железной детали, если на ее нагревание от 20 до 200 градусов Цельсия пошло 20,7 кДж теплоты? (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кг С) )

3. Почему все пористые строительные материалы (пористый кирпич, пеностекло, пенистый бетон и др.) обладают лучшими теплоизоляционными свойствами, чем плотные стройматериалы?

4. Какое количество теплоты необходимо для нагревания 3 л воды в алюминиевой кастрюле массой 300 г от 20 до 100 градусов Цельсия? (Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С),
алюминия 920 Дж/(кг С), плотность воды 1000 кг/м3)

Контрольная работа №2

«Нагревание и плавление кристаллических тел»

Вариант I

I. При плавлении кристаллического вещества его температура ...

1. не изменяется. 2. увеличивается. 3. уменьшается.

II. При какой температуре цинк может быть в твердом и жидком состоянии?

1. 420 0С. 2. -39 0С. 3. 1300 - 1500 0С. 4. 0 0С. 5. 327 0С.

III. Какой из металлов: цинк, олово или железо - расплавится при температуре плавления меди?

1. Цинк. 2. Олово. 3. Железо.

IV. Температура наружной поверхности ракеты во время полета повышается до 1500 - 2000 0С. Какие металлы пригодны для изготовления наружной обшивки ракет?

1. Сталь. 2. Осмий. 3. Вольфрам. 4. Серебро. 5. Медь.

Вариант II

I. Алюминий отвердевает при температуре 660 0С. Что можно сказать о температуре плавления алюминия?

1. Она равна 660 0С.

2. Она выше температуры отвердевания.

3. Она ниже температуры отвердевания.

II. При какой температуре разрушается кристаллическое

строение стали?

1. 420 0С. 2. -39 0С. 3. 1300 - 1500 0С. 4. 0 0С. 5. 327 0С.

III. На поверхности Луны ночью температура опускается до170 0С. Можно ли измерять такую температуру ртутным и спиртовым термометрами?

1. Нельзя. 2. Можно спиртовым термометром. 3. Можно ртутным термометром.

4. Можно как ртутным, так и спиртовым термометром.

IV. Какой металл, находясь в расплавленном состоянии, может

заморозить воду?

1. Сталь. 2. Цинк. 3. Вольфрам. 4. Серебро. 5. Ртуть.

Контрольная работа №3
«Изменение агрегатных состояний вещества»

Вариант 1

1. Расплавится ли нафталин, если его бросить в кипящую воду? Ответ обоснуйте. (Температура плавления нафталина 80 градусов Цельсия, температура кипения воды 100 градусов)

2. Найти количество теплоты необходимое для плавления льда массой 500 грамм, взятого при 0 градусов Цельсия. Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг

3. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 2 килограммов воды, взятых при 50 градусах Цельсия. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), удельная теплота парообразования 2,3 * 10 6 Дж/кг,

4. За 1,25 часа в двигателе мотороллера сгорело 2,5 кг бензина. Вычислите КПД двигателя, если за это время он совершил 2,3 * 10 7 Дж полезной работы. Удельная теплота сгорания бензина 4,6 *10 7 Дж / кг

Вариант 2.

1. Почему показание влажного термометра психрометра всегда ниже температуры воздуха в комнате?

2. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 200 г воды, взятой при температуре кипения. Удельная теплота парообразования воды 2,3 * 10 6 Дж/кг

3. Найти количество теплоты, необходимое для плавления льда массой 400 грамм, взятого при - 20 градусах Цельсия. Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/(кг С)

4. Определите полезную работу, совершенную двигателем трактора, если для ее совершения потребовалось 1,5 кг топлива с удельной теплотой сгорания 4,2 * 10 6 Дж/кг, а КПД двигателя 30 %

Контрольная работа № 4

«Постоянный ток»

Вариант 1.

1. Начертите схему электрической цепи, содержащей гальванический элемент, выключатель, электрическую лампочку, амперметр.

2. По спирали электролампы проходит 540 Кл электричества за каждые 5 минут. Чему равна сила тока в лампе?

3. При электросварке в дуге при напряжении 30 В сила тока достигает 150 А. Каково сопротивление дуги?

4. Какой длины нужно взять медный провод сечением 0,1 мм2, чтобы его сопротивление было равно 1,7 Ом? (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)

5. По медному проводнику с поперечным сечением 3,5 мм2 и длиной 14,2 м идет ток силой 2,25 А. Определите напряжение на концах этого проводника. (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)

Вариант 2.

1. Размеры медного и железного проводов одинаковы. Сравните их сопротивления.
(Удельное электрическое сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м, железа 0,1 Ом мм2/м)

2. Напряжение на зажимах лампы 220 В. Какая будет совершена работа при прохождении по данному участку 5 Кл электричества?

3. Определите силу тока в электрочайнике, включенном в сеть с напряжением 220 В, если сопротивление нити накала равно 40 Ом.

4. Сопротивление никелинового проводника длиной 40 см равно 16 Ом. Чему равна площадь поперечного сечения проводника (Удельное сопротивление никелина
0,4 Ом мм2 / м)

5. Чему равна сила тока в железном проводе длиной 120 см сечением 0,1 мм2, если напряжение на его концах 36 В. Удельное электрическое сопротивление меди 0,1 Ом*мм2/м

Контрольная работа №5

«Соединение проводников»

5.01. Как зависит сопротивление проводника от его длины и площади поперечного сечения?

А) прямо пропорционально длине, обратно пропорционально площади поперечного сечения;

Б) прямо пропорционально длине и площади поперечного сечения;

В) обратно пропорционально длине, прямо пропорционально площади поперечного сечения.

5.02. По какой формуле определяется сопротивление проводника?

А) Программа по физике 8 класса с учетом требований ФГОС; Б) Программа по физике 8 класса с учетом требований ФГОС; В) Программа по физике 8 класса с учетом требований ФГОС; Г) Программа по физике 8 класса с учетом требований ФГОС.

5.03. В каких единицах измеряется удельное сопротивление проводника?

А) Программа по физике 8 класса с учетом требований ФГОС; Б) Программа по физике 8 класса с учетом требований ФГОС; В) Программа по физике 8 класса с учетом требований ФГОС.

5.04. Какая из перечисленных величина одинакова для всех последовательно соединенных проводников?

А) напряжение; Б) сила тока; В) сопротивление.

5.05. При каком соединении получается разрыв в цепи, если одна из ламп перегорит?

А) при параллельном; Б) при последовательном;

В) при параллельном и последовательном.

5.06. Какая из схем соответствует последовательному соединению проводников?


1 2 3

А) только 1; Б) только 2; В) только 3; Г) 1 и 2.

5.07. Какая величина из перечисленных одинакова для всех параллельно соединенных проводников?

А) напряжение; Б) сопротивление; В) сила тока.

5.08. Для чего в электрической цепи применяют реостат?

А) для увеличения напряжения; Б) для уменьшения напряжения;

В) для регулирования силы тока в цепи.

R1

R2

5.09. Напряжение на проводнике R1 4 В. Какое

напряжение на проводнике R2?

А) 8 В; Б) 2 В; В) 4 В; Г) 16 В.

R1

R2

5.10. Чему равно общее сопротивление в цепи, если

R1 = 2 Ом, R2 = 4 Ом?

А) Rобщ= 6 Ом; Б) Rобщ= 2 Ом;

В) Rобщ= 12 Ом; Г) Rобщ= 1 Ом.

5.11. Длина медного проводника равна 1000 м, площадь его сечения 0,5 мм2. Определите сопротивление проводника (удельное сопротивление меди 0,017Программа по физике 8 класса с учетом требований ФГОС).

А) 3,4 Ом; Б) 340 Ом; В) 0,34 Ом; Г) 34 Ом.

5.12. Проводники сопротивлением 20 Ом и 30 Ом соединены параллельно. Вычислите их общее сопротивление.

А) 50 Ом; Б) 60 Ом; В) 600 Ом; Г) 12 Ом.

5.13. Проводники сопротивлением 2 Ом и 6 Ом соединены последовательно и включены в сеть напряжением 36 В. Вычислите силу тока в проводнике.

А) 3 А; Б) 0,33 А; В) 432 А; Г) 4,5 А.

5.14. В каждом из двух нагревательных элементов кипятильника сила тока 5 А. Определите силу тока в подводящих проводниках, если элементы соединены последовательно.

А) 25 А; Б) 5 А; В) 10 А; Г) 2,5 А.

5.15. Требуется изготовить елочную гирлянду из лампочек, рассчитанных на напряжение 6 В, чтобы ее можно было включить в сеть напряжением 120 В. Сколько для этого нужно взять лампочек?

А) 4; Б) 2; В) 16; Г) 20.

5.16. Провод длиной 1,5 м имеет сопротивление 0,75 Ом. Сколько метров этого провода пойдет на изготовление катушки сопротивлением 12,5 Ом?

А) 0,5 м; Б) 2 м; В) 25 м; Г) 1,8 м.

R1

R2

A



5.17. Сила тока в проводнике R1 = 2А, в проводнике

R2 = 1 А. Что покажет амперметр, включенный в

неразветвленную часть цепи?

А) 8 А; Б) 1,5 А; В) 4 А; Г) 3 А.

5.18. Для освещения классной комнаты последовательно установлено 10 ламп сопротивлением 440 Ом каждая. Каково их общее сопротивление?

А) 44 Ом; Б) 4,4 Ом; В) 4400 Ом; Г) 120 Ом.

5.19. Рассмотрите электрическую цепь. Какова сила тока

на реостате, если на каждой лампе по 1,5 А?

А) 3 А; Б) 1 А; В) 1,5 А; Г) 6 А.

5.20. Длина константанового провода 10 м, площадь поперечного сечения 2 мм2. Чему равно электрическое сопротивление провода? (Удельное сопротивление 0,5 Программа по физике 8 класса с учетом требований ФГОС).

А) 0,025 Ом; Б) 0,1 Ом; В) 0,4 Ом; Г) 2,5 Ом.

2 Ом

2 Ом

4 Ом

4 Ом

5.21. На рисунке представлена схема электрической

цепи. Каково общее сопротивление цепи?

А) 1,5 Ом; Б) 3 Ом; В) 6 Ом; Г) 12 Ом.

R1 I1

R2 I2

R3 I3

5.22. Найдите сопротивление проводника R3 и величину

тока I3, если R1= R2= 10 Ом, I1= 1 А, I2= 0,5 А.

А) 9 Ом, 1 А; Б) 15 Ом; 0,4 А;

В) 10 Ом; 0,4 А; Г) 10 Ом; 0,5 А.

5.23. Две электрические лампы сопротивлением 250 Ом и 190 Ом включены последовательно в сеть напряжением 220 В. Вычислите силу тока в лампах.

А) 3 А; Б) 2 А; В) 4 А; Г) 0,5 А.

5.24. Сколько метров алюминиевой проволоки сечением 5 мм2 надо взять, чтобы его сопротивление было 15 Ом?

А) 5 м; Б) 3360 м; В) 40 м; Г) 3000 м.

5.25. Манганиновая проволока длиной 8 м и площадью сечения 0,8 мм2 включена в цепь с аккумулятором. Сила тока в цепи 0,3 А. Определите напряжение. (Удельное сопротивление 0,43 Программа по физике 8 класса с учетом требований ФГОС).

А) 13 В; Б) 1,3 В; В) 26 В; Г) 2,6 В.

5.26. Два проводника сопротивлением 10 Ом и 15 Ом соединены параллельно в цепь к напряжению 12 В. Определите силу тока до разветвления.

А) 10 А; Б) 20 А; В) 2 А; Г) 4 А.

5.27. Определите напряжение в электрических лампах,

если сопротивление каждой из них 2 Ом.

Амперметр показывает ток 3 А.

А) 12 В; Б) 8 В; В) 3 В; Г) 24 Ом.

5.28. Длина одного провода 20 см, другого 1,6 м. Площадь поперечного сечения и материал проводов одинаковы. У какого провода сопротивление больше и во сколько раз?

А) первого - 8 раз; Б) второго - 8 раз;

В) первого - 4 раза; Г) второго - 4 раза.

5.29. Две одинаковые лампы, рассчитанные на 220 В каждая, соединены последовательно и включены в сеть напряжением 220 В. Под каким напряжением будет находится каждая лампа?

А) 100 В; Б) 110 В; В) 50 В; Г) 55 В.

5.30. Кусок проволоки сопротивлением 10 Ом разрезали посередине и соединили параллельно. Каково сопротивление двух параллельно соединенных проволок?

А) 2,5 Ом; Б) 5 Ом; В) 10 Ом; Г) 25 Ом.

Ключи правильных ответов

Уровни заданий

Номера заданий и правильные ответы

5. Последовательное, параллельное соединение проводников.

Удельное сопротивление

1 уровень (1 балл)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

В

А

Б

Б

Б

А

В

В

А

2 уровень (2 балла)

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Г

Г

Г

В

Г

В

Г

В

А

Г

3 уровень (3 балла)

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

В

Г

Г

Г

Б

В

В

А

Б

А

Контрольная работа №6

«Постоянный ток»

Вариант 1

1 Почему вместо перегоревшего предохранителя нельзя вставлять какой-либо металлический предмет (гвоздь)

2 Сила тока в электрической лампе 0,2 А при напряжении 120В. Найдите:

а) её сопротивление б)мощность

в) работу тока за три минуты

3 Какой длины нужно взять медную проволоку сечением 0,5мм2, чтобы при напряжение 68В сила тока в ней была 2А?

4 Три сопротивлении по 10 Ом каждое включены как показано на рис. Показание амперметра 0,9А, вольтметра 6В. Найдите:

А)Общее сопротивление

Б) Силу тока и напряжения на каждом участке.


Вариант 2

1 Почему провода, подводящие ток к электрической плитке, не разогреваются так сильно, как спираль в плитке?

2 Сопротивление лампы 60 Ом, сила тока в ней 3,5А.

Найдите:

А) Напряжение,

Б) Мощность

В) Работу тока за 2 минуты

3 Какой длины нужно взять железную проволоку сечением 2мм2, чтобы её сопротивление было таким же как сопротивление алюминиевой проволоки длинной 1км и сечением 4мм2.

4 Три сопротивления по 20 Ом каждое соединены как показано на рис. Показание амперметра 1,5А вольтметра 15В.

Найдите: а) Общее сопротивление б)напряжение и силу тока на каждом участке.



Контрольная работа №7

«Электрические явления»

Вопросы для зачета по теме «Электрические явления»


1. Каким зарядом зарядятся листочки электроскопа, если к стержню поднести, не касаясь, положительно заряженное тело?

2. Каким зарядом зарядятся листочки электроскопа, если к стержню поднести, не касаясь, отрицательно заряженное тело?

3. Как при помощи отрицательно заряженной палочки определить каким зарядом заряжен электроскоп?

4. Как при помощи положительно заряженной палочки определить каким зарядом заряжен электроскоп?

5. Положительно заряженное тело соединяют с Землёй. Объясните явление на основе электронной теории.

6. Отрицательно заряженное тело соединяют с Землёй. Объясните явление на основе электронной теории.

7. Как определить знак заряда тела, имея в распоряжении эбонитовую палочку, сукно и электроскоп?

8. Тело заряжено положительно: избыток или недостаток в нем электронов? Объясните на основе электронной теории.

9. Можно ли эбонитовую палочку заряжать один раз отрицательно, а другой раз -положительно?

10. Почему стеклянная палочка при трении о шелк электризуется положительно, а шелк - отрицательно?

11. Почему заряженная полоска бумаги, подвешенная на нити, притягивается к поднесенной руке?

12. Как при помощи отрицательно заряженного предмета зарядить другой предмет положительным зарядом?

13. На нитях подвешены две одинаковые бумажные гильзы,- одна заряжена, другая -нет. Как определит, какая гильза заряжена, а какая нет?

14. Концу металлического стержня на близкое расстояние, не касаясь, поднесли положительно заряженное тело. Как зарядится конец металлического стержня? Почему листочки электроскопа расходятся, если к нему поднести, не касаясь, наэлектризованное тело?

15. Что такое электрическое поле?

16. Чем отличается поле от вещества?

17. Что представляет собой электрон?

18. Как при помощи двух электрометров, стеклянной палочки, металлического стержня и шелка разделить заряд пополам?

19. Какой опыт можно провести, чтобы убедиться, что электрическое поле существует? Чем отличается электроскоп от электрометра?

20. Что представляет собой электроскоп?

21. Что представляет собой электрометр?

22. Как ведут себя бумажные гильзы, если они обе наэлектризованы положительным зарядом?

23. Как ведут себя бумажные гильзы, если они обе наэлектризованы отрицательным зарядом?







Контрольная работа №8

«Оптика»

Вариант 1.

1. По рисунку 1 определите, какая среда 1 или 2 является оптически более плотной.

2. Жучок подполз ближе к плоскому зеркалу на 5 см. На сколько уменьшилось расстояние между ним и его изображением?

3. На рисунке 2 изображено зеркало и падающие на него лучи 1-3 Постройте ход отраженных лучей и обозначьте углы падения и отражения.

4. Постройте и охарактеризуйте изображение предмета в собирающей линзе, если расстояние между линзой и предметом больше двойного фокусного.

5. Фокусное расстояние линзы равно 20 см. На каком расстоянии от линзы пересекутся после преломления лучи, падающие на линзу параллельно главной оптической оси?

1 2

Среда 1 3

Среда 2

Рис. 1 Рис. 2


Вариант 2.

На рисунке 1 изображен луч, падающий из воздуха на гладкую поверхность воды. Начертите в тетради ход отраженного луча и примерный ход преломленного луча.

На рисунке 2 изображены два параллельных луча света, падающего из стекла в воздух. На каком расстоянии из рисунков а---в правильно изображен примерный ход этих лучей?

Где нужно расположить предмет, чтобы увидеть его прямое изображение с помощью собирающей линзы?

Предмет находится на двойном фокусном расстоянии от собирающей линзы. Постройте его изображение и охарактеризуйте его.

Ученик опытным путем установил, что фокусное расстояние линзы равно 50 см. Какова ее оптическая сила?

воздух стекло

воздух

вода А Б В

Рис. 1 Рис. 2


Итоговая контрольная работа.


Вариант 1.

  1. Зачем в железнодорожных вагонах-ледниках, служащих для перевозки фруктов, мяса, рыбы и других скоропортящихся продуктов, промежутки между двойными стенками заполняют войлоком или несколькими слоями каких-либо пористых веществ, а снаружи вагоны окрашивают в белый или светло-желтый цвет?

  2. В паспорте амперметра написано, что его сопротивление равно 0,1 Ом. Определите напряжение на зажимах амперметра, если он показывает силу тока 5 А

  3. Какое количество теплоты выделится в никелиновом проводнике длиной 2 м и сечением 0,1 мм2 при силе тока 2 А за 5 минут?

  4. В железной кастрюле массой 500 г нужно нагреть 2 кг воды от 20 до 100 градусов Цельсия. Сколько для этого потребуется сжечь каменного угля?(Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кгС), удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кгС), удельная теплота сгорания угля 3*107 Дж/кг)

  5. Постройте изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится в двойном фокусе. Охарактеризуйте полученное изображение.

Вариант 2

1.Как по внешнему виду собирающих линз, определить у какой из них большая оптическая сила?

2.Какую работу совершает электрический ток в электродвигателе вентилятора за 2 минуты, если он включен в сеть напряжением 220 В, а сила тока равна 0,5 А.

3.В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1 мм2 при напряжении 220 В сила тока 5 А. Какова длина проволоки? (Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом мм2/м)

4.Какая масса дизельного топлива потребуется для непрерывной работы двигателя трактора мощностью 95 кВт в течение 2 часов, если его КПД 30%.Удельная теплота сгорания дизельного топлива 4,2*107 Дж/кг

5.Постройте изображение предмета в рассеивающей линзе, если предмет за двойным фокусом. Охарактеризуйте полученное изображение



© 2010-2022