• Преподавателю
  • Физика
  • Технологическая карта урока по теме: «Давление столба жидкости. Гидростатический парадокс». (внеурочная деятельность, 6 класс)

Технологическая карта урока по теме: «Давление столба жидкости. Гидростатический парадокс». (внеурочная деятельность, 6 класс)

Раздел Физика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия «Перспектива» г.о. Самара







Технологическая карта урока по теме: «Давление столба жидкости. Гидростатический парадокс».

(внеурочная деятельность, 6 класс)



подготовила

учитель физики

Кузнецова Алла Викторовна



г. Самара

2014


Технологическая карта урока по теме: «Давление столба жидкости. Гидростатический парадокс».

(внеурочная деятельность, 6 класс)

Цель:

Увидеть разницу давления в твёрдых телах и в жидкостях

Задачи:

Образовательные:

дать понятие «гидростатическое давление», отличие от понятия «давление» в твёрдых телах

Развивающие:

Развитие общеучебных знаний и умений: наблюдать, делать выводы, проводить мысленный эксперимент, умение удерживать цель.

Воспитательные:

формировать у учащихся положительное отношение к самостоятельному поиску знаний

Тип занятия

Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Методы обучения

Наблюдение, обсуждение, фронтальный эксперимент.

Практическая часть, эксперимент

Решение задач

Формы контроля

Визуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль.

Источники информации

Самоучитель по физике: Рабочая тетрадь/В.А. Львовский, В.Ю.Грук.- М.: Некоммерческое партнёрство» Авторский клуб»,2013ю, интернет- ресурсы.

Планируемые результаты:


Личностные

Метапредметные

Предметные

· 1. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

· 2. широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Коммуникативные:

1. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

2. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной

3. формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные:

· 1. принимать и сохранять учебную задачу

2. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные:

  1. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

  2. Формировать оценочные прикидки в повседневной жизни.

Знать/понимать:

· Смысл физической величины - давление.

· Смысл гидростатического парадокса

·

Уметь:

  1. описывать и объяснять физические явления: передачу давления жидкостями и твёрдыми телами;

  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения давления;

  3. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.



Этапы урока

(целеполагание)

Задачи урока для учителя

Задачи для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Записи в тетрадях

Прогнозируемый результат

Время

Организационный

Подготовить психологически к обучению

Подготовиться психологически к обучению

Обеспечивает благоприятный настрой

Настраиваются на работу


Психологическая готовность учащихся к работе

1 мин

Проверка усвоения знаний

Проверить уровень усвоения учащимися учебного материала

Правильно ответить на заданные вопросы

Задаёт вопросы.

1. Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью он на ножку
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою».

Одинаковый ли результат получится в итоге?

Отчего он зависит?


2.Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление?

3. А кто больше давит - слон ногами на почву, или комар своим хоботком, когда кусает?


4.Может ли человек расположиться также удобно на камне, как на диване?

Отвечают на вопросы.

1.Результат будет плачевный: у слона масса 6т и площадь подошв ног 1000см2 , поэтому муравью с ним трудно тягаться.

Записывают на доске формулу давления по просьбе учителя. Вспоминают, от чего оно зависит.

2.Потому, что при уменьшении площади, увеличивается давление

3.Комар прокусывает кожу человека, которая в среднем имеет толщину несколько мм. По способности разрушения поверхности, скорее всего, давит больше комар.

4.Да, если ложе (кресло) в точности повторит форму тела человека, тем самым увеличив поверхность соприкосновения тела человека с камнем, что приведёт к уменьшению давления.


Умело данные ответы на поставленные вопросы

5 мин

Определение целей совместной деятельности

Создать условия (обеспечить деятельность) по определению целей урока

Самостоятельно выбрать направление деятельности на уроке

На столе два сосуда с разными основаниями по площади. В них налита вода до одинакового уровня. Где давление больше?

Предполагаемый ответ: где больше воды.







Проверка предположения:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЗАДАЧА

На столе два сосуда: закрытые пробками (пластиковые бутылки объёмом 2 и 0,5л). Они перевёрнуты, закреплены в штативах, у них отрезано дно, т.е. площадь основания одинакова, равна площади пробки. В одну из них налить 1л воды, в другую - стакан. Предварительно обговорить, что сила в первом случае - 10Н, во втором - 2Н. Сообщаем, что площадь пробки 6 см2 . Посчитать давление.

Учитель соглашается с учениками и продолжает дальше рассматривать этот вопрос.

Предполагаемый ответ:

В первом случае 16700Па;

Во втором- 3300Па. Вывод: где больше воды, там больше давление



7 мин


Создать условия (способствовать деятельности учащихся) для самостоятельного выяснения причины возникновения большого давления в жидкости


РАБОТА С ТЕКСТОМ

Соглашаюсь с их результатами и выдаю тексты для работы с описанием опыта Паскаля.

Диагностический момент: Понимают ли дети, что этот текст правильный? Увидят ли дети противоречие? Время на обсуждение

Эксперимент: показать видео с коробкой сока по принципу «бочки»

youtube.com/watch?v=XBaCtA8PCeY

( с 4-й минуты)

Читают текст в группах и принимают решение: возможно, это или нет?


Удивление: «аффект +интеллект» - тот результат, который даёт возможность на хорошую мотивацию при поиске истины.

10 мин

Определение целей совместной деятельности

Создать условия (обеспечить деятельность) по определению целей урока

Самостоятельно сформулировать причины возникновения такого большого давления. Увидеть разницу между давлением в твёрдых и жидких телах.

Есть ли отличие между давлением в твёрдых и жидких телах?

ЭКСПЕРИМЕНТ С БУТЫЛКОЙ С ОТВЕРСТИЯМИ НА РАЗНОЙ ВЫСОТЕ

Гидростатический парадокс- это явление, при котором давление, создаваемое жидкостью, одинаково и не зависит от веса налитой жидкости.

Варианты ответов:

1.Такого быть не может.

2. Кто-то связь зафиксировал, т.е. дети продемонстрировали, что они могут удерживать цель, видят противоречие, умеют работать с информацией


Встроенная диагностика: умение работать с информацией, умение удержать цель.

Это постановка проблемы. Действие не завершено.

5 мин

Если есть правильное решение вопроса, то можно на эксперименте с шаром Паскаля показать, как распределяется давление в жидкостях: по всем направлениям одинаково. Это и приводит к такому результату в жидкостях.

Показать сообщающиеся сосуды и уровни жидкости в них.

Дать понятие «гидростатического давления» как давления покоящейся жидкости.


5 мин

Раздать детям сосуды с различной площадью основания и попросить их сравнить давление жидкости, которое создаётся одним и тем же количеством воды. В каком сосуде самое большое давление, а в каком самое маленькое. Сделать вывод.


6 мин

Подведение итогов, рефлексия

Записать в тетради вопрос, который мы не смогли решить. И видим, правильно ли дети поняли урок.


3 мин



Список использованной литературы


1. Самоучитель по физике: Рабочая тетрадь /В.А. Львовский, В.Ю.Грук.- М.: Некоммерческое партнёрство» Авторский клуб»,2013ю, интернет- ресурсы.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы



  1. author-club.org ; physclub.ru

  2. physics03.narod.ru/Interes/Magic/baby.htm







© 2010-2022