Обобщающий урок-игра по теме Средства связи

Познавательный обобщающий урок физики в 11 классе по теме "Развитие средств связи". Это урок-игра, целью которого является популяризация истории развития средств связи, В ходе подготовки к уроку ученики знакомятся с устройством и принципами работы различных средств связи. Конкурсные задания дают возможность учащимся проследить за эволюцией средств связи- от проводной связи к радиосвязи, в том числе космической, поговорить о современных средств связи. В основу сценария урока положена замечател...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Развитие средств связи»

Обобщающий познавательно-развлекательный урок (2ч)

Ход урока:

Члены команд в процессе подготовки, а также зрители во время проведения вечера знакомятся с историей развития средств связи, поэтому конкурсы наиболее целесообразно расположить в соответствии с исторической последовательностью развития этих средств связи: телеграф, телефон, радио, телевидение, интернет. Конкурсные задания дают возможность учащимся проследить за эволюцией средств связи- от проводной связи к радиосвязи, в том числе космической, поговорить о современных средств связи. В основу сценария урока положена замечательгая книга чешского писателя Людвига Соучека «Туда, где неслышно голоса».

Урок проводится в несколько этапов.

Разминка

Рассуждалка

Конкурс телефонисток

Вступительное слово учителя:

В редакциях газет и журналов можно слышать фразу: «Ну и денек! Надо было оправить 2500 ответов на письма, разослать 453 текстов,605 вопросов для интеллектуалов, переговорить с Австралией, Мексикой и Америкой, согласовать планы выставок с пятью музеями Европы..»

И представьте все это удается! Почту забирает курьер, тексты передают по электронной почте, сообщения оставляются на автоответчиках, с музеями связываются по скайпу. Только не подумайте что это волшебство, просто используются современные средства связи.

Как общались люди, когда еще не было этих великих технических достижений ?Будут ли в 21 веке письма и конверты? Можно ли отправить посылку на Марс? Вопросов у меня великое множество, поэтому приглашаю вас в путешествие по истории связи. По пути будет много остановок. Вот первая из них.

1.Разминка.

Ведущий предлагает всем во время разминки «посетить» агентство печати.

Мы входим в здание, где помещается агентство печати, оттуда газеты, журналы, радио, телевидение, различные институты и организации ждут сообщений. Сообщения должны быть переданы как можно скорее.

Команды задают друг другу по три вопроса.

Первый вопрос связан с аппаратами, принимающими днем и ночью сообщения из всех стран мира.

Второй вопрос связан с изобретениями, способствующими улучшению всевозможных видов связи. Вместе с новыми изобретениями рождаются новые термины, смысл которых надо понимать и правильно объяснять -это третий вопрос.

Примерные вопросы и ответы:

1 команда.

1.Свежие новости в наш дом ежедневно приносят газета. В ней встречаются меленькие корреспонденции под рубрикой «строки с телетайпной ленты». Вопрос: « Что такое телетайп?»

(телетайп- приемно-передающий телеграфный аппарат с клавиатурой. При приемке запись (печать) сообщений производится на рулонной бумаге.)

2. Как стекловолокно улучшает телефонную связь? (новые типы кабелей из стекловолокна для лазерных лучей, с помощью которых можно передавать одновременно до 100 млн. двусторонних телефонных разговоров.)

3.Что такое коаксиальный кабель? (это усовершенственная модель телефонного кабеля позволяющая многократно увеличивать количество одновременных телефонных разговоров по одной линии.)

2 команда.

1.Какую роль конвертеры выполняют в агентстве печати? (большие шкафы, называемые конвертерами, связанные с процессом передачи изображения на расстоянии. В них помещаются телефотографические приемники).

2. Каково назначения спутника связи? (эти спутники предназначены для дальней радиотелефонной связи и для ретрансляции телевизионных программ).

3.Что такое радар? (радар или радиолокационная установка,- прибор для радиопеленгации).

2.Рассуждалка

История телеграфа, как и многие другие открытия, имеет знаменательные даты, великие имена, интересные события факты. Вспомним о двух событиях из истории электрического телеграфа, для чего приглашаются по два ученика из каждой команды. Им будут предложены четыре факта, связанные между собой (дата, название географического места, рисунок и строки литературного произведения). Пользуясь этими сведениями, команды должны сказать о каком изобретении идет речь или кто принимал участие в его совершенствовании, каково значение этих дат для человечества. На экране задание первой команде.Обобщающий урок-игра по теме Средства связи

Ответ: В этом году Павел Львович Шиллинг демонстрирует свой первый в мире электрический телеграфный аппарат. На снимке представлен один из первых аппаратов. Пять магнитных стрелок расположены на щитовой доске. Клавиатура состояла из двенадцати клавиш, из которых две первые служили для оповещения о начале передачи. При помощи двух стрелок можно указать «нужную» букву алфавита на циферблате ( в месте пресечения стрелок). Петербург, Зимний дворец и Министерство путей сообщения были связаны первой телеграфной линией, построенной Шиллингом на его собственные средства. А строки А.С. Пушкина были посвящены именно П.Л. Шиллингу.

Вопросы для второй команды:

1.Первая неудачная попытка была предприянята в августе 1857г,вторая в июле 1858г., окончательная успешная экспедиция- в июле1866г.

2. Европа и Америка, маленький ирландский порт Валенсия и остров Ньюфаундленд

3. Демонстрируется рисунок.

4. Читается отрывок из произведения Стефана Цвейга «Первое слово из-за океана».Обобщающий урок-игра по теме Средства связи

Ответы: В августе 1857г. Была предпринята первая неудачная попытка по прокладке трансатлантического телеграфного кабеля, соединяющего Европу и Америку. История прокладки первых трансатлантических кабелей навсегда связана с именем человека, чья энергия, неистощимая выдумка , вера в успех и даже имя как бы заимствованы из романов Жюля Верна. Это был Сайрус Филд. Стефан Цвег и посвятил одну из миниатюр цикла «Звездные часы человечества» описанию торжества и поражения Сайруса Филда в тот радостный и печальный день 28 июля 1858 г.Первый кабель лопнул под своей тяжестью. Затем работы возобновили , но не выдержали теперь тросы лебедок, поднимающие концы кабелей со дна океана. В июне 1866 года была возобновлена прокладка кабеля. Он связал маленький ирландский порт Валенсия с островом Ньюфаундленд.

На рисунке представлен, поперечный разрез кабеля 1864г.

Далее по небольшим описаниям команды должны узнать о ком идет речь.

  • Родился в семье священника. Учился очень хорошо и отличался большой любознательностью, любил мастерить различные игрушки и простые технические устройства. Построил первый в мире «прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний».(А.С. Попов).

  • В 1837г. Сконструировал телеграфный аппарат, записывающий сигналы. Составил код, в котором буквы алфавита были зашифрованы в двоичной системе : точка-тире. (Самуил Морзе).

  • В 1901 году передал радиосигнал через Атлантический океан из Корнуэлла в Ньюфаундленд. Когда в 1937 году он скончался, все радиоприемники мира молчали 2 минуты ( Гульельмо Маркони).

  • С детства рос в атмосфере звуков и музыки. С 1873г.- профессор физиологии органов речи Бостонского университета. Чистая случайность в работе по созданию телеграфа помогла открыть ему в 1876г., явление которое обернулось изобретением телефона. (Александр Грехем Белл).

3. Конкурс телефонисток

  1. Команды показывают свое домашнее задание.

Демонстрация модели первого телефона Белла с объяснениями .

юмористическое выступление по мотивам рассказа Носова «Телефон», «Как надо говорить по телефону».

  1. Составить текст телеграммы используя азбуку Морзе на скорость.

  2. Ответить на вопросы:

  • О чем был первый разговор по телефону 10 марта1876 г. ,который состоялся между изобретателем телефона Беллом и его помощником? (Белл передал своему помощнику фразу: «Говорит Белл. Если вы меня слышите, то подойдите к окну и помашите мне шляпой».)

  • Какую первую телеграмму передал Шиллинг с помощью своего «стрелочного» телеграфа в 1832г.? ( «Спасибо , друзья, за внимание. Все это сохраните в тайне. Ваш Шиллинг.»)

  • В здании Нью-Йоркского университета 4 сентября1837 г состоялось публичное испытание аппарата -электрического телеграфа Морзе. Каков текст первой телеграммы Морзе.? (Морзе находился в одном конце здания, помощник в другом. Был передан следующий текст: « Успешный опыт с телеграфом 041837»

  • Что передал А.С. Попов 7мая 1895г. В день рождения радио? ( Генрих Герц).

  1. «Обгонялка»

Кто быстрее найдет ответ? (Каждый правильный ответ- 1 балл)

  1. Первые связисты.(гонцы)

  2. Почтовые станции для смены лошадей в средневековой Франции. (Реле)

  3. Как называлась мелкая венецианская серебряная монета , за которую можно прочесть рукописный «листок новостей» (газета).

  4. Какая связь помогала Риму удерживать в повиновении покоренные народы? (почтовая)

  5. Ямские станции появились на Руси во времена… (Ивана III).

  6. Почтовые станции в империи инков.(Часкви)

  7. Ротшильд воспользовался информацией, доставленной …..(голубями)

  8. Первая компьютерная сеть, созданная в 1969г. Министерством обороны США. (ARPANET)

  9. По какой компьютерной почте отправляются письма в любую часть света?(E-mail)

  10. Самая глобальная компьютерная сеть (Internet).

  1. Конкурс болельщиков

С помощью хлопков в ладоши, используя азбуку Морзе болельщики обеих команд передают друг другу небольшой текст. Соперники и жюри расшифровывают фразы. На экране проецируется азбука Морзе.

  1. Музыкальный конкурс. «Остановите музыку!»

Известно, что в кино и на телевидении для упрощения и удешевления съемок вся музыка воспроизводится в записи, певцы лишь синхронизируют движение губ со словами записанного голоса, а оркестр имитирует игру на инструментах.Это называется «выступать под фонограмму». Командам предстоит «выступить под фонограмму»предварительно прослушав музыкальные фрагменты.

  1. Конкурс капитанов.

Это задание относится к самому распространенному и надежному средству связи. Предлагается капитанам обменятся письмами(кодограммами), в которых отдельные слова, фразы или части фраз заменены условными символами. Разгадать их и познакомить присутствующих с этими посланиями задача соперников.

При подведении итогов урока необходимо отметить каждого ученика. Если останется время, можно предложить способ изготовить самый простой телефон, например ,по Л.Гальперштейну.



© 2010-2022