Урок по физике на тему: Агрегатные состояния вещества (7 класс)

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Агрегатные состояния вещества.

Тип урока: комбинированный

Цель: рассмотреть физические особенности отдельных агрегатных состояний вещества.

Задачи: 1) рассмотреть характерные особенности агрегатных состояний вещества с точки зрения основ МКТ;

2) в ходе беседы с классом активизировать работу каждого ученика по выполнению упражнений в рабочей тетради по физике (авторы: Т.А.Ханнанова, и Н.К.Ханнанов - № 10.3-11.3);

3) продолжить формирование общеучебных умений и навыков при работе с кратными и дольными единицами измерения физических величин (на примере массы).

Ход урока:


  1. Актуализация ранее изученного с опорой на межпредметные связи с математикой: самостоятельная работа по карточкам: перевод кратных и дольных единиц массы (как подготовка к изучению следующего раздела физики - «Взаимодействие тел») - 4-5 мин.

  2. Графический диктант:

Ученикам предлагается ряд утверждений. На листочках у каждого ряд чисел от 1 до 10. Над соответствующим номером вопроса они ставят черту, если утверждение верно, или дугу, если нет.

  1. Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом (нет).

  2. Объем газа при нагревании увеличивается, так как каждая молекула становится больше по размеру (нет).

  3. Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь (нет).

  4. Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда (да).

  5. Атомы состоят из молекул (нет).

  6. Объем тела при нагревании уменьшается (нет).

  7. Объем жидкости при охлаждении уменьшается, так как промежутки между молекулами становятся меньше (да).

  8. При сжатии газа уменьшается объем молекул (нет).

  9. Молекулы водяного пара отличаются от молекул воды (нет).

  10. Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить четырехлитровый сосуд (да).

Урок по физике на тему: Агрегатные состояния вещества (7 класс)___ ___

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Постановка проблемы и мотивация познавательной деятельности:

Попробуйте отгадать загадку: Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! ( Вода)

Какие состояния воды обозначены в этой загадке? ( Газообразное, жидкое и твердое). В чем же причина такого различия? Попробуем все вместе выдвинуть гипотезу.

Гипотеза: Мы выяснили с вами, что во всех агрегатных состояниях вещество состоит из одних и тех же атомов и молекул. Следовательно, можно предположить, что различия этих состояний связано с различием во взаимном расположении частиц и их скоростями.

Давайте рассмотрим, как расположены и как движутся молекулы при различных агрегатных состояниях вещества. Какие возможности открылись перед людьми по мере получения таких сведений?

Вы правы - огромные! Знание изменения агрегатных состояний вещества с точки зрения МКТ позволили вникнуть в суть процессов, происходящих внутри вещества, дали возможность управлять этими процессами и создавать новые вещества.


  1. Изложение нового материала - совместная деятельность учителя и учащихся по составлению компактной записи в тетрадь.

Газы - легко сжимаются, меняют форму и объем. (Подчеркнутая фраза переносится в тетрадь.)

Газообразное состояние вещества является примером существующего в природе совершенного беспорядка во взаимном расположении и движении частиц. Сила взаимодействия между молекулами газа очень мала. Скорости молекул газа значительны (сотни метров в секунду, как у пули!) В силу этого газ не имеет ни формы, ни объема. Он имеет обыкновение к неограниченному расширению в пустоту. Так как расстояние между молекулами газа значительно больше, чем в твердом теле и жидкости, его объем можно легко изменять, как уменьшая, так и увеличивая.

Выполнение задания 11.2 в рабочей тетради Ханнановых.

Жидкости - практически не сжимаемы, не сохраняют форму, но сохраняют свой объем. (В тетрадь!) На глубине Марианской впадины (11 км) вода сжимается всего на 4%.

Молекулы жидкости находятся находятся друг от друга на малом расстоянии (меньше, чем диаметр молекулы). Между ними существуют силы притяжения, и поэтому жидкости имеют свой объем. Но под действием внешних сил, например, силы тяжести можно легко заставить жидкость перемещаться, т.е. она обладает текучестью. Поэтому у жидкости нет своей формы, она принимает форму сосуда, в котором находится.

Однако ошибочно думать, что жидкости не имеют никакой собственной формы. Естественная форма всякой жидкости - шар. Обычно сила тяжести мешает жидкости принимать эту форму. Находясь внутри другой жидкости такого же удельного веса, жидкость по закону Архимеда (кстати, его вы будете изучать в 7 классе) «теряет» свой вес и принимает свою естественную шарообразную форму. Если ввести в смесь из воды и спирта немного растительного масла посредством шприца, то можно увидеть странную веешь: масло собирается в большую круглую каплю, которая не всплывает и не тонет, а висит неподвижно.

Выполнение задания 10.5 в рабочей тетради Ханнановых.

Твердые тела - несжимаемы, сохраняют форму и объем. (В тетрадь!)

Расстояния между молекулами очень мало, сравнимо с размерами самих молекул. Силы взаимодействия между молекулами очень большие, поэтому молекулы ограничены в собственном движении, и их положение трудно изменить. Тепловое движение сказывается только в том, что молекулы непрерывно колеблются около определенных, как бы закрепленных положений равновесия. При этом сами молекулы расположены упорядоченно, в узлах, так называемых кристаллических решеток. Такие твердые тела называют кристаллическими. В них наблюдается дальний порядок, т.е. упорядоченное расположение частиц по отношению к любой частице в пределах значительного объема.

Отсутствие систематических перемещений частиц и есть причина того, что мы называем «твердостью». Именно поэтому твердые тела сохраняют постоянную форму и объем.

Выполнение задания 11.3 и 12.1 в рабочей тетради Ханнановых.

  1. Домашнее задание: п. 11, 12, Сб. задач Лукашика № 84-94 (устно).

  2. Рефлексия: при беглом чтении физического диктанта, осмысление собственных ответов и их исправление в случае обнаружения неверных рассуждений в начале урока.


© 2010-2022