- Преподавателю
- Физика
- Урок по физике на тему: Агрегатные состояния вещества (7 класс)
Урок по физике на тему: Агрегатные состояния вещества (7 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Павлова А.Ю. |
Дата | 04.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Агрегатные состояния вещества.
Тип урока: комбинированный
Цель: рассмотреть физические особенности отдельных агрегатных состояний вещества.
Задачи: 1) рассмотреть характерные особенности агрегатных состояний вещества с точки зрения основ МКТ;
2) в ходе беседы с классом активизировать работу каждого ученика по выполнению упражнений в рабочей тетради по физике (авторы: Т.А.Ханнанова, и Н.К.Ханнанов - № 10.3-11.3);
3) продолжить формирование общеучебных умений и навыков при работе с кратными и дольными единицами измерения физических величин (на примере массы).
Ход урока:
-
Актуализация ранее изученного с опорой на межпредметные связи с математикой: самостоятельная работа по карточкам: перевод кратных и дольных единиц массы (как подготовка к изучению следующего раздела физики - «Взаимодействие тел») - 4-5 мин.
-
Графический диктант:
Ученикам предлагается ряд утверждений. На листочках у каждого ряд чисел от 1 до 10. Над соответствующим номером вопроса они ставят черту, если утверждение верно, или дугу, если нет.
-
Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом (нет).
-
Объем газа при нагревании увеличивается, так как каждая молекула становится больше по размеру (нет).
-
Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь (нет).
-
Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда (да).
-
Атомы состоят из молекул (нет).
-
Объем тела при нагревании уменьшается (нет).
-
Объем жидкости при охлаждении уменьшается, так как промежутки между молекулами становятся меньше (да).
-
При сжатии газа уменьшается объем молекул (нет).
-
Молекулы водяного пара отличаются от молекул воды (нет).
-
Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить четырехлитровый сосуд (да).
___ ___
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
-
Постановка проблемы и мотивация познавательной деятельности:
Попробуйте отгадать загадку: Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! ( Вода)
Какие состояния воды обозначены в этой загадке? ( Газообразное, жидкое и твердое). В чем же причина такого различия? Попробуем все вместе выдвинуть гипотезу.
Гипотеза: Мы выяснили с вами, что во всех агрегатных состояниях вещество состоит из одних и тех же атомов и молекул. Следовательно, можно предположить, что различия этих состояний связано с различием во взаимном расположении частиц и их скоростями.
Давайте рассмотрим, как расположены и как движутся молекулы при различных агрегатных состояниях вещества. Какие возможности открылись перед людьми по мере получения таких сведений?
Вы правы - огромные! Знание изменения агрегатных состояний вещества с точки зрения МКТ позволили вникнуть в суть процессов, происходящих внутри вещества, дали возможность управлять этими процессами и создавать новые вещества.
-
Изложение нового материала - совместная деятельность учителя и учащихся по составлению компактной записи в тетрадь.
Газы - легко сжимаются, меняют форму и объем. (Подчеркнутая фраза переносится в тетрадь.)
Газообразное состояние вещества является примером существующего в природе совершенного беспорядка во взаимном расположении и движении частиц. Сила взаимодействия между молекулами газа очень мала. Скорости молекул газа значительны (сотни метров в секунду, как у пули!) В силу этого газ не имеет ни формы, ни объема. Он имеет обыкновение к неограниченному расширению в пустоту. Так как расстояние между молекулами газа значительно больше, чем в твердом теле и жидкости, его объем можно легко изменять, как уменьшая, так и увеличивая.
Выполнение задания 11.2 в рабочей тетради Ханнановых.
Жидкости - практически не сжимаемы, не сохраняют форму, но сохраняют свой объем. (В тетрадь!) На глубине Марианской впадины (11 км) вода сжимается всего на 4%.
Молекулы жидкости находятся находятся друг от друга на малом расстоянии (меньше, чем диаметр молекулы). Между ними существуют силы притяжения, и поэтому жидкости имеют свой объем. Но под действием внешних сил, например, силы тяжести можно легко заставить жидкость перемещаться, т.е. она обладает текучестью. Поэтому у жидкости нет своей формы, она принимает форму сосуда, в котором находится.
Однако ошибочно думать, что жидкости не имеют никакой собственной формы. Естественная форма всякой жидкости - шар. Обычно сила тяжести мешает жидкости принимать эту форму. Находясь внутри другой жидкости такого же удельного веса, жидкость по закону Архимеда (кстати, его вы будете изучать в 7 классе) «теряет» свой вес и принимает свою естественную шарообразную форму. Если ввести в смесь из воды и спирта немного растительного масла посредством шприца, то можно увидеть странную веешь: масло собирается в большую круглую каплю, которая не всплывает и не тонет, а висит неподвижно.
Выполнение задания 10.5 в рабочей тетради Ханнановых.
Твердые тела - несжимаемы, сохраняют форму и объем. (В тетрадь!)
Расстояния между молекулами очень мало, сравнимо с размерами самих молекул. Силы взаимодействия между молекулами очень большие, поэтому молекулы ограничены в собственном движении, и их положение трудно изменить. Тепловое движение сказывается только в том, что молекулы непрерывно колеблются около определенных, как бы закрепленных положений равновесия. При этом сами молекулы расположены упорядоченно, в узлах, так называемых кристаллических решеток. Такие твердые тела называют кристаллическими. В них наблюдается дальний порядок, т.е. упорядоченное расположение частиц по отношению к любой частице в пределах значительного объема.
Отсутствие систематических перемещений частиц и есть причина того, что мы называем «твердостью». Именно поэтому твердые тела сохраняют постоянную форму и объем.
Выполнение задания 11.3 и 12.1 в рабочей тетради Ханнановых.
-
Домашнее задание: п. 11, 12, Сб. задач Лукашика № 84-94 (устно).
-
Рефлексия: при беглом чтении физического диктанта, осмысление собственных ответов и их исправление в случае обнаружения неверных рассуждений в начале урока.