- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике 8 класс. УМК А. В. Пёрышкин
Рабочая программа по физике 8 класс. УМК А. В. Пёрышкин
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Малышенко Е.В. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Казаяк»
муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан
«Согласовано» «Согласовано» Утверждено
Руководитель РМО Зам. директора директором школы
_________ /Л.В.Силантьева/ школы по УВР Приказ № ____
«___» __________ 2015 г _______ Шакирова В.В. «___» __________ 2015 г
«___» ________ 2015 г
Рабочая программа учебного курса
«Физика»
для 8 класса
Составитель: учитель физики
Малышенко Елена Владимировна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Конституции РФ, ст. 43;
2. Конвенции о правах ребенка;
3. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
4. Приказа № 1089 от 5 марта 2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (в соответствии с изменениями);
5. Приказа от 9 марта 2004 г. N 1312 Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
7. Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;
8. Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП-730;
9. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РБ №824 от 6 мая 2014г);
10. Авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин, составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике. Программы для общеобразовательных учреждений.
11. Учебного плана МБОУ СОШ с.Казаяк
Приказ № 41 от «28» августа 2015г
12. Положения о рабочей программе МБОУ СОШ с.Казаяк
Приказ № 58 от «31» мая 2014 г.
Цели и задачи обучения физике:
- развитие мышления обучающихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение обучающимися знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира;
- о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение обучающимися идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
- программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
Программа ориентирована на обучающихся 8 класса и соответствует учебнику: Физика - 8, А.В.Перышкин, М., Дрофа, 2013 г.
(*)Для обучающихся с отклонениями в развитии осуществляется подбор заданий и изложение материала с учетом их особенностей.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач сформирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Место предмета в учебном плане ОУ
В Предмет «физика» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 8 классе в общем объёме 68 часов по 2 часа в неделю. Место предмета «физика» в учебном плане МБОУ СОШ с. Казаяк МР Иглинский район РБ определяется на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Башкортостан, предусматривающего обязательное изучение физики в 8 классе 2 часа в неделю в соответствии с календарем 2015-2016 учебного года, всего 68 час.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Ценностные ориентиры содержания курса физики в средней (полной) школе не зависят от уровня изучения и определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, которые изучаются в курсе физики и к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:
- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:
- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
- понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у учащихся:
- правильного использования физической терминологии и символики;
- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса физики обучающийся должен
Знать/понимать:
• Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом.
• Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
• Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.
Уметь:
• Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление. Кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов,, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света
• Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока , напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока.
• Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения.
• Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ
• Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях
• Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично….)
• Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизнь
Содержание учебного предмета
Тепловые явления 15 часов
Обучающиеся должны знать/уметь:
Понятия: внутренняя энергия, теплопередача, теплообмен, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.
Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.
Учащиеся должны уметь:
- Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция, теплопроводности, плавления, испарения.
- Пользоваться термометром и калориметром.
Изменение агрегатных состояний вещества 11 часов
Обучающиеся должны знать/уметь:
- «Читать» графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.
- Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи.
- Решать задачи с применением формул
Электрические явления 25 часов
Обучающиеся должны знать/уметь:
Понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, формулы для вычисления сопротивления, работы и мощности тока, закон Джоуля - Ленца, гипотезу Ампера. Практическое применение названных понятий и законов. Магнитное поле, магнитные линии, электромагниты и их применение, постоянные магниты, магнитное поле Земли, электрический двигатель.
Учащиеся должны уметь:
- Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, причины электрического сопротивления.
- Чертить схемы простейших электрических цепей, измерять силу тока, напряжение, определять сопротивление с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом.
- Решать задачи на вычисления I, U, R, A, Q, P
- Пользоваться таблицей удельного сопротивления
Электромагнитные явления 6 часов
Обучающиеся должны знать/уметь:
- Применять понятия о магнитном поле для объяснения связи магнитных линий с направлением тока в проводнике
- Понимать устройство электромагнита и знать его практическое применение в технике
- Понимать основы образования постоянных магнитов, существования магнитного поля Земли, действия магнитной стрелки компаса
- Пользоваться электродвигателем.
Световые явления 8 часов
Обучающиеся должны знать/уметь:
Понятия: прямолинейность распространения света, фокусное расстояние линзы, отражение и преломление света, оптическая сила линзы, закон отражения и преломления света.
Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.
Обучающиеся должны уметь:
- Получать изображение предмета с помощью линзы.
- Строит изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.
- Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.
Повторение 3 часа
Критерии оценивания знаний обучающихся:
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если обучающийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если обучающийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если обучающийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
График проведения контрольных и лабораторных работ
Название
№
Тема
Дата
план
факт
Лабораторная работа
1
«Определение удельной теплоёмкости вещества»
Лабораторная работа
2
«Измерение удельной теплоёмкости металлического цилиндра»
Лабораторная работа
3
Сборка эл. цепи и измерение силы тока на её различных участках»
Лабораторная работа
4
«Измерение напряжения на различных участках цепи»
Лабораторная работа
5
«Регулирование силы тока реостатом»
Лабораторная работа
6
« Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
Лабораторная работа
7
«Измерение мощности и работы в эл. лампе»
Лабораторная работа
8
«Сборка электромагнита и испытание его действия»
Лабораторная работа
9
«Изучение эл. двигателя постоянного тока на модели»
Лабораторная работа
10
Получение изображения при помощи линзы»
Контрольная работа
1
«Тепловые явления»
Контрольная работа
2
Изменение агрегатных состояний вещества
Контрольная работа
3
«Электрические явления»
Контрольная работа
4
«Электромагнитные явления»
Контрольная работа
5
«Световые явления»
Контрольная работа
6
Календарно-тематическое планирование
№ уро-
ка
Тема урока
Кол.-во часов
Дата проведения
Примечание
Тепловые явления
15
По плану
Фактически
1
Тепловое движение. Внутренняя энергия.
1
2
Способы изменения внутренней энергии
1
3
Теплопроводность
1
4
Конвекция.
1
5
Излучение
1
6
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость.
1
7
Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении.
1
8
Л. Р. №1 «Определение удельной теплоёмкости вещества»
1
9
Л.Р.№2 «Измерение удельной теплоёмкости металлического цилиндра»
1
10
Решение задач на тему «Удельная теплоёмкость».
1
11
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.
1
12
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
1
13
Решение задач на тему количество теплоты.
1
14
Решение задач на тему тепловые явления.
1
15
Контрольная работа№1 по теме «Тепловые явления»
1
Изменение агрегатных состояний вещества
11ч
16
Агрегатные состояния вещества.
1
17
Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристалл. тел.
1
18
Удельная теплота плавления
1
19
Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.
1
20
Кипение.
1
21
Влажность воздуха.
1
22
Удельная теплота парообразования и конденсации.
1
23
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.
1
24
Решение задач на тему плавление и отвердевание.
1
25
Решение задач на тему удельная теплота парообразования.
1
26
Контрольная работа №2 по теме Изменение агрегатных состояний вещества
1
Электрические явления
25ч
27
Электризация тел. Два рода зарядов.
1
28
Электрическое поле
1
29
Делимость электрического заряда. Электрон.
1
30
Строение атома
1
31
Электрический ток. Источники эл. тока
1
32
Электрическая цепь и её составные части
1
33
Эл.ток в металлах. Действия эл. тока
1
34
Направление эл. тока. Сила тока
1
35
Амперметр. Л.Р.№3 «Сборка эл. цепи и измерение силы тока на её различных участках»
1
36
Электрическое напряжение.
1
37
Вольтметр. Л.Р.№4 «Измерение напряжения на различных участках цепи»
1
38
Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление.
1
39
Закон Ома для участка цепи
1
40
Удельное сопротивление проводника.
1
41
Решение задач на тему электрические явления.
1
42
Реостаты. Л.Р.№5 «Регулирование силы тока реостатом»
1
43
Последовательное соединение проводников
1
44
Параллельное соединение проводников
1
45
Лабораторная работа №6 « Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
46
Работа и мощность эл. тока
1
47
Л.Р.№7 «Измерение мощности и работы в эл. лампе»
1
48
Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор.
1
49
Короткое замыкание. Решение задач
1
50
Решение задач на тему электрический ток.
1
51
Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления»
1
Электромагнитные явления
6ч
52
Магнитное поле. Магнитные линии.
1
53
Магнитное поле катушки с током. Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»
1
54
Постоянные магниты
1
55
Действие маг. поля на движущийся заряд.
1
56
Л.Р.№9 «Изучение эл. двигателя постоянного тока на модели»
1
57
Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления»
1
Световые явления
8ч
58
Источники света. Распространение света
1
59
Отражение света. Закон отражения
1
60
Плоское зеркало
1
61
Преломление света
1
62
Линзы. Оптическая сила линзы.
1
63
Л.Р.№10 №Получение изображения при помощи линзы»
1
64
Решение задач на тему линзы.
1
65
Контрольная работа №5 по теме «Световые явления»
1
66-68
Резервные уроки
3ч
Материально-техническое обеспечение:
1. Оборудование для проведения демонстрационных опытов и лабораторных работ.
3. Портреты ученых.
4. Дидактические материалы А.Е. Марон,
Е.А. Марон, Дрофа 2010г
Литература:
-
Учебник Физика - 8, А.В.Перрышкин, М. Дрофа, 2013 г.
-
Сборник задач по физике 7 - 9 , В.И.Лукашик, Е.В.Иванова, М., Просвещение, 2003 г.
3. school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
4. ict.edu.ru (Портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»)
5.fiz.1september.ru/ (Электронная версия газеты «Физика»)
6.archive.1september.ru/fiz/ (Газета "1 сентября": материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе.)
7.ЭОР - fcior.edu.ru/
8.ФИПИ - fipi.ru/
9.«Образовательная система 2100» - school2100.ru/
10.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-kollection/edu.ru/
13