Рабочая программа по физике 8 класс. УМК А. В. Пёрышкин

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Казаяк»

муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан


«Согласовано» «Согласовано» Утверждено

Руководитель РМО Зам. директора директором школы

_________ /Л.В.Силантьева/ школы по УВР Приказ № ____

«___» __________ 2015 г _______ Шакирова В.В. «___» __________ 2015 г

«___» ________ 2015 г






Рабочая программа учебного курса

«Физика»

для 8 класса






Составитель: учитель физики

Малышенко Елена Владимировна







2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Конституции РФ, ст. 43;

2. Конвенции о правах ребенка;

3. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

4. Приказа № 1089 от 5 марта 2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (в соответствии с изменениями);

5. Приказа от 9 марта 2004 г. N 1312 Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;

6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

7. Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;

8. Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП-730;

9. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РБ №824 от 6 мая 2014г);

10. Авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин, составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике. Программы для общеобразовательных учреждений.

11. Учебного плана МБОУ СОШ с.Казаяк

Приказ № 41 от «28» августа 2015г

12. Положения о рабочей программе МБОУ СОШ с.Казаяк

Приказ № 58 от «31» мая 2014 г.

Цели и задачи обучения физике:

- развитие мышления обучающихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение обучающимися знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира;

- о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение обучающимися идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научно­го познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

- программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

Программа ориентирована на обучающихся 8 класса и соответствует учебнику: Физика - 8, А.В.Перышкин, М., Дрофа, 2013 г.

(*)Для обучающихся с отклонениями в развитии осуществляется подбор заданий и изложение материала с учетом их особенностей.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач сформирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Место предмета в учебном плане ОУ

В Предмет «физика» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 8 классе в общем объёме 68 часов по 2 часа в неделю. Место предмета «физика» в учебном плане МБОУ СОШ с. Казаяк МР Иглинский район РБ определяется на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Башкортостан, предусматривающего обязательное изучение физики в 8 классе 2 часа в неделю в соответствии с календарем 2015-2016 учебного года, всего 68 час.

Ценностные ориентиры содержания предмета

Ценностные ориентиры содержания курса физики в средней (полной) школе не зависят от уровня изучения и определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, которые изучаются в курсе физики и к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как дан­ный учебный предмет входит в группу предметов познаватель­ного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:

- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

- в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:

- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

- понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у учащихся:

- правильного использования физической терминологии и символики;

- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

- способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса физики обучающийся должен

Знать/понимать:

• Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом.

• Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.

• Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.

Уметь:

• Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление. Кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов,, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света

• Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока , напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока.

• Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения.

• Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ

• Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях

• Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично….)

• Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизнь

Содержание учебного предмета

Тепловые явления 15 часов

Обучающиеся должны знать/уметь:

Понятия: внутренняя энергия, теплопередача, теплообмен, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.

Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.

Учащиеся должны уметь:

- Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция, теплопроводности, плавления, испарения.

- Пользоваться термометром и калориметром.

Изменение агрегатных состояний вещества 11 часов

Обучающиеся должны знать/уметь:

- «Читать» графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.

- Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи.

- Решать задачи с применением формул

Электрические явления 25 часов

Обучающиеся должны знать/уметь:

Понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, формулы для вычисления сопротивления, работы и мощности тока, закон Джоуля - Ленца, гипотезу Ампера. Практическое применение названных понятий и законов. Магнитное поле, магнитные линии, электромагниты и их применение, постоянные магниты, магнитное поле Земли, электрический двигатель.

Учащиеся должны уметь:

- Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, причины электрического сопротивления.

- Чертить схемы простейших электрических цепей, измерять силу тока, напряжение, определять сопротивление с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом.

- Решать задачи на вычисления I, U, R, A, Q, P

- Пользоваться таблицей удельного сопротивления

Электромагнитные явления 6 часов

Обучающиеся должны знать/уметь:

- Применять понятия о магнитном поле для объяснения связи магнитных линий с направлением тока в проводнике

- Понимать устройство электромагнита и знать его практическое применение в технике

- Понимать основы образования постоянных магнитов, существования магнитного поля Земли, действия магнитной стрелки компаса

- Пользоваться электродвигателем.

Световые явления 8 часов

Обучающиеся должны знать/уметь:

Понятия: прямолинейность распространения света, фокусное расстояние линзы, отражение и преломление света, оптическая сила линзы, закон отражения и преломления света.

Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.

Обучающиеся должны уметь:

- Получать изображение предмета с помощью линзы.

- Строит изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.

- Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.

Повторение 3 часа

Критерии оценивания знаний обучающихся:

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если обучающийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если обучающийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и

недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для

оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если обучающийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

График проведения контрольных и лабораторных работ

Название

Тема

Дата

план

факт

Лабораторная работа

1

«Определение удельной теплоёмкости вещества»



Лабораторная работа

2

«Измерение удельной теплоёмкости металлического цилиндра»



Лабораторная работа

3

Сборка эл. цепи и измерение силы тока на её различных участках»



Лабораторная работа

4

«Измерение напряжения на различных участках цепи»



Лабораторная работа

5

«Регулирование силы тока реостатом»



Лабораторная работа

6

« Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».



Лабораторная работа

7

«Измерение мощности и работы в эл. лампе»



Лабораторная работа

8

«Сборка электромагнита и испытание его действия»



Лабораторная работа

9

«Изучение эл. двигателя постоянного тока на модели»



Лабораторная работа

10

Получение изображения при помощи линзы»



Контрольная работа

1

«Тепловые явления»



Контрольная работа

2

Изменение агрегатных состояний вещества



Контрольная работа

3

«Электрические явления»



Контрольная работа

4

«Электромагнитные явления»



Контрольная работа

5

«Световые явления»



Контрольная работа

6




Календарно-тематическое планирование



№ уро-

ка

Тема урока

Кол.-во часов

Дата проведения

Примечание

Тепловые явления

15

По плану

Фактически

1

Тепловое движение. Внутренняя энергия.

1

2

Способы изменения внутренней энергии

1

3

Теплопроводность

1

4

Конвекция.

1

5

Излучение

1

6

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость.

1

7

Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении.

1

8

Л. Р. №1 «Определение удельной теплоёмкости вещества»

1

9

Л.Р.№2 «Измерение удельной теплоёмкости металлического цилиндра»

1

10

Решение задач на тему «Удельная теплоёмкость».

1

11

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

1

12

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

13

Решение задач на тему количество теплоты.

1

14

Решение задач на тему тепловые явления.

1

15

Контрольная работа№1 по теме «Тепловые явления»

1


Изменение агрегатных состояний вещества

11ч

16

Агрегатные состояния вещества.

1

17

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристалл. тел.

1

18

Удельная теплота плавления

1

19

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.

1

20

Кипение.

1

21

Влажность воздуха.

1

22

Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

23

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

1

24

Решение задач на тему плавление и отвердевание.

1

25

Решение задач на тему удельная теплота парообразования.

1

26

Контрольная работа №2 по теме Изменение агрегатных состояний вещества

1


Электрические явления

25ч

27

Электризация тел. Два рода зарядов.

1

28

Электрическое поле

1

29

Делимость электрического заряда. Электрон.

1

30

Строение атома

1

31

Электрический ток. Источники эл. тока

1

32

Электрическая цепь и её составные части

1

33

Эл.ток в металлах. Действия эл. тока

1

34

Направление эл. тока. Сила тока

1

35

Амперметр. Л.Р.№3 «Сборка эл. цепи и измерение силы тока на её различных участках»

1

36

Электрическое напряжение.

1

37

Вольтметр. Л.Р.№4 «Измерение напряжения на различных участках цепи»

1

38

Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление.

1

39

Закон Ома для участка цепи

1

40

Удельное сопротивление проводника.

1

41

Решение задач на тему электрические явления.

1

42

Реостаты. Л.Р.№5 «Регулирование силы тока реостатом»

1

43

Последовательное соединение проводников

1

44

Параллельное соединение проводников

1


45

Лабораторная работа №6 « Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».


46

Работа и мощность эл. тока

1

47

Л.Р.№7 «Измерение мощности и работы в эл. лампе»

1

48

Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор.

1

49

Короткое замыкание. Решение задач

1

50

Решение задач на тему электрический ток.

1

51

Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления»

1


Электромагнитные явления

52

Магнитное поле. Магнитные линии.

1

53

Магнитное поле катушки с током. Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

54

Постоянные магниты

1

55

Действие маг. поля на движущийся заряд.

1

56

Л.Р.№9 «Изучение эл. двигателя постоянного тока на модели»

1

57

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления»

1


Световые явления

58

Источники света. Распространение света

1

59

Отражение света. Закон отражения

1

60

Плоское зеркало

1

61

Преломление света

1

62

Линзы. Оптическая сила линзы.

1

63

Л.Р.№10 №Получение изображения при помощи линзы»

1

64

Решение задач на тему линзы.

1

65

Контрольная работа №5 по теме «Световые явления»

1

66-68

Резервные уроки



Материально-техническое обеспечение:

1. Оборудование для проведения демонстрационных опытов и лабораторных работ.

3. Портреты ученых.

4. Дидактические материалы А.Е. Марон,

Е.А. Марон, Дрофа 2010г

Литература:

  1. Учебник Физика - 8, А.В.Перрышкин, М. Дрофа, 2013 г.

  2. Сборник задач по физике 7 - 9 , В.И.Лукашик, Е.В.Иванова, М., Просвещение, 2003 г.

3. school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

4. ict.edu.ru (Портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»)

5.fiz.1september.ru/ (Электронная версия газеты «Физика»)

6.archive.1september.ru/fiz/ (Газета "1 сентября": материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе.)

7.ЭОР - fcior.edu.ru/

8.ФИПИ - fipi.ru/

9.«Образовательная система 2100» - school2100.ru/

10.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-kollection/edu.ru/


13


© 2010-2022