- Преподавателю
- Физика
- Современные формы и методы организации учебного процесса
Современные формы и методы организации учебного процесса
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Сухачева Т.В. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Современные формы и методы организации учебного процесса
Сухачева Татьяна Владимировна,
Минусинский сельскохозяйственный колледж
Концепция современного урока включает следующие требования:
-
Целостность урока: он представляет собой автономный, логически законченный блок освоения учебного материала.
-
Постановка задач обучения, воспитания и развития, их взаимосвязь единство.
-
Личностный подход - высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.
-
Внутри урочная дифференциация и индивидуализация обучения.
-
Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса (мотивация, проблематизация), самостоятельной умственной активности учащихся, ситуации успеха.
-
Применение разнообразных методов, средств и методических приёмов (игры, занимательности, соревновательности).
-
Формирование способов умственных действий обучающихся.
-
Вклад в формирование и развитие личностных качеств обучающегося, способствующий сознательной мотивации обучения.
-
Гибкая неформальная система контроля.
-
Связь теории с практикой.
-
Системность уроков. Каждый урок представляет собой своеобразную ступеньку продвижения ученика к полному усвоению более крупной дидактических единицы.
Этой концепции отвечают технологии интерактивного обучения. Интерактивный - способный взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента или взаимодействие студентов.
В качестве основной я применяю технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов). Материал каждого урока представлен в опорном конспекте.
Этапы работы с опорным конспектом
1. Изучение теории в классе: объяснение (с презентацией, наглядностью, демонстрацией эксперимента, видеофильмов); изучение опорного конспекта, индивидуальная работа студентов над своими конспектами; фронтальное закрепление по блокам.
2. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + повторение.
На следующем занятии - фронтальный контроль усвоения конспекта: все студенты воспроизводят конспект по памяти, после письменной работы - опрос, взаимоопрос, во время написания конспекта - тихий опрос. Таким образом, все студенты находятся в процессе диалога, что способствует лучшему усвоению материала, развитию коммуникации.
4. После изучения темы - контрольный урок. На контрольном уроке студент выполняет три работы:
-
физический диктант на проверку формул, обозначений и единиц физических величин;
-
зачет (знание физических понятий, определений, законов);
-
самостоятельная работа по решению задач.
Целеполагание и визуализация цели
Каждое занятие начинается с постановки цели. Цель формулируется с точки зрения результата урока и доводится до студентов.
Пример постановки цели при выполнении лабораторной работы «Определение показателя преломления стекла»:
К концу урока я буду уметь:
-
проводить эксперимент по определению показателя преломления среды и обрабатывать результаты эксперимента;
-
анализировать полученный результат, на его основе делать выводы;
-
формулировать закон преломления;
-
объяснять явления природы на основе знаний о преломлении света.
Задачи урока:
Для достижения цели урока мне необходимы качества и умения:
-
внимательность, аккуратность, настойчивость в достижении цели;
-
соблюдение правил техники безопасности при работе с оборудованием;
-
умение анализировать результат эксперимента, на его основе делать выводы;
-
умение эффективно общаться для достижения цели;
-
умение анализировать причинно-следственные связи при объяснении физической сущности природных явлений.
В конце занятия - рефлексия. В диалоге с преподавателем студенты оценивают, насколько ими достигнута поставленная цель.
Рабочей программой дисциплины предусмотрено выполнение творческих заданий - заданий, не имеющих однозначного алгоритма решения. Творческое задание придает смысл обучению, мотивирует студента. Неизвестность ответа и возможность найти свое «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте, позволяют создать фундамент для сотрудничества, самообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая преподавателя. Примеры творческого задания:
-
Напишите небольшое эссе на тему: «Исчезло земное тяготение…», «Исчезла сила трения…»
-
Определите давление, которое производите на опору, когда стоите.
-
Проведите дома эксперименты по наблюдению явления диффузии, поверхностного натяжения жидкости с предоставлением фото- или видеоотчета.
-
Вырастите кристаллы поваренной соли, медного купороса.
Работа в малых группах дает всем студентам возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Для организации работы в малых группах я применяю технологии «Эксперты» и «Консультирование».
Технология «Эксперты»
Цель: обобщить большой материал, например, при подготовке к контрольному уроку по разделу.
-
Учебный материал делится на смысловые части. Задание малой группе: повторить содержание одной части материала.
-
Затем образуются новые группы, в которых каждый - «эксперт» по какой-то части материала.
-
Внутри группы эксперт рассказывает, остальные готовят по 2-3 вопроса.
Технология «Консультирование»
Цель: изучение нового материала и обобщение знаний.
-
В малой группе индивидуально изучают или повторяют всю учебную информацию. Затем составляют план проведения консультации.
-
Внутри группы готовят консультанта и вопросы приходящему консультанту.
-
Консультанты переходят в другие группы, проводят консультацию и отвечают на вопросы.
Рефлексия: хорошо ли была проведена консультация? Как Вас подготовила группа, ответили ли на все вопросы?
Результаты применения:
-
Глубокая и тщательная проработка материала.
-
Каждый студент - участник процесса обучения.
-
Формирование личной групповой ответственности за результат.
К интерактивным формам обучения относится просмотр и обсуждение учебных видеофильмов. При просмотре видеофильма студентам нравится такая форма работы как составление вопросов-суждений. Вопрос-суждение требует раскрыть два понятия и установить между ними взаимосвязь. Например:
-
Как относительность механического движения зависит от движения системы отсчета?
-
В каких случаях траектория движения тела равна его перемещению?
-
Как скорость движения тела при равномерном прямолинейном движении зависит от направления движения системы отсчета?
Метод проектов
Студенты самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, конструирования, общения); развивают системное мышление.
Ежегодно выполняется проект «Физический прибор своими руками». Студенты индивидуально или в малых группах изготавливают технические модели, готовят описание прибора согласно плану и представляют работу на конференции при кабинете физики. Модели в дальнейшем используются на занятиях, участвуют в выставках. Исследовательские проекты выполняют наиболее подготовленные и одаренные студенты и успешно выступают на региональных и всероссийских и конференциях.
Требования к современному уроку предусматривают гибкую систему оценки, знаний, которая во многом определяет мотивацию студентов к обучению. Я применяю модульно-рейтинговую систему оценки знаний студентов.
Основные принципы системы:
-
рейтинговая система реализуется на основе модульного построения учебного материала;
-
вводятся обязательные, дополнительные и штрафные баллы. Обязательными баллами оцениваются воспроизведение опорных конспектов, устные ответы, решение задач, физические диктанты, самостоятельные и контрольные, работы, выполнение лабораторных работ и т.д. Дополнительные баллы вводятся за выполнение творческих заданий (написание эссе, участие в олимпиадах, решение задач повышенной трудности, техническое творчество, подготовка опытов). Дополнительными баллами поощряется своевременное выполнение студентами контрольных заданий.
-
итоговый рейтинг - это сумма промежуточных рейтингов. Промежуточный рейтинг подводится ежемесячно;
-
разработана программа в Excel, которая обеспечивает оперативность и гласность подведения итогов;
-
предусмотрена шкала соответствия рейтинга итоговой оценке.
Результаты применения:
-
повысилась активность студентов на уроках;
-
престижным стало хорошо отвечать у доски (ответы готовятся с привлечением дополнительной литературы);
-
свелись к минимуму опоздания и прогулы занятий;
-
студенты активно участвуют в олимпиадах, в проекте «Физический прибор своими руками»;
-
студенты первого курса стали работать с литературой, искать информацию в журналах, Интернете, смотреть телевизионные научно-популярные передачи;
-
по итогам года качество знаний по физике превышает 50%;
-
работать всем интересно: и преподавателю, и студентам.
Литература
-
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006
-
Положение о рейтинговой системе оценки знаний, умений и навыков студентов. bseu.by/russian/student/reyting.htm
-
Мамонтова Л.А. «Использование элементов модульной технологии и рейтинговой оценки знаний при дифференциации в обучении математике». edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/math/mamont/isp.html
-
Ситникова Н.А. «Качество обучения - рейтинговая система оценки знаний». ito.edu.ru/2006/Samara/IV/IV-0-8.html
-
Хасанова Е.В. «Методика формирования рейтинговой системы оценки знаний» ito.su/2003/VI/VI-0-2312.html
-
Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается 1998 г. e-libra.ru/read/127900-yeksperiment-prodolzhaetsya.html