Рабочая программа по физике 10 класс на 2015/2016 учебный год

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



02 - 07 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа № 87 имени Героя Советского Союза

Щербакова Николая Митрофановича»


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №87

Приказ от _____.2015года №_____

Подпись руководителя__________

печать Назарчук О.А.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике_________________________

(указать учебный предмет, курс)


Уровень общего образования (класс)


Среднее общее образование 10 «А» класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов 70__


Учитель Большакова Людмила Николаевна

(Ф.И.О.)

Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по физике 10-11 классы (Базовый и профильный уровень) под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др. и авторской программы «Физика 10-11 классы» под редакцией П.Г.Саенко, В. С. Данюшенкова, О. В. Коршуновой и др-М. : «Просвещение», 2010 год.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издательства при наличии)


СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО "ФИЗИКЕ" В 10 КЛАССЕ.

Название раздела

№....страница

Радел 1. Пояснительная записка.

2-4

Раздел 2. Общая характерисика учебного предмета.

5-6

Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане.

7

Раздел 4. Содержание учебного предмета.

8-11

Раздел 5. Тематическое планирование.

12

Раздел 6. Календарно-тематическое планиерование.

13-20

Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

21-24

Раздел 8. Результаты освоения учебного предмета и система оценки.

25-34




















РАЗДЕЛ 1.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по физике 10 класс составлена на основе

  • Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Авторской программы Г.Я. Мякишева «Физика для общеобразовательных учреждений 10-11 классы» (Программы

общеобразовательных учреждений. Физика 10 -11 классы. / сост. П. Г. Саенко, В.С.Данюшенков, О. В. Коршунова и др. - М.: Просвещение, 2010 год.

  • Рабочая программа реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования по физике (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03. 2004г. № 1089).

* При реализации рабочей программы используется УМК: - Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика 10 класс, базовый и профильный уровень» - М.: Просвещение, 2012 года.

* Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

* Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».

* Учебного плана МБОУ «Школа№87» на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

  • Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета физика.

  • Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

В основе построения программы лежат принципы: единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного подхода, проектирования и системности.



Цели изучения физики в средней (полной) школе являются:


  • на ценностном уровне:

формирование у учащихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также ценность: научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;


  • на метапредметном уровне:

овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному решению различного рода жизненных задач;


  • на предметном уровне:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.













В задачи обучения физике входит:


** образовательные:

- формировать умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

- использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


** развивающие:

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

- овладевать умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,

обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости


**воспитательные:

- формировать убежденность в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;

- необходимость сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;

- готовность к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;



















РАЗДЕЛ 2.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркну, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цель изучения физики 10 класса - освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы.

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • формирование ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.

  • мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.

Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия. К ним относятся:

1) личностные;

2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;

3) познавательные, включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные.

  • Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.

  • Регулятивные: обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные: включают общеучебные, логические, знаково-символические.

Общеучебные включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

  • Коммуникативные: обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

РАЗДЕЛ 3.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.


Программой предусмотрено изучение разделов


Количество часов

МЕХАНИКА.

30

Введение

1

Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.

1

КИНЕМАТИКА.

10

Кинематика точки

8

Кинематика твердого тела

2

ДИНАМИКА.

10

Законы механики Ньютона

4

Силы в механике

6

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ.

6

Закон сохранения импульса

2

Закон сохранения энергии

4

СТАТИКА.

1

Равновесие абсолютно твердых тел.

1

Контрольная работа №1

1

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

19

Основы молекулярно-кинетической теории

5

Температура. Энергия теплового движения молекул

3

Уравнение состояния идеального газа.

4

Взаимные превращения жидкостей и газов

1

Твердые тела

1

Основы термодинамики

4

Контрольная работа №2

1

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ.

20

Электростатика

8

Законы постоянного тока.

7

Электрический ток в различных средах

4

Контрольная работа №3

1

Резерв. Контрольная работа за курс 10 класса.

1

ИТОГО:

70Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации среднего (полного) общего образования в X классах отводит 70 часов для обязательного изучения физики, из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 7 часов (10%) использован на уроки повторения и обобщения для реализации авторского подхода, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.



класс

количество часов в неделю согласно учебному плану школы

компонент

федеральный

школьный

10

2

0




















РАЗДЕЛ 4.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Основное содержание программы.

Научный метод познания природы - 1 час.


Физика - фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.

Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Физическая картина мира. Открытия в физике - основа прогресса в технике и технологии производства.

Классическая механика Ньютона и границы ее применимости - 1 час.

Что такое механика. Границы применимости физических законов.

Знать: смысл понятия «физическое явление». Основные положения. Знать роль эксперимента и теории в процессе познания природы.


Механика - 28 часов.


Система отсчета, скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея.

Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения.

Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии

Лабораторные работы

1.Изучение движения тела по окружности под действие сил упругости и тяжести.

2.Изучение закона сохранения механической энергии.

Демонстрации

- зависимость траектории от выбора системы отсчета

- падение тел в воздухе и вакууме

- явление инерции

- измерение сил

- сложение сил

- зависимость силы упругости от деформации

- реактивное движение

- переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Знать:

Смысл понятия «физическое явление», основные положения, роль эксперимента и теории в процессе познания природы, понимать относительность механического движения. Владеть векторным и координатным способами при решении задач. Знать понятия: траектория, перемещение, материальная точка. Понимать смысл понятий: механическое движение, относительность, инерция, инертность. Формулировать и объяснять: первый закон Ньютона. Приводить примеры ИСО и НИСО. Формулировать и объяснять второй и третий закон Ньютона. Приводить примеры, иллюстрирующие границы применимости законов Ньютона. Объяснять природу взаимодействия. Исследовать механические явления в макромире, смысл физических величин: импульс тела, импульс силы; раскрывать смысл физического закона сохранения импульса. Понимать границы его применимости, смысл физических величин: работа, механическая энергия. Мощность. Знать: формулы для расчета потенциальной энергии тела в поле тяжести Земли и упругодеформированной пружины, формулу кинетической энергии тела, закон сохранения механической энергии и границы его применимости.

Уметь:

- описывать движение по графикам;

-строить графики движения;

- определить по рисунку пройденный путь;

- читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени;

- определять ускорение свободного падения;

- пользоваться и приборами и применять формулы и периодического движения;

- применять полученные знания при решении задач.

Молекулярная физика. Тепловые явления - 19 часов.


Молекулярно - кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания.

Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.

Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.

Строение жидкостей и твердых тел.

Внутренняя энергия . Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.

Лабораторные работы

1.Эксперементальная проверка закона Гей - Люссака.

Демонстрации

- механическая модель броуновского движения

- измерение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

- изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении

- изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре

- устройство гигрометра и психрометра.

- кристаллические и аморфные тела.

- модели тепловых двигателей.

Знать/уметь:

Знать и понимать основные положения МКТ.

Приводить доказательства основных положений МКТ.

Понимать смысл физических величин: количество вещества, масса молекул.

Знать характеристики молекул в виде агрегатных состояний вещества. Уметь описывать свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Объяснять с молекулярной точки зрения. Знать основное уравнение МКТ.

Уметь высказывать свое мнение.

Решать задачи.

Анализировать состояние теплового равновесия.

Объяснять понятие теплового равновесия системы. Объяснять связь кинетической энергии молекул с температурой тела. Знать сходство и различие шкалы Кельвина и шкалы Цельсия.

Знать уравнение состояния идеального газа. Знать и понимать изопроцессы, их значение в жизни. Строить и объяснять графики изопроцессов.

Знать понятие насыщенного пара. Описывать зависимость между давлением насыщенного пара и температурой. Объяснять процесс кипения с молекулярной точки зрения.

Описывать внутреннее строение кристаллических и аморфных тел. Объяснять анизотропию кристаллов, свойства аморфных тел.

Знать формулу для расчета работы в термодинамике и ее графическое истолкование. Знать формулу для расчета внутренней энергии идеального одноатомного газа.

Понимать эквивалентность количества теплоты и работы; физический смысл удельной теплоемкости.

Формулировать и объяснять первый закон термодинамики и уметь применять его для изопроцессов.

Знать смысл второго закона термодинамики и границы его применимости.

Знать устройство и принцип действия тепловых двигателей.

Основы электродинамики - 20 часов.


Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники.

Демонстрации

- электризация тел

- электрометр

- энергия заряженного конденсатора

- электроизмерительные приборы

Лабораторные работы

1.Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

2.Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока


Знать/уметь:

Приводить примеры электризации. Определять знак зарядов по их взаимодействию. Знать и понимать закон сохранения эл.заряда. Понимать смысл: заряд, элементарный заряд.

Формулировать закон Кулона, объяснять значение величин, входящих в закон. Изображать силу Кулона графически. Иметь понятие о суперпозиции сил Кулона.

Понимать смысл электрического поля. Определять значение и направление. напряженность поля в даннной точке. Знать принцип суперпозиции поле и уметь его применять.

Применять полученные знания при решении задач.

Понимать поведение проводников и диэлектриков в электрическом поле. Два вида диэлектриков. Понимать физический смысл диэлектрической проницаемости среды.

Определять работу электрического поля. Знать связь напряженности электрического поля и разности потенциалов. Понимать сущность эквипотенциальных поверхностей.

Знать понятие электроемкости. Знать: о типах конденсаторов, формулы для расчетов емкости и энергии конденсаторов.

Знать понятие: электрического тока. Знать условия, необходимые для существования электрического тока в цепи.


Резерв - 1 час: Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.


















РАЗДЕЛ 5.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Разделы программы основного содержания по темам.

№ п/п разделов, глав

Название разделов, глав.


Количество часов

В том числе

уроки

лабораторные работы

контрольные работы

Самостоятельная работа

Раздел 1.

МЕХАНИКА.

30

22

2

1

5

Введение

1

1





Классическая механика Ньютона и границы ее применимости

1

1





КИНЕМАТИКА.

10

9



1

Глава

1

Кинематика точки

8

8



2

Кинематика твердого тела

2

1



1

ДИНАМИКА.

10

7

1


2

Глава

3

Законы механики Ньютона

4

3



1

4

Силы в механике

6

4

1



1

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ.

6

3

1


2

Глава

5

Закон сохранения импульса

2

1



1

6

Закон сохранения энергии

4

2

1


1

СТАТИКА.

1

1




Глава

7

Равновесие абсолютно твердых тел

1

1





Контрольная работа №1

1



1


Раздел 2.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

19

15

1

1

2

Глава

8

Основы молекулярно-кинетической теории

5

4



1

9

Температура. Энергия теплового движения молекул

3

2



1

10

Уравнение состояния идеального газа.

4

3

1



11

Взаимные превращения жидкостей и газов

1

1




12

Твердые тела

1

1




13

Основы термодинамики

4

4




Контрольная работа №2

1


1


Радел 3.

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ.

20

14

2

1

3

Глава

14

Электростатика

8

7



1

15

Законы постоянного тока.

7

4

2


1

16

Электрический ток в различных средах

4

3



1


Контрольная работа №3

1



1


Резерв.

1


1




ИТОГО:

70

51

5

4

10

РАЗДЕЛ 6.


КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

Урок

№ ….

Темы уроков

Вид контроля

Виды деятельности урока

Домашнее задание

ЛР

КР

СР

Раздел 1. МЕХАНИКА - 30ЧАСОВ.


ВВЕДЕНИЕ-1 час


02.09.

0/1

Техника безопасности на уроках физики. Что изучает физика. Физика и познание мира.




Знать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, взаимодействие; вклад российских и зарубежных учёных в развитие физики.

Уметь отличать гипотезы от научных теорий; уметь приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий.

Введение. Стр. 3-5

МЕХАНИКА-1час

07.09.

0/2

Что такое механика. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.




Знать различные виды и разделы механики, виды механического движения.

П.1;2

КИНЕМАТИКА - 10 часов.

Глава 1. Кинематика точки - 8 часов.

09.09.

1/1

Движение точки и тела. Положение точки в пространстве.




Знать и понимать смысл физических понятий «механическое движение», «материальная точка», «поступательное движение». Знать понятия: радиус-вектор, проекция вектора на ось координат. Иметь представление о координатном и векторном описании движения.

П.3,4.

№13,№14(Р)

14.09.

1/2

Перемещение. Решение задач по теме «Перемещение»




Знать понятия: кинематики, системы отсчёта, перемещение, скорость.

П.5,6; упр.№1;

№15,№16(Р)

16.09.

1/3

Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение равномерного прямолинейного движения




Знать физический смысл понятия скорости; законы равномерного прямолинейного движения.

Уметь пользоваться уравнением равномерного прямолинейного движения для определения координат тела, пройденного пути, строить и читать графики равномерного прямолинейного движения.

П.7, 8.

21.09.

1/4

Мгновенная скорость. Сложение скоростей.




Знать понятия: мгновенная и средняя скорость. Уметь решать задачи на нахождение скорости, средней скорости, перемещения, времени движения, координат тела. Иметь представление о сложении скоростей.

П. 9,10; упр.№2

23.09.

1/5

Ускорение. Единицы ускорения. Скорость с постоянным ускорением.




Знать понятие «ускорение», единицы ускорения, формулу пути. Уметь с помощью уравнения прямолинейного движения с постоянным ускорением находить путь, время, мгновенную скорость движения, ускорение. Уметь строить и читать графики движения.

П.11-13.

28.09.

1/6

Решение задач по теме: равномерное и равнопеременное движение.




Уметь применять понятия и формулы равномерного и равноускоренного движение тела при решении задач. Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям.

П.14.Задачи на повторение

30.09.

1/7

Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения.




Уметь находить высоту, время, мгновенную скорость полета тела при свободном падении.

П. 14, 15;16;упр.4

05.10.

1/8

Равномерное движение точки по окружности. Центростремительное ускорение. Движение тел.




Знать понятия: равномерное движение по окружности, линейная и угловая скорости, центростремительное ускорение.

П.17;18;19, упр.5, №102(Р)

Глава 2. Кинематика твердого тела - 2 часа.


07.10.

2/ 1

Движение тел. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорость вращения.




Знать/понимать смысл физических понятий: механическое движение, материальная точка, поступательное движение.

П.18,19. Упр.№5.

12.10.

2/2

Самостоятельная работа №1 по теме «Кинематика. Кинематика точки».



+

Уметь применять полученные знания при решении задач.

Повторение основных понятий.

ДИНАМИКА - 10 часов.

Глава 3. Законы механики Ньютона - 4 часа.

14.10.

3/1

Основное утверждение механики. Материальная точка. Первый закон Ньютона.




Знать /понимать смысл законов Ньютона, уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов. Знать первый закон Ньютона. Уметь приводить примеры инерциальных систем отсчета.

П.20;21;22;28

упр.6(№1)

19.10.

3/2

Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса.




Уметь: иллюстрировать точки приложения сил, их направление; находить графически сумму приложенных к телу сил. Знать второй закон Ньютона. Уметь находить равнодействующую нескольких сил. Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона.

П.23;П.25,

21.10.

3/3

Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц. Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике.




Знать/понимать смысл законов Ньютона, уметь применять их для объяснения механических процессов и явлений.

Уметь находить равнодействующую нескольких сил. Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона.

П.26, 27,28. Упр.6.

26.10.

3/4

Самостоятельная работа №2 по теме «Законы механики Ньютона».





+

Уметь применять полученные знания законов Ньютона при решении задач.

Повторение основных понятий

Глава 4. Силы в механике - 6 часов.

28.10.

4/1

Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.




Знать закон всемирного тяготения. Границы применимости закона.

П.29;30;31.Упр.№7(1).

09.11.

4/2

Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Решение задач по теме «Гравитационные силы».




Знать/понимать формулу для вычисления закона Всемирного тяготения, величины «сила тяжести»,

смысл физической величины «вес тела» и физических явлений невесомости и перегрузок.

№169(Р)

11.11.

4/3

Деформация и сила упругости. Закон Гука.




Знать /понимать смысл понятий: «упругость», «деформация», смысл величин «жесткость», закон Гука. Знать виды деформаций, понятие «сила упругости», закон Гука.

Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия динамометра, уметь опытным путем определять жесткость пружин и коэффициент трения.

П.34;35 №163,168(Р)

16.11.

4/4

Лабораторная работа №1 «Изучение движение тела по окружности».


+



Уметь описывать и объяснять процессы движения тела под действием силы упругости делать выводы на основе экспериментальных данных. Работать с оборудованием и уметь измерять.

Повторение основных понятий

18.11.

4/ 5

Роль силы трения. Сила трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел. Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах.




Знать /понимать смысл понятий: «трение», коэффициент трения», законы трения. Уметь описывать и объяснять , опытным путем определять коэффициент трения. Знать понятия «сила трения покоя», «сила трения скольжения», «сила трения качения».

п.36;37;38 249,250(Р). Упр.№7(2,3).

23.11.

4/6

Самостоятельная работа №3 по теме «Силы природы».



+

Уметь применять полученные знания при решении задач.

Повторение основных понятий

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ - 6 часов.

Глава 5. Закон сохранения импульса - 2 часа.

25.11.

5/1

Закон сохранения импульса. Импульс тела. Импульс силы.




Знать/понимать смысл величин «импульс тела», «импульс силы», уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения, закона сохранения импульса. Знать закон сохранения импульса.

Уметь вычислять изменение импульса тела при ударе о поверхность.

П.39;40.

Упр. №8. №314,317,320

(Р).

30.11.

5/2

Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.

Самостоятельная работа № 4 по теме «Закон сохранения импульса»



+

Уметь решать задачи использования закона сохранения импульса. Знать достижения отечественной космонавтики. Уметь применять знания на практике.

П.41;42.

Глава 6. Закон сохранения энергии - 4 часа.

02.12.

6/ 1

Работа силы. Мощность. Работа силы тяжести. Работа силы упругости.




Знать/понимать смысл величин «работа», «механическая энергия», уметь вычислять работу, потенциальную и кинетическую энергию тела.

П.43;44;45,50. Упр.№9(1,2)

07.12.

6/ 2

Энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения и превращения в механике. Уменьшение механической энергии.




Знать и понимать смысл понятий «энергии», виды энергии и закона сохранения энергии. Знать границы применимости закона сохранения энергии. Уметь вычислять работу, потенциальную и кинетическую энергию тела.

П. 45,46;49. П.51.

Упр.№9(3-5)

09.12.

6/ 3

Лабораторная работа № 2 «Изучение закона сохранения механической энергии».

+



Уметь проводить лабораторное исследование. Уметь описывать и объяснять процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы; делать выводы на основе экспериментальных данных. Знать формулировку закона сохранения механической энергии. Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных. Работать с оборудованием и уметь измерять.

Повторение основных понятий

14.12.

6/ 4

Самостоятельная работа №5 по теме «Закон сохранения энергии».



+

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Повторение основных понятий

СТАТИКА - 1 ЧАС.

Глава 7.Равновесие абсолютно твердого тела - 1 час.

16.12.

7/ 1

Статика. Равновесие тел. Первое условие равновесия твердых тел. Второе равновесие твердых тел.




Знать понятия деформация, абсолютно твердое тело, плечо силы, момент силы. Иметь представление о видах деформации. Знать предмет статики. Знать условия равновесия тел.

П.52;53.

Конспект.

21.12.

1

Контрольная работа №1 по теме «Механика».


+


Знать/понимать смысл законов кинематики и динамики, всемирного тяготения, законов сохранения.

Повторение 8 класс «Тепловые явления».

Раздел 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ - 19 ЧАСОВ.

Глава 8. Основа молекулярно-кинетической теории - 5 часов.

23.12.

8/1

Основные положения МКТ. Размеры молекул. Броуновское движение. Экспериментальное доказательство основных положений теории.




Знать/понимать смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула». Знать/понимать основные положения МКТ, уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества.

Уметь описывать и объяснять эксперименты, лежащие в основе МКТ.

П.55,56,58. Упр.11(1,2)

28.12.

8/ 2

Масса молекул, количество вещества. Решение задач.




Знать/понимать смысл величин «молярная масса», «количество вещества», «постоянная Авогадро». Понимать смысл физических величин: количество вещества, молекулярная и относительная масса. Знать/понимать смысл величин, характеризующих молекулы.

П.57

упр.11(3-6)

30.12.

8/ 3

Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел.




Знать/понимать строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел. Уметь объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе их молекулярного строения. Иметь представление о различиях в строении твердых, жидких, газообразных тел.

П.59;60. Повт.п.57

11.01.2016

8/ 4

Идеальный газ МКТ. Среднее значение квадрата скорости молекул. Основы уравнение МКТ газов.




Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом. Знать основное уравнение МКТ. Уметь объяснять зависимость давления газа от массы, концентрации и скорости движения молекул. Знать/понимать смысл «давление», его зависимость от микропараметров.

П.61;62;63. Упр.11(№7,8).

13.01.

8/5

Решение задач по теме «Основы МКТ». Самостоятельная работа № 6 по теме «Основы МКТ».



+

Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами.

Упр.11(9,10)

Глава 9. Температура. Энергия теплового движения молекул - 3 часа.

18.01.

9/ 1

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Температура - мера средней кинетической энергии.




Знать/понимать смысл понятия: смысл постоянной Больцмана. Уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре.

П.64;65,66.

Упр.12(№1,2).

20.01.

9/ 2

Абсолютная температура. Измерение скоростей движения молекул газа.




Знать/понимать смысл понятия «абсолютная температура». Иметь представление о зависимости температуры от средней кинетической энергии молекул. Иметь представление о методе оценки средней скорости молекул.

П.66;67. Упр.12(№3,4).

25.01.

9/ 3

Самостоятельная работа №7 по теме «Температура. Энергия теплового движения молекул».



+

Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами.

Повторение основных понятий

Глава 10. Уравнение состояния идеального газа - 4 часа.

27.01.

10/ 1

Уравнение состояние идеального газа. Решение задач.




Знать/понимать зависимость между макроскопическими параметрами (p, V, T), характеризующими состояние газа.

Знать уравнение состояния идеального газа. Уметь выводить уравнение состояния идеального газа в форме, полученной Менделеевым, и в форме, полученной Клайпероном. Знать уравнение состояния идеального газа.

П.68. упр.13(1)

№493-495(Р).

01.02.

10/ 2

Газовые законы. Решение графических задач.




Знать/понимать смысл законов Бойля - Мариотта, Гей-Люссака и Шарля. Уметь определять параметры газа в изопроцессах, уметь определять вид процесса по графику в графических задачах.

П.69.упр.13

(№2,4,5);

№507-509(Р).

03.02.

10/ 3

Решение графических задач по теме «Изопроцессы. Газовые законы».




Знать и уметь применять газовые законы при решении задач.

№496,517,529

(Р). Упр.13(№6,7).

08.02.

10/ 4

Лабораторная работа №3 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака».

+



Уметь проводить лабораторное исследование. Знать уравнение состояния идеального газа. Знать/понимать смысл закона Гей-Люссака. Уметь выполнять прямые измерения длины, температуры, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей.

Повторение основных понятий №

504,510,536,538, 539(Р).

Глава 11. Взаимные превращения жидкостей и газов - 1 часа.

10.02.

11/ 1

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха.




Знать/понимать смысл понятий: «кипение», «испарение», «парообразование»; смысл величин: «относительная влажность», «парциальное давление». Уметь описывать и объяснять свойства насыщенного и ненасыщенного пара, критическая температура.

П.70,71,72. Упр.14.

№548-550(Р).

Глава 12. Твердые тела - 1 час.


15.02.

12/ 1

Кристаллические тела. Аморфные тела.




Иметь представление о молекулярном строении твердых тел. Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел.

П.73,74.

Глава 13. Основы термодинамики - 4 часа.


17.02.

13/ 1

Внутренняя энергия в термодинамике. Работа в термодинамике. Количество теплоты.




Знать/понимать смысл величины: «внутренняя» энергия. Знать формулу для вычисления внутренней энергии. Знать/понимать смысл понятий: «количество теплоты», «работа». Знать понятие внутренняя энергия.

П.75,76,77.Упр.15(1,2).

№620-624(Р).

22.02.

13/ 2

Решение задач по теме «Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты».




Знать/понимать смысл понятий «количество теплоты», «удельная теплоемкость». Знать и уметь применять формулы вычисления внутренней энергии двухатомного и трехатомного газов.

№632,638.Упр.15(3-6)

24.02.

13/ 3

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам.




Знать/понимать смысл первого закона термодинамики. Уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа. Знать/понимать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов. Знать и уметь применять законы термодинамики.

П.78,79.

№637,644.Упр.15(7-9)

29.02.

13/4

Второй закон термодинамики. Необратимость процессов в природе. Принцип действия тепловых двигателей.




Иметь представление о необратимости процессов в природе. Знать/понимать смысл второго закона термодинамики. Знать/понимать смысл понятий «обратимые и необратимые процессы». Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД. Знать/понимать основные виды тепловых двигателей: ДВС, паровая и газовая турбины, реактивный двигатель.

П.80,81. №648,650. П.82. №679,673.

02.03.

1

Контрольная работа №2 по теме «Основы МКТ. Термодинамика».


+


Знать и уметь применять основные законы термодинамики, КПД тепловых двигателей, относительную влажность воздуха. Знать/понимать строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел, уметь объяснять физические явления и процессы с применением основных положений МКТ.

Повторение основных понятий.

Раздел 3. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ - 20ЧАС.

Глава 14. Электростатика - 8 часов.


07.03.

14/ 1

Что такое электродинамика. Электрический заряд и элементарные частицы. Заряженные тела и электризация тел.




Знать/понимать смысл физических величин: «электрический заряд», «элементарный электрический заряд»; знать смысл закона сохранения заряда. Уметь объяснять процесс электризации тел. Знать закон сохранения электрического заряда.

П.83-86.

09.03.

14/ 2

Закон сохранения электрического заряда. Основной закон электростатики - закон Кулона. Единица электрического заряда. Решение задач.




Знать/понимать смысл закона Кулона, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия Уметь решать задачи на определение условий равновесия системы Знать понятие «точечный заряд», закон Кулона двух и более заряженных тел.

П.87,88.

14.03.

14/ 3

Решение задач по теме «Основной закон электростатики - Закон Кулона».




Уметь решать задачи на определение условий равновесия системы двух и более заряженных тел. Знать и уметь применять при решении задач закон сохранения электрического заряда, закон Кулона.

Повторить: П.87,88. №682

16.03.

14/4

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции. Силовые линии электрического поля.




Знать понятие «электрическое поле», его основные свойства. Знать понятие «напряженность электрического поля». Уметь вычислять напряженность поля по формуле. Знать виды полей, их графическое изображение, уметь изображать линии напряженности точечного заряда, шара, двух параллельных пластин

П.90-92. №692

28.03.

14/ 5

Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков.




Знать/понимать смысл потенциальной энергии однородного электрического(электростатического поля). Проводники в электростатическом поле. Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков.

П.93-95. Упражнение №16

30.03.

14/6

Потенциал электрического поля и разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и разность потенциалов.




Знать энергетическую характеристику электрического поля. Знать понятие однородное электрическое поле. Знать картину эквипотенциальных поверхностей электрических полей.

П. 96,97,98.упражнение №17

04.04.

14/ 7

Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов. Решение задач.




Знать смысл физических величин: электроемкость. Иметь представление об устройстве конденсатора и его применении.

П.99,100. №721,724(Р).упражнение №18.

06.04.

14/8

Самостоятельная работа № 8

по теме «Электростатика».



+


Повторение основных понятий

Глава 15. Законы постоянного тока - 7 часов.

11.04.

15/ 1

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.




Знать/понимать смысл закона Ома для участка цепи, уметь определять сопротивление проводников. Знать формулу зависимости сопротивления проводника от его геометрических размеров и рода вещества, из которого он изготовлен. Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников.

П.102,-104. №785(Р)

13.04.

15/ 2

Электрические цепи. Последовательное и параллельно соединение проводников. Решение задач.




Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников.

П.105№795

18.04.

15/ 3

Лабораторная работа №4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

+



Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников. Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников.

№799,800(Р)

20.04.

15/ 4

Работа и мощность электрического тока.

Решение задач.




Знать и уметь применять при решении задач формул для вычисления работы и мощности электрического тока. Уметь описывать и объяснять процессы, происходящие в проводниках при прохождении через них электрического тока.

П.106. №804

25.04.

15/ 5

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Решение задач.




Знать формулировку закона Ома для полной цепи. Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

П.107.№814

27.04.

15/ 6

Лабораторная работа №5 « Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

+



Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, знать формулировку закона Ома для полной цепи, планировать эксперимент, выполнять измерения и вычисления.

№823,824

04.05.

15/ 7

Самостоятельная работа №9 по теме «Законы постоянного тока».



+

Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи; уметь определять работу и мощность электрического тока при параллельном и последовательном соединении проводников.

Повторение основных понятий.

Глава 16. Электрический ток в различных средах - 4часа.

11.05.

16/ 1

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов.




Уметь объяснять природу электрического тока в металлах, знать основы электронной теории, уметь объяснять причину увеличения сопротивления металлов с ростом температуры. Знать и понимать значение сверхпроводников в современных технологиях. Иметь представление о перспективах применения сверхпроводников.

П.109,110

16.05.

16/ 2

Зависимость сопротивления проводника от температуры. Решение задач. Сверхпроводимость.




Знать /понимать законы Фарадея, процесс электролиза и его техническое применение.

П.111,112.

18.05.

16/ 3

Транзисторы. Электрический ток в вакууме. Электронные пучки. Электронно - лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Решение задач. Электрический ток в газах. Плазма.




Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического заряда в полупроводниках. Иметь представление о практическом применении электролиза. Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в газах.

П.116(117,118)

23.05.

16/4

Самостоятельная работа 10 по теме «Электрический ток в различных средах».



+

Знать /понимать законы Фарадея, процесс электролиза и его техническое применение.

П.119,120,121(122,123)

25.05.

1

Контрольная работа №3 по теме «Основы электродинамики».


+


Уметь систематизировать полученные знания. Применять изученные законы электричества при решении задач. Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи; уметь определять работу и мощность электрического тока при параллельном и последовательном соединении проводников.


30.05.

1

Итоговая контрольная работа №4 за курс 10 класса.


+


Уметь систематизировать полученные знания. Применять изученные законы при решении задач.




ИТОГО: 70 часов

5

4

10











РАЗДЕЛ 7.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Перечень используемых учебников и учебных пособий.

1. Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н., Н.Н.Сотский «Физика 10» (Базовый и профильный уровни) 10класс. - М.: Просвещение, 2014год.

2. Примерная программа для основной и средней (полной) школы по физике.

3. Сборники задач: Физика. Задачник. 10-11 класс.: Пособие для общеобразовательных. учреждений / Рымкевич А.П. стереотип. - М.: Дрофа, 2014год.

4. Тетрадь для лабораторных и контрольных работ по физике. Издательство: «Лицей», 2014, г.Саратов, автор Губанов В.В.

5. Л.М.Монастырский, А.С.Богатин. «Тесты по физике». М.: Просвещение, 2011г.

6. О.Ф. Кабардин и др. ЕГЭ 2015. Физика тематические и типовые экзаменационные варианты. М.: Издательство «Экзамен», 2015г.

7. В.А.Грибов. ЕГЭ-2016: Физика: типовые варианты - М.: Астрель, 2015г.

Содержание материала комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания. Комплект рекомендован Министерством образования РФ.

Методическое обеспечение:

  1. Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 2012г.

  2. Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. - Дрофа, 2001-2002год.

  3. Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. - Мнемозина, 2011г.

  4. Маркина В. Г.. Физика 10 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. - Волгоград: Учитель, 2013г.

Дидактические материалы:

  1. Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. - М.: Просвещение, 2013г.

  2. Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2011.

  3. Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10,11 классах. Сборник заданий и самостоятельных работ.- М: Илекса, 2014.

  4. Кирик Л. А.: Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика. Молекулярная физика. Электричество и магнетизм. Москва-Харьков, Илекса, 2010г.

  5. Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10 ,11 классы. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2014 г.

  6. Москалев А.Н., Никулова Г.А.Физика. Готовимся к ЕГЭ Москва: Дрофа, 2014 - 2015г.

Используемый УМК позволяет на уроках использовать современные личностно ориентированные педагогические технологии, вовлекать учащихся в практические занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации.

Периодические издания

1.Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант» - kvant.info/

2.Научно-техническая библиотека - n-t.ru/

3.Газета "Физика" (1 сентября) - fiz.1september.ru/

4.Открытый колледж. Физика - college.ru/physics/index.php

5.Открытый колледж. Астрономия - college.ru/astronomy/index.php

Перечень используемых электронных учебных пособий, экранно-звуковых учебных изданий.

Дополнительные источники:

1. Физика. 7-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. «1С», 2004.

2. Физика. 7-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. ООО «Кирилл и Мефодий», 2009г.

3. Открытая физика. Интерактивное электронное пособие. ООО «Физикон», 2008г.

4. Физика. Интерактивный курс физики для 7-11 классов. Учебное электронное издание. ООО «Физикон», 2010г.


Перечень используемых технические средства интерактивных технологий. Цифровые Образовательные Ресурсы

№1 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики».

№2 «Физика, 7-11 класс ООО Физикон».

№3 Библиотека наглядных пособий 1С: Образование «Физика, 7-11 класс»

№4 Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия 10-11 классы» ООО Физикон.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении развития творческих способностей проблемное обучение (проблемные лекции, проблемные семинары); проектное обучение;мозговой штурм (письменный мозговой штурм, индивидуальный мозговой штурм); технологии развития критического мышления через чтение и письмо;технология обучения смысловому чтению учебных естественнонаучных текстов; технология проведения дискуссий;технология «Дебаты»;тренинговые технологии (когнитивные тренинги);технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Используемые технические средства: Персональный компьютер, Мультимедийный проектор, Проекционный экран.

Образовательные диски

Учебные демонстрации по всему курсу физики основной школы с подробными комментариями. DVD диск.6 ИМЦ Арсенал образования, 2012год.

Презентации, созданные учителем и детьми в процессе образовательного процесса по каждой изучаемой теме

Комплект физического ГИА оборудования для проведения лабораторных работ .Таблицы.







Интернет-ресурсы

Название сайта или статьи

Содержание

Адрес

Стандарт физического образования в средней школе.

Обзор школьных программ и учебников. Материалы по физике и методике преподавания для учителей. Экзаменационные вопросы, конспекты, тесты для учащихся. Расписание работы методического кабинета. Новости науки.

edu.delfa.net/

Федеральная коллекция ЦОР

Материалы по физике и методике преподавания для учителей.

edu.of.ru\ies\default.asp

Единая коллекция ЦОР

Материалы по физике и методике преподавания для учителей.

school-collection.edu.ru


Каталог ссылок на ресурсы о физике

Энциклопедии, библилтеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др.

http:ivanovo.ac.ru/phys

Бесплатные обучающие программы по физике

15 обучающих программ по различным разделам физики

http:history.ru/freeph.htm

Лабораторные работы по физике

Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов.

http:phdep.ifmo.ru

Учителю физики

Программы и учебники, документы, стандарты, требования к выпускнику школы, материалы к экзаменам, билеты выпускного экзамена, рекомендации по проведению экзаменов, материалы к уроку.

edu.delfa.net:8101/teacher/teacher.html

Анимация физических процессов

Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.

http:physics.nad.ru

Курс физики 11 класса

Традиционный курс физики для 11 класса из 6 тем: электромагнетизм, оптика и т.д.

vschool.km.ru/education.asp?subj=19

Курс физики 10 класса

Интерактивный курс и справочник. В состав курса входят 8 больших тем от основ МКТ до переменного тока.

vschool.km.ru/education.asp?subj=4


Физическая энциклопедия

Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики.

elmagn.chalmers.se/%7eigor

Физика: электронная коллекция опытов

Коллекция опытов по школьному курсу физики: видеоматериал, описание, коментарии, статьи.

school.edu.ru/projects/physicexp



Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

  1. 1С. Школа. Физика, 7-11 класс. Библиотека наглядных пособий. - Под редакцией Н.К. Ханнанова. - CD ROM. - Рег.

номер 82848239.

2. 1 CD for Windows. Физика, 7-11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.- CD ROM.


Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

2.Демонстрационный эксперимент для 7-11 классов PHYWE(кобра).

3.Цифровая лаборатория Sensor Lab для кабинетов физика, химия, биология.




























РАЗДЕЛ 8.

Результаты освоения учебного предмета и система оценки.

Предметными результатами обучения физике в полной средней школе на базовом уровне являются:

В результате изучения физики ученик 10 класса должен:

Знать/понимать:

Смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле.

Смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность , кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила.

Смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения

Уметь описывать и объяснять:

- физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;

- физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твердых тел;

- результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела, нагревание газа при его быстром сжатии охлаждение при быстром расширении, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, броуновское движение, электризацию тел при их контакте, зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;

- фундаментальные опыты, оказывающие существенное влияние на развитие физики;

- приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

- определять характер физического процесса по графику, таблице и формуле;

- отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что: наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

- приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдение и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и научных теорий, эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты, физическая теория позволяет предсказывать еще не известные явление и их особенности, при объяснении природных явлений используются физические модели, один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использование разных моделей, законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

- измерять: расстояние , промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха , силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока, скорость, ускорение свободного падения, плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

- применять полученные знания для решения физических задач;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды, рационального природопользования и охраны окружающей среды, определения собственной позиции по отношению к экологическим проблем и поведению в природной среде.















Формы и методы обучения.


Лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, практикум.

Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Для повышения мотивации и развития самостоятельности обучающихся, дифференцированного подхода при изучении курса физики, в ряде тем 10 класса

уроки проводятся дистанционно с использованием ЦОР и ЭОР, это: Динамика и силы в природе (Решение задач на законы Ньютона).

Основы термодинамики (Первый закон термодинамики, второй закон термодинамики).

Электростатика (Закон кулона). Законы постоянного тока (Закон Ома для полной цепи).


Формы, методы, технологии обучения.

а) Урок изучения нового материала. Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:

Виды: урок-лекция, урок - беседа, урок с использованием учебного видеофильма, урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

б) Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:

Виды: урок самостоятельных работ, урок-лабораторная работа, урок практических работ, урок-экскурсия, семинар.

в) Урок обобщения и систематизации. Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков:

- урок-семинар, урок-конференция, интегрированный урок, творческое занятие, урок-диспут, урок-деловая/ролевая игра.

г) Уроки контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков:

Виды: - устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос), письменная проверка, зачет, зачетные практические и лабораторные работы, контрольная (самостоятельная) работа, смешанный урок (сочетание трех первых видов), урок-соревнование.

д) Комбинированные уроки: на них решаются несколько дидактических задач.

6. Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения.















Технологии обучения / Применение современных образовательных технологий:

  • технология проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ технология, технология проектирования, уровневая дифференциация.


Контроль знаний и умений учащихся / Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:


Текущий контроль осуществляется с помощью практикума в форме практических работ и практических заданий, самостоятельных и проверочных работ. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Этап 1. Выявление (обнаружение) теоретических элементов знаний (дидактических единиц) в реальной демонстрации (ситуации). Например, при организации зачета по теме «Кинематика» учащимся предлагается охарактеризовать показанный учителем вид механического движения по скорости и траектории.

Этап 2. Физический диктант «Дополни предложения».

Этап 3. Задание по графикам зависимости физических величин от времени, от других параметров. Например, во время зачета по теме «Кинематика» учащимся предлагается выполнить следующие задания по графикам скорости, содержащим несколько участков:

а) установите вид движения на каждом участке; б) определите начальную и конечную скорости движения; в) постройте график проекции ускорения; г) постройте график проекции перемещения.

Этап 4. Заполнение обобщающих таблиц. В таблицу продуктивно помещать формульную и графическую информации об изучаемых объектах или процессах. Например, при проведении зачета по теме «Электрический ток в различных средах» целесообразно заполнение таблицы по обобщению закономерностей протекания тока в различных проводящих средах при опоре на модели их микроструктуры.

Этап 5. Решение уровневых экспериментальных задач.

Этап 6. Контрольная работа по решению уровневых задач.





Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы.

К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.







Система оценки планируемых результатов.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике

При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:

о физических явлениях:

  • признаки явления, по которым оно обнаруживается;

  • условия, при которых протекает явление;

  • связь данного явлении с другими;

  • объяснение явления на основе научной теории;

  • примеры учета и использования его на практике;

о физических опытах:

  • цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;

о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:

  • явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);

  • определение понятия (величины);

  • формулы, связывающие данную величину с другими;

  • единицы физической величины;

  • способы измерения величины;

о законах:

  • формулировка и математическое выражение закона;

  • опыты, подтверждающие его справедливость;

  • примеры учета и применения на практике;

  • условия применимости (для старших классов);

о физических теориях:

  • опытное обоснование теории;

  • основные понятия, положения, законы, принципы;

  • основные следствия;

  • практические применения;

  • границы применимости (для старших классов);

о приборах, механизмах, машинах:

  • назначение; принцип действия и схема устройства;

  • применение и правила пользования прибором.

Физические измерения.

  • Определение цены деления и предела измерения прибора.

  • Определять абсолютную погрешность измерения прибора.

  • Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.

  • Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения. Определять относительную погрешность измерений.

  • Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.

Оценке подлежат умения:

  • применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;

  • самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ;

  • решать задачи на основе известных законов и формул;

  • пользоваться справочными таблицами физических величин.

При оценке лабораторных работ учитываются умения:

  • планировать проведение опыта;

  • собирать установку по схеме;

  • пользоваться измерительными приборами;

  • проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;

  • составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.









Оценка устных ответов учащихся


Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.


Оценка письменных контрольных работ


Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.







Оценка лабораторных работ


Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.


Формы и виды контроля. Контроль знаний.


Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

50-70% - «3»; 71-85% - «4»; 86-100% - «5».












Перечень ошибок


Грубые ошибки


  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показания измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки


  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.

  2. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  3. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  4. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  5. Нерациональный выбор хода решения.



Недочеты


  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.



Контрольно-измерительные материалы в 10 «А» классе.


Приложение №1. Контрольные работы.

Контрольная работа №1 по теме «Механика».

Контрольная работа №2 по теме «Основы МКТ. Термодинамика».

Контрольная работа №3 по теме «Основы электродинамики».

Итоговая контрольная работа №4 за курс 10 класса.


Приложение №2. Самостоятельные работы.

Самостоятельная работа №1 по теме « Кинематика точки».

Самостоятельная работа №2 по теме «Законы механики Ньютона».

Самостоятельная работа №3 по теме «Силы природы».

Самостоятельная работа № 4 по теме «Закон сохранения импульса»

Самостоятельная работа №5 по теме «Закон сохранения энергии».

Самостоятельная работа № 6 по теме «Основы МКТ».

Самостоятельная работа №7 по теме «Температура. Энергия теплового движения молекул».

Самостоятельная работа № 8 по теме «Электростатика».

Самостоятельная работа №9 по теме «Законы постоянного тока».

Самостоятельная работа №10 по теме «Электрический ток в различных средах».






СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета Заместитель директора по УВР МБОУ «Школа №87»

МБОУ «Школа №87» __________________

от_______20___ года №__ Подпись

________________________ _Зубкова А.В.

Подпись руководителя МС (Ф.И.О.)

Сакун М.В. ____ __________ 20__год

(Ф.И.О.)


© 2010-2022